Файл: фандрайзинг лекции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.08.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Руководитель проекта - указывается Ф.И.0., звание, должность, адрес, телефоны, номер факса, адрес электронной почты (Е-mail) и т.д. Именно с этим человеком будет связываться Ваш донор, если потребуется дополнительная информация. Руководитель отвечает за выполнение проекта и несет ответственность перед донором за эффективность использования средств. Предполагается, что проект составлен руководителем. Если это не так, то следует отдельной строкой указать автора, либо авторов проекта. Руководитель должен быть один. В список основных исполнителей должны входить только ученые, которые будут непосредственно участвовать в научном процессе, получать от руководителя до 75% заработной платы по смете и будут авторами публикаций по теме гранта. Финансирование лаборантов, техников, библиотечных работников производится из 20% накладных расходов, которые отчисляет администрация вашей организации от суммы гранта.

География - указывается район, где будет проходить работа по проекту: город, область, государство и т.д.

Срок выполнения проекта - обычно исчисляется в месяцах не более чем на один-два года. Фонды, как правило, не финансируют долгосрочные проекты. Если проект не может быть выполнен за 2-3 года, заявки на последующие стадии пишутся отдельно и подаются позже.

Стоимость проекта - здесь указывается требуемый объем финансирования на весь срок или на первый год выполнения проекта (обычно в долларах США). Кроме того, нужно указать полную стоимость проекта (включая Ваш собственный вклад и средства, полученные из других источников).

2. Аннотация заявки

Аннотация - краткое, не более 1 стр., изложение проекта, повторяются все части полной заявки. Это одна из важнейших частей заявки, Большинство рецензентов вначале читают лишь аннотацию, и,

если она нравится, переходят к чтению полной заявки. Поэтому аннотация

134

должна быть предельно ясной, сжатой, конкретной и выразительной.

Аннотация должна содержать краткое описание сути проекта (по несколько предложений из каждой последующей части заявки, но не более страницы: о заявителе, о проблеме, о целях и задачах, о методах, об ожидаемом результате, перспективах развития проекта). Это точная и ясная уменьшенная копия всей заявки, содержащая всю важную для понимания проекта информацию. Аннотация обычно пишется в самом конце, когда заявка готова и можно легко сделать "выжимку" из всех основных разделов.

Маленькая история с намеком: Как-то начинающий, но весьма настойчивый прозаик навязал маститому писателю рукопись для рецензирования. Через некоторое время рукопись вернулась с неприятной для автора надписью. Последний попенял при встрече рецензенту на что страницы в середине его творения так и осталось неразрезанными. "Чтобы понять плохое ли произведение, нет нужды читать его до конца" - отвечал литератор.

Если заявка небольшая (3-5 страниц), то резюме в один абзац прямо на титульном листе вероятно будет достаточно. В случае более объемной заявки аннотацию полезно поместить на первой странице, сразу за титульным листом. Из нее должно быть понятно, кто Вы, каков масштаб Вашего проекта и его стоимость. Не забудьте указать цели и задачи проекта, методы, которые Вы предполагаете использовать, сроки выполнения. Пусть из каждого из последующих разделов заявки в аннотацию попадет по одному-три предложения. Некоторые рецензенты будут читать только аннотацию, так что не поленитесь написать ее хорошо. Пишите резюме или аннотацию в последнюю очередь, когда все последующие разделы уже написаны. Это позволит охарактеризовать в аннотации Ваш проект с максимальной четкостью.

В разделе «Аннотация» часто выделен раздел «Ключевые слова», который отражает суть заявленного проекта. Опытный эксперт по ключевым словам сразу оценивает проблему и задачу, которую хочет

135


решить заявитель. Поэтому к подбору ключевых слов надо отнестись очень серьезно. Если ключевые слова, указанные в первую очередь, не совпадают с темой раздела классификатора, Ваш проект может быть обречен.

Критерии оценки аннотации:

1)Аннотация дает ясное и краткое описание заявки. Рекомендуемый объем: 1 абзац (3-10 строк - короткая заявка) - 1 страница (длинная заявка).

2)Включает по крайней мере одно предложение о заявителе (кто будет выполнять проект) и о его прежних достижениях.

3)Включает по крайней мере одно предложение о проблеме (почему нужен проект).

4)Включает по крайней мере одно предложение о целях и задачах проекта (что получится в результате).

5)Включает по крайней мере одно предложение о методах и ресурсах (как будет выполняться проект).

6)Указывает полную стоимость проекта, собственный вклад заявителя и запрашиваемую сумму (сколько требуется денег).

7)Кратко - не более 200-300 слов (1 стр.), и ясно.

8)Интересно - привлекает внимание читающего.

3.Введение

Вэтой части заявки Вы рассказываете про вашу организацию. Как правило, гранты выдаются, исходя из репутации организации-заявителя, а не только из оценки качества самого проекта. Фонды предпочитают иметь дело с известными им и надежными партнерами. В первую очередь Фонды стремятся оказать поддержку тем организациям или лицам, с кем они уже имели дело в прошлом. Во Введении Ваша задача - доказать, что Вы действительно в состоянии с пользой потратить средства и справиться с проектом. Вы должны завоевать доверие донора. Что вызовет у донора доверие (credibility) к Вашей организации? Поскольку у разных доноров разные требования, то и выбирать доноров надо по их возможной

136

заинтересованности в организациях типа Вашей и в проектах, сходных с Вашим. Используйте Введение для обоснования связи между своими интересами и интересами донора.

В некоторых форматах заявок вместо введения требуется описание организации, что в принципе не меняет сути. Здесь Вы должны рассказать об организации, которую представляете. Во введении нужно сообщить следующее:

год создания, цели и задачи Вашей организации;

несколько слов об истории Вашей организации (возможно, Вы подчеркнете ее уникальность, основные достижения и т.д.);

о ресурсах, которыми организация располагает (например - помещение на условиях аренды, оргтехника, персонал, имеющий опыт работы, добровольцы, интеллектуальная собственность и т.д.);

об опыте управления грантами, если таковой имеется;

что-нибудь такое, в чем Вы были первыми в стране, в регионе, в вашей области интересов.

Ваши наиболее значительные достижения, или, если организация создана недавно, достижения попечителей или сотрудников на месте их прежней работы;

оценки результатов прежних проектов, подобных предлагаемому;

прецеденты финансовой поддержки, получаемой Вами из источников, помимо фонда, в который Вы обращаетесь, с приложением писем поддержки (letters of endorsement).

Последний пункт особенно важен. Если Вы когда-то раньше уже получали грант от какой-либо организации и аккуратно отчитались в конце срока выполнения проекта, то это - Ваш большой плюс! Очень часто фонды выделяют сначала небольшой пробный грант, а затем, если все в порядке, оказывают более серьезную поддержку.

Настоятельно рекомендуется вести запись всех Ваших достижений, чтобы использовать эту информацию во Введении к каждой Вашей заявке.

137



Храните вырезки из газет о Вашей организации, письма из других учреждений и от частных лиц, одобряющих Вашу деятельность, отклики клиентов. Включите сюда же высказывания крупных политических деятелей или выдающихся ученых в Вашей области, привлекающие внимание общественности к проектам, подобным Вашему. Сделайте это, даже если указанные лица не упоминают именно Вас, а лишь говорят о постановке проблемы в целом. Например, включив в заявку цитату из правительственного отчета о том, что проекты, напоминающие Ваш, могут наиболее эффективно решать поставленные задачи. Вы используете доверие к признанным авторитетам для поддержки Ваших собственных идей.

Не забудьте заранее составить четкое описание своей организации. Поместив его в приложении к заявке. Вы сэкономите место во Введении и быстрее перейдете к следующему разделу. Помните, что для получения гранта доверие к Вам, если Вы сумеете внушить его своим введением, может оказаться важнее, чем остальная часть заявки. Запасайтесь доверием! Однако здесь, как и всюду, будьте по возможности кратки и точны. Избегайте употребления специальных терминов и пишите проще. Рекомендуемый объем: 0.5-2 стр.

Критерии оценки введения:

1)Введение содержит сведения об организации-заявителе и об уровне компетентности автора проекта и квалификации (надежности) персонала.

2)Ясно, кто написал заявку и кто будет выполнять проект.

3)Описывает род деятельности, цели и задачи организации-заявителя.

4)Поясняет, почему именно Ваша организация должна работать по проекту.

5)Описывает, чьим нуждам и как служит Ваша организация.

6)Сообщает о наличии достижений и подтверждает это с помощью статистических данных, писем поддержки и других документов.

7)Подтверждает репутацию Вашей организации.

8)Свидетельствует о наличии уровня компетентности, достаточного для выполнения задач (исследований, обучения и др.).

138

9)Логически подводит к разделу "Постановка проблемы".

10)Раздел краток насколько возможно, интересен и не содержит профессионального жаргона.

Каждый последующий раздел заявки логично вытекает из предыдущего. Соответственно, этот первый раздел естественным образом должен подводить к разделу "Постановка проблемы". т.е. нести в себе информационный заряд, поясняющий, почему именно в недрах Вашей организации родился проект, что именно Ваша организация и Вы сами заинтересованы в достижении намеченной цели и потому являетесь достаточным гарантом выполнения проекта.

4. Постановка проблемы

Из введения донор должен был уяснить себе сферу Ваших интересов - над чем Вы работаете. Теперь Вы должны точно изложить конкретную проблему, которую Вы собираетесь решить с помощью Вашего проекта.

В этом разделе описывается ситуация, побудившая Вас приступить к разработке проекта. Вы должны объяснить, зачем нужен Ваш проект. Описываемая проблема должна отражать объективную ситуацию, т.е. проблемы вне Вашей организации - из жизни Ваших клиентов, местных жителей, города или страны. Формулировка проблем не должна отражать внутренние потребности Вашей организации, за исключением случаев, когда Вы ищете средства для повышения эффективности собственной работы. В частности, отсутствие у Вас денег - это не проблема. Это очевидно из самого факта обращения за финансовой помощью. Важно ответить на вопрос, для решения какой проблемы Вам нужны деньги. На что Вы направите полученные Вами средства?

Этот раздел можно назвать "Постановка проблемы", если Вы собираетесь, например, спасать редкий вид тюленя, охранять уникальные растения или бороться с токсичными выбросами металлургического комбината. "Обоснование потребностей" скорее относится к менее

139


осязаемым предметам: например, организации программ природоохранного просвещения взрослых жителей в сельской местности вокруг заповедника. Разумеется, такие программы не менее важны, чем проекты предыдущего типа, они просто используют другой подход, не вполне соответствующий модели "решения проблем".

Не считайте, что все хорошо осведомлены о серьезности Вашей проблемы. Старайтесь писать в расчете на читателя, впервые в жизни слышащего о такой проблеме. Никогда не употребляйте никаких терминов, не разъяснив попутно их значения. Например, слово "заказник" может быть совершенно незнакомо Вашему донору. В этом случае лучше пояснить, что речь идет об одном из типов особо охраняемых природных территорий, организуемом местными органами власти с наложением определенных ограничений на типы природопользования.

Возможно, что Ваш донор хорошо осведомлен о важности проектов Вашего типа, тем не менее потребуются дополнительные доказательства Вашей компетентности в данном вопросе. Включите в проект соответствующие статистические данные, процитируйте выступления представителей органов власти (особенно местных) и обзорные научные работы, докажите, что Вы действительно собираетесь решить конкретную задачу. Таблицы и схемы, скорее всего, не увлекут читателя, поэтому приберегите их для приложения. Лучше всего привести ряд наиболее эффектных данных, наглядно иллюстрирующих ситуацию. Твердо знайте, что означают приводимые Вами цифры. Не увлекайтесь цитатами - двух источников в этом разделе в большинстве случаев будет достаточно.

Помните, что постановка проблемы - не аналитическая научная статья! Сознательно исключайте все специальные термины, понятные лишь специалистам. Избегайте наукообразных оборотов. Ваша задача заинтриговать читателя, а не повысить его образовательный уровень. Приводя данные научных исследований, не утомляйте читателя подробным описанием "аспектов дивергенции фенотипов аллопатически

140

распространенных популяций некоторых бореальных представителей семейства Рпос1оае", а лучше скажите, что собирали материал о различиях во внешнем облике каспийского тюленя и байкальской нерпы.

Сжатая и ясная характеристика ситуации, требующей изменения, то есть проблема, которую разрешит выполнение проекта. Не перепутайте проблему внешнюю, имеющую общественное значение, с проблемами своей организации; задача фонда - способствовать изменению политической, социальной или общественной ситуации. Не смешивайте проблему с методами ее решения, с целями и задачами проекта.

Не нацеливайтесь на решение глобальных, всеобъемлющих проблем. Ограничьтесь той конкретной, которую можно решить в указанные сроки и за те деньги, которые вы собираетесь привлечь в рамках своего проекта. Объясните потребность конкретной группы людей в разрешении проблемы (по сути - в вашем проекте), срочность и актуальность ваших действий. Приведите количественные и качественные показатели, если возможно - дайте ссылки на статистику, исследования, авторитеты. Узнайте, занимался ли кто другой решением данной, или аналогичной, проблемы, и если да, то каков результат. Сможете ли вы сделать лучше? И не используйте выражения типа: "Как всем известно..." или "Не нужно доказывать, что..."

Проблема - ситуация объективного характера, побудившая Вас взяться за разработку проекта. Как правило, это аспект современной жизни, не удовлетворяющий Вас. Проблема должна быть Вам ясна, также как и факторы, вызвавшие и поддерживающие ее. Остается только в соответствующей форме представить ее грантодателю. При этом имейте в виду, что:

1.Проблема, сколь бы очевидной она не была для Вас, может оставаться "тайной за семью печатями" для лиц, оценивающих Ваш проект. Отсюда следует, что проблему необходимо представить (но не более, чем на одной-двух страницах). Подчеркните, почему решение ее важно, скажем, для большой части населения;

141