Файл: Учет труда и заработной платы (на примере ООО «Полимерстрой».pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации расчетов с персоналом по оплате труда
Глава 2. Организация учета заработной платы и удержаний в ООО «Полимерстрой»
2.1. Технико-организационная характеристика ООО «Полимерстрой»
2.2. Организация бухгалтерского учёта расчётов по оплате труда ООО «Полимерстрой»
Глава 3. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям
3.1. Программа проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда в ОOО «Полимерстрой»
3.2. Мероприятия по совершенствованию учета и устранению ошибок по расчету заработной платы
3.1. Программа проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда в ОOО «Полимерстрой»
Аудит представляет собой «осуществляемую на основе договора проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово - хозяйственных операций законодательству, достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям».[17]
Основная цель аудита расчетов по учету труда и заработной платы - проверка соблюдения положений действующих нормативно-правовых актов, регулирующих начисление заработной платы, порядок и суммы удержаний, а также правильность отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Информационные источники для проведения анализа и проверки:
- данные аналитического и синтетического учета по счету:
- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
- 88 «Нераспределенная прибыль» (субсчет «Фонд потребления»),
- 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты с депонентами»),
- 68 «Расчеты с бюджетом»,
- 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
- документы первичного учета выработки и начислению оплаты труда (табель учета отработанного времени, наряды и др.), расчетные и расчетно-платежные ведомости, листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д.,
- нормативные документы, служащие основой для регулирования анализируемых операции.
В связи с целями аудиторской проверки учета труда и расчетов с персоналом необходимо выполнить следующие процедуры:
1. Затребовать личные дела работников, выполнить их проверку. Определить наличие необходимой информация о дате найма, разрешений на дополнительные выплаты, размер ставки оплаты труда.
2. На основании информации о достигнутых производственных результатах (показателях), полученных от руководства предприятия, работников отдела бухгалтерии и других специалистов, получить сведения о начислении премий, о сумме начислений по акциям, о структуре распределения прибыли и фактически выполненных начислений сумм премий.
3. Выполнить случайным образом выборку записей из ведомостей по начислению оплаты труда, при этом следует проверить правильность отражения данных первичного учета, получить документальное подтверждение обоснованности сумм начислений и удержаний; выполнить пересчет суммы совокупных начислений, вычетов и их обоснованности, определить суммы чистых выплат; выполнить пересчет периодических выплат.
4. Выполнить перерасчёт и проверить правильность удержания сумм налогов в государственные внебюджетные фонды.
5. Выполнить проверку периодичности и своевременности осуществления выплат заработной платы работникам предприятия.
6. Выполнить контроль достоверности отражения информации по учету затрат труда.
7. Выполнить проверку и оценить достоверность внесения записей в ведомости на заработную плату, записи по окладам, нарядам и т.п.
8. Выполнить проверку внесения суммарного итога на счета регистров бухгалтерского учета.
9. Выполнить проверку норм выплат и сумм сверхурочных оплат, определить: были ли санкционированы соглашения на данные выплаты.
10. Выполнить проверку того, что начисленные премии и иные вознаграждения были санкционированы соответствующим образом.
11. Выполнить проверку начисленных сумм выплат за отпуск, определить наличие санкции на их выплаты, определить математическую правильность расчётов.
12. Выполнить проверку обоснованности и математической точности сумм удержаний из заработной платы.
13. Детально изучить записи по оплате труда, выявить расхождения, документально подтвердить выявленные расхождения, получить письменные объяснения по каждому случаю возникновения существенных отклонений, специфических или нетипичных выплат.
Таким образом, объектами процедуры аудита учета труда и расчетов с персоналом являются оформленные документы, отражающие зачисление, увольнение и перевод работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская (финансовая) отчетность. Обязанность ведения первичного учета на основании шаблонов документов унифицированных форм распространяется на хозяйствующих субъектов - юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства.
По учету рабочего времени необходимо проверить оформление первичных документов:
Табель учета рабочего времени и расчета заработной платы (ф. №Т-12),
Расчетно-платежные ведомости (ф. №Т-49),
Лицевые счета (ф. №Т-54).
Необходимо выполнить проверку первичных документов по учету выработки и норм сдельной заработной платы: наряды, рапорты, маршрутные листы и прочие документы.
К регистрам, которые подлежат проверке относят сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и проч.), регистры по сч. 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» в части расчета расходов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журнал-ордера ф. №№ 8 и 10 (если применятся журнально-ордерная форма учета), Главная книга, баланс (ф. №1).
Процедура проведения аудита должна быть тщательно спланирована с целью оптимизации затрат. Поэтому необходимо провести тщательное планирование аудита. Процессы планирования аудита условно можно разделить на этапы:
- Этап предварительного планирования;
- Этап подготовки и составления общего плана;
- Этап подготовки и составления программы.[18]
Аудитор оценивает в процессе планирования показатели:
а) объемы реальных трудозатрат;
б) показатель уровня существенности;
в) показатель расчета оценки рисков аудита.
Следует отметить, что чаще всего аудиторская организация самостоятельно выбирает способы и методы проведения аудита. Выбор основывается на результатах проведённого предварительного анализа учёта, уровня оценки надёжности системы внутреннего контроля, определённого значения оценки рисков аудита.
Общий план аудита учета труда и расчётов с персоналом по оплате труда ООО «Полимерстрой» представлен в таблице 13.
Составленная программа аудита представляет собой часть общего плана аудита и есть не что иное, как детальный перечень содержания аудиторских процедур, выполнение которых необходимо для практической реализации плана аудита. Составленная таким образом программа является подробной инструкцией и служит средством контроля для оценки качества выполнений аудитором работы.
Таблица 13. Общий план процедуры аудита учета труда и расчетов с персоналом в ОOО «Полимерстрой»
Проверяемое предприятие |
ООО «Полимерстрой» |
|
Период проведения аудита |
с 01.03.18 по 30.09.18 |
|
Плановое кол-во чел/час |
86 |
|
Руководитель аудиторской группы |
Попова А.В. |
|
Состав аудиторской группы |
Попова А.В., Жуков М.Б. |
|
Аудиторский риск /планируемый/ |
3% |
|
Уровень существенности /планируемый/ |
220 тыс. руб. (2%) |
|
Виды и типы работ /планируемые/ |
Сроки проведения |
Ответственные лица |
1. Выполнить проверку соблюдений положений законодательства о труде. |
15.05.-17.05.18 |
Попова А.В. |
2. Выполнить процедуру аудита системы начислений заработной платы |
18.05-21.05.18 |
Жуков М.Б. |
3. Выполнить процедуру аудита обоснованности льгот и удержаний из заработной платы |
22.05.-29.05.18 |
Жуков М.Б. Попова А.В. |
В аудиторской проверке рабочими документами аудитора являются: документы отчетности и аналитические таблицы, сформированные с учетом особенностей поставленной задачи. При формировании плана и программы проверки, разработанных для данного предприятия, были учтены следующие особенности:
- Аудируемое предприятие по своему статусу и экономическим параметрам является малым;
- объект проверки имеет узконаправленный характер;
на предприятии поставлен компьютерный учет и бухгалтерские программы «1С: Предприятие» и «1С: Зарплата и Кадры».
Прежде всего, проконтролируем, как в ООО «Полимерстрой» соблюдается выполнение норм и законов в сфере трудового законодательства.
Основным документом, регламентирующим трудовые отношения, является Трудовой Кодекс РФ.
Проверим, как оформляются прием и увольнение сотрудников, учет рабочего времени, построение системы оплаты труда.
Для этого рассмотрим несколько приказов и трудовых соглашений.
В ходе выборочной проверки по правильности оформления приказов по учету кадров, выявлено, что в некоторых приказах отсутствуют подписи об ознакомлении с приказом.
При проверке документов - Табелей учета рабочего времени, было установлено, что случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц нет. Фамилии в табелях учета рабочего времени совпадают с данными учета личного состава. Не обнаружено фактов повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Кроме того, была проведена проверка всех необходимых данные по каждому сотруднику (дни отпуска, время нахождения в командировке дни болезни) по табельному учету.
Следующий этап проверки – проверка расчетов по начислению заработной платы и прочих видов оплат.
В этом комплексе проверяется, как производились начисления повременной оплаты труда, расчеты по среднему заработку, расчеты за дни пребывания в отпуске, расчет премий. Проверка начислений повременной оплаты для работников с установленным окладом ведется по формуле:
Сзп = _Сокл*tp_ (2)
tф
где С зп- сумма начисленной заработной платы;
С окл - сумма оклада работающего;
tp - кол-во отработанного времени в месяц по графику рабочего времени, час.;
tф - величина месячного фонда рабочего времени, час.
Согласно этой формуле проверен расчет персонала по оплате труда. При расчете начислений определили средний заработок, также проверили правомерность выполненных начислений по соответствующим видам.
Результаты аудита расчетов по оплате труда отразим в таблицах 14, 15.
Таблица 14. Проверка правильности начисления оплаты труда по данным первичных документов
№ п/п |
Ф.И.О. |
Наименование документа |
Начисле-но, руб. |
Следует начислить, руб. |
Переплата, руб. |
Недоплата, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Котова А.А. |
Справка-расчет отпускных |
142850,6 |
142850,6 |
- |
- |
2. |
Зайцев Н.К. |
Исполнительный лист |
87000 |
87000 |
0-00 |
- |
3. |
Гурова И.О. |
Табель рабочего времени |
26000= |
- |
26000= |
- |
Итого: |
255850,6 |
189850,6 |
26000= |
- |
Уборщица Гурова И.О. находится в отпуске по беременности и родам, следовательно, начисление заработной платы выполнено ошибочно.
При проверке правильности выполненных начислений на оплату труда случая расхождения записей в расчетно-платежных ведомостях и в первичных документах выявлено не было.
Таблица 15. Соответствие начисленной оплаты труда, значащейся в первичных документах и расчетно-платежных ведомостях
№ п/п |
Ф.И.О. |
Начислена заработная плата |
Отражена в ведомостях, руб. |
Величина отклонений, |
Величина отклонений |
1 |
Котова А.А. |
5202-25 |
5202-25 |
0-00 |
0-00 |
2 |
Савельева И.П. |
8016- 80 |
8016-80 |
0-00 |
0-00 |
3 |
Зайцев Н.К. |
5698-00 |
5698-00 |
0-00 |
0-00 |