Файл: Пиранделло Луиджи - Шесть персонажей в поисках автора.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Директор (поднявшись со своего места). Скажите, кто ведет репетицию, вы или я? (Отцу, который обал­дело смотрит на него.) Делайте то, что вам говорят: при­готовьтесь к своему выходу.

Отец, покорно, как лунатик, выполняет указание. Он очень бле­ден, но, захваченный реальностью своего перевоплощения, улы­бается, словно не подозревая надвигающейся на него драмы. Ак­теры напряженно

следят за сценой.

(Тихой скороговоркой, Суфлеру.) Приготовьтесь записать, все, слово в слово!

Сцена.

Отец (выходя на середину сцены, совершенно но­вым, неузнаваемым голосом). Добрый день, синьорина!

Падчерица (с потупленным взором, с трудом превозмогая отвращение). Здравствуйте.

Отец (пытается заглянуть под шляпку, которая почти совсем скрывает лицо синьорины. При виде ее мо­лодости не может удержаться от восклицания, которое одновременно выражает и радостное предвкушение и не­которую боязнь возможной неудачи). А... что... скажите, вы здесь не в первый раз? Верно?

Падчерица (не меняя позы). Нет, сударь.

Отец. Вы уже бывали тут? (Как бы в ответ на ут­вердительный знак головой, который делает Падчерица.) И много раз? (Некоторое время ожидает ответа, снова заглядывает ей под шляпку и улыбается.) Так почему же?.. Вы не должны быть так суровы... Разрешите снять шляпку?

Падчерица (поспешно, как бы предупреждая его, не в силах сдержать отвращение). Спасибо, сударь, я сама! (Судорожным движением снимает шляпу.)

Мать, которая присутствует при этой сцене, равно как и Сын и двое других детей, сидящих в противоположной стороне рядом с актерами, чувствует себя как на иголках. Она следит за сценой между Отцом и Падчерицей, и на ее лице сменяются поочередно выражения то боли, то гнева, то страха, то презрения. Она то прячет лицо,

то испускает стоны.

Мать. О боже, боже, боже!

Отец (услышав стон Матери, словно каменеет, за­тем берет себя в руки и продолжает в прежнем тоне). Разрешите вашу шляпку, я сам повешу. (Берет у нее из рук шляпку.) На такой прелестной маленькой головке хотелось бы видеть шляпку понаряднее... Хотите, мы сейчас выберем любую из тех, что тут развешаны? Не хотите?

Молодая актриса (выступающая на ролях инженю). Тут нужен глаз да глаз! А то плакали наши шляпки!


Директор (свирепея). Тише, черт вас побери... Бросьте свои дурацкие остроты! Вы же на сцене! (Пад­черице.) Продолжайте, прошу вас, синьорина!

Падчерица (продолжая сцену). Нет, спасибо, сударь.

Отец. Не отказывайтесь, прошу вас... Не обижайте меня... Смотрите, какие красивые! И потом, мадам Паче будет приятно. Она ведь нарочно их тут держит!

Падчерица. Спасибо, сударь, но мне они ни к чему, ведь я даже не смогу надеть...

Отец. Вы думаете, что скажут дома, когда вы при­дете в новой шляпке? Какие пустяки! Знаете, что нужно сказать?..

Падчерица (не в силах сдержаться). Ах, совсем не в этом дело, сударь! Я не смогу ее носить, потому что... Неужели вы не видите! (Показывает на свое чер­ное платье.)

Отец. Ах, вы носите траур! Простите! Теперь я ви­жу и прошу извинить меня! Верьте, что я очень вам со­чувствую.

Падчерица (героическим усилием подавляет в се­бе гнев и отвращение). Это я, сударь, должна благода­рить вас за внимание... Но вам-то вовсе ни к чему стра­дать и огорчаться. Не обращайте на мои слова внима­ния... Ведь и мне лучше (пытается выдавить улыбку) пореже вспоминать об этом своем наряде. (Показывает на траурное платье.)

Директор (прервав сцену, выходит на подмостки и кричит Суфлеру). Подождите, подождите записывать! Не надо последней реплики! (Отцу и Падчерице.). Отлично! Просто замечательно! (Только Отцу.) Дальше дейст­вуйте так, как мы условились! (Актерам.) Правда, прелестная сценка с предложением шляпки?

Падчерица. А вот сейчас будет самая сильная! Почему мы не продолжаем?

Директор. Наберитесь терпения! (Актерам.) Конечно, эту сцену придется трактовать с несколько большей легкостью...

Премьер. ...изяществом.

Премьерша. Нет, так, конечно, нельзя! (Премь­еру.) Хотите, попробуем?

Премьер. Если желаете... Сейчас мой выход! (Уходит в глубину сцены, за двери.)

Директор (Премьерше). Так, хорошо! Сцена меж­ду вами и мадам Паче прошла... Потом я ее отработаю и запишу. Стойте! Куда вы?

Премьерша. Одну минуту! Я только надену шля­пу... (Снимает свою шляпу с вешалки.)

Директор. Замечательно! Голову вниз — и ждите!

Падчерица (смешливо). Но как же без черного платья?

Премьерша. У меня будет черное платье еще получше вашего!


Директор (Падчерице). Прошу помолчать! Лучше внимательно следите! Это вам полезно! (Ударяет в ла­доши.) Раз, два, три! Выход! (Спускается в зрительный зал, чтобы охватить взглядом целое.)

Дверь открывается и появляется Премьер. У него развязный, самоуверенный вид старого ловеласа. Исполнение этой сцены актерами с первых же реплик будет совершенно отличным от того, что мы только что видели, но без малейшего намека на па­родию. Все гораздо приглаженнее, внешне красивее. Как и следо­вало ожидать, Падчерица и Отец совершенно неузнаваемы в ис­полнении Премьера и Премьерши; и, хотя оба они

произносят те же самые слова, слова эти звучат иначе, сопровождаются дру­гими жестами, другими

улыбками, другим удивлением и дру­гим страданием. Вся сцена будет идти под четкий аккомпанемент

голоса Суфлера.

Премьер. «Добрый день, синьорина...»

Отец (не в силах сдержаться). Совсем не так!

Падчерица при виде выхода Премьера не может удержаться от смеха.

Директор (обозлившись). Да замолчите же нако­нец! Будет вам! Так мы никогда не сдвинемся с места!

Падчерица (уходя с просцениума). Простите, но я не могла сдержаться, господин директор! Синьорина (показывает на Премьершу) стоит молча, неподвижно, как ей полагается, но если бы я очутилась сейчас на ее месте, то, уверяю вас, услышав «добрый день, синьори­на», сказанное с такой интонацией и с такими жестами, я бы лопнула от смеха!

Отец (вмешиваясь в разговор). Да, выражение лица и интонация...

Директор. Какого лица? Какой интонации? Отой­дите в сторону и не мешайте репетировать!

Премьер (выходя вперед). Поскольку я должен играть старика, попавшего в дом сомнительной репута­ции...


Директор. Да не обращайте вы на них внимания! Давайте лучше повторим! Все было превосходно! (Ждет повторения.) Ну...

Премьер. «Добрый день, синьорина...»

Премьерша. «Здравствуйте...».

Премьер (копируя жест Отца, заглядывает под шляпку, но только выражая при этом, строго последова­тельно, сначала радостное предвкушение, потом боязнь возможной неудачи). «А что... скажите, вы здесь не в первый раз, наверно?..»

Отец (не в силах удержаться от поправки). Не «на­верно», а «верно»!

Директор. «Верно» требует несколько иной инто­нации.

Премьер (показывая на суфлерскую будку). А мне послышалось «наверно»!

Директор. А, подумаешь, разница — «верно» или «наверно». Продолжайте! Только не надо так нажимать... Сейчас я сам покажу... (Подымается на сцену и показы­вает «выход Отца».) «Добрый день, синьорина...»

Премьерша. «Здравствуйте».

Директор. «А... скажите...» (Поворачивается к Премьеру для того, чтобы пояснить ему, как он должен себя вести, заглядывая под шляпку Премьерши.) Вы должны выразить удивление... страх, радость... (Премь­ерше.) «Вы здесь не в первый раз? Верно? (Делает Премьеру экспрессивный знак рукой.) Теперь понятно? (Премьерше.) Вы отвечаете: «Нет, сударь». (Снова Премьеру.) В общем, пластики больше, пластики! (Ухо­дит с подмостков.)

Премьерша. «Нет, сударь...»

Премьер. «Вы уже бывали тут? И много раз?»

Директор. Да нет же! Дайте сначала ей (показы­вает на Премьершу) сделать утвердительный знак. «Вы уже бывали тут?»

Премьерша слегка приподнимает голову и, скорбно закатив глаза, по знаку Директора,

два раза как бы с отвращением, кивает головой.

Падчерица (не в силах сдержаться, заливается смехом). Боже мой! (Поспешно прикрывает рот ладонью.)

Директор (быстро поворачивается к ней). Это еще что?

Падчерица (торопливо). Ничего, ничего!

Директор (Премьеру). Давайте дальше! Чего вы медлите?

Премьер. «И много раз? Так почему же?.. Вы не должны быть так суровы... Разрешите снять шляпку?»

Премьер произносит эту последнюю реплику с такой интонацией и сопровождает ее таким жестом, что Падчерица, все еще прикрывавшая рот ладонью, при всем желании не выдерживает и начинает


оглушительно смеяться.

Премьерша (возмущенная до глубины души, воз­вращается на свое место). Нет, я решительно не намере­на служить посмешищем для этой девчонки!

Премьер. И я тоже! Довольно!

Директор (набрасываясь на Падчерицу). Долго это будет продолжаться?

Падчерица. Простите меня!.. Я больше...

Директор. Вы просто невоспитанная, самоуверен­ная девчонка!

Отец (пытаясь вмешаться). Правда, господин ди­ректор, сущая правда, но все-таки постарайтесь про­стить ее...

Директор (возвращаясь на сцену). Это здесь не поможет. Ведь это, наконец, просто неприлично!

Отец. Верно, господин директор, но согласитесь, что то странное впечатление, которое производит на нас...

Директор. Странное? Что же тут странного?

Отец. Конечно; господин директор, актеры ваши мне нравятся... Вот, например, хотя бы тот господин... (Показывает на Премьера.) Или эта госпожа... (Пока­зывает на Премьершу.) Но сознайтесь: право же, это не мы...

Директор. Чудак! Зачем же им быть «вами», ес­ли они актеры?

Отец. Именно потому, что они актеры! И оба хоро­шо играют наши роли. Но нам-то кажется, что у них получается нечто совсем другое...

Директор. Так что же у них получается?

Отец. То, что... принадлежит лично им, а вовсе не нам.

Директор. Иначе невозможно! Я вам уже сказал!

Отец. Понимаю, понимаю...

Директор. Ну, значит, на этом мы и покончим! (Актерам.) Продолжим наши репетиции без них. Репе­тировать в присутствии автора — всегда такая мука! Всегда-то они недовольны! (Отцу и Падчерице.) А сей­час давайте продолжать с вами! Только на этот раз про­шу без смешков.

Падчерица. О, мне совсем не до смеха! Наста­ет самая сильная для меня сцена... Будьте спокойны!

Директор. Значит, после реплики: «Прошу, не обращайте на мои слова внимания... ведь я тоже!» (От­цу.) Вы поспешно говорите: «Понимаю, понимаю» — и тут же спрашиваете...

Падчерица (перебивая Директора). О чем он спрашивает?

Директор. О причине вашего траура!

Падчерица. Э, нет, господин директор! Вы зна­ете, что он ответил, когда я попросила не обращать вни­мания на мое траурное платье? Он ответил: «Чудесно! Ну так снимите его скорее!»