ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.09.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
Они надевают ремни, Розенкранц подтягивает штаны.
Розенкранц (обеспокоенно - делает несколько шагов в ту сторону, куда
ушел Гамлет). Он был мертв.
Гильденстерн. Конечно, мертв.
Розенкранц (оборачиваясь к Гильденстерну). По-настоящему.
Гильденстерн (раздраженно). Да, мертвецки.
Пауза.
Розенкранц. Позови его.
Гильденстерн. По-моему, мы уже это пробовали.
Розенкранц (кричит). Гамлет!
Гильденстерн. Не будь кретином!
Розенкранц (орет). Лорд Гамлет!
Входит Гамлет. Розенкранц немного изумлен.
Принц, что вы учинили с мертвым телом?
Гамлет.
Смешал с землей - она ему сродни.
Розенкранц.
Скажите, где оно, чтоб мы смогли
Снести его в часовню.
Гамлет. Вы этому не верьте.
Розенкранц. Чему не верить?
Гамлет. Что вашу тайну я хранить умею, а свою нет. К тому же на вопросы
губки какой ответ может дать королевский сын?
Розенкранц. Вы принимаете меня за губку, мой принц?
Гамлет. Да, сударь; которая впитывает благоволение короля, его щедроты,
его пожалования. Но такие царедворцы служат королю лучше всего напоследок;
он держит их, как обезьяна, за щекой: раньше всех берет в рот, чтобы позже
всех проглотить; когда ему понадобится то, что вы скопили, ему стоит только
нажать вас - и, губка, вы снова сухи.
Розенкранц. Я вас не понимаю, мой принц.
Гамлет. Я этому рад; хитрая речь спит в глупом ухе.
Розенкранц. Мой принц, вы должны сказать нам, где тело, и пойти с нами
к королю.
Гамлет. Тело у короля, но король не у тела. Король суть вещь...
Гильденстерн. "Вещь", мой принц?
Гамлет. Невещественная. Ведите меня к нему.
Гамлет идет решительным шагом в сторону одной из кулис. Они, как пастухи,
следуют за ним. Уже перед самым выходом Гамлет случайно замечает Клавдия,
появляющегося в глубине сцены, и склоняется в глубоком поклоне. Розенкранц и
Гильденстерн, следуя его примеру, тоже низко кланяются - глубокий церемонный
поклон царедворцев, со взмахом плаща и т. п. Гамлет между тем продолжает
движение и, повернув в противоположную сторону, покидает сцену; Розенкранц и
Гильденстерн, стоя с опущенными головами, не замечают этого. Никто не
входит. Розенкранц и Гильденстерн выпрямляются и обнаруживают, что кланяются
пустоте. Позади них на сцене появляется Клавдий. При первых его словах они
быстро поворачиваются и снова склоняются в глубоком поклоне.
Клавдий. Ну, как там? Что случилось?
Розенкранц.
Куда он спрятал тело, государь,
Узнать мы не смогли.
Клавдий. А где он сам?
Розенкранц (частичное замешательство).
Здесь рядом; под присмотром в ожиданье
Велений ваших.
Клавдий (на ходу). Пусть его введут.
Для Розенкранца это - как кулаком между глаз, но только глаза это
показывают. Снова сильное замешательство. После чего он с внушительным видом
поворачивается к Гильденстерну.
Розенкранц. Эй, приведите принца.
Розенкранц доволен своей находчивостью. Гильденстерн пойман и предан. Он
открывает рот и тут же его закрывает. Но положение спасено: Гамлет и
сопровождающая его стража входят и пересекают сцену, следуя за Клавдием.
Освещение меняется на наружное.
(Собираясь идти.) Ну, теперь все в порядке, а?
Гильденстерн (неподвижно, задумчиво). Повидимому, это еще не все. Не
такая это ситуация. Но почему именно мы? - ведь кто 6 угодно сгодился. И мы
ничем не помогли.
Розенкранц. Это было, так сказать, испытание. Но теперь с нами все.
Гильденстерн. Все? Что все?
Розенкранц. Не желаю углубляться. Меня, тьфу-тьфу, это не интересует.
(Направляется в глубину сцены к выходу.) Что до меня, так я рад, что видел
его в последний раз. (И он смотрит за кулисы и тут же оборачивается;
выражение его лица выдает, что там Гамлет.)
Гильденстерн. Я знал, что еще не конец.
Розенкранц (взвизгивает). Что еще??!
Гильденстерн. Мы везем его в Англию. Что он там делает?
Розенкранц. Разговаривает.
Гильденстерн. Сам с собой?
Розенкранц делает шаг, Гильденстерн его удерживает.
Он один?
Розенкранц. Нет, с военным.
Гильденстерн. Значит, не сам с собой.
Розенкранц. Не совсем... Пошли?
Гильденстерн. Куда?
Розенкранц. Куда угодно.
Гильденстерн. Зачем?
Розенкранц поднимает голову, прислушиваясь.
Розенкранц. Опять то же самое. (С тоской.) Чего бы я желал, так быть не
здесь...
Гильденстерн. Бред наш насущный даждь нам днесь.
Появляется Гамлет, разговаривающий с воином в доспехах. Розенкранц и
Гильденстерн не оглядываются.
Розенкранц. Будем тут торчать из-за них, пока не сдохнем. Как минимум.
И погода переменится. (Смотрит наверх.) Не вечно же будет весна.
Гамлет. Скажите мне, мой друг, чье это войско?
Воин. Норвежца, сударь.
Гамлет. Нельзя ль узнать, куда оно идет?
Воин. Куда-то против Польши.
Гамлет. А кто командует над ним?
Воин. Племянник старого Норвежца, Фортинбрас.
Розенкранц. Мы замерзнем. Лето тоже не будет вечно.
Гильденстерн. Вид довольно осенний.
Розенкранц (разглядывая землю). Никаких листьев.
Гильденстерн. Осенний - при чем тут листья? Что при чем, так это
некоторая коричневатость - в конце дня... Она подкрадывается к нам, уж
поверь мне... Яблочные и мандариновые тени, как старое золото, окрашивают
самые краешки наших чувств, сияющая глубокая охра, жженая умбра и пергамент
засохшей земли, мерцающие изнутри и снаружи... фильтруют свет. В такое
время, конечно, листья могут и падать, как говорят, но по чистой
случайности... Вчера все было сине, точно дым.
Розенкранц (поднимает голову, прислушивается). Опять эти.
Отраженные звуки оркестра актеров.
Гамлет. Благодарю вас, сэр.
Воин. Храни вас Бог, милорд. (Выходит.)
Розенкранц срывается с места и идет к Гамлету.
Розенкранц. Идемте, принц?
Гамлет. Я догоню вас. Вы пока идите.
Гамлет поворачивается спиной к залу. Розенкранц возвращается назад.
Гильденстерн смотрит в зал, не двигаясь.
Гильденстерн. Он там.
Розенкранц. Да.
Гильденстерн. Что делает?
Розенкранц (посмотрев через плечо). Разговаривает.
Гильденстерн. Сам с собой?
Розенкранц. Да.
Пауза. Розенкранц собирается уходить.
Он сказал, что можем идти. Вот те крест.
Гильденстерн. Я предпочитаю знать, где я. Если я даже не знаю, где я, я
предпочитаю знать это. Если уйдем, ничего уже знать не будем.
Розенкранц. Что - знать?
Гильденстерн. Вернемся ли назад.
Розенкранц. Но мы не хотим возвращаться.
Гильденстерн. Это, может, и так, но хотим ли мы идти?
Розенкранц. Мы будем свободны.
Гильденстерн. Не знаю. Небо везде одно.
Розенкранц. И мы уже немало отмахали.
Он двигается к выходу. Гильденстерн следует за ним.
И вообще - всякое еще может случиться.
Уходят.
Затемнение.
Действие третье
Полная темнота.
Слабый шум моря.
После нескольких секунд молчания - голос из темноты.
Гильденстерн. Ты здесь?
Розенкранц. Где?
Гильденстерн (горько). Недурное начало.
Пауза.
Розенкранц. Это ты?
Гильденстерн. Да.
Розенкранц. Ты в этом уверен?
Гильденстерн (взрываясь). О-Господи-Боже-Правый!
Розенкранц. С нами, значит, еще не покончено, а?
Гильденстерн. Мы же здесь, не так ли?
Розенкранц. Да? Я ни черта не вижу.
Гильденстерн. Но думать-то ты ведь еще можешь, не так ли?
Розенкранц. Думаю, да.
Гильденстерн. И говорить.
Розенкранц. Что я должен сказать?
Гильденстерн. Не важно. И можешь еще чувствовать, верно?
Розенкранц. Ага. Еще, значит, поживем.
Гильденстерн. И что ты чувствуешь?
Розенкранц. Ногу. Чувствую, что чувствую ногу.
Гильденстерн. Ну и как она?
Розенкранц. Омертвела.
Гильденстерн. Омертвела?
Розенкранц (в панике). Я не чувствую ничего!
Гильденстерн. А ты ее ущипни.
Розенкранц (секунду спустя). Ай! (Пауза.) Извини.
Гильденстерн. Это уже лучше.
Длинная пауза. Шум понемногу нарастает, становится ясно: это - море. Судно
скрипит, ветер свистит в снастях, издали слышны возгласы матросов, отдаются
команды.
Лево на борт!
Так держать!
Убрать рифы, чтоб вас!
Это ты, боцман?
Хелло, это ты?
Легче, легче!
Держать к ветру!
Больше к ветру, ребята!
Шум моря - в промежутках.
Ставь кливера!
Топсель наверх, братцы!
И так далее, но глуше.
Розенкранц. Выходит, плывем. (Пауза.) Темновато, а?
Гильденстерн. Но не как ночью.
Розенкранц. Да, не как ночью.
Гильденстерн. Темно, как днем.
Пауза.
Розенкранц. Ага, для дня темновато.
Гильденстерн. Должно быть, дело в курсе. Они держат на север.
Розенкранц. Не в курсе.
Гильденстерн. Полярная ночь. Когда солнце за полночь.
Розенкранц. А-а...
Голоса команды.
В глубине сцены вспыхивает фонарь: там Гамлет.
Сцена освещена неравномерно.
Можно различить Розенкранца и Гильденстерна, сидящих на авансцене; позади
них - контуры парусов, снастей и так далее.