Файл: Маркетинг_Пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 589

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международный консорциум «Электронный университет»

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Евразийский открытый институт

Л.А. Данченок

Маркетинг

Учебно-практическое пособие Учебная программа

Москва 2005

1

УДК 338.5 ББК 65.442

М195

Данченок Л.А. МАРКЕТИНГ: Учебно-практическое пособие, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. – 310 с.

ISBN 5-7764-0317-0

© Данченок Л.А., 2005

 

© Московский государственный университет

 

экономики, статистики и информатики, 2005

2

 

 

Содержание

 

Сведения о дисциплине...............................................................................................................

5

Тема 1. Понятие и организация маркетинга.........................................................................

8

1.1.

Понятие маркетинга.....................................................................................................

13

1.2.

Этапы развития маркетинга .......................................................................................

15

1.3.

Концепции маркетинга................................................................................................

17

1.4. Цели, принципы и функции маркетинга...............................................................

20

1.5.

Виды маркетинга ...........................................................................................................

23

1.6.

Планирование маркетинга..........................................................................................

24

1.7. Принципы организации маркетинговой деятельности в компании...............

26

Практические задания .........................................................................................................

28

Тест............................................................................................................................................

30

Кейс...........................................................................................................................................

31

Тема 2. Маркетинговая среда фирмы......................................................................................

32

2.1. Понятие и классификация маркетинговой среды................................................

35

2.2.

Рынок: маркетинг и конкуренция.............................................................................

37

2.3.Рынок: конкурентоспособность и конкурентное преимущество

 

с позиции маркетинга...................................................................................................

45

2.4.

Макросреда маркетинга...............................................................................................

46

Практические задания .........................................................................................................

51

Тест............................................................................................................................................

52

Кейс...........................................................................................................................................

53

Тема 3. Спрос как объект маркетинга......................................................................................

54

3.1. Понятие и типология потребностей.........................................................................

60

3.2.

Типы потребителей.......................................................................................................

64

3.3. Моделирование потребительского / покупательского поведения...................

66

3.4. Понятие и виды спроса ................................................................................................

75

3.5. Факторы и закономерности спроса...........................................................................

77

3.6. Консьюмеризм и его значение для маркетинга.....................................................

82

Практические задания .........................................................................................................

86

Тест............................................................................................................................................

87

Кейс...........................................................................................................................................

88

Тема 4. Стратегический маркетинг..........................................................................................

90

4.1.

Понятие стратегического маркетинга......................................................................

94

4.2. Этапы разработки маркетинговой стратегии компании.....................................

96

4.3. Типология базовых и конкурентных маркетинговых стратегий ......................

101

4.4.

Стратегические матрицы.............................................................................................

110

4.5.

Сегментация рынка.......................................................................................................

115

4.6.

Позиционирование.......................................................................................................

121

4.7.

Операционный маркетинг..........................................................................................

126

Практические задания .........................................................................................................

129

Тест............................................................................................................................................

130

Кейс...........................................................................................................................................

132

Тема 5. Товарный маркетинг......................................................................................................

134

5.1. Понятие товара. Классификация, номенклатура и ассортимент ....................

138

5.2. Товарные стратегии. Разработка нового товара ....................................................

141

5.3. Маркетинг жизненного цикла товара......................................................................

143

5.4.

Качество и конкурентоспособность..........................................................................

147

 

 

3


Маркетинг

 

 

5.5.

Марочный маркетинг...................................................................................................

150

5.6. Тестирование товара, марки и упаковки.................................................................

153

Практические задания .........................................................................................................

157

Тест............................................................................................................................................

159

Кейс...........................................................................................................................................

162

Тема 6. Ценовой маркетинг.........................................................................................................

164

6.1. Роль и функции цены...................................................................................................

167

6.2.

Факторы маркетингового ценообразования...........................................................

170

6.3.

Ценовые стратегии........................................................................................................

177

6.4.

Методы маркетингового ценообразования.............................................................

181

6.5. Тактичные приемы маркетингового ценообразования.......................................

185

Практические задания .........................................................................................................

187

Тест............................................................................................................................................

188

Кейс...........................................................................................................................................

190

Тема 7. Сбытовой маркетинг......................................................................................................

192

7.1.

Основные понятия.........................................................................................................

195

7.2. Функции и этапы сбыта...............................................................................................

197

7.3.

Каналы товародвижения..............................................................................................

198

7.4. Причины и стратегии выбора посредников...........................................................

200

7.5.

Виды посредников.........................................................................................................

201

7.6. Отношения в канале товародвижения.....................................................................

203

Практические задания .........................................................................................................

213

Тест............................................................................................................................................

214

Кейс ..........................................................................................................................................

216

Тема 8. Маркетинговые коммуникации.................................................................................

218

8.1.

Цели маркетинговых коммуникаций.......................................................................

221

8.2.

Формы коммуникаций.................................................................................................

223

8.3. Этапы разработки форм коммуникаций.................................................................

233

8.4. Принципы формирования рекламного бюджета.................................................

240

8.5. Правовое регулирование маркетинговых коммуникаций .................................

242

Практические задания .........................................................................................................

245

Тест............................................................................................................................................

246

Кейс...........................................................................................................................................

247

Тема 9. Маркетинговые исследования....................................................................................

250

9.1. Цели и этапы маркетинговых исследований..........................................................

253

9.2.

Система маркетинговой информации.....................................................................

255

9.3.

Типология маркетинговых исследований...............................................................

259

Практические задания .........................................................................................................

269

Тест............................................................................................................................................

270

Кейс...........................................................................................................................................

271

Образец решения тематических задач...............................................................................

274

Контрольные вопросы ...........................................................................................................

276

Темы курсовых работ..............................................................................................................

278

Список рекомендуемой литературы и ресурсы Интернет ...........................................

279

Глоссарий...................................................................................................................................

281

4


Сведения о дисциплине

Цели и задачи курса. Его место в учебном процессе

Критерий коммерческого успеха прибыль. Среди прочего она заложена в ры- ночный механизм удовлетворения покупательского спроса: покупатель своим кошельком предопределяет результат конкурентной борьбы, выбирает те товары, которые были соз- даны и выдвинуты на рынок в соответствии с изучением потребностей потребителей. Сделать рынок «прозрачным», его развитие предсказуемым, товар конкурентоспособ- ным, потенциальных потребителей реальными покупателями вот далеко не полный перечень целей маркетинга. В основе современной концепции маркетинга лежит сочета- ние интересов не только предпринимательства и потребителей, но и общества в целом.

Формирование отечественного рынка, неизбежный переход к цивилизованным формам его функционирования заставляют российских предпринимателей все чаще об- ращаться к возможностям маркетинга, внедрять его принципы и методы в повседневную деятельность по разработке товарной политики и доведению товаров от производства до потребителя. Это обусловило потребность в высококвалифицированных специалистах по управлению рыночной деятельностью и изучению рынка маркетинг-менеджеров и маркетологов, а также руководителей маркетинговой деятельностью маркетинг- директоров. Становится все очевидней, что и сами предприниматели должны овладеть маркетинговыми знаниями, которые обеспечат им проведение конкурентоспособной стратегии. Растет понимание того, что маркетинг естественная функция современного бизнеса. Курсы маркетинга включены в программы всех экономических учебных заведе- ний мира.

Целью изучения дисциплины является формирование у учащихся маркетингово- го мировоззрения, получение ими базовых знаний в области маркетинговой политики компаний.

Задачей учебного курса является знакомство учащихся с основными положениями теории маркетинга, обучение учащихся приемам и методам функционального марке- тинга, ознакомление студентов с методами сбора и анализа маркетинговой информации, подготовка к работе в условиях реального маркетинга.

Связь с другими дисциплинами

Курс маркетинга базируется на категориях и выводах экономической теории (тео- рии «экономикс»), на теоретических предпосылках и положениях, рассмотренных в кур- сах «Микроэкономика», «Статистика рынка», тесно связан с курсами теории бизнеса, коммерции и менеджмента. Изучение маркетинга подкрепляется владением учащимися знаниями в области компьютерной технологии.

5


Маркетинг

Знания, умения и навыки, которые должны приобретаться учащимися

Врезультате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

особенности и инструменты стратегического и оперативного маркетинга;

маркетинговую составляющую всех стадий создания и движения товара от его за- мысла до реализации спроса на него;

инструменты товарного маркетинга, ассортиментной и марочной политики;

принципы маркетингового ценообразования;

технологию сбыта товаров;

методы формирования каналов товародвижения;

способы продвижения товаров и другие инструменты воздействия на поведение потребителей;

методологию маркетинговых исследований.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

ориентироваться на рынке маркетинговой информации;

грамотно организовать сбор и обработку необходимых для исследования данных;

осуществить анализ рыночных параметров;

разрабатывать маркетинговые стратегии исходя из результатов ситуационного анализа и целей фирмы;

применять полученные знания на практике, в сфере управления рыночными процессами, их регулирования и исследования.

Студенты должны приобрести навыки:

сегментации рынка;

составления маркетинговых планов;

определения оптимальных для успешной деятельности на рынке товарных харак- теристик, цен, условий дистрибьюции и продвижения.

Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении данной дисциплины, формы активных методов обучения

Процесс обучения включает:

лекционную форму освоения учебного материала (с использованием Power Point),

решение учебных задач,

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий,

самостоятельные творческие (на разрешение проблемы) работы,

тестирование по каждой теме,

занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ.

6


Сведения о дисциплине

Виды текущего, промежуточного и рубежного контроля знаний студентов по дисциплине

Тестирование и творческие работы, являясь регулярными, служат одновременно формой текущего и промежуточного контроля приобретаемых студентами знаний. Обу- чение завершается итоговым контрольным опросом по всем темам курса. По окончании изучения всех разделов курса, при положительных оценках по тестам всех разделов, уча- щиеся допускаются к экзамену.

Распределение часов по темам и видам учебных занятий

 

 

Количество часов

 

 

 

 

в том числе

п/п

Наименование тем

Всего

 

лекции

практич.

 

 

 

 

занятия

 

 

 

 

 

 

1.

Понятие и организация маркетинга

4

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

2.

Маркетинговая среда фирмы

8

 

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

3.

Спрос как объект маркетинга

8

 

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

4.

Стратегический маркетинг

8

 

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5.

Товарный маркетинг

8

 

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

6.

Ценовой маркетинг

8

 

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

7.

Сбытовой маркетинг

8

 

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

8.

Маркетинговые коммуникации

8

 

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

9.

Маркетинговые исследования

8

 

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

И Т О Г О

68

 

34

 

34

 

 

 

 

 

 

 

7