ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экранизация произведений литературной классики. «Петербургская ночь» (1934, по мотивам ранних произведений Ф.Достоевского, реж. Г.Рошаль, В.Строева). Издержки вульгарно-социологического подхода к творчеству писателя. Образ крепостного музыканта Ефимова (Б.Добронравов). Выразительность пластического решения фильма (опер. Д.Фельдман, худ. И.Шпинель). Роль музыки Д.Кабалевского.

«Гроза» (1934, по одноименной драме А.Островского, реж. и авт. сцен. В.Петров (1896-1966). Образ «темного царства» в фильме. Актерский ансамбль - А.Тарасова, В.Массалитинова, М.Жаров, И.Зарубина, М.Царев, М.Тарханов и др. Особенности изобразительного решения (опер. В.Горданов, худ. Н.Суворов). Влияние театральных традиций на стиль фильма.

«Великий утешитель» (1933, реж. Л.Кулешов). Своеобразие сюжетной композиции, основанной на фактах биографии и творчестве американского писателя О'Генри. Особенности режиссуры и изобразительного решения (опер. К.Кузнецов, худ. Л.Кулешов). Репетиционный метод. Актерский ансамбль - К.Хохлов, И.Новосельцев, А.Файт, А.Хохлова и др.

Фильм братьев Васильевых «Чапаев» (1934). Его особая роль в становлении звукозрительного кинематографа и в воплощении темы гражданской войны. Повесть Д.Фурманова и сценарий братьев Васильевых. Фольклорное начало в образном строе фильма и психологическая разработка характеров. Чапаев - Б.Бабочкин. Актерский ансамбль. И.Певцов в роли полковника Бороздина, Творческий вклад операторов А.Сигаева и А.Ксенофонтова, художника И.Махлиса, композитора Г.Попова. Отсутствие в фильме идеологических стереотипов, характерных для последующих фильмов о гражданской войне. Выдающийся зрительский успех фильма.

Значительные немые фильмы, созданные в первой половине 30-х годов: «Двадцать шесть комиссаров» (1933, реж. Н.Шенгелая), «Пышка» (1934, реж. М.Ромм), «Счастье» (1935, реж. А.Медведкин).

Успех советских фильмов «Гроза», «Петербургская ночь», «Веселые ребята», «Пышка» и др. на II Международном кинофестивале в Венеции (1934).

Первый Всесоюзный съезд советских писателей (1934). Официальное провозглашение на съезде единого творческого метода советской литературы и искусства - социалистического реализма. Нормативность и политизированность принципов соцреализма, их влияние на последующее развитие советского киноискусства.

Кинематограф второй половины тридцатых годов


Первое Всесоюзное совещание творческих работников кино (1935). Доклад С.Эйзенштейна, выступления В.Пудовкина, С.Васильева, С.Юткевича, А.Довженко, Л.Трауберга и других. Дискуссия об отношении к истории советского кино, к опыту типажно-монтажного кинематографа. Новое понимание роли монтажа, ориентация на драматургию характеров и развитие повествовательно-драматических жанров.

I Международный кинофестиваль в Москве (1935).

Творческие споры о «монументальности» и «камерности».

Активизация контактов кинематографа с литературой, театром, музыкой, живописью Работа в кино писателей А.Толстого, В.Вишневского, П.Павленко, Е.Габриловича и др.

17

18

Утверждение кинодраматургии как идейно-художественной основы фильма.

Принципы системы Станиславского в кино. Участие в фильмах крупнейших театральных актеров - Б.Щукина, Н.Симонова, М.Тарханова, Н.Мордвинова, А.Тарасовой и др. Воздействие театральной эстетики на художественную форму многих фильмов.

Творческое использование опыта реалистической живописи в изобразительном и декорационном решении фильмов. Освоение цвета в кино. Первые советские цветные художественные и документальные фильмы («Груня Корнакова», «Сорочинская ярмарка», «Физкультурный парад»).

Работа в кино крупнейших композиторов - Д.Шостаковича, С.Прокофьева, Д.Кабалевского, А.Хачатуряна, И.Дунаевского, Г.Попова, Ю.Шапорина и др. Достижения в сфере звуко-зрительной выразительности экрана. Жанры песни в драматургии фильма.

Массовый зрительский успех многих фильмов и пропаганда идеологических мифов сталинского режима с помощью кино. Ужесточение идеологического контроля в области кино. Неприятие тоталитарной властью оригинальных, нестандартных по содержанию и форме произведений. Запрещение фильмов «Прометей» И.Кавалеридзе, «Бежин луг» С.Эйзенштейна, «Строгий юноша» А.Роома, «Закон жизни» А.Столпера и Б.Иванова и др.

История революции и современность в фильмах второй половины 1930-х годов

Освещение истории революции и гражданской войны с позиций официозной истории, культа личности Сталина. Развитие творческого опыта историко-революционных фильмов немого периода. Синтез эпических и драматических начал, индивидуализации характеров. Высокий уровень звуко-зрительной выразительности в ряде историко-революционных картин.


Ведущее положение в кинорепертуаре современной темы. Преувеличение успехов в строительстве социализма и запрет на изображение реальных противоречий, трагических сторон советской действительности. Принципы тематического планирования (темы стахановского труда, колхозного строительства, борьбы с вредителями и шпионами и т.п.). Иллюстрирование экраном политических и идеологических установок режима (тезис об обострении классовой борьбы, лозунг «жить стало лучше, жить стало веселей» и т.д.). Разработка реальных морально-этических проблем, психологическая убедительность характеров в ряде фильмов о современности.

Связь историко-революционной и современной темы в творчестве ведущих мастеров кино.

Г.Козинцев и Л.Трауберг. Трилогия о Максиме («Юность Максима», 1935, «Возвращение Максима», 1937, «Выборгская сторона», 1939). Судьба героя и образ эпохи. Идеологические клише и художественная правда. Выдающийся успех Б.Чиркова в роли Максима. Актерский ансамбль. Героика, быт, эксцентрика в образном строе фильма. Особенности изобразительного решения (опер. А.Москвин, худ. Е.Еней).

Е.Дзиган. «Мы из Кронштадта» (1936, авт. сцен. Вс.Вишневский). Творческое содружество сценариста и режиссера. Эпический характер сюжета и индивидуальные образы героев. Образы матроса Артема (Г.Бушуев), комиссара Мартынова (В.Зайчиков), командира Драудина (О.Жаков). Особенности изобразительного решения (опер. Н.Наумов-Страж, худ. В.Егоров).

М.Ромм. «Тринадцать» (1937, авт. сцен. И.Прут). Жанровые особенности фильма. Четкость драматургической композиции, лаконизм и выразительность характеристик персонажей. Роль кинематографической детали.

Фильмы М.Ромма «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939) - авт. сцен. А.Каплер и Т.Златогррова. Трактовка исторических событий и личности Ленина в духе официальных идеологических установок времени. Жанровые особенности фильмов. В.И.Ленин в исполнении Б.Щукина. Образы Матвеева (В.Ванин) и Василия (Н.Охлопков).

«Мечта» (1941, ВЭ- 1943, авт. сцен. Е.Габрилович и М.Ромм). Особенности драматургии. Социально-психологический конфликт фильма. Драматизм судеб героев. Актерский ансамбль: Ф.Раневская, Е.Кузьмина, А.Войцек, Р.Плятт, М.Астангов и др. Гуманистическое звучание фильма.'

Изобразительная стилистика фильмов М.Ромма (опер. Б.Волчек, худ. Б.Дубровский-


Эшке). Своеобразие режиссерского стиля.

Тема гражданской войны в фильмах братьев Васильевых «Волочаевские дни» (1938) и «Оборона Царицына» (1942).

Фильмы С.Юткевича «Человек с ружьем» (1938, авт. сцен. Н.Погодин) и «Яков Свердлов» (1940, авт. сцен. Б.Левин и П.Павленко). Кинематографическая выразительность ряда образных решений и негативное влияние идеологических штампов, культа личности Сталина.

Ю.Райзман. Решение историко-революционной темы в фильме «Последняя ночь» (1937, авт. сцен. Е.Габрилович). Фильм как семейная драма. Социальный конфликт фильма и раскрытие индивидуальных характеров. Актерский ансамбль (Н.Дорохин, И.Пельтцер, М.Яроцкая, А.Консовский, Т.Окуневская и др.).

Современность в фильмах Ю.Райзмана. «Летчики» (1935, авт. сцен. А.Мачерет). Б.Щукин в роли Рогачева. Разработка «второго плана». Своеобразие изобразительного решения (опер. Л.Косматов). «Поднятая целина» (1940) - экранизация первой части одно­именного романа М.Шолохова. Образы Давыдова (Б.Добронравов), Нагульнова (М.Болдуман), деда Щукаря (В.Дорофеев). Особенности экранного прочтения романа.

Ф.Эрмлер. «Крестьяне» (1935, авт. сцен. М.Большинцов, В.Портнов, Ф.Эрмлер). Сюжет фильма как иллюстрация официальных идеологических установок в области колхозного строительства. Образы начальника политотдела (Н.Боголюбов) и кулака-вредителя Герасима Платоновича (А.Петров). М.Горький о недостатке «социальной грамотности» авторов, об элементах натурализма в фильме.

«Великий гражданин» (1 и 2 серии, 1938-1939, авт. сцен. М.Блейман, М.Большинцов). Фильм как попытка оправдания массовых политических репрессий. Искажение исторической правды в изображении внутрипартийной борьбы. Драматургия. Роль диалога. Особенности психологического раскрытия характеров. Петр Шахов в исполнении Н.Боголюбова. Образы Карташова (Н.Берсенев) и Боровского (О.Жаков). Изобразительное решение фильма (опер. А.Кальцатый, худ. А.Векслер, С.Мейнкин, Н.Суворов). Искусство внутрикадрового монтажа и глубинной мизансцены.

А.Зархи и И.Хейфиц. Первые самостоятельные работы: «Ветер в лицо» (1930), «Моя Родина» (1933), «Горячие денечки» (1935).

«Депутат Балтики» (1937, авт. сцен. Л.Дэль, Л.Рахманов, А.Зархи, И.Хейфиц). Тема «интеллигенция и революция». Профессор Полежаев в исполнении Н.Черкасова. Особенности актерского мастерства Н.Черкасова. Внешняя камерность сюжета и образ времени в фильме.


«Член правительства» (1940, авт. сцен. К.Виноградская). Ограниченность авторской позиции рамками идеологических представлений эпохи и реальный драматизм, психологическая глубина характера главной героини Александры Соколовой (В.Марецкая). Выразительность воссоздания бытовой среды, искусство кинематографической детали.

С.Герасимов. «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939) Материал - современность, проблемы - мораль нового общества. Жанрово-стилевые особенности драматургии и режиссуры. Образ времени в фильмах. Молодые современницы в исполнении Т.Макаровой. Работа Б.Чиркова в «Учителе».

Актерский ансамбль в фильмах С.Герасимова. Система воспитания киноактера.

Современная тема и ее трактовка в фильмах «Большая жизнь» (1 серия, 1940, реж. Л.Луков (1909-1963), авт. сцен. П.Нилин), «Валерий Чкалов» (1941, реж. М.Калатозов (1903-1973), авт. сцен. Г.Байдуков, Д.Тарасов, Б.Чирсков), «Заключенные» (1936, реж. Е.Червяков (1899-1942), авт. сцен. Н.Погодин).

Дезориентирующие общественное сознание попытки рассказать о будущей войне с фашизмом в фильмах А.Ромма «Эскадрилья № 5» (1938) и Е.Дзигана «Если завтра война» (1938).

Антифашистская тема в фильмах предвоенных лет: «Профессор Мамлок» (1938, реж. Г.Раппапорт и А.Минкин), «Семья Оппенгейм» (1939, по Л.Фейхтвангеру, реж. Г.Рошаль). Антивоенная направленность.

История революции и современность в фильмах национальных кинематографий этого периода.

А.Довженко. Фильмы «Аэроград» (1935) и «Щорс» (1939). Лиро-эпическая композиция

19

20

фильма «Аэроград». Поэтическая обобщенность и романтическая патетика образного строя. Особенности типизации характеров - Глушак (С.Шагайда), Владимир (С.Столяров) Худяков (С.Шкурат), Шибанов (Б.Добронравов). Образ природы в драматургической и изобразительной композиции фильма (опер. Э.Тиссэ, М.Гиндин, Н.Смирнов).

«Щорс». Фольклорные и исторические истоки фильма. Жанрово-стилевые особенности. Образы Щорса (Е.Самойлов), батьки Боженко (И.Скуратов) и образ украинского народа. Поэтическая трактовка украинской природы, национальных характеров в драматургии, изобразительном и музыкальном решении фильма (опер. Ю.Екельчик, худ. М.Уманский, комп. Д.Кабалевский).

М.Чиаурели. «Последний маскарад» (1934). Схематизм в трактовке историко-революционной темы. Прямолинейность политических характеристик. Образы большевика Мито (С.Джалиашвили) и меньшевика Ростома (М.Геловани). Своеобразие изобразительного (опер. АЛоликевич, худ. В.Сидамон-Эристов) и музыкального решения (комп.Г.Киладзе). Историческая реальность и мифы эпохи, запечатленные в фильме М.Чиаурели «Великое зарево» (1938).