Файл: Вершинин М.С. Конфликтология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные проти-

22 Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Специфика субъектов, причин международных конфликтов обусловливает формы и механизмы их возникновения, развития и разрешения. В числе первоначальных форм проявления -межго- сударственные споры, дипломатические акции. Развитие конфликта связано с формированием противоборствующих сторон, зачастую в виде блоков, коалиций и прочих сообща действующих групп го-

сударств и других политических организаций. В ряду форм проявления международных конфликтов и их разрешения - политические переговоры: двусторонние и многосторонние с привлечением посредников, в виде международных конференций и другие.

В настоящее время в международной практике предотвращения и разрешения конфликтов к противоборствующим сторонам широ-

ко применяются политические и экономические санкции международного сообщества (ООН), региональных объединений государств (Совет Европы, Организация африканского единства и др.). Решение о применении санкций в ООН принимается Советом Безопасности (в этом случае они носят обязательный характер) или Генеральной Ассамблеей, которая только рекомендует эту меру. Санкции осуществляются в виде эмбарго на поставки нефтепродуктов и других необходимых товаров для стран, участвующих в конфликтах, а также запрета на предоставление им оружия, замораживания капиталов, принадлежащих данным странам и т.д. И как крайняя мера - применение вооруженной силы со стороны международного сообщества, если конфликт перерастает в военное противостояние, как это случилось, например, в бывшей Югославии. Принуждение к преодолению насильственного конфликта более мощной международной силой, не требующее согласия всех задействованныхв конфликтах сторон, -в числе мер ООН по поддержанию мира.

ЛИТЕРАТУРА

ГлуховаА.В. Типология политических конфликтов. Воронеж, 1997.

ЗеркинД.П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д, 1998. Конфликты и согласие в современной России: Социально-фи- лософский анализ. М., 1998.

Лекция 4. Политические кризисы 23

ЛЕКЦИЯ 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ

1. Понятие и типология политических кризисов

Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической система!, в конфликтологии

и политологии используется понятие <политшеск-ий кризис> (греч. К.П515 -решение, поворотный пункт, исход).

Политический кризис - это состояние юлитической системы общества, выражающееся в углублениии обострении имею-

щихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Политический кризис характеризуется детептгимацией структур власти, отсутствием взаимодействия межцу различными цент-


рами власти, блокированием одного центр} другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (ми"" тингов, забастовок, демонстраций и т.д.).

Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственняй, парламентский, конституционный и др.).

Правительственный кризис - особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета в Невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если йравительство не справляется с ситуацией, то парламент можег отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отстгвку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правленияит.д.

Парламентский кризис - это изменении соотношения сил в органах законодательной власти, когда реикния парламента расходятся с волей большинства граждан страня. Результат-рос- пуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные проти-

24 Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ

воборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. И как итог -роспуск парламента и назначение новых выборов.

Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя

конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.

2. Кризисы политического развития

В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в конфликтологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.

Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.

Для поддержания легитимности вдасти используются различные средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями;

стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и

др. Показателями легитимности власти выступают: 1) уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; 2) наличие попыток свержения правительства или лидера; 3) сила проявления гражданского неповиновения; 4) результаты выборов, референдумов; 5) массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.


Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и со- циально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединениям идентификации с определенной политической системой.

Лекция 4. Политические кризисы 25

В этой связи следует отметить двоякое и противоречивое влияние информационной революции. С одной стороны, высокий образовательный уровень населения способствует быстрому, но в основном поверхностному приобщению к ценностям политической культуры участия. С другой стороны, западная модель социального поведения, выражающаяся в таких ценностях, как частная собственность, правовое государство, для значительной части населения является достаточно абстрактной, не усвоенной в процессе социализации, поскольку отсутствуют деятельностно-активная ориентация личности, психология рационального оптимизма и предпринимательские традиции. Отсюда проблема психологической и нравственной приемлемости политической модернизации, которая воспринимается не как национальное развитие, а как иностранное или космополитическое влияние.

Проблема идентификации решается двумя путями:

1)с помощью харизматических лидеров, способных объединить национальную или территориальную общность; при этом обычно используются радикальные средства политической мобилизации населения, что чревато насилием, несущим внутреннее отрицание целей политической модернизации;

2)путем осуществления государственной политики, нацеленной на создание механизма содействия людям в поисках идентич-

ности, что предполагает отказ от идеологических решений и концентрацию усилий на профессиональном обучении, широком использовании опыта других стран, формирование благоприятных условий для социальной мобильности.

Решающими здесь оказываются два слоя. Первый из них - интеллигенция. Она вносит мутации в культуру, продуцирует инновации, способные открывать путь к новым цивилизационным завоеваниям. Второй слой - бюрократия. Она способна обеспечить сохранность социальной наследственности, тех социальных структур, которые исторически сложились и которые составляют основу существующего образа жизни.

Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на

26 Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ

власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.

Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.

Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального бла-


госостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

ЛИТЕРАТУРА

Барсамов В. А. Политические кризисы и смуты (История, теория, современность. М., 1997.

ЗдравомысловА.Г. Социология конфликта. М., 1996. Купряшин ГЛ. Кризисы модернизации // Кентавр. 1994. ь 3.

Лекция 5. Этнополитические конфликты 27

ЛЕКЦИЯ 5. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

1, Природа этнополитического конфликта

Роль этнонационального фактора в мировой политике в последние десятилетия выросла и продолжает расти. Сепаратистские тенденции не обошли стороной ни Европу, ни Азию, ни Африку. Распались федеративные государства СССР, Югославия, Чехословакия. Национальный вопрос остается сложной внутриполитической проблемой в Канаде (Квебек), в США (негритянский, мексиканский, индейский вопросы).

В мире насчитывается более 5000 этносов, из которых 269 составляют свыше одного миллиона человек, 90% наций и народностей входят в состав многонациональных государств. В России насчитывается более 1000 этносов и народов. И ни один из этносов не довольствуется удовлетворением непосредственных потребностей. Каждый добивается удовлетворения своих интересов, как минимум, - свободы развития, самостоятельности и самоутверждения.

Этнонациональные отношения не существуют в чистом виде, они являются комплексом политических, социальных, религиозных, экологических и других проблем. Поэтому в тех или иных событиях, неурядицах, а порой и трагедиях выделить нацио-

нальный фактор сложно. Но события последних лет показали, что этнонациональный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность. Поэтому в политике выражаются и реализуются многие важные интересы этносов. Рассматривая этнонациональные отношения как объект политики, необходимо выяснить соотношение и структуру таких понятий, как этнос, нация, национальное государство.

Этнос (греч. еЛпок - племя, народ) - устойчивая группа людей, обладающих общностью происхождения (крови), истории, языка и культуры.

Нация (лат. паНо -племя, народ) -устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе единства происхожде-

28

Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ

ния (общности <крови>), культуры, совместного проживания и коммуникаций (экономических, политических и др.). В структуре нации соединены этнические (происхождение, язык, культура) и социальные (совместность экономической жизни, развитые коммуникации и групповая идентификация) компонентов.