Файл: 2_vvedenie_v_istoriyu_kultury_проработанный.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я ровняю края каналов,

Я с полней убираю комья и корни,

Для твоих трудов я готовлю поле...

Дни трудов моих двенадцать месяцев...

Я возвожу грады с дворцами ...

Сады для царей разбиваю...

На берегу реки я строю беседки

Дабы тот, кто на полях днями трудился,

Труженик, что не уходит с поля ночью,

Мог бы в ту беседку подняться,

Дабы там отдохнуть, как в благоустроенном граде16.

Идея прославления величия неба и земледельческого труда как источника человеческого благополучия и добродетельной жизни лежит в основе многих песен и од древнейшего канонического произведения Древнего Китая, знаменитой «Книги песен», созданой в XVIII-XII веках до н.э. Позднее в одной из авторитетных энциклопедий Древнего Китая в главе «Почитайте земледелие» проводится та же мысль: «Древние мудрые правители руководили своим народом благодаря тому, что прежде всего это был народ, который занимался земледелием: земледелие – это не только извлечение из земли, но и обогащение духа народа»17. Выдающийся философ Древнего Китая Сюнь цзы (298-238 гг. до н.э.), в сочинениях которого проблема культуры занимает одно из центральных мест, писал: «Небо и земля – начало всего живого; ритуал и чувство долга – начало порядка. Полное соблюдение ритуала и последовательное выполнение долга, неуклонное совершенствование этих качеств и превращение их в высшую степень преклонения составляют начало совершенного человека. Поэтому когда небо и земля рождают совершенного человека, он приводит в порядок все, что находится между небом и землей…»18

В знаменитом древнеиндийском трактате «Артхашаста» («Наука политики») содержится прямое указание на то, что только занятие земледелием способно открыть человеку путь к духовному совершенствованию.

Не менее отчетливо прослеживается мысль о связи земледелия, духовного совершенствования и воспитания добродетельного («лучшего») человека в мифах, эпических и философских текстах Древней Греции. У истоков этой традиции стоял великий эллинский эпический поэт, младший современник Гомера Гесиод. Его земледельческая поэма «Труды и дни» стала каноническим текстом античной культуры. Ее главной идеей является прославление земледельческого труда. Отказ от него заслуживает только презрения. «Позорен не труд, позорно безделье», - утверждает Гесиод. Греки классического периода считали Гесиода и Гомера великими воспитателями эллинов. Земледельческая поэма стала программным документом первой греческой пайдейи – системы воспитания добродетельного человека. Связанные с земледельческим культом боги олимпийской мифологии были одними из наиболее почитаемых. Богине земледелия Деметре были посвящены знаменитые Элевсинские мистерии, занимавшие исключительное место в духовной жизни не только ранней, но и классической Греции, а культ Диониса бога растительности и виноградарства, славился в Греции знаменитыми «дионисиями» - сезонными сельскими праздниками, а затем и городскими «великими дионисиями», сопровождавшимися процессиями и песнопениями. Одно из песнопений -«песнь козлов» - дало имя античной трагедии19.


По свидетельству Фемистия, древнегреческого ритора, жившего в IV веке до н.э. и преподававшего философию Платона и Аристотеля, обряды (оргии), посвященные мифическому поэту Орфею, также не чужды были земледелию. Согласно мифу, Орфей «..благодаря одомашненным плодам, которые доставляет земледелие… одомашнил всю природу и образ жизни диких зверей, а также укротил и искоренил заключенное в душах звериное начало. Так, верили, что он завораживал диких зверей пением и совершал все жертвоприношения и обряды, используя в качестве жертвенных даров плоды земледелия. Слава о нем обошла всех людей, и все восприняли земледелие»20.

Возникновение городов-государств, которые в III-II тысячелетии до нашей эры начали формироваться на основе древних агрогородов, имело одним из важнейших культурных достижений распространение письменности. Она начинает использоваться не только для записи хозяйственных и связанных с ритуалом текстов, но и для записей законов, т.н. «царских списков», в которых фиксировалась смена правящих в городах-государствах династий, результатов «гаданий», фольклора, гимнов и песен, позднее мифологических сюжетов и устной поэзии. Появляется новая, весьма уважаемая профессия писцов, вместе с ней и такие древнейшие институты культуры, как школы писцов и библиотеки, которые создавали правители городов-государств.

Профессия писца стала началом формирования новой интеллектуальной формы человеческой деятельности. Из школ писцов в древних цивилизациях Шумера и Египта вышли выдающиеся строители, организаторы, бухгалтеры, создатели первой из наук – математики, астрономы, летописцы. Профессия писца считалась почетной. В Шумере возникли первые школы «эдуббы», благодаря им письменность, которая на первых порах не имела никакого отношения к литературе и применялась для составления хозяйственных документов, начинает использоваться для записей фольклора: пословиц, поговорок, гаданий, того, что было связано с жизненной традицией. Подобные тексты были своего рода учебными пособиями. Несколько позднее стали записываться тексты, связанные с ритуалами, и эпические поэмы. Уже в древних городах профессия писца становится востребованной и престижной. В письменах Шумера и поэзии Древнего Египта труд писцов прославляется как труд «мудрецов, предрекавших будущее, имена которых сохранятся навеки», как занятие благородное и уважаемое. В шумерском тексте «Труд писцов, собратьев моих» отец-писец, поучая нерадивого сына, говорит:


Труд писцов, собратьев моих, тебе не по нраву!

А ведь они по десять гуров зерна отцу приносят!..

Зерно, шерсть, масло, овец ему приносят!..

Как уважаем такой человек!

Рядом с ним ты – не человек!21

Другой египетский текст «Прославление писцов» начинается словами:

Мудрые писцы

Времен преемников самих богов

Предрекавшие будущее,

Их имена сохранятся навеки...

Они не строили себе пирамид из меди

И надгробий из бронзы…

Писания становились их жрецами,

А палетка для письма – их сыном,

Их пирамиды – книги поучений,

Их дитя – тростниковое перо…

Их памятники покрыты грязью,

Гробницы их забыты,

Но имена их произносят, читая эти книги,

Написанные, пока они жили,

И память о том, кто написал их

Вечна…

Книги лучше расписного надгробья

И прочней стены…

Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех,

Кто повторит имена писцов,

Чтобы на устах была истина…22

В результате письменность не только играет роль средства передачи и хранения информации, а становится первой формой самосознания.

Основу социальной организации жизни в городе-государстве составлял закон – социальное установление, которое выражало не интересы родовой общины, а интересы города-государства. Жизнь человека определялась в соответствии с тем статусом, который был закреплен за ним в законе. Место традиционных норм родовой морали в городе заменялись обязательными для всех граждан города-государства правами и обязанностями. Законы закреплялись в письменной форме. Древнейший из известных нам свод законов был записан клинописью на глиняных табличках в 2050 г. до н.э. правителем шумерского города-государства Ур – Наму. Триста лет спустя,в 1750 г. до н.э. вавилонский царь Хаммурапи утвердил кодекс, заключавший 300 законов. В городах формируются целые группы людей, занимающихся, выражаясь современным языком, «умственным трудом». К ним относятся не только жрецы и окружение верховной власти, но и писцы, обслуживающие храмовую администрацию, которые являлись подлинными охранителями традиции, так как «они, обучая учеников искусству письма, заставляли их переписывать древние тексты. Храмы, при которых существовали школы писцов, играли значительную роль в поддержании литературной тра­диции, хотя они и не имели собственных библиотек»23.


Первые большие библиотеки появляются при дворцах правителей. Примером такой библиотеки является хранилище клинописных табличек, принадлежавшее последнему великому царю Ассирии Ашшурбанипалу. Откры­тое во время раскопок Ниневии, оно содержало огромное коли­чество самых разнообразных текстов – от мифологических и ритуальных до литературно-эпических и научных. "Культурной" деятельностью занимались не только жрецы и обслуживавшие храмы писцы, но и представители таких про­фессий, которые были связаны с изгнанием злых духов и ча­родейством, а также врачи.

В период расцвета древних городов-государств создаются предпосылки для начала процесса формирования культурной традиции.

Среди текстов древнего Шумера есть один, представляющий подробный перечень практически всех "атрибутов" этой древ­ней цивилизации, или, как их называли, "законов Me", управ­ляющих, согласно шумерской мифологии, человеком и общест­вом. Он представляет собой запись мифа «Энки и мироздание», в центре ее эпизод, повест­вующий о похищении богиней Инанной табличек с законами Me, которые хранились у бога мудрости Энки. Вот неполный перечень "законов":

  1. Верховная власть, 2. Власть богов, 3. Возвышенная и веч­ная корона,. 4. Царский трон, 5. Возвышенный скипетр, 6. Знаки царской власти, 7. Возвышенное святилище, 8. Власть пастыря, 9. Царская власть, 10. Вечная власть госпожи, 11. Божественная госпожа - жреческий сан. 12. Жреческая долж­ность... 15. Истина, 16. Нисхождение в подземное царство, 17. Восхождение из подземного царства, 18. и 19. Евнухи... 21. Боевое знамя, 22. Потоп, 23. Оружие, 24. Половая связь, 25. Проституция, 26. Закон, 27. Клевета, 28. Искусство, 29. Ри­туальный зал, 30. Небесная ниеродула, 31. Гуслим - музы­кальный инструмент, 32. Музыка, 33. Старейшинство, 34. Героизм, 35. Власть, 36. Вражда, 37. Прямота, 38. Разрушение городов, 39. Сетования, 40. Радость сердца, 41. Ложь, 42. Не­покорная восставшая страна, 43. Доброта, 44. Правосудие, 45. Искусство обработки дерева, 46. Искусство обработки ме­талла, 47. Искусство писца, 48. Ремесло кузнеца, 49. Ремесло кожевника, 50. Ремесло строителя, 51. Ремесло корзинщика, 52. Мудрость, 53. Внимание, 54. Священное очищение, 55. Страх, 56. Ужас, 57. Раздоры, 58. Мир, 59. Усталость, 60 По­беда, 61. Совет, 62. Смущенное сердце, 63. Приговор, 64. Реше­ние, 65. Лилис - музыкальный инструмент, 66. 67. 68. Музы­кальные инструменты.

Список достаточно наглядно свидетельствует о том, что культурная традиция еще не оформилась и не отделилась от жизненной традиции, издревле существовавшей в Древней Месопотамии. В ней элементы культурной традиции, связанные с культурой умения, знания и воспитания, еще включены в общий перечень достижений древней цивилизации шумеров, некоторые из которых связаны с древними ритуалами. Например, кажется весьма странным включе­ние в список «законов Ме» проституции, однако обращение к такому классическому тексту, как эпическая поэма «О все видавшем» (поэма о Гильгамеше), снимает недоумение. В одном из ключевых эпизодов поэмы, повествующем об «очеловечивании» дикого человека Энкиду, роль "культурного героя" отводится именно блуднице, которая обу­чает его искусству "жить по-человечески". Познав любовь женщины, он утрачивает часть своей грубой силы и обретает черты разумности и духовности.


Размышления над этим текстом и его соотнесение с сюжета­ми древних мифов может много дать для понимания эволюции культуры в переломный для духовного развития человечества период. Несмотря на отсутствие какой бы то ни было система­тизации, отчетливо видно различие атрибутов, которые имеют отношение к технологии и социальной организации общества и к сфере духовной жизни. Первые из них самопроизвольно группируются вокруг "искусства умения", а также проблемы власти и закона. Вторые оказываются связанными, во-первых, с культом, ритуалом и музыкой, а во-вторых, с чувством, разу­мом (истина, мудрость) и священным (духовным) очищением, т.е. с будущими «институтами культуры».С появлением письменности записывать мифы, фольклор и эпические сказания о прошлом стали не сразу, в устной традиции они существовали еще длительное время и после изобретения письма.

С возникновением цивилизации в мифологии появляются новые персонажи –«культурные герои», в роли которых выступают боги, обучающие людей различным умениям, дарующие им законы и покровительствующие им в строительстве городов, а также благородные правители и мудрецы, обладающие «избытком видения». В результате происходит «сближение» богов и людей, которых объединяет общее стремление к преодолению первобытного хаоса на небе и на земле и обустройству мирового космоса. Боги, выступающие в роли культурных героев, даруют людям Разум. Организованная разумными людьми жизнь становится моделью мирового порядка.

Символом этой новой формы человеческой жизни становится город-государство. В древних цивилизациях все города имели божественных покровителей. За право быть покровителем городам боги спорили друг с другом. В споре побеждал тот, чьи дары людям оказывались более значимыми для них. Покровительство городу считалось для богов особой честью и привилегией. Так, например, одна из самых популярных богинь шумерского пантеона – богиня любви и войны Инанна, покровительница города Урука, решила в качестве благодеяния подарить своему городу свод божественных законы и установлений, которые управляли вселенной с момента еепоявления – «таблички МЕ». С этой целью она украла их у бога бездны и мудрости Энки24.

Известен и популярный миф о споре двух могущественных олимпийских богов Посейдона и Афины за право быть покровителями Афин. Согласно мифу, победила богиня мудрости и справедливой войны Афина, посадившая оливу, а Посейдон, заставивший ударом своего трезубца бить источник, проиграл. Большинство богов присудило победу Афине за лучший, по их мнению, дар афинянам.