ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.08.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

То же самое надлежит сделать, если опекун (попечитель) оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи, когда его жизнь, здоровье в опасности. Прекращая опеку (попечительство) в таких случаях, орган опеки и попечительства не только отстраняет опекуна (попечителя), но и вправе все имеющиеся материалы направить к прокурору. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка, если это связано с жестоким обращением с ребенком, опекун (попечитель) может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 156 УК).

Таким образом, технология установления опеки (попечительства) предполагает несколько этапов: установление опеки (попечительства), сопровождение семьи с опекаемым ребенком, иногда усыновление подопечного, прекращение опеки (попечительства).

Усыновление – это переход прав и обязанностей от биологических родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыновителю), при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ребенка. Усыновители, добровольно принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравниваются к ним во всех отношениях и наделяются теми же правами. Следует, однако, отметить, что усыновление достаточно сложный и противоречивый процесс, который проходит ряд этапов.

Процесс усыновления начинается с первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Выявлению и учету подлежат дети, родители которых умерли, неизвестны (подкидыши), лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими, недееспособным, уклоняются от воспитания и содержания своих детей и т.п. Сведения о таких детях ставятся на централизованный учет, в случае если эти дети еще не устроены на воспитание в семьи или находятся в учреждениях всех типов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данная форма учета осуществляется в нашей стране органами опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления.

Каждый родившийся и выявленный ребенок, оставшийся без попечения родителей, регистрируется "на муниципальном уровне" в журнале первичного учета таких детей, и в течение месяца орган опеки и попечительства предпринимает попытки к устройству такого ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку, в приемную семью).

Вторичной формой учета детей, оставшихся без попечения родителей, является региональный учет. В каждом из 89 регионов России формируется такой банк данных. Таким образом, на основании поступивших сообщений из органов опеки и попечительства соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта. В течение месяца со дня поступления указанных сведений орган власти субъекта РФ организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории, подбирает детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью.


Следующая форма – это федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей. Получив сведения о ребенке из органа опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ направляет копию анкеты и фотографию ребенка в Министерство образования РФ для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на данной территории.

В течение не менее трех месяцев региональные службы и отдел социальной защиты детей и охраны прав детей Министерства осуществляют попытки к устройству детей, сведения о которых находятся в банке данных, на воспитание в семьи.

Итак, прежде всего лица, желающие усыновить ребенка, должны обратиться в орган опеки и попечительства (отдел образования или иную службу, на которую возложены функции по охране прав детей) по месту своего жительства, чтобы получить заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители. Для получения заключения кандидатами в усыновители предъявляется паспорт, и предоставляются: справка с места работы о размере заработной платы, справка о занимаемой площади, либо копия декларации о доходах, копия финансового лицевого счета с места жительства, копия свидетельства о браке, медицинское заключение о состоянии здоровья.

Специалист по охране детства в личной беседе с кандидатами в усыновители выявляет мотивы усыновления, возраст усыновителей, наличие членов семьи, страдающих заболеваниями, которые могут отрицательно сказаться на здоровье и воспитании ребенка. Специалист по охране детства посещает семью кандидатов в усыновители, составляет акт обследования их условий жизни и дает заключение о возможности усыновления ими ребенка.

Таким образом, подбор усыновителей в настоящее время в силу действующего законодательства предполагает три аспекта: здоровье каждого будущего родителя, не противоречащее перечню заболеваний, утвержденных Правительством Российской Федерации; благополучие (экономическое, психологическое, социальное) усыновителей и их семьи; желание иметь ребенка и потребность заботиться о нем.

Лица, получившие заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители, вправе начать подбор ребенка на усыновление. Орган опеки и попечительства выдает им направление на подбор ребенка из соответствующего детского учреждения. Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать ребенка в районе (городе) по месту своего жительства, они вправе обратиться в любой региональный банк данных или в Федеральный банк данных о детях.


Итак, после того как кандидаты в усыновители подобрали ребенка на усыновление (познакомились и установили с ним контакт, ознакомились с документами усыновляемого ребенка), следующий шаг – подача заявления в суд с просьбой об усыновлении. В заявлении обязательно должны быть указаны сведения о самих усыновителях, о детях, которых они желают усыновить, их родителях, просьба о возможных изменениях (фамилии, имени, отчества, даты и места рождения) в актовой записи о рождении усыновляемых детей с приложением к заявлению необходимых документов.

При удовлетворении судом просьбы об усыновлении взаимные права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. Факт усыновление подлежит обязательной регистрации в органах загс по месту вынесения решения об установлении усыновления.

Следующими этапами технологии усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, будут принятие ребенка в семью и адаптация ее членов друг к другу и новому статусу. Это наиболее сложные и ответственные моменты процесса усыновления, так как именно от того, насколько они будут успешны, зависит дальнейших ход развития взаимоотношений между приемными родителями и детьми.

Успех адаптации приемного ребенка к семье и новым социальным ролям обеспечивают знания усыновителями потенциалов его возраста, владение методами воспитания и развития, умение объективно оценивать ситуацию и выстраивать бесконфликтное общение. Главное на этом этапе – руководствоваться следующими правилами: толерантного отношения к ребенку, обеспечения ему чувства безопасности, разумного сочетания его свободы и самостоятельности, предоставления себе и ребенку времени для принятия нужного решения для изменения трудной жизненной ситуации.

Технология усыновления детей-сирот предусматривает ряд этапов: учет детей, оставшихся без попечения родителей, который может осуществляться в трех формах – первичный, региональный и федеральный; подбор усыновителей и усыновляемых; судебная процедура усыновления; принятие ребенка в семью; адаптацию ребенка и приемных родителей в измененной семье и новым ролям. В случае нарушений данного процесса возможен иногда отказ от ребенка.

Опека является формой медико-социальной защиты прав и интересов недееспособных граждан. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы. На основании решения суда о признании гражданина недееспособным опекунская комиссия, как правило действующая при диспансерном отделении психиатрической больницы, проводит работу по поиску опекуна для гражданина, нуждающегося в опеке. Гражданин, желающий оформить опеку, предоставляет в опекунскую комиссию следующие документы: характеристику с места работы, характеристику по месту жительства, медицинские заключения о состоянии здоровья, заверенные терапевтом, наркологом, психиатром. Представители опекунской комиссии изучают особенности взаимодействия между будущим опекуном и недееспособным гражданином. Если выясняется, что между ними существует конфликт, то в установлении опеки может быть отказано органами опеки и попечительства. Будущий опекун предоставляет информацию о размере занимаемой жилищной площади, где конкретизируется, то, что с правом или без права на площадь проживает гражданин. Уточняется согласие родственников, проживающих вместе с будущим опекуном, относительно оформления опеки над недееспособным гражданином. Представителями опекунской комиссии осуществляется подготовка необходимых документов о недееспособном гражданине, над которым устанавливается опека. На основании представленных документов выходит постановление о назначении опекуна над конкретным недееспособным гражданином. Право осуществления социозащитных и правовых функций подтверждает удостоверение опекуна.


Представители опекунской комиссии проводят обследование жилищно-бытовых условий недееспособного гражданина, осуществляют надзор за деятельностью опекунов. Опекун может быть освобожден от своих обязанностей при помещении совершеннолетних недееспособных граждан в стационарное государственное учреждение на условиях постоянного пребывания. При ненадлежащем выполнении обязанностей по опеке гражданин может быть освобожден и отстранен от своих обязанностей органами опеки и попечительства, опекунской комиссией. При использовании опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи данный виновный гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности. В результате достижения выздоровления совершеннолетнего гражданина опека прекращается по решению суда.

В отличие от опеки, попечительство устанавливается над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. На основании Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение дееспособности гражданина предполагает предоставление права совершения мелких бытовых сделок, а также самостоятельно данный гражданин несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный вред. Совершать другие виды сделок, получать заработную плату, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими и иным имуществом гражданин, который ограничен судом в дееспособности, может лишь с согласия попечителя. В функции попечителя входит: защита прав и интересов дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут этого делать самостоятельно; ответственность за создание для подопечного необходимых бытовых условий; содействие в обеспечении ухода и лечения; оказания помощи при осуществлении подопечным своих прав и выполнения обязанностей, а также обеспечение охраны от злоупотреблений со стороны третьих лиц.


Виды консультирования, применяемые в технологии социальной работе.

Социальное консультирование инвалидов – это технология социальной работы, представляющая собой организованное конструктивное взаимодействии специалиста по социальной работе и клиента по вопросам понимания особенностей трудной жизненной ситуации, связанной с инвалидностью, поиску резервных ресурсов клиента, оказанию содействия гражданам с ограниченными возможностями в адаптации к социуму, реализации их законных прав и интересов.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – это вид социальной работы, в ходе которого специалист помогает клиенту изучить и понять суть его трудной жизненной ситуации и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Специфична категория клиентов, обращающаяся за помощью. Это чаще всего люди с низким социальным статусом, имеющие не одну, а целый комплекс проблем. В социальной работе консультирование выполняет ряд функций: информирующую, развивающую, проблемно-ориентирующую, коррекционную, фасилитирующую, катализирующую. Практика социальной работы освоила и адаптировала к современной ситуации разнообразные виды консультативной помощи. Сегодня основными можно назвать два: контактное и дистантное консультирование. Социальное консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации возможны лишь с клиентами, имеющими сходные проблемы и выразившими желание работать в группе. Они организуются после предварительных, индивидуальных консультаций с каждым из потенциальных членов будущей группы. Индивидуальные консультации делятся на: однократные и многократные; консультации по личному обращению; в результате вызова, направления; изолированные и комбинированные с другими методами помощи. (Скрябина О.Б.)

В зависимости от проблемы, с которой обратился человек, рассматривают: кризисное, социально-психологическое, социально-правовое, консультирование по вопросам семьи и брака, по жилищным и материальным вопросам, по вопросам трудоустройства, по перечню предоставляемых платно и бесплатно социальных услуг, по вопросам получения образования и другие.

В зависимости от цели консультирования выделяют: рефлексивное, проектное, технологическое, прогностическое.

Рефлексивное консультирование, то есть совместное с клиентом осмысление его трудной жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможностей изменения и развития. Процесс консультирования в этом случае превращается в совместное размышление, а основная задача и функция консультанта - выслушать клиента и понять причины его затруднений и сложностей. Этот вид консультирования может быть использован в нескольких случаях: при первом обращении в медико-социальную экспертизу по вопросу получения статуса инвалида, при сопровождении инвалида в процессе реабилитации.