Файл: Вершинин М.С. Конфликтология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование наций приводит к образованию государств в различных формах их политической организации и степени самостоятельности. В этом смысле нация и государство - понятия близкие. Этнос, созревающий в нацию, создает и государство. Как правило, это не обособленный этнос, а группа этносов, сложившихся в единую нацию. Любая нация полиэтнична. Поэтому основополагающий принцип государственного устройства абсолютного большинства стран мира таков, что нация понимается как государственный этнос. Нация вне государства существовать не может, ч,

Национальные отношения - это отношения между субъектами национально-этнического развития (нациями, народностями,

национальными меньшинствами и национальными группами) и их государственными образованиями, а также между людьми различных национальностей, складывающимися в процессе жизнедеятельности и взаимодействия национальных общностей.

Главный вопрос в национальных отношениях, с одной стороны, это вопрос равноправия или подчинения, вопрос о причинах

возникновения недоверия, вражды и конфликтов, это вопрос о неравенстве уровней экономического и культурного развития между нациями. С другой - это вопрос об отношенях между нациями и существующей системой власти в многонациональном обществе, о формах, методах и условиях его решения в интересах мирного

сосуществования и добрососедства, прогресса нации на основе равноправия, суверенности и демократизма.

В 70-е - 90-е гг. в мировой общественно-политической мысли активно разрабатываются этнополитические идеи и концепции, трактующие различные интересы и устремления разнообразных

социальных форм этносов - племен, народностей, наций. Это связано с тем, что этнические процессы проявляются повсюду в мире. Они обусловлены утверждением на арене мировой истории уни-

Лекция 5. Этне/политические конфликты

кальных культур народов, считавшихся ранее отсталыми и обретшими свою государственную независимость относительно недавно. Следует также отметить, что всплеск этнического сознания у народов, живущих в <постиндустриальном обществе>, вызван неосознанным сопротивлением нивелирующему воздействию современных технологий и моделей образа жизни, угрожающих сохранению культурной традиции и национальной самобытности. Быстро растут национальное самосознание и национализм. Ученые назвали этот феномен <этническим ренессансом>, <этническим парадоксом современности>.

Само по себе этническое возрождение не является этническим конфликтом, однако обладает мощным конфликтогенным потенциалом. Грань, отделяющая этнический патриотизм от национализма, очень размыта и подвижна. Небольшое изменение акцентов позволяет зачастую незаметно преодолеть эту грань, и вызревает благоприятная для конфликта интеллектуальная и духовная среда.

В конфликтологии под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.


Свойство этнополитического измерения современного конфликта заключается в том, что конфликт имеет скрытый период накопления и развертывания межэтнических противоречий. У каждого конфликта он имеет разную продолжительность. Именно в это период и происходит формирование собственно этнопо-

литического потенциала конфликта, а также осознание национального статуса его участников, сопоставление ими своего статуса со статусом других национальных общностей и формирование отношения к ним. В этот период решается вопрос о путях

борьбы за власть и перераспределение материальных ресурсов. Недовольство собственным национальным статусом актуализирует историческую память, древние стереотипы межнациональной борьбы.

30 Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ

2. Сущность и эволюция этнополитических конфликтов

В научной литературе существуют два подхода к анализу причин, сущности и эволюции этнополитических конфликтов.

Первый - социологический. Причины конфликтов объясняются на основе анализа этнических параметров основных социальных

групп и слоев, а также на исследовании взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую напряженность.

Второй -политологический. Центральное внимание уделяется трактовке роли национальных элит в мобилизации чувств в про-

цессе межэтнической напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта. В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам. Анализируются социально-психоло- гические механизмы этнополитических конфликтов.

При рассмотрении причин возникновения этнополитических конфликтов многие ученые отмечают, что основополагающими являются причины общецивилизационного характера, порождаемые объективным развитием человечества. Например, Э.Блэк полагает, что неравномерные протекание модернизации (социальной структуры, экономики, национально-государственного устройства ,и др.) в этнонациональных ареалах порождает конфликты между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих граждан - с другой. По утверждению А.Дейча, модернизация активизирует этническое сознание, благоприятствует складыванию политических устремлений к национальной автономии.

Рассматривая проблему детерминации этнополитического конфликта, М. Гектер выдвигает концепцию <внутреннего колониализма>, в которой обосновывает <триадную модель> возникновения этнополитической напряженности:

1) конфликтогенную по своей природе объективную обделенность этнических периферийных групп многонационального государства в процессе его неравномерной модернизации;

Лекция 5. Этнополитические конфликты 31

2) осознание этой обделенности членами этнической группы как образа коллективных центро-периферийных взаимоотношений угнетения;


3) формирование этнонационализма как реакции угнетаемой общности на <внутренний колониализм> Центра.

Отдельный пласт причин, порождающих этнополитические конфликты, коренится в истории этносов и их взаимодей-

ствии, сформировавшемся национальном складе ума, национальном сознании,психологии,традициях,идеологических мифах и стереотипах, транслирующихся из поколения в поколение и др.

В условиях разрушенных социальных связей усиливается роль национальности как традиционно значимого канала социальной идентификации. Различные течения этноцентрализма, включая разновидности национализма и крайнего шовинизма, превращаются в особые формы преодоления комплекса неполноценности, присущего маргинальным слоям. Национализм может служить своеобразной приманкой, с помощью которой социальные низы вовлекаются в орбиту влияния политических партий, решающих задачи политической мобилизации населения.

В числе причин, порождающих этнополитический конфликт, можно назвать <политизацию этнической солидарности> (Ч.Фос-

тер), получившую свое развитие в условиях либерализации политической системы в СССР в перестроенный период.

Ситуационные источники этнополитических конфликтов:

1)внезапное исчезновение сдерживающих факторов внешней среды, что может произойти из-за быстрого ослабления высшей политической власти или неожиданного исчезновения внешней угрозы;

2)историческое наследие межэтнических отношений;

3)внутренняя борьба за лидерство в рамках этнической группы;

4)экономическая ситуация;

5)уровень политической и общей культуры в очагах этнополитических конфликтов и многое другое.

32 Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ

3. Типология этнополитических конфликтов на территории бывшего СССР.

Вся совокупность этнополитических конфликтов на территории бывшего СССР может быть сведена к следующим основным типам:

территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных этносов: их источник -внутрипо- литические, нередко и вооруженные, столкновения между правительством и национально-освободительным движением или сепаратисткой группировкой, пользующейся военно-политической поддержкой соседнего государства (Нагорный Карабах, Южная Осетия, северо-восточные регионы Казахстана, Южный Дагестан и др.);

> конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания неза-

висимого государственного образования (Абхазия, Приднестровье);


конфликты, связанные с восстановлением территориальных Прав депортированных народов (между осетинами и ингушами изза Пригородного района, крымскими татарами и другими народами Крыма);

конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства (стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые были включены в состав этих двух государств при провозглашении независимости, а в 40-е гг. перешли к РСФСР);

конфликты, источниками которых служат последствия

про- \

,'

извольных территориальных изменений, осуществленных

в совет-

ский период (это прежде всего - проблема Крыма, а в потенции

1

территориальные урегулирования в Закавказье и Средней Азии);

 

конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территории других республик (турки-мес- хетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане и др.);

конфликты, связанные с абсолютизацией и противопоставлением принципов права народов на самоопределение и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации

Лекция 5. Этнополитические конфликты 33

социально-политического превосходства <коренной> (<титульной>) нации данного государства или национально-государствен- ного образования над другими народами;

конфликты, вызванные дискриминацией русских в ряде государств СНГ;

конфликты, в которых за лингвистическими спорами (о государственном языке) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это проявляется, например, в Молдове.

При анализе этнополитических конфликтов следует иметь в виду, что нередко может наблюдаться наслоение одних конфликтных ситуаций на другие.

Все бытующие в мире представления о принципах и путях решения этнополитических конфликтов могут быть подразделены на три основные категории:

Оперативные решения связаны с некоторыми разовыми действиями, направленными в основном на недопущение разрастания конфликта, например, за счет усиления охраны жизненно важных объектов или нейтрализации <боевиков>, на устранение наиболее ощутимых последствий конфликтов (размещение и обустройство беженцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т.д.); либо связанные с минимизацией риска возникновения конфликта (наказание организаторов погромов, активизация информаци- онно-разъяснительной работы и др.)

Тактические решения направлены на урегулирование уже возникших конфликтов путем силового, в том числе экономического давления на их участников или посредством налаживания Переговорного процесса.

Стратегические решения ориентированы на предупрежде-

ние кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических


и социально-психологических условий для безболезненного и цивилизованного развития этих процессов.

Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании этнополитических конфликтов на территории государств СНГ. Наша страна внесла свой вклад в смягчение конфликта и их

34 Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ

перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Арменией и Азербайджаном, Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией. Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье, она служит сдерживающим фактором в гражданской войне в Таджикистане.

Без разрешения существующих и упреждения новых конфликтов политико-правовыми средствами невозможно успешное осу-

ществление социально-экономических реформ, обеспечение демократии во всех сферах жизни и максимальной интеграции СНГ.

ЛИТЕРАТУРА

ЗеркинД.П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д, 1998. Котанджян Г. С. Этнополитология консенсуса-конфликта. Ци-

вилизационные проблемы теории и практики. М., 1992.

Авксентьев В. А. Этнические конфликты, история и типология

//Социс.1996.ь12.

Лекция 6. Правовой конфликт 35

ЛЕКЦИЯ 6. ПРАВОВОЙ КОНФЛИКТ

1. Природа правового конфликта

Правовой конфликт - это противоборство субъектов права с противоположными пониманием и действиями по отношению к принципам и нормам права с целью изменения своего статуса и юридического состояния.

Право объективно по содержанию; как идеал правовые принципы и нормы характеризуют объективно зн^чащиедля общественного субъекта всеобщие правила поведения, именно те правила, которые соответствуют потребностям, интересам и особенностям

общественного сознания. Право субъективно, коль скоро творится субъектами и реализуется ими в своих целях и интересах. Субъективная сторона (правовая субъективность) воплощается в индивидуальном и общественном правосознании, в воле отдельных и коллективов, поведении и деятельности (правотворческой и правоприменительной) субъектов правоотношений.

Единство объективного и субъективного в праве противоречиво, что порождает реальную возможность формирования многообразия полей конфликта: 1) несоответствие состояния и уровня развития правосознания реальности правовых отношений, объективным потребностям их регулирования новыми юридическими нормами. Несоответствие, развивающееся до противоречия, проявляется в столкновении обычая и закона; устаревших законов и вырабатываемых непосредственно практикой, вне деятельности законодателя, новых обязательных правил общественного поведения; в коллизии законов и др. Отмеченное про-