Файл: 5_КУЛЬТУРА современная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2024

Просмотров: 795

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Романтики считали, что обращение к форме романа будет способствовать сближению их творчества с жизнью и тем самым облегчит им создание неомифа. «Роман говорит о жизни, представляет жизнь…Роман должен быть сплошной поэзией…Роман – это история в свободной форме, как бы мифология истории… жизнь, принявшая форму книги»26, - пишет поэт-романтик Новалис.

Обращение к форме романа также способствовало разрушению традиционной, рационалистически организованной структуры искусства. Характеризуя роман как особую жанровую форму, выдающийся литературовед и исследователь культуры М. Бахтин писал: «Роман плохо уживается с другими жанрами, ни о какой гармонии на основе взаимоограничения и взаимодополнения не может быть и речи. Роман пародирует другие жанры, разоблачает условность форм и языка, вытесняет одни жанры, другие вводит в свою собственную конструкцию, переосмысливая и переакцентируя их… В присутствии романа как господствующего жанра по-новому начинают звучать условные знаки строгих канонических жанров. Роман вносит в них проблематичность, специфическую смысловую незавершенность и живой контакт с неготовой, становящейся современностью» 27.

Романтики становились на путь решительной реформы всей системы художественного языка – не только литературы, но и искусства в целом. Они были убеждены, что язык искусства должен уподобиться языку жизни, которая, во-первых, является процессом, протекающимво времени,а во-вторых, постоянно себяпародирует. В соответствии с этими идеями был разработан особый творческий принцип - «романтическая ирония». О его смысле Ф. Шлегель писал: «Ирония есть форма парадоксального…». Другой представитель романтизма Г. Форстер утверждал, что «ирония есть ясное осознание вечной изменчивости,бесконечно полного хаоса»28.

Изучению жизни романтики придавали приоритетное значение. «Жизнь есть нечто подобное цвету, звуку, силе. Романтик изучает жизнь так же, как живописец, музыкант и физик изучают цвет, звук и силу. Тщательное изучение жизни образует романтика подобно тому, как тщательное изучение цвета, формы, звука, силы образует живописца, музыканта и механика»29, - утверждает Новалис. Из этого суждения видно, чтопредставители нового движения относили новации не только к литературе, но и к живописи; не только к искусству, но и к науке; не только к науке, но и к механике (технике). Они хотели видеть в романтизме не только и не столько художественное направление, сколько культурно-историческое явление, обозначающее переход кновой культурной эпохе. И претензии романтиков в процессе развития современной культуры в полной мере оправдались. В многообразных и нередко парадоксальных ее формах, начиная с реализма и модернизма и кончая авангардом и постмодернизмом, отчетливо виднаобъединяющая их связьс теми идеями, которыми обогатила культуру романтическая эпоха.


Подводя итог новациям романтиков, Гегель писал: «Современный художник может, разумеется, примкнуть к древним художникам, может использовать материал общезначимый, своеобразный, глубокий, однако «способ трактовки» этого материала не может быть таким, каким он был в эпоху художественной классики. Современный художник весь этот общезначимый, глубокий и своеобразный материал склонен пропускать не сквозь призму абстрактной идеи, а соотносить с настоящим, лишь настоящее свежо, все остальное блекло и бедно»30. Его главной задачей является «с тонким чутьем подметить в существующем мире со стороны частных проявлений его жизни, согласующиеся, однако с общими законами видимости, мгновенные, всецело изменчивые черты бытия и верно и правдиво удержать мимолетное»31. Решение подобных творческих задач, по мнению философа, требует развития у современного художника новых качеств: «мышления публициста» и «хватки репортера». Связь искусства с жизнью проявляется, считает Гегель, во-первых, в «случайности избираемых искусством предметов»; во-вторых, в обращении к «прозаической объективности», обычной «повседневной жизни»; в-третьих, в возведении «субъективности со своими чувствами и взглядами…в хозяина всей действительности»32.

Представляется символичным тот факт, что в то же самое время, когда философ завершил работу над своей «Эстетикой» (1826-1829), была изобретена (1826) и получила официальное признание французской Академии наук (1829) фотография. Этому техническому изобретению суждено было сыграть исключительную роль в становлении культурного менталитета современного человека, в формировании нового видения действительности, новых языковых форм и средств общения, новых наук и искусств и нового образа жизни.

«Фотография во многом изменила характер культуры в целом… а не просто дала человечеству новые способы фиксации фактов, она изменила их восприятие. Мир, увиденный через объектив фотоаппарата, а потом и кинокамеры, уже никогда не вернется в свое прежнее состояние… Фотография увидела пространство, расчлененным во времени, она выдала остановленное мгновение серийно, в любом качестве, механическим способом»33, - отмечает академик Ю. Бромлей.

Интеграция фотографической техники в сферу научной и художественной деятельности, освоение ее информационного и эстетического потенциала не только способствовали исследованию временных процессов, но и кардинальным образом повлияли на характер видениядействительности, привели к принципиальным изменениям в области научного и художественного мышления и языка.


Эстетика фотографизмаоказала сильнейшее влияние вXIX-XXвеках на развитие новых форм реалистического искусства и литературы, а также на формирование нетрадиционных направлений эстетической и художественной деятельности - таких как импрессионизм, постимпрессионизм, модерн, авангард, постмодернизм. Представители современного искусства увидели в фотографии нечто большее, чем техническое изобретение и новое средство создания художественных изображений, подобных живописным или графическим. Эстетический потенциал фотографического изображения давал возможность расширить сферы духовной деятельности, существенно обновить арсенал художественного языка. Что касается самой фотографии, то ей потребовалось всего три десятилетия для того, чтобы заявить о себе как о новом виде изобразительного искусства, а к концуXIX- началу ХХ вв. сформироваться в качествесамостоятельного новогоискусства со своим видением действительности, материалом и системой выразительных средств. В начале ХХ века в большинстве стран Европы и в США за создателем оригинального фотографического произведения было уже законодательно закреплено право авторской собственности.

Прорыв фотографической техники в «сферу духа», первоначально встретивший яростное сопротивление со стороны представителей позднего романтизма34, был «узаконен» в концеXIXвека изобретением кино, которое «вышло из фотографии». Спустя несколько десятилетий, в начале ХХ века, представители художественного авангарда объявляют фотографию новой областью духовного творчества. В 1927 году молодой художник-авангардист Сальвадор Дали, впоследствии ставший одним из «классиков» модернизма, писал в статье «Фотография – свободное творчество духа»: «Когда рука не вмешивается, дух начинает постигать, что отсутствие неточных касаний пальцев – благо; вдохновение освобождается от ремесленного навыка, доверяется только бессознательному расчету механизма. Новая манера творчества духа – фотография – наведет, наконец, необходимый порядок в фазах поэтического производства…

Удовлетворимся же чудом, совершенным в мгновение ока: раскроем глаза и будем схватывать все на лету, учиться истинному видению…

У фотографии – новые возможности, рожденные самой ее природой»35.

Таким образом, фотография не только воплотила в реальность мечту Гёте о возможности насладиться красотой «остановленного мгновения», но и создала предпосылки для формирования новой неклассическойформы культуры, которая опиралась нановое видениеиновую эстетику. Вторжение фотографической техники в сферу культуры послужило если не решающим, то одним из важнейших факторов, определивших окончательный переход европейской культуры в современную фазу ее развития.


В замечательном эссе «Cameralusida» французского литературоведа и культуролога Ролана Барта (русский переводчик удачно назвал статью «роман с фотографией») дана характеристика двойной функции фотографии, когда она выступает в роли «среды», в которой формируется современная культура. «Фотография может быть как безумной, так и благонравной, - пишет Р. Барт. - Она благонравна, если ее реализм остается относительным, смягченным эстетическими и эмпирическими привычками; безумна же она, если реализм ее абсолютен и, если так можно выразиться, оригинален тем, что возвращает влюбленному или испуганному сознанию Время в его буквальности… Таковы два пути, которым следует фотография. Выбор остается за каждым из нас…»36. Возможность подобного выбора в значительной степени повлияла на определение общей направленности развития современной культуры.

Развитие.

От нового индивидуализма к «массовому человеку »

Культура ничего и никого не спасает да и не

оправдывает. Но она создание человека: он

себя проецирует в нее, узнает в ней себя, только

в этом критическом зеркале видит он свой облик.

Ж. П. Сартр

Выступая против традиции в ее классицистическом варианте, романтики, как уже говорилось, не порывали связей с религиозной и гуманистической основой европейской культуры. Так, для Ф. Шлегеля - одного из авторитетнейших идеологов романтизма – «религия не является лишь частью воспитания, звеном человечества, она – центр всего, повсюду Первое и Высшее, абсолютно изначальное… в Боге… воплощена вся духовность. Он есть безмерность индивидуальности, единственно бесконечная полнота»37.

Более того. Создавая новую культуру, источник вдохновения многие романтики находили в образах Средневековья, Ренессанса и Античности, при этом чрезмерно идеализируя и мистифицируя прошлое. Вопреки фактам, они утверждали, что приоритетную роль в этих культурных системах играла не идея Разума, а идея Божества и Природа, являющиеся настоящими и ближайшими предметами поэзии. «Мир человеческий есть всеобщий орган богов – поэзия соединяет их так же, как она соединяет нас»38, с Природой – творением Бога.


Такая непоследовательность с неизбежностью должна была привести к кризису романтизма, поскольку вступала в противоречие и с претензиями индивида на абсолютную свободу духа, и с приоритетной установкой романтической поэзии насвязь с жизнью, которая воспринималась ими как процесс вечной изменчивости и бесконечно полного хаоса.

Углубление в сознании европейцев индивидуалистических устремлений(этот процесс приобрел в результате развития науки и техники ускоренную динамику) привело к возникновению в 30-40-е годыXIXвекановых тенденцийв европейской культуре, которые, опираясь на опыт романтической критики традиционных форм европейской культуры, стремились вместе с тем преодолеть непоследовательность романтизма и окончательно покончить с наследием классицизма и вульгарного рационализма.

В ходе этого процесса постепенно утрачивается романтическая форма «нового индивидуализма», и он обретает формы, более адекватные тем изменениям, которые были вызваны в жизни европейского человечества индустриальной эпохой и научно-техническим прогрессом.

Определяющей чертой нового индивидуализма в этот период становится стремление индивида не столько к ничем не ограниченной свободе (надежда на достижения такой свободы становилась все более призрачной в условиях нового образа жизни, который утверждался в индустриальном обществе и характеризовался повсеместным стремлением к универсальности, типичности, массовости), сколько коригинальности.

По мнению идеологов этого «нового индивидуализма», следование принципу оригинальности давало возможность сохранить право индивида на свободу индивидуального самовыражения в условиях новой индустриальной цивилизации.

Влияние науки и техники на сферу культуры чрезвычайно усиливается во второй половине XIXвека. В это время в результате научно-технической революции39, всемирного распространения индустриального производства и рыночных отношений создание индустриальной цивилизации стало свершившимся фактом. При этом, как пишет К. Ясперс, «человек подпал под ее (техники - Г.П.) власть, не заметив, что это произошло и как это произошло... Реальность техники привела к тому, что в истории человечества произошел невероятный перелом, все последствия которого не могут быть предвидены и недоступны даже для самой пылкой фантазии, хотя мы и находимся в самом центре того, что конституирует механизацию человеческой жизни»40.