ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
История отечественного кино как научная дисциплина
Периодизация истории отечественного кино
I курсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры
История отечественного кино и другие специальные дисциплины
Киноискусство в годы великой отечественной войны (1941-1945)
Советское киноискусство в послевоенный период
Советское киноискусство 1950-1960-х годов
41
42
Ю.Ильенко). Синтез исторического и мифологического в структуре фильма. Тема Великой Отечественной войны в структуре картины. Связь образного языка фильма с опытом украинского национального фольклора. Поэтическая условность изобразительного решения (опер. В.Калюта, худ. А.Мамонтов).
Лирико-драматическое воплощение темы Великой Отечественной войны в фильме режиссера С.Ростоцкого «А зори здесь тихие» (1972, по одноименной повести Б.Васильева, авт. сцен. Б.Васильев, С.Ростоцкий) Сюжет и характеры. Актерский ансамбль: А.Мартынов, Е. Драпеко, О.Остроумова, И Шевчуки др.
Новые подходы к художественному осмыслению материала Великой Отечественной войны в фильмах А.Германа, Л.Шепитько, Э.Климова и некоторых других мастеров. Разрушение сложившихся стереотипов. Активизация личностного авторского начала. Углубление нравственной проблематики, обогащение гуманистического потенциала. Новые формы синтеза документального и игрового.
«Проверка на дорогах» (1971, ВЭ - 1986, по мотивам военной прозы Ю.Германа, авт. сцен. Э.Володарский, реж. АГерман). Переосмысление канонов «партизанского» фильма. Духовная напряженность сюжета. Нравственный смысл драматического конфликта. Образы Локоткова (Р.Быков), Лазарева (В.Заманский), майора (А.Солоницин), Соломина (О.Борисов). Особенности изобразительной манеры (опер. В.Федосов, худ. В.Юркевич). Драматическая судьба фильма.
«Двадцать дней без войны» (1977, по мотивам повести К.Симонова «Из записок Лопатина», авт. сцен. К.Симонов, реж. А.Герман). Тщательность воссоздания бытовых реалий и образ времени. Образы Лопатина (Ю.Никулин) и Ники (Л.Гурченко).
Фильм А.Германа «Мой друг Иван Лапшин» (1984, по запискам и повестям Ю.Германа, авт. сцен. Э.Володарский). Особенности композиции, авторское начало в фильме. Образ предвоенной эпохи и нравственно-психологический облик поколения. Образы Лапшина (А.Болтнев), Адашовой (Н.Русланова), Ханина (А.Миронов). Новый уровень синтеза документального и игрового начал в образной структуре фильма, актерском исполнении, изобразительном строе (опер. В.Федосов, худ. Ю.Пугач) и музыкально-звуковом решении (комп. А.Гагуашвили).
Творческий опыт А.Германа и воплощение темы Великой Отечественной войны в фильмах «ленинградской школы» - «Торпедоносцы» (1983, по мотивам военных рассказов Ю.Германа, авт. сцен. С. Кармалита, реж. С. Аранович), «Порох» (1985, авт. сцен. В.Аристов, А.Макаров, реж. В.Аристов), «Соло» (1980, авт. сцен. А.Шульгина, реж. К.Лопушанский).
Проза Василя Быкова на экране. «Восхождение» (1977, по повести «Сотников», авт. сцен. Ю.Клепиков, Л.Шепитько, худ. Ю.Ракша, опер. В.Чухнов, реж. Л.Шепитько; «Знак беды», 1986, авт. сцен. Е. Григорьев, О. Никич, по одноименной повести, реж. М.Пташук.
«Восхождение». Притча как жанровая основа картины. Библейские мотивы в образном строе фильма и его философско-нравственная проблематика. Образы Сотникова (Б.Плотников), Рыбака (В.Гостюхин), Портнова (АСолоницин). Эстетический потенциал черно-белого изображения и изобразительная стилистика фильма.
Начало работы над фильмом по роману В.Распутина «Прощание с Матерой». Трагическая гибель в 1979 году. Вклад Л.Шепитько в развитие киноискусства.
«Факт» (1982, авт. сцен. В.Жалакявичюс, реж. А.Грикявичюс, опер. Д.Печюра). Документальность сюжетной основы. Особенности композиций и стиля. Актерский ансамбль: А.Кайдановский, Р.Адомайтис, Д.Банионис, Ю.Будрайтис, В.Майнелите, Е.Соловей и др.
«Иди и смотри» (1985, по «Хатынской повести» А.Адамовйча, авт. сцен. А.Адамович, реж. Э.Климов, опер. А.Родионов, худ. В.Петров, комп. О.Янченко, звукооператор В.Морс). Эпическое и драматическое в композиции фильма и его трагедийный пафос. Образ Флёры (А.Кравченко) и образ народа в фильме. Философское осмысление феномена фашизма, психологии коллективного преступления. Документальное и игровое в образной структуре картины. Теория «монтажа аттракционов» С.Эйзенштейна и монтаж «эмоциональных ударов» в фильме. Особенности звукового решения. Антифашистский гуманистический пафос фильма, его международный успех.
Тема духовных, нравственных последствий войны в фильмах режиссера Н.Губенко «Пришел солдат с фронта» (1972, авт. сцен. В.Шукшин), «Подранки» (1977, авт. сцен.
Изобразительное решение фильмов (худ. А.Адабашьян, опер. П.Лебешев).
«Васса» (1983, реж. Г.Панфилов). Сценическая традиция постановки пьесы М.Горького «Васса Железнова» и трагедийная трактовка заглавного образа на экране (И.Чурикова). Воссоздание быта и метафорическая образность.
Истооизм как характерная особенность современного экранного мышления
Обращение В.Шукшина к исторической теме. Судьба замысла фильма о Степане Разине, роман В.Шукшина «Я пришел дать вам волю».
Продолжение традиции «объективного» стиля воссоздания истории. Многочисленные просчеты и неудачи («Емельян Пугачев», «Ярослав Мудрый» и др.).
Попытка авторской интерпретации исторических событий, разработка «субъективного» стиля; поиски яркого экранного образа, жанровое своеобразие некоторых фильмов на историческую тему. Интерес к историко-биографическому материалу.
Последние работы С.Герасимова - «Юность Петра», «В начале славных дел» (1980) и «Лев Толстой» (1984). Проблема «герой и эпоха», решаемая на биографическом материале. Поэтизация образа «юности», «начала» России. Тема трагического противостояния прогрессивных начинаний и реакции.
Нравственная проблематика фильма «Лев Толстой». Особенности композиции и стиля. Л.Н.Толстой в исполнении С.Герасимова. Иллюстративность некоторых персонажей из окружения писателя.
«Юность гения» (1983, реж. Э.Ишмухамедов). Исторический герой и авторская интерпретация событий далекого прошлого. Незаурядная личность и общество -оригинальность трактовки известной проблемы. Национальный колорит картины. Эпический сюжет и поэтическая интерпретация.
Относительный успех фильмов, осмысляющих историю с позиций современности. Исторический материал и автор. Жанровое своеобразие исторического фильма (сказание, легенда, баллада) и другие способы реализации исторической темы.
Кинокомедия и музыкальный Фильм
Трудности кинокомедии на новом этапе. Традиции и поиски новых решений
Дальнейшее развитие творческого содружества Э.Рязанова и Э.Брагинского. Успех лирических комедий «Ирония судьбы» (1975), «Служебный роман» (1977). Особенности их жанровой структуры. Трудная судьба сатирической комедии «Гараж» (1980). Возвращение к лирической комедии в фильме «Вокзал для двоих» (1983).
Своеобразие комедийного дара Г.Данелии. «Афоня» (1975), «Мимино» (1978), трагикомедия «Осенний марафон» (1980). Антигерой эпохи Бузыкин (О.Басилашвили).
Появление новых режиссеров комедийного фильма.
В.Титов и его комедии «Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1972) и «Здравствуйте, я ваша тетя» (1975).
Комедии режиссера С.Овчарова «Нескладуха», «Небывальщина» (1984), «Левша» (1985). Обращение к мотивам и образам русского фольклора, активное использование новых средств киновыразительности.
Комедийное начало в драматургии В.Мережко. Сложности реализации его комедийных сценариев. Социальные и нравственные аспекты творчества кинодраматурга. Наиболее удачные комедийные фильмы по сценариям В.Мережко: «Здравствуй и прощай» (1973, реж. В.Мельников), «Родня» (1982, реж. Н.Михалков).
Традиции комедий 30-50-х годов в фильме В.Меньшова «Любовь и голуби» (1984, авт. сцен. В. Гуркин).
Активное развитие грузинской кинокомедии. Комедийные короткометражки. Комедия И.Квирикадзе «Городок Анара» (1977). Трудная судьба его сатирической комедии на историческом материале «Пловец» (1982).
Кинокомедии Э.Шенгелая «Чудаки» (1974, авт. сцен. Р.Габриадзе) и «Голубые горы, или Необыкновенная история» (1984, авт. сцен. Р.Чейшвили). Жанровые особенности
43
44
фильмов. Яркое социальное звучание и оригинальная кинематографическая форма.
Комедийное решение современной темы в белорусском фильме «Белые росы» (1984, авт. сцен. А Дударев, реж. И.Добролюбов).
Увеличение количества комедийных фильмов и низкий художественный уровень многих из них. Изменение лица комедии: кризис нарядной, праздничной комедии и ее вытеснение бытовой, сатирической, фольклорной, комедией-притчей.
Ориентация на яркие зрелищные формы, способные привлечь внимание массового зрителя.
Музыкальный фильм на историко-революционном материале «Бумбараш» (1972, по мотивам ранних произведений А.Гайдара, реж. Н.Рашеев, А.Народицкий, комп. В.Дашкевич). Особенности жанрового решения.
Музыкальные фильмы М.Захарова по сценариям Г.Горина «Обыкновенное чудо» (1978, по мотивам пьесы Е.Шварца, комп. Г.Гладков) и «Тот самый Мюнхгаузен» (1979, комп. А.Рыбников). Своеобразие кинематографической формы. Гуманистический пафос фильмов.
Музыкальные фильмы Э.Лотяну, созданные в содружестве с композитором Е.Догой: «Латуары» (1973), «Табор уходит в небо» (1976), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), «Анна Павлова» (1978). Фольклорные мотивы и образы в творчестве Э.Лотяну. Поэтичность образных решений. Просчеты вкуса в некоторых фильмах.
Фильм режиссера А.Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976, комп. А.Шнитке). Оригинальность трактовки литературных и исторических источников.
Обращение к жанру мюзикла. Редкие удачи на этом пути. Наиболее удавшийся мюзикл- «Мелодии Верийского квартала» (1973, реж. Г.Шенгелая, комп. Г.Цабадзе).
Заключение
В период, явившийся своеобразным перепутьем между оттепелью 60-х годов и перестройкой, начавшейся во второй половине 80-х, во всей жизни страны, в том числе в области литературы и искусства, все явственнее проступают кризисные, застойные явления. Кинематограф все настойчивее стараются превратить в рупор официальных идеологических установок. Между тем, несмотря на объективные трудности развития, киноискусство этого периода оказалось на редкость богатым - как в содержательном, так и в художественном плане. Талантливые мастера кино разных поколений продолжают развивать лучшие традиции отечественного кинематографа предыдущего этапа. Наряду с обретаемым «новым историзмом» и с тенденцией к живописно-поэтической зрелищное™, охватившей в семидесятые годы чуть ли не весь репертуар, лучшие произведения демонстрировали стремление отобразить жизнь во всей ее противоречивости, выделяя и описывая не только те явления и процессы, которые соответствовали принятой системе ценностей, но и запечатлевая то, что диссонировало с ней. Иные фильмы, сыгравшие в ту пору общественно важную роль, со временем, разумеется, утратили свое значение, зато в других, наоборот, с годами открывался неиссякающий запас волнующей человечности и художественной выразительности, уточнялось их истинное место в духовно-творческих исканиях отечественного кино.
Перемены творческого климата в кино начинаются со вступлением страны в полосу перестройки, начатой М.С.Горбачевым в апреле 1985 года.
КИНОИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-х - 1990-х ГОДОВ Перестройка в кино
V съезд кинематографистов (май 1986 г.) - начало нового периода развития отечественного кино. Острая критика недостатков в развитии советского кино. Смена поколений в руководстве Союза.
Резкая конфронтация с предшествующей историей советского кино, его идеологией и его приоритетами. Взрыв протеста против цензуры, против сложившихся в период застоя
явления. Кинематограф все настойчивее стараются превратить в рупор официальных идеологических установок. Между тем, несмотря на объективные трудности развития, киноискусство этого периода оказалось на редкость богатым - как в содержательном, так и в художественном плане. Талантливые мастера кино разных поколений продолжают развивать лучшие традиции отечественного кинематографа предыдущего этапа. Наряду с обретаемым «новым историзмом» и с тенденцией к живописно-поэтической зрелищности, охватившей в семидесятые годы чуть ли не весь репертуар, лучшие произведения демонстрировали стремление отобразить жизнь во всей ее противоречивости, выделяя и описывая не только те явления и процессы, которые соответствовали принятой системе ценностей, но и запечатлевая то, что диссонировало с ней. Иные фильмы, сыгравшие в ту пору общественно важную роль, со временем, разумеется, утратили свое значение, зато в других, наоборот,: с годами открывался неиссякающий запас волнующей человечности и художественной выразительности, уточнялось их истинное место в духовно-творческих исканиях отечественного кино.
Перемены творческого климата в кино начинаются со вступлением страны в полосу перестройки, начатой М.С.Горбачевым в апреле 1985 года.
КИНОИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-х - 1990-х ГОДОВ Перестройка в кино
V съезд кинематографистов (май 1986 г.) - начало нового периода развития отечественного кино. Острая критика недостатков в развитии советского кино. Смена поколений в руководстве Союза.
Резкая конфронтация с предшествующей историей советского кино, его идеологией и его приоритетами. Взрыв протеста против цензуры, против сложившихся в период застоя догматов и авторитетов, против канонов социалистического реализма. Борьба за обретение права на индивидуальное художественное высказывание.