ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Социальная работа как феномен современного мира и профессиональная деятельность
§1. Современные подходы к пониманию феномена социальной работы
§ 2. Институциональные особенности социальной работы
§3. Характеристика социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности
Прежде всего, это – политическая обусловленность социальной работы (взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы). Так как государство определяет объемы финансирования социальных программ, структуру социальных служб, категории населения, имеющие право на те или иные виды помощи и защиты, следовательно, социальная работа (содержание, объемы, критерии качества и т.п.) целиком зависит от социальной политики, проводимой правительством в данный момент. Во-вторых – детерминация содержания и форм социальной работы социокультурными условиями ее осуществления. В-третьих – структурно-функциональная обусловленность эффективности социальной работы (взаимосвязь между качеством социальной работы и организацией деятельности социальных учреждений и отдельных специалистов). В-четвертых – существенным условием эффективности социальной работы является профессиональная компетентность и ценностная ориентированность кадров социальных служб. В-пятых – социальные и личностные проблемы разрешаются меньшими усилиями в случае раннего диагностирования и своевременной профилактики.
В современной социальной работе широко используются методы исследования иных научных отраслей: социология, психология, экономика и т.д. Теоретические методы научного исследования в социальной работе включают в себя анализ, синтез, моделирование и ряд других. Анализ – разделение изучаемого объекта на элементы, синтез представляет собой обратный процесс – соединением элементов в единое целое, моделированием называется исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей (упрощенных аналогов).
Эмпирические методы научного исследования в социальной работе могут быть представлены в виде трех основных групп: опросные методы, наблюдение, изучение документов и продуктов деятельности клиентов. Опросные методы включают в себя письменные и устные опросы (анкетирование, интервьюирование, тестирование). Опрос может быть как индивидуальным, так и групповым. Наблюдение это – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Основное условие научного наблюдения — объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента). Изучение документов как метод научного исследования в социальной работе предполагает работу с различными видами актов, имеющих юридическое значение, письменными свидетельствами о каких-либо событиях, фактах.
Технология социальной работы это - идеальная модель решения некой совокупности близких задач социальной защиты и (или)помощи, представляющая собой алгоритм действий и операций, основанный на определенных социальных, экономических, психолого-педагогических и правовых механизмах. В практической деятельности в чистом виде технология не существует, она всегда нормативное описание процесса, адаптирование технологии к особенностям социального учреждения или к совокупности предоставляемых социальных услуг и определенных форм превращает ее в методику. Методика отличается от технологии еще и тем, что первая подчинена решению конкретной задачи, в то время как вторая имеет определенный набор задач (потенциал) для нормирования процесса решения. Не вызывает сомнения, что потенциал каждой технологии конечен, более того каждая технология имеет свои ограничения.
Опыт практической деятельности также является составной частью социальной работы как отрасли знания. Особенностью этого раздела является его персонифицированность. То есть опыт в данном контексте является описанием профессиональной практической деятельности какого-то конкретного специалиста в каком-то определенном учреждении, какого-либо населенного пункта (города, села, региона, страны и т.п.).
Вопросы для самопроверки:
1. Что общего и в чем расходятся мнения ученых в определении социальной работы?
2. Назовите объект и предмет социальной работы как науки.
3. Объясните основания для дифференциации методологических подходов к интерпретации социальной работы.
4. Каковы перспективы развития профессиональной формы социальной работы в России?
5. Дайте характеристику социальной работе как социокультурному институту.
1Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед вузов./ Под ред. В.А. Сластенина.– 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.–С. 126