ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обращение к острым проблемам жизни школы. Протест против равнодушия, казенщины, ханжества в деле воспитания. Утверждение бережного отношения к внутреннему миру, духовным запросам детей и подростков в фильмах «А если это любовь?» (1961, авт. сцен. И.Ольшанский, Н.Руднева, реж. Ю.Райзман), «Друг мой, Колька» (1961, авт. сцен. А.Хмелик, реж. А.Митта и А.Салтыков), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964, авт. сцен. С.Лунгин и Н.Нусинов, реж. Э.Климов), «Звонят, откройте дверь» (1966, авт. сцен. А.Володин, А.Митта, реж. А.Митта).

«Доживем до понедельника» С.Ростоцкого (1968, авт. сцен. Г.Полонский), Проблематика фильма. Психологизм в раскрытии характеров старшеклассников и их воспитателей. Учитель Мельников в исполнении В.Тихонова. Драматизм конфликтов и лирическая атмосфера. Значение фильма как произведения, противостоящего традиционным решениям школьной темы.

Эксцентрическая музыкальная комедия Р.Быкова «Айболит - 66» (1967, авт. сцен. В.Коростелев, Р.Быков). «Многоадресность» фильма. Сказочность и пародийность. Образы Айболита (О.Ефремов) и Бармалея (Р.Быков). Творческое использование театральной условности.

Проблема современной интерпретации фольклорного материала.

Фильмы-сказки реж. А.Роу: «Марья-искусница» (1960, авт. сцен. М.Чуприн), «Морозко» (1965, авт. сцен. М.Вольпин и Н.Эрдман), «Варвара краса - длинная коса» (1970, авт. сцен. М.Чуприн) и реж. А.Птушко: «Сказка о царе Салтане» (1966, авт. сцен. А.Птушко при участии И.Гелейна), «Руслан и Людмила» (1973, авт. сцен. А.Птушко при участии С.Болотина).

Заключение

Борьба в киноискусстве 1950 - 1960-х годов идейно-художественных тенденций, рожденных атмосферой «оттепели», и рецидивов схематизма, парадности, бесконфликтности. Основные сюжетно-обраэные мотивы кинематографа периода «оттепели». Достижения всех видов многонационального советского кино на пути постижения жизненной правды, внутреннего мира личности. Обновление художественного языка киноискусства, расширение его жанровых и стилевых возможностей. Трудности и потери, связанные с идеологической регламентацией и цензурой.

35

36

КИНОИСКУССТВО 1970-х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-х ГОДОВ

Нарастание кризисных явлений в социально-экономическом развитии страны, в сфере культуры, литературы и искусства.

Противоречивость развития киноискусства 1970-х- первой половины 1980-х годов. Свойственные лучшим фильмам этого периода гражданский пафос, критика общественных недугов, смелые поиски в области киноязыка.


Приход на кинопроизводство нового поколения творческой молодежи, выпусников ВГИКа, Высших курсов режиссеров и сценаристов, кинофакультетов Тбилисского и Киевского театральных институтов.

Организация Всесоюзного научно-исследовательского института киноискусства. Выпуск 4-томной «Истории советского кино». Публикация теоретического наследия классиков советского кино.

Мелочная опека киностудий со стороны Госкино, бюрократизм и перестраховка в оценке сценариев и фильмов, цензурные препятствия на пути талантливых кинопроизведений.

Отсутствие гласности в оценке фильмов, произвол в решении судеб картин. Увеличение потока «серых» фильмов. Резкое падение числа кинопосещений в середине 70-х годов. Низкий художественный уровень многих фильмов. Ориентация на закупку и широкий прокат западной киномакулатуры. Отсутствие на экранах значительных произведений мастеров западного кино.

Серьезные недостатки в развитии кинокритики. Свойственный многим критическим выступлениям ведомственный подход, благодушие в оценке кинопроцесса. Снижение эстетических критериев по отношению к художественно слабым, но идеологически «правильным» фильмам.

Характеристика основных тенденций в кинематографе этого периода.

Современность и современник на экране

Попытки художественного осмысления исторического опыта страны и ее научно-технических достижений в фильмах «Укрощение огня» (1972, авт. сцен, и реж. Д.Храбровицкий), «Сибириада» (1979, авт. сцен. В.Ежов, реж. А.Михалков-Кончаловский), «Вкус хлеба» (1979, авт. сцен. А.Лапшин, Р.Тюрин, В.Черных, реж. А.Сахаров). Трактовка истории в рамках официальных идеологических и политических установок. Иллюст­ративный подход к жизненному материалу. Образы Башкирцева (арт. К.Лавров, «Укрощение огня»), Сечкина (арт. С.Шакуров, «Вкус хлеба»), Алексея Устюжанина (Н.Михалков, «Сибириада»),

Жанровые особенности «Сибириады», поиски ярких экспрессивных решений в сфере пластики, монтажа, цвета (опер. Л.Пааташвили, худ. Н.Двигубский, А.Адабашьян).

Активный интерес киноискусства к «производственной теме». Фильмы «Здесь наш дом» (1974, по пьесе Н.Дворецкого «Человек со стороны», реж. В.Соколов), «Человек на своем месте» (1973, авт. сцен. В.Черных, реж. А.Сахаров), «Самый жаркий месяц» (1974, авт. сцен. Г.Бокарев, Ю.Карасик, реж. Ю.Карасик), «Премия» (1975, авт. сцен. А.Гельман, реж. С.Микаэлян), «Обратная связь» (1978, авт. сцен. А.Гельман, реж. В.Трегубович), «Надежда и опора» (1982, авт. сцен. Ю.Черниченко, реж. В.Кольцов) и др.


Публицистичность в постановке производственно-экономических, хозйственно-управленческих и т.п. проблем. Ограниченность возможностей социальной критики. «Производственное» и нравственное в художественной структуре фильмов. Образы «деловых людей» - Чешков (В.Заманский), Семен Бобров (В.Меньшов), Виктор Лагутин (Л.Дьячков), Курков (Ю.Демич) и др.

«Премия» - наиболее значительный фильм «производственной» темы. Острота социально-нравственного конфликта. Своеобразие сюжетной структуры и режиссерского решения. Образ бригадира Потапова (Е.Леонов). Образы начальника стройтреста Батарцева (В.Самойлов), главбуха (М.Глузский), главного инженера (А.Джигарханян), секретаря парткома (О.Янковский).

Эксплуатация сложившихся сюжетных схем в многочисленных «производственных» фильмах конца 70-х начала 80-х годов. Исчерпанность старых подходов, угасание

интереса кинематографистов к «производственной» теме.

Социально-нравственная проблематика фильмов С.Герасимова «У озера» (1970) и «Любить человека» (1973).

Дальнейшая разработка жанровой формы «фильма-размышления» в картине «У озера». Публицистическое начало фильма. Образы Бармина (О.Жаков), Лены (Н.Белохвостикова), Черных (В.Шукшин). Особенности сюжетной композиции, актерского исполнения и изобразительного решения (худ. П.Галаджев, опер. В.Рапопорт, В.Архангельский). Документальный материал в образном строе картины.

«Любить человека». Нравственный смысл личных взаимоотношений Марии (Л.Виролайнен) и Калмыкова (А.Солоницын). Иллюстративное решение «производственной» сюжетной линии.

Последние фильмы В.Шукшина - «Печки-лавочки» (1972) и «Калина красная» (1974).

Лирико-комедийный тон повествования. Общественная значимость проблематики в фильме «Печки-лавочки». Комедийное и драматическое в образе тракториста Ивана Расторгуева (В.Шукшин). Принципы изобразительного решения (опер. А.Заболоцкий, худ. П.Галаджев).

Трагедийность образа Егора Проедина («Калина красная») в исполнении В.Шукшина. Образы, созданные в фильме актерами Л.Федосеевой-Шукшиной, И.Рыжовым, А.Ваниным. Идейно-художественные особенности фильма и опыт национальной культуры и фольклора. Изобразительное (худ. И.Новодережкин, опер. А.Заболоцкий) и музыкальное (комп. П.Чекалов) решение. Всенародный успех фильма.

Фильмы А.Тарковского «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1980). Глубина художественного постижения важных философско-нравственных проблем. Творческое наследование гуманистических духовных ценностей национальной русской и мировой культуры. Новаторство кинорежиссуры.


«Солярис» (по одноименному роману С.Лема, авт. сцен. Ф.Горенштейн, А.Тарковский, опер. В.Юсов, худ. М.Ромадин, комп. Э.Артемьев). Оригинальность режиссерской интерпретации литературного источника. Научно-фантастическая фабула и нравственная проблематика фильма. Основные темы и мотивы фильма. Образы Криса Кельвина (Д.Банионис), Сарториуса (А.Солоницын), Снаута (Ю.Ярвет), Хари (Н.Бондарчук). Особенности изобразительного и музыкально-звукового решения.

«Зеркало» (авт. сцен. А.Мишарин, А.Тарковский, опер. Г.Рерберг, худ. Н.Двигубский). Автобиографические мотивы и глубина художественных обобщений. Многосложность композиционной структуры фильма. Образ лирического героя и образ исторического времени. Образы матери и жены в исполнении М.Тереховой. Документальное и условно-метафорическое начало в образном строе фильма.

«Сталкер» (по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине», авт. сцен. А. и Б.Стругацкие, опер. А.Княжинский, худ. А.Тарковский). Фильм как философская притча. Нравственная проблематика. Образы Сталкера (А.Кайдановский), Писателя (А.Солоницын), Ученого (Н.Гринько). Пластическая выразительность образа Зоны. Особенности ритмического строя фильма.

Продолжение философских, психологических и этических поисков А.Тарковского в его фильмах периода эмиграции- «Ностальгия» (1983, Италия) и «Жертвоприношение» (1985, Швеция).

Вклад художника в мировую кинематографическую культуру.

«Белорусский вокзал» (1972, авт. сцен. В.Трунин, реж. А.Смирнов). Традиционность драматургического и пластического решения и значительность нравственного смысла. Психологическая правда характеров. Актерский ансамбль: Е.Леонов, А.Папанов, А.Глазырин, В.Сафонов, Н.Ургант. Драматургическая роль песни Б.Окуджавы. Режиссерское решение финала картины. «Осень» (1974, авт. сцен, и реж. А.Смирнов).

Фильм режиссера Э.Климова «Прощание» (1982, по мотивам повести В.Распутина «Прощание с Матерой», авт. сцен. Л.Шепитько, Р.Тюрин, Г.Климов). Книга В.Распутина и фильм «Прощание». Гражданская страстность авторских раздумий об отношении к духовному и нравственному опыту предыдущих поколений, к родной природе. Дарья в исполнении С.Станюты. Мотивы русского фольклора в образном строе фильма, экспрессивность и метафоричность изобразительного (опер. А.Родионов, худ. Ю.Схиртладзе) и музыкального (комп. В.Артемов, А.Шнитке) решения.


37

38

Социально-нравственная проблематика фильмов Ю.Райзмана «Странная женщина» (1978, авт. сцен. Е.Габрилович, Ю.Райзман), «Частная жизнь» (1982, авт. сцен. А.Гребнев, Ю.Райзман), «Время желаний» (1984, авт. сцен. А.Гребнев, Ю.Райзман).

«Странная женщина». Образ Жени Шевелевой (И.Купченко). Полемическая заостренность авторской позиции. Дискуссия о фильме.

«Частная жизнь». Новый ракурс в художественном анализе традиционного героя. М.Ульянов в роли Абрикосова.

Современность в фильмах Г.Панфилова «Начало» (1970, авт. сцен. Е.Габрилович, Г.Панфилов), «Прошу слова» (1976, авт. сцен. Г.Панфилов), «Тема» (1979, ВЭ - 1986, авт. сцен. А.Червинский, Г.Панфилов). Специфика социального конфликта у Панфилова. Нравственное начало героинь И.Чуриковой фабричная девчонка Паша Строганова («Начало»), мэр города Елизавета Уварова («Прошу слова»), экскурсовод Саша («Тема»),

Своеобразие композиции фильма «Начало». Смысл сопоставления образов Паши и Жанны д'Арк.

Внутренняя драма Кима Есенина («Тема»).

Особенности режиссерского стиля Г.Панфилова.

Образы современных «деловых» женщин. Издержки женской эмансипации - одна из тем в творчестве Ю.Райзмана и Г.Панфилова. Дальнейшая ее разработка в фильмах «Несколько интервью по личным вопросам» (1979), «Москва слезам не верит» (1980), «Зимняя вишня» (1985) и др.

«Несколько интервью по личным вопросам» Л.Гогоберидзе (1979, авт сцен. З.Арсенишвили, Л.Гогоберидзе). Публицистическая острота в постановке социально-нравственных проблем. Тонкий психологизм актерской манеры С.Чиаурели. Своеобразие композиции и стилистики фильма.

«Москва слезам не верит» (1980, авт. сцен. В.Черных, реж. В.Меньшов). Тема и жанр фильма. Образы Людмилы (И.Муравьева), Тони (Е.Рязанова), Кати (ВАлентова), Гоши (А.Баталов). Ностальгическая знаковость Москвы конца 50-х годов (опер. И.Слабневич, худ. С.Меняльщиков). Зрительский успех картины.

Нравственные искания современников в фильмах кинодраматурга А.Миндадзе и режиссера В.Абдрашитова: «Слово для защиты» (1977), «Поворот» (1979), «Охота на лис» (1980), «Остановился поезд» (1982). Многомерность характеров и коллизий. Юридический казус как способ выявления жизненных позиций героев. Напряженность нравственных конфликтов. Психологизм актерского исполнения. Подлинность изобрази­тельной фактуры фильмов. Общественная значимость картин.