Файл: Маркетинг_Пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 594

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Маркетинг

9.Оцените важность разработки кадровой политики компании, формирования спроса потенциальных потребителей.

Чат. В течение 20 минут обсудите роль и взаимодействие основных направлений в

комплексе маркетинга (концепция «5Р»): товар; цена; дистрибьюция; продвижение; люди.

При подготовке к четвертому вопросу.

Познакомьтесь с темой 1.4. Учебного пособия «Маркетинг».

Для освоения темы необходимо обдумать следующие проблемы и ответить на вопросы.

1.Сформулируйте цели и принципы маркетинга.

2.Сформулируйте девиз маркетинга.

3.Какие функции выполняют основные подразделения службы маркетинга?

4.В чем преимущество маркетингового подхода деятельности фирмы перед «тради- ционным»?

При подготовке к пятому вопросу.

Познакомьтесь с темой 1.5. Учебного пособия «Маркетинг».

Для освоения темы необходимо обдумать следующие проблемы и ответить на вопросы.

1.Проанализируйте маркетинговый образ мышления менеджеров.

2.Какова роль аналитического и прикладного аспекта маркетинга?

3.Проанализируйте функциональную и отраслевую структуру маркетинга.

4.Проанализируйте виды маркетинга в зависимости от характера спроса на товары.

При подготовке к шестому вопросу.

Познакомьтесь с темой 1.6. Учебного пособия «Маркетинг».

Для освоения темы необходимо обдумать следующие проблемы и ответить на вопросы.

1.Охарактеризуйте роль маркетингового планирования. Каковы его основные этапы?

2.Вчемзаключаетсярольстратегического, тактическогоиоперативногопланирования?

3.Охарактеризуйте взаимосвязь стратегического и операционного маркетинга.

При подготовке к седьмому вопросу.

Познакомьтесь с темой 1.7. Учебного пособия «Маркетинг».

Для освоения темы необходимо обдумать следующие проблемы и ответить на вопросы.

1.Какие факторы определяют размер, состав, функции и степень самостоятельности маркетинговой службы компании?

2.Обсудите существующие подходы к осуществлению маркетинговой деятельности в компании. В чем заключаются особенности использования различных подходов?

3.Каковы основные принципы организации маркетинговой службы в компании?

12


Понятие и организация маркетинга

1.1. Понятие маркетинга

По мере насыщения рынка, роста потребительской культуры, а также развития компании, укрупнения бизнеса усложняется процесс управления рыночной деятельно- стью. Это справедливо, в том числе и для управления товарной, ценовой и сбытовой по- литикой компании, т.е. на вопросы о типе товара, его качестве, цене, конкурентоспособ- ности, месте продажи с большой вероятностью может ответить только маркетинг.

Общей целью маркетинга является достижение рыночного согласия между производителями и потребителями, продавцами и покупателями при обо- юдной выгоде и в наилучших психологических условиях.

Существует более ста различных определений маркетинга, к наиболее распро- страненным из которых можно отнести:

Маркетинг это вид человеческой деятельности, направленный на удовле- творение нужд и потребностей посредством обмена (Ф. Котлер).

Маркетинг это предвидение, управление и удовлетворение спроса на това- Определение ры и услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена

(Эванс и Берман).

Маркетинг это система управления, регулирования и изучения рынка (И.К. Беляевский).

В практике российской рыночной деятельности часто встречается искаженное по- нимание маркетинга. Маркетинг многие воспринимают только как исследование рынка, отождествляют с рекламой или агрессивными формами продажи. Между тем все это только элементы маркетинговой системы, создание которой прошло несколько этапов и разнообразных форм регулирования рынка, прежде чем маркетинг приобрел современ- ную структуру.

Россия наглядно увидела, что такое маркетинг, испытав на себе маркетинговую про- грамму «сникеризации», разработанную и проведенную на ее просторах всемирно известной ком- панией «Марс».

«Марс» в течение четырех десятилетий завоевывал мировой рынок на основе концепции питательной и калорийной пищи, которую воплощает батончик шоколада «Марс». Поначалу он выглядел совсем не таким, каким пришел к нам в Россию, а напоминал... кусок мыла в невзрачной бумажной упаковке. Но его и воспринимали не как лакомство, а как полноценную высококалорий- ную пищу, которая даже входила в дневной рацион британского солдата. К моменту «завоевания» России частная компания «Марс Инкорпорейтед» выросла в настоящую империю с гигантскими заводами не только в США, Европе и Англии, но и в Гонконге, Японии и Австралии.

Первые пробные шаги на российском рынке сделало дочернее предприятие компании «Мастер Фудс» в конце 80-х начале 90-х годов. Рубль был неконвертируемым, рынок шоколада еще не родился, а объем продаж не зависел от спроса и рекламы. Сладкие батончики поступали мелкими партиями, а глава фирмы Джон Скиннер лично развозил коробки по магазинам. В «Ели- сеевском» и «Новоарбатском» набор из четырех шоколадок Марс», «Сникерс», «Милки Вэй» и «Твикс») продавался по пять рублей, в то время как один доллар стоил уже двадцать рублей.

13


Маркетинг

Началом маркетинговой программы «Марс» стала рекламная кампания «Сникерсовы», впер- вые показанная по тогда еще советскому телевидению во время чемпионата мира по футболу 1990 г. в Италии. Испытать «сатисфэкшн», который к тому же утоляет голод, пожелали сразу же мил- лионы бывших советских людей. И вот «Мастер Фудс» нанимает 26 коммерческих агентов, назнача- ет трех официальных дистрибьюторов в Москвеи шоколадки двинулисьв Москву.

В настоящее время в стране, наверное, уже нет сейчас города, не охваченного «Сникерсами». Об уровне «сникеризации» России красноречиво свидетельствует тот факт, что в ответ на объяв- ление с просьбой прислать в «Останкино» обертку из-под съеденного «Сникерса» для участия в попу- лярной лотерее, где разыгрывались путевки на чемпионат мира по футболу, в студию пришла масса писем, в которых содержались обертки, общий вес которых составил... 16 тонн.

Но компания «Марс» – это не только шоколадки. Вслед за ними на российский рынок вышли картофельное пюре, рис и соусы «Анкл Бенс», наборы кошачьей и собачьей диетологии. Сегодня в под- московном Ступино имеется несколько предприятий по производству знаменитой продукции.

На основе данной маркетинговой программы, реализованной компанией «Марс», можно сформулировать незыблемое правило маркетинга:

Производи и продавай не то, что хочешь и что удобно производить, а то, в чем существует потребность, а если таковая отсутствует, – сумей создать ее.

Маркетинг призван выявлять, создавать и удовлетворять потребности потенци- альных покупателей в товарах и услугах.

Рассмотрим совокупность понятий, связанных с понятием «потребность».

Нужда ощущаемый человеком недостаток в чем-то необходимом.

Потребность нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Определение Спроспотребностичеловека, подкрепленныеегопокупательнойспособностью.

Товар все, что может удовлетворить потребность и предназначено для продажи.

Обмен акт получения от какого-либо желаемого объекта с предложением чего- либо взамен.

Нужда порождает потребность, потребность выражается в спросе, который удов- летворяется посредством обмена денег на необходимый товар. Спрос возникает на рынке товаров и услуг, а рынок, в свою очередь, является главным объектом маркетинга. Марке- тинг добивается поставленных целей, поскольку именно на рынке покупатели предъяв- ляют и реализуют спрос, посредством изучения и регулирования.

Важными для маркетолога являются понятие рынка и его характеристик.

Рынок система взаимоотношений между существующими или потенциаль- ными продавцами и покупателями каких-либо товаров.

Определение

14


Понятие и организация маркетинга

Емкость рынка количество товаров в количественном или стоимостном выраже- нии, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежутоквремени.

Определение Насыщенность рынка количество товаров, находящееся в наличии у по- требителей или на рынке.

Рынок это не просто место встречи покупателя и продавца (они могут «встретить- ся» виртуально), это система отношений купли-продажи, подверженная как регулирова- нию, так и саморегулированию. На рынке произведенный продукт доказывает свою соци- альную значимость путем признания его потребителями. Задача маркетинга сделать этот процесс не только эффективным для продавца и приятным для покупателя, но и взаимо- выгодным. Маркетинг это, в определенном смысле, набор инструментов, воздействую- щих на потребителя и превращающих его потребность в приятную и своевременную покупку.

1.2. Этапы развития маркетинга

Начиная с середины XIX века тенденции к неконтролируемой концентрации промышленного и торгового капитала, неупорядоченная торговля, разрушительные кризисы дали американским экономистам основание назвать рынок «диким». К концу XIX века реакцией общества на такой рынок стало появление антимонопольного законо- дательства (Закон Шермана, США), позволяющего регулировать предпринимательскую деятельность в интересах общества.

Вначале XX века (до начала 20-х годов) в ряде университетов США (прежде всего,

вГарвардской школе бизнеса) начались разработки теории об инструментах управления рынком. Первоначально считалось, что основная цель это создание на научных основах системы сбыта товаров, поэтому новая наука получила название «дистрибьюция».

Позже теория получает более широкую трактовку, охватывая продвижение, удовлетворение спроса, ценообразование и т.д., и в начале 20-х годов наука приобретает название «маркетинг».

Сначала маркетинг развивался с некоторым запозданием по отношению к разви- тию экономики, обобщая рыночную практику успешно действующих фирм. На первом этапе своего развития маркетинг систематизировал массу разрозненных фактов, увязы- вал их с условиями внешней среды, выводил закономерности, в дальнейшем стали предлагаться пути для совершенствования маркетинговой деятельности компаний.

15


Маркетинг

Рис. 1.1. Предпосылки возникновения маркетинга

 

«Дикий»

 

Проблемы сбыта

 

Конкуренция,

Условия

рынок

 

 

 

насыщенность

 

 

 

 

 

предложения

 

 

 

 

 

 

Цели

 

Регулирование

 

Создание на

 

Оптимизация

регулирования

 

предприниматель-

 

научных основах

 

рыночной

рынка

 

ской деятельности

 

системы сбыта

 

деятельности

 

 

в интересах обще-

 

 

 

фирмы

 

 

ства

 

 

 

 

Теоретические

 

 

 

 

 

 

 

Антимонополь-

 

Наука

 

Маркетинг

основы

 

 

 

 

ное законода-

 

«Дистрибьюция»

 

регулирования

 

 

 

 

 

тельство

 

 

 

 

рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Возникновение современного маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение

 

 

 

 

Новые

 

 

 

Современ-

 

Рыночная

 

 

 

 

 

 

опыта

 

 

 

 

разработки

 

 

 

ный марке-

 

деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тинг

 

разрозненных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фирм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На отечественном рынке маркетинг (микромаркетинг) в его системном виде поя- вился первоначально на локальных рынках высокотехнологичных товаров и грамотной дистрибьюции (программных продуктов), потребительских товаров изначально широко- го ассортимента (канцтовары), товаров массового спроса при активной политике импор- тирования и иностранного присутствия (в т.ч. импорт маркетинговых технологий, на- пример, продукты питания, полуфабрикаты).

По мере насыщения рынка, роста потребительской культуры и капитала успешно действующих фирм, появления проблем сбыта постоянно растет и потребность в марке- тинге. Маркетинг активно внедряется в торговлю и производство. Появляются элементы государственного маркетинга макромаркетинга (например, на рынке вооружений), не- коммерческого маркетинга (музеи, библиотеки). В условиях глобализации экономики развивается и мегамаркетинг, сферой экономических интересов которого является миро-

16