ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.08.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
ЛЕКЦИЯ 7. ПРОЕКТ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по разработке собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Разработка проекта является организационной рамкой любого исследования или иной исследовательской деятельности.
Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки.
Проект - это разовая деятельность, которая:
имеет конечную цель и промежуточные задачи;
производит хорошо определенный конечный результат, который может быть оценен;
состоит из последовательности взаимосвязанных работ;
имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания;
использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, временных, информационных и человеческих; Таким образом, проект - это совокупность действий, которая имеет
начало и конец и проводится для достижения установленных целей в пределах затрат, графика работ и качественных ограничений.
Чем проектная деятельность отличается от обычной деятельности?
Итак, источник денежных средств есть. Возникает следующий вопрос, как их привлечь в культурный проект. Многие руководители, с которыми общался автор, утверждают, что им для начала требуются финансы, а вопрос, на какие программы их израсходовать, вторичен, ведь у них столько идей. Однако практика показывает, что такие менеджеры не в состоянии не
118
только привлечь деньги со стороны, но и получить необходимого бюджетного финансирования, обвиняя в этом всех: власти, историю, ментальность населения и т.п., но только не самих себя. Реального же успеха добиваются те, кто живет и работает по библейскому лозунгу: "Стучите, да откроют Вам".
Властями различного уровня в условиях ограниченности финансовых ресурсов при выборе, кому выделять средства в первую очередь, приоритет отдается, безусловно, организациям, активно ищущим, предлагающим новые идеи. Поэтому крайне важно сначала сформулировать для себя, что вы хотите сделать, и на что будете просить деньги.
Большинство фондов не финансируют текущую деятельность организаций или делают это крайне неохотно. В то же время вы можете попросить у них оборудование или другие, необходимые для функционирования организации ресурсы в рамках определенной программы, заявленной на получение гранта.
Просить средства необходимо под идею. Но, здесь возникает следующая проблема. Многие работники культуры и искусства говорят приблизительно следующее: "Мы делаем очень значимое социально дело, у нас масса идей, но мы не востребованы социумом, наши идеи не интересны ни обществу, ни потенциальным благотворителям. Они не готовы воспринимать наши передовые и светлые мысли". Однако вполне конкретные и простые вопросы: кому кроме их учреждения нужна эта идея, как она сообразуется с интересами местного сообщества, как будет осуществляться, каковы ресурсы, необходимые для её проведения и т.п., вызывают затруднения с ответами. Понятно, что если мыслить на языке культуры, существовать в ее смысловом пространстве, то очень трудно перейти на "язык технологий". Но это совершенно необходимо для реализации того или иного проекта.
Успешнее всего для человека, работающего в отечественной организации культуры, переход к иному, непривычно новому, проектному
119
способу мышления бывает при работе в командах. Как правило, одному человеку бывает очень сложно сформулировать свою идею, а потом довести её до проектного воплощения. Работа же в команде позволяет рассмотреть ту или иную идею под разными углами зрения, учесть все нюансы и ликвидировать недостатки. Кроме этого, существует еще один очень действенный и проверенный прием работы в команде. Он заключается в том, что каждый из работающих над проектом берет на себя роль эксперта и рассматривает проект под своим углом зрения. Например, с точек зрения: подкрепленности проекта административными и человеческими ресурсами, ценности его для местного сообщества, ясности и прозрачности его бюджета, освещения в СМИ и т.п. Вообще, чем больше идея обсуждается с коллегами, тем лучше. Кто-то, правда, до сих пор полагает, что ни в коем случае, нельзя озвучивать свой замысел - тут же появятся конкуренты и перехватят его гениальную суть. Как правило, люди с подобного рода иллюзией, не понимают, что страна наша буквально наводнена "маниловскими" идеями, но отнюдь не проектами. Не стесняйтесь обращаться к коллегам, уже имеющим положительный опыт общения с благотворительными фондами. Большинство из них с удовольствием помогут вам.
Чем же идея отличается от проекта?
Проект - это, по сути, четкий, выверенный, просчитанный по времени и ресурсам, план реализации той или иной идеи. Умение мыслить проектно - одно из первых необходимых умений для получения и успешной реализации гранта.
Как писать проект и что он должен включать
Стандартный проект включает в себя следующие разделы:
Название проекта должно быть нетривиальным, броским, чтобы сразу привлечь внимание, но при этом - кратким.
120
Описать проект лучше короткими, но содержательными фразами, без излишней «воды». К содержанию проекта должен быть четко привязан анализ ситуации. Не надо чрезмерно драматизировать ее, сгущать краски, рассказывая о гибели отечественной культуры и искусства и т.п. в надежде разжалобить экспертов. Нужно показать четкое видение истоков той или иной проблемы, её сути и способов решения.
Цели и задачи должны соответствовать проекту, быть ясными, прозрачными и достижимыми. Не надо пытаться одним проектом изменить весь мир. Достаточно того, что вы сделаете его чуточку лучше вокруг себя и своего учреждения. Ведь культура и искусство предоставляют нам для этого уникальный, ни с чем не сравнимый по мощи воздействия инструментарий. Что же касается содержания проекта, то при его описании нужно попытаться выйти из внутренней «скорлупы» своего учреждения, попытаться связать проект с нуждами и чаяниями местного сообщества, попробовать взглянуть на свою деятельность, исходя из интересов людей, так или иначе вовлеченных в орбиту работы вашего учреждения.
Бюджет проекта должен быть обоснованным и релевантным по отношению к содержанию. Затраты на оборудование и административные расходы должны быть действительно жизненно необходимыми для осуществления проекта, а не рассчитаны из общих нужд организации. По внутренним требованиям многих фондов затраты на индивидуальную финансовую поддержку (заработную плату) не должны превышать 25% от общей суммы гранта.
Перед тем как объяснять другим сущность Вашего проекта, т.е. что, как и зачем Вы собираетесь делать, попробуйте разобраться в этом сами.
Большую помощь в этом может оказать написание "логической таблицы для составления проекта", позволяющей выстроить четкую концепцию проекта, определить критерии и методы оценки его компонентов, выявить внешние факторы, влияющие на его выполнение.
121
Приведем список вопросов на которые следует ответить в такой таблице и гипотетический пример заполненной логической таблицы.
Первая графа таблицы характеризует суть и взаимосвязь основных частей проекта. Вторая графа содержит объективные свидетельства обоснованности и качества проработки соответствующих компонентов проекта, критерии и методы оценки их выполнения. В третьей графе перечисляются внешние условия (факторы, предпосылки, допущения), находящиеся вне контроля со стороны руководства проекта, и от которых зависит успех его выполнения. Для успешного осуществления проекта эти факторы должны быть выявлены, определены и оценены. Правильно составленный проект не должен включать нереальных предпосылок.
Пример логической таблицы для составления проекта
Вопросы для заполнения |
|||
|
|
|
|
|
Объективные данные/ |
Внешние / |
|
|
внутренние |
||
Составные части |
факты, |
||
факторы, |
|||
проекта |
подтверждающие |
||
предпосылки, |
|||
|
формулировку |
||
|
предположения |
||
|
|
||
|
|
|
|
Постановка проблемы |
Какие источники |
|
|
|
информации, помимо |
|
|
1. Почему возникла |
Вашей организации, |
|
|
необходимость в |
свидетельствуют о том, |
|
|
реализации проекта? |
что проблема |
|
|
|
существует, ее важно |
|
|
2. Почему решение |
решить и именно Вашей |
|
|
данной проблемы |
организации |
|
|
является приоритетной |
необходимо этим |
|
|
|
|
|
122
задачей для |
заниматься. |
|
организации? |
|
|
|
|
|
|
1. Как Вы будете |
|
|
оценивать в ходе |
|
Цель |
реализации проекта |
|
достижение цели? |
|
|
|
|
|
1. Какова цель проекта, |
2. Каким образом |
|
как она связана с |
организация - |
|
решением проблемы? |
|
|
|
донорсможет убедиться |
|
2. Кто выиграет в |
на разных |
|
стадияхвыполнения |
|
|
результате продвижения |
|
|
к цели? Как действия, |
проекта в продвижении |
|
предусмотренные |
к цели? |
|
|
|
|
проектом, изменяют |
3. Предусматривается ли |
|
существующую |
|
|
проектом сбор данных, |
|
|
ситуацию? |
|
|
позволяющих измерить |
|
|
|
|
|
|
степень продвижения к |
|
|
цели? |
|
|
|
|
Задачи. |
1. Какие данные и |
Какие внешние |
Ожидаемые |
показатели подтвердят |
события, условия |
результаты |
выполнение |
или решения, |
|
поставленных задач? |
находящиеся вне |
1. Какие конкретные |
|
контроля |
результаты должны |
2. Какие методы |
организации, |
быть достигнуты во |
измерения результатов |
необходимы для |
время выполнения |
позволят проверяющему |
того, чтобы |
проекта (конкретные |
судить о степени |
выполнение |
|
|
|
123
изменения в положении |
выполнения работ по |
поставленных задач |
группы людей, на |
проекту? |
способствовало |
решение проблем |
|
продвижению к цели |
которых направлен |
3. Предусматривается ли |
проекта и |
проект, или в |
проектом сбор данных, |
достижение заплани |
окружающей их среде |
позволяющих |
рованных |
происходят по мере |
контролировать и |
результатов |
реализации проекта). |
корректировать ход |
приводило к |
|
выполнения работ? |
выполнению задач. |
2.Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению цели проекта?
3.Какие результаты (их характер и количественные измерители) необходимо достичь для выполнения поставленных задач?
Методы/ мероприятия, |
Применение |
проводимые в рамках |
указанных методов |
проекта |
(мероприятий) |
|
Почему выбраны |
|
гарантирует |
Какие мероприятия |
именно эти методы? |
получение |
|
необходимо |
запланированных |
осуществить |
результатов. |
124
исполнителям проекта |
|
|
|
для достижения |
|
|
|
результатов? |
|
|
|
|
|
|
|
Ресурсы |
|
|
|
1. Какие ресурсы |
|
1. Выделение |
|
|
ресурсов |
||
(кадры, товары, услуги) |
|
||
|
необходимо и |
||
должны быть |
1. На основании чего |
||
достаточно для |
|||
использованы для |
планируются уровень |
||
проведения |
заработной платы и |
проведения |
|
мероприятий / |
|||
мероприятий, |
гонорара, стоимость |
||
применения |
|||
намеченных в проекте? |
оборудования, другие |
||
указанных методов. |
|||
|
расходы по проекту? |
|
|
2. Из каких источников |
|
2. Каковы |
|
поступят эти ресурсы |
2. Какие показатели |
||
возможные |
|||
(организация-заявитель, |
позволяют оценить |
||
препятствия / |
|||
партнерские |
эффективность |
||
проблемы/риски на |
|||
организации, структуры, |
использования средств? |
||
пути применения |
|||
поддерживающие |
|
запланированных |
|
данную деятельность - |
|
||
|
методов |
||
власть, бизнес, другие |
|
||
|
|
||
фонды и т.д.) |
|
|
|
|
|
|
125