ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§3. Характеристика социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности

Исходя из традиционного понимания деятельности, следует выделить такие структурные элементы социальной работы как частного случая деятельности: субъект, объект, цель, предмет, средства. Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели – предполагаемого результата.

В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило: отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности – социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения. В неформальных институтах субъектами помощи могут быть родственники, приятели, соседи и т.п.

Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Отличительной чертой объектов социальной работы, как уже указывалось, является нарушение социального функционирования (взаимодействия со средой обеспечивающее реализацию потребностей). Предметом социальной работы как деятельности становится жизненная ситуация объекта. Отсюда, цель социальной работы – изменение основных характеристик жизненной ситуации, преодоление объектом возникших трудностей.

Средствами деятельности можно считать как приёмы, способы действия для достижения цели или орудия (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности. Применительно к социальной работе средствами ее осуществления являются: социальные услуги, выплаты, льготы и т.д.

Под профессией понимают – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования. Такое понимание раскрывает основные различия между профессиональной и непрофессиональной формами социальной работы. В первом случае речь идет о специалистах, имеющих профессиональную подготовку и исполняющих свои обязанности за плату. Во втором – о лицах, организациях, объединениях, которые осуществляют такие виды социальной работы, которые не требуют специальной компетенции и занимающиеся данной деятельностью на безвозмездной основе. Примером последнего является волонтерская деятельность. Волонтеры – лица, добровольно взявшие на себя выполнение обязанностей по социальной помощи той или иной категории нуждающихся.


Институционализация социальной работы как профессии произошла с момента ввода ее в Тарифно-квалификационный справочник профессий Министерства труда. Социальная работа как профессия нормирована - должностными обязанностями социального работника (специалиста по социальной работе).

Специальность – вид трудовой деятельности в рамках той или иной профессии. Наиболее ярко можно продемонстрировать специальности на примере медицинских работников – врачей: терапевт, хирург, офтальмолог, педиатр, анестезиолог и т.д. В социальной работе оформление специальностей еще не завершено, однако уже сейчас можно определить два варианта оснований для будущей дифференциации. Первый – разделение по категориям клиентов социальных служб или сферам: социальная работа с детьми, геронтологическая работа (социальная работа с гражданами пожилого возраста), социальная помощь в сфере занятости и т.п. Второе основание – выделение в профессиональной социальной работе специальностей смежных с другими профессиями: психосоциальная работа, социально-правовая поддержка, социально-медицинская помощь.

Квалификация – представляет собой уровень профессиональной подготовленности специалиста. Так как от уровня профессиональной подготовки (квалификации) зависит степень сложности задач, доступных для решения данным работником, квалификация определяет и возможность служебного продвижения специалиста, и размер оплаты труда. Согласно закону об образовании, квалификация присваивается после освоения государственного образовательного минимума, соответствующего уровня. Для установления квалификации работающих специалистов используется также процедура аттестации. В ходе аттестации работник должен продемонстрировать степень своей подготовленности в решении профессиональных задач.

В современной профессиональной социальной работе существует два основных вида квалификации: социальный работник и специалист по социальной работе. Выполнение обязанностей социального работника не требует длительной специальной профессиональной подготовки, в тоже время для специалиста по социальной работе требуется высшее профессиональное образование.

Должность – место работника в системе той или иной организации. Иллюстрациями набора должностей в профессиональной социальной работе могут служить работники муниципального центра социального обслуживания населения (МЦСОН). Возглавляет данное учреждение директор, в подчинении у которого находятся заведующие отделением. В различных отделениях центра социального облуживания трудятся специалисты по социальной работе, социальные работники, педагоги-психологи, врачи-реабилитологи и другие специалисты. Например, в отделении социального обслуживания на дому в соответствии с ведомственными нормами трудится определенное число социальных работников, их непосредственным руководителем является заведующий отделением. Кроме работников, исполняющих функции в сфере профессиональной социальной работы в центрах социального обслуживания населения трудятся водители, плотники, слесаря, технические работники и т.д. Достаточно часть при МЦСОН открываются частные швейные, обувные мастерские, парикмахерские, прачечные и другие пункты бытового обслуживания населения. Вместо арендной платы предприниматели предоставляют услуги клиентам центра на льготных условиях (бесплатно, с частичной оплатой).


Между должностью занимаемой работником и его специальностью и квалификацией, как правило, существует прямая зависимость. Общеизвестно, линия профессиональной «жизни» специалиста не является линейной, и поэтому должна сопровождаться непрерывным профессиональным образованием и самообразованием.


§ 4. Социальная работа как отрасль знания

Социальная работа является достаточно молодой отраслью знания, становление которой еще далеко не завершено. С некоторой долей условности как и большинство гуманитарных знаний в социальной работе могут быть выделены методологические подходы, собственно научное знание, собрание методик и технологий, а также опыт практической деятельности. Эти разделы взаимосвязаны и тесно переплетены друг с другом.

Само слово «методология» состоит из двух греческих корней: «методос» и «логос». Дословный перевод на русский язык может нам дать несколько вариантов понимания, отличающихся друг от друга оттенками смысла. Первый – «способ познания», второй – «путь к знанию», третий – «знание о путях знания», четвертый – «знание о способах познания». Синтезируя разницу значений указанных оттенков, приходим к двум аспектам методологического знания. Методологическое знание представляет собой, с одной стороны, совокупность идей, смыслов, принципов, значений, а с другой – совокупность методов получения нового знания. То есть, методология отвечает на два вопроса: как называть явления и предметы, встречающиеся в окружающей нас действительности и как познавать и понимать окружающий нас мир.

По мнению авторитетных специалистов при интерпретации явлений практики социальной работы могут быть выделены три группы подходов. Данное положение связано с оценкой значения субъективного фактора объекта социальной работы.

Так, психолого-ориентированные концепции высоко оценивают возможности регулирования ресурсов со стороны собственно личности. Поэтому причину возникновения трудной жизненной ситуации представители психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма и других психологических теорий видят в психике человека. Отсюда и помощь сущностно имеет психолого-педагогическую окраску.

Социолого-ориентированные концепции, наоборот, источник разрыва социальных связей видят в обществе, отдавая пальму первенства этому участнику социального взаимодействия. Следовательно, основным объектом социальной работы следует считать систему общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, сообщества. Среди социолого-ориентированных моделей следует назвать системный подход, концепция экологических систем, социально-радикальная модель интерпретации.


Комплексно-ориентированные подходы обращают внимание на процесс взаимодействия индивида (группы, социальной категории) с обществом. С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова в качестве комплексно-ориентированных называют социально-педагогическую, когнитивную и витальную модели теоретического обоснования социальной работы.

К сожалению, ни одна из названных концепций не позволяет в полном объеме объяснить феномен социальной работы, названные модели плохо сопрягаются для объяснения того или иного отдельного явления, однако каждый подход вносит в интерпретацию социальной защиты и помощи свою незаменимую лепту.

Немало имеется и вариантов определения социальной работы как науки. Социальную работу в данном аспекте можно понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общностью в ситуациях нарушения социального функционирования.

В системе любой науки выделяются ее объект, предмет, основные категории, закономерности и методы познания. Конечно, рассмотрение данных аспектов зависит от того или иного методологического подхода, однако в отечественном знании о социальной работе постепенно складываются представления, которые можно представить в некотором обобщенном виде.

Объектом рассмотрения социальной работы как науки является взаимодействие индивида, семьи или локального социума с обществом. В этом случае предметом данной отрасли научного знания являются закономерности нарушения и восстановления (прежде всего управляемого)взаимодействия индивида, семьи или локального социума с обществом.

Социальная работа как наука широко использует междисциплинарные научные категории, категории иных наук (социология, психология, педагогика, экономика, медицина, юриспруденция). В то же время оформляются научные категории собственно социальной работы как таковой: трудная жизненная ситуация, социальная помощь, социальная защита, социальные гарантии, социальные услуги и т.п.

Формулировки закономерностей (повторяющаяся, существенная связь явлений, действие которой проявляется в виде тенденций, определяющих основную линию развития той или иной сферы действительности) социальной работы как науки также находятся в стадии уточнения. Тем не менее, ряд положений, выделяемых рядом авторов, представляются весьма существенными.