ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Социальная работа как феномен современного мира и профессиональная деятельность
§1. Современные подходы к пониманию феномена социальной работы
§ 2. Институциональные особенности социальной работы
§3. Характеристика социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности
§ 2. Институциональные особенности социальной работы
Исходя из понимания социального института как исторически сложившегося, устойчивой формы организации совместной деятельности людей, следует выделить группы институтов осуществляющих различные виды помощи: формализованные и неформальные.
Первые представляют собой собственно институты социальной работы. К формализованным институтам относятся как специально для этой цели предназначенные, так и реализующие функцию помощи наряду с другими. Часть формализованных институтов социальной помощи и защиты были созданы государством: социальное обслуживание населения, образование, пенитенциарная система, армия, здравоохранение, система организации свободного времени.
Центральное место среди перечисленных институтов занимает социальное обслуживание (система социальных служб). Согласно закону «Об основах социального обслуживания населения» (1995г.) государственная система социальных служб состоит из государственных предприятий и учреждений, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации, а соответствующая муниципальная система из предприятий и учреждений, которыми ведают органы местного самоуправления. Законодательством предусмотрено существование трех систем социальных служб: частная, государственная и муниципальная.
Особое место в государственной системе социальной работы занимают федеральные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
Образование, здравоохранение, учреждения культуры также решают задачи социальной помощи тем или иным категориям населения. Так, например, органы опеки и попечительства призванные осуществлять защиту прав детей, помощи детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей входят в состав органов управления образованием. Образовательные учреждения различного типа оказывают социальную помощь детям, подросткам и молодежи, обучающимся в них. То есть, предоставляя образовательные услуги, школа, лицей, колледж, вуз, учреждение дополнительного образования фактически занимаются предоставлением и социальных услуг. Нечто подобное происходит и в здравоохранении и в сфере культуры и досуга – сочетание профильных и социальных услуг.
В Вооруженных силах, пенитенциарной системе, сущностно предназначенных для иных социальных целей возникает необходимость оказания помощи военнослужащим, осужденным и находящимся в заключении. Как правило, для выполнения функций социальной защиты и помощи в учреждениях вышеперечисленных институтов создаются службы (отделы, управления) социальной работы.
Ведомственная разобщенность государственных институтов социальной помощи не редко создает сложности при разрешении тех или иных проблем находящихся на пересечении компетенции различных Министерств. В этом случае создаются федеральные и региональные программы, разделяющие полномочия и объединяющие общественные ресурсы для решения ключевых задач социальной работы.
Большими возможностями для интеграции возможностей учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и т.д. обладают органы местного самоуправления. Поэтому можно считать, что в условиях муниципального образования институтом социальной помощи выступает местное самоуправление как единая система.
К негосударственным формализованным институтам социальной помощи относят: церковь, общественные организации (в том числе профессиональные союзы, политические партии, движения), благотворительные фонды, производственные предприятия (различных форм собственности).
Негосударственные формализованные институты социальной помощи могут играть роль социального инвестора (реализуя собственный финансовый ресурс на определенных условиях), либо роль социального исполнителя (кадровый и организационный ресурсы) используя финансовый ресурс иных институтов, в том числе и государства. В этом случае создаются конфессиональные или общественные социальные службы. Анализ реальной практики социальной помощи церкви, общественных организаций, предприятий показывает достаточно частое одновременное исполнение обеих ролей.
В практике социальной работы европейских государств одним из самых фундаментальных принципов является – принцип субсидарности, предполагающего законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере в поддержку последних. Широко применяемый в практике индустриально развитых стран с социально ориентированной рыночной экономикой западноевропейского образца этот законодательно закрепленный принцип вменяет в обязательство государству осуществлять «поиск» так называемых «свободных носителей» для привлечения их в реализацию социальных программ и проектов. Только тогда, когда такого рода предложения отсутствуют, создаются государственные учреждения. При наличии нескольких общественных предложений и инициатив государственные ведомства на основе конкурсного отбора финансируют наиболее перспективные проекты. Реализация принципа субсидарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на все вновь возникающие социальные запросы, привлекать к решению социальных проблем самих граждан в их собственных интересах и в интересах развития гражданского общества.
Церковь, традиционно понимаемая как объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом, религиозная община, способна осуществлять благотворительную деятельность, опираясь на консолидированные ресурсы, а также на возможности представителей религиозной общины.
Русская Православная Церковь, следуя своим историческим традициям милосердия, с самого начала легализации церковной благотворительной деятельности в начале 90-х годов активно включилась в работу по оказанию социальной помощи соотечественникам. При многих приходах возникли группы добровольцев, начавших посещать больницы и помогать персоналу в уходе за пациентами. Постепенно эта деятельность стала приобретать более организованный характер. Возникли многочисленные церковные структуры, главной задачей которых является оказание помощи тяжелобольным, или, говоря церковным языком, служение милосердия. В настоящее время существует несколько основных типов православных организаций, реализующих медицинские программы: сестричества; группы врачей и сестер милосердия при приходах; социально-медицинские станции; благотворительные фонды; группы православных сестер милосердия в государственных медицинских училищах.
Существуют также благотворительные организации, члены которой исповедуют те или иные религиозные взгляды. Самым ярким примером может служить Армия спасения – международная религиозно-филантропическая организация (создана в Англии в 1865 году).
Профсоюзами называют добровольные организации трудящихся имеющих своей целью защиту социально-экономических прав и интересов своих членов. В нашей стране профессиональные союзы признаны государством как субъекты социальной защиты и помощи, им предоставлены права в решении вопросов труда, его оплаты. Данное обстоятельство определяет общественные ресурсы в сфере социальной работы – защита интересов работников в области условий труда, заработной платы, быта, культуры. Возможно также использование профсоюзами собственных финансовых возможностей для единовременных выплат, приобретения и передачи предметов (натуральная форма помощи).
Политические организации: партии, движения, объединения создаются для выражения интересы социальных групп и объединяют, как правило, их наиболее активных представителей. Политические организации могут создавать собственные социальные учреждения, а также активно участвовать в социальной политике путем изучения общественных потребностей (нужд тех или иных категорий населения) и предъявления социальных программ их удовлетворению в ходе предвыборной борьбы.
Благотворительные фонды представляют собой чаще всего неправительственную организацию, которая имеет своей целью финансирование различных благотворительных программ за счет средств фирм, банков, организаций и отдельных лиц. Фонды не только используют существующие финансовые ресурсы, но и увеличивают их, осуществляя экономическую деятельность.
Активными участниками благотворительной деятельности являются коммерческие и финансовые структуры. Уже в начале 90-х годов банковские структуры, следуя нормам цивилизованного бизнеса, пришли к необходимости участия в делах благотворительности. Практически каждый из двух тысяч членов Ассоциации российских банков был в той или иной мере вовлечен в эту деятельность. Наращивание объемов финансовой помощи сопровождалось совершенствованием форм и механизмов работы в некоммерческом секторе. С этой целью в банках стали создаваться специализированные подразделения (отделы, департаменты, управления), в задачу которых входило решение всего комплекса вопросов, связанных с новым направлением деятельности банка. Ряд крупных банков пошел по пути создания собственных благотворительных фондов.
Негосударственные промышленные предприятия, выступающие институтом социальной помощи, не утрачивают своей сущности самостоятельного хозяйственного субъекта, созданного в установленном законом порядке. Данный социальный институт может реализовывать функции социальной работы как внутри себя (по отношению к работникам предприятия), так и выступать инвестором и организатором благотворительной деятельности во вне.
Неформальные – являются в большей мере институтами помощи и могут быть использованы формализованными (институтами социальной работы) для максимизации внешних ресурсов. Неформальные институты помощи включают семью (родственников), соседство, приятельство, частных благотворителей.
Реализация семьей, ближайшими родственниками тех или иных видов помощи связана с моральной ответственностью за людей, которые идентифицируются как родные (брак или кровное родство), а также так или иначе осознаваемой необходимостью и возможностью взаимопомощи для совместного выживания. Семья и близкие родственники оказывают несколько видов помощи: эмоционально-психологическая (восстановление такого ресурса, как самоотношение), материальная (финансовая, в том числе и безвозмездная), замещение в исполнении тех или иных функций (увеличение временного потенциала) индивида, семьи.
Механизм действия института приятельства (дружбы) в сфере помощи похож на институт семьи: приятель (приятели), друг(друзья) воспринимается как близкие люди, отношения с которыми строятся взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Содержание помощи также аналогично семье. Существенная разница между этими двумя институтами состоит регламентированости со стороны общественных норм. Помощь родственникам более жестко предписывается обществом практически во всех культурах.
Институт соседства в плане осуществления помощи имеет более стихийный и случайный характер, основанием для реализации собственных ресурсов для решения соседом (соседями) тех или иных задач является субъективно отражаемая необходимость и возможность совместного выживания, практичность взаимопомощи и взаимоподдержки. Отправной точкой при этом является подобие проблем, либо убежденный альтруизм (бескорыстие). Соседство в силу территориальной близости участников ситуации помощи обеспечивает простоту взаимодействия.
Неформальные объединения, возникшие по территориальному признаку, благодаря инициативе участников, становятся общественными объединениями и организациями людей с аналогичными проблемами.
Рассматривая частную благотворительность как институт помощи, в данном случае подразумевается отдельное лицо, не связанное с нуждающимся какими-либо родственными, приятельскими (дружескими), соседскими отношениями. Действия частного благотворителя лишены внешнего прагматического плана, они безвозмездны и направлены на общественную пользу.
Отечественная история богата примерами частной благотворительности, в сегодняшней России славные традиции продолжают корпоративные благотворители (банки и промышленные предприятия).