Файл: Feldman_-_Tehnika_i_tehnologiya_fotosyemki.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19

К истории фотографического портрета

присущими ему характеристическими чертами, мимической выразительностью, неповторимой индивидуальностью.

Заметной вехой в развитии отечественной портретной фотографии стали 30-е гг. Частные фотографии стали вытесняться фотостудиями при различных государственных, кооперативных, общественных организациях.

Разносторонне и полно процесс становления советской портретной фотографии, процесс изменения психологии прослежен М. С. Наппельбаумом в его книге «От ремесла к искусству».

«Государственные фотостудии с большим штатом, крупным промфинпланом, новой организацией труда, оснащенные великолепной аппаратурой и принадлежностями, разнообразными химикалиями и т. п., — все это не имело ничего общего с фотографией частника. Чрезвычайно важным было и то, что в этих условиях фотографы, освободившись от личных денежных взаимоотношений с заказчиком, почувствовали себя независимо, получили право отстаивать свои принципиальные взгляды на фотоработу.

Труд в коллективе изменил психологию фотографа. Конкуренция уступила место товарищескому соревнованию... Дело не ограничивалось коллективом внутри той или иной мастерской, студии — фотография стала достоянием общественности.

Фотографов-профессионалов объединил союз, появились курсы, выставки, печатные органы...

В1926 г. в Москве начал выходить журнал «Фотограф» — орган Всероссийского союза фотографов. Трудно переоценить значение печатного органа фотографов, журнала, на страницах которого решались творческие проблемы, вопросы мастерства, техники фотографии, демонстрировались лучшие фотоработы. Мы сразу почувствовали себя членами огромной семьи советского искусства. Да, общественностью, государством фотография была уже безоговорочно признана как творчество» (М., 1958,

с. 82—84).

Втворчестве нынешнего поколения фотопортретистов заметно влияние предшествующих мастеров. Оно ощутимо в отдельных формальных приемах и стилистической манере изображения. Такие, например, фотографы-художники, как В. А. Малышев, А. К. Андреев, Е. С. Вялый, Г. О. Золотайкина, многое почерпнули из методики портретирования, составившей «школу Наппельбаума».

Сюда относятся и особенности характерологических наблюдений, предшествующих моменту съемки, и тонкое проникновение в образ портретируемого, отказ от штампов, манерных поз и сведение до минимума ретуши. Однако это нельзя назвать подражанием, ибо названным мастерам присущи и новые приемы, не встречавшиеся у их предшественников.

Впервую очередь это работа со светом при съемке крупных портретных планов, нанесение эффектных световых пятен на наиболее выразительные детали портретного изображения (в особенности — выявление глаз), а также интересные находки в освещении фона. Композицию оживили ракурсные решения, смелое кадрирование и фрагментирование.

Малышев Василий Алексеевич — профессиональный фотокорреспондент с 30-х годов, он вот уже более двух десятилетий отдает свои


20

К истории фотографического портрета

симпатии жанру портрета. Снимая передовиков производства, деятелей науки, культуры, он предпочитает съемку поколенных и поясных портретов в интерьере, погрудных и головных портретов на беспредметном фоне.

Его работы во многих случаях являют собой образцы глубоко психологичных станковых портретов. Съемка, как правило, производится в моменты длительных эмоциональных пауз. В зависимости от модели и идеи портрета Малышев использует различный оптический рисунок — контрастный, смягченный, мягкий. Образцы его работ приведены в фотоальбоме.

В последние годы он добился большого совершенства при портретировании на цветные фотоматериалы. За портреты, показанные на отечественных и зарубежных фотовыставках, Малышев неоднократно удостоен высоких наград.

Его выставка «Портрет современника» неоднократно экспонировалась в нашей стране и за рубежом.

Андреев Александр Константинович — один из немногих студийных портретистов, в чьем творчестве весьма ощущается влияние полученного художественного образования.

Типичными для него являются приведенные в фотоальбоме образцы мужских портретов с их убедительной социальной характеристикой типов.

Вялый Евсей Самуилович — портретист широкого творческого диапазона. На выставках неоднократно экспонировались его портреты, в которых созданы эпические, лирические, драматические образы. Различна и манера работы — от мягкой (в фотоальбоме приведен портрет художника В. Н. Мешкова) до контрастной светотеневой.

Золотайкина Галина Осиповна, ученица Свищова-Паола и Наппельбаума, она нашла свой творческий путь в портретной фотографии. Ее фотографии отличаются глубоким лиризмом, одухотворенностью, романтизмом.

Более подробно творчество фотомастеров старшего поколения нашего времени дается в других разделах книги, где также приводятся примеры их мастерства.

В 1960 г. в связи с упразднением системы промысловой кооперации фотоателье, мастерские, комбинаты бытового обслуживания были переданы в государственный сектор и подчинены местным Советам народных депутатов.

С середины 80-гг. стали развиваться республиканские, областные специализированные объединения, в том числе фотокинообъединения.

Обладая большими возможностями, объединения добиваются постоянного повышения культуры обслуживания, расширяют количество фотокиноуслуг, оказываемых населению, ведут большое строительство фотоателье, специализированных лабораторий, централизованных цехов, бюро выездных фотографов.

Предпосылкой для повсеместного повышения эстетического уровня фотопродукции является, в частности, наличие эстетически и технически подготовленных специалистов. В настоящее время в Российской Федерации существует система подготовки фотокадров в учебно-произ- водственных комбинатах и профессионально-технических училищах



21

К истории фотографического портрета

(фотографы, фотолаборанты, ретушеры), руководителей среднего звена (фототехников, технологов, фотографов) — в московском политехникуме им. Моссовета и Омском технологическом техникуме, инженеров-эко- номистов фотографического профиля — в Московском технологическом институте.

В целях обмена творческим опытом, повышения мастерства фотографов и работников других специальностей фотоотрасли Министерство бытового обслуживания населения РСФСР периодически проводит вы- ставки-конкурсы с привлечением лучших фоторабот, фотосувениров и кинофильмов.

22

Л. Павильонная фотосъемка

I. Техника и методика портретной съемки

1. Психология творческой работы

Психологический анализ модели.

Душевная, или психическая, жизнь человека проявляется в том, что он воспринимает впечатления окружающей действительности, осознает их, мыслит, чувствует, испытывает желания и действует в зависимости от обстоятельств.

Фотографический портрет заключает в себе три различных вида восприятия: во-первых, восприятие внешнего мира самой моделью, что обязательно находит отражение в портрете в виде запечатленного душевного состояния; во-вторых, восприятие модели фотографом, т. е. субъективная интерпретация образа, выраженная в особенности композиционного решения снимка; в-третьих, восприятие портрета зрителем.

Рассмотрим, как отражается на внешности портретируемого окружающая обстановка. В фотографическом павильоне нельзя получить непосредственных ощущений от любования пейзажем, чтения книги, интересного зрелища, острого спортивного момента, бытовой сценки и т. п., что, безусловно, сужает рамки студийного портрета.

Проследим за обстановкой фотографического павильона в момент портретирования: обилие осветительных приборов, непривычно яркий свет, бессодержательная обстановка; фотограф — единственный человек, с которым портретируемый общается.

Лицо человека способно выражать лишь те чувства, которые он переживает в данный момент, а в данный момент его внимание привлечено к незнакомым предметам, к яркому

свету и неуютной обстановке. В этих условиях портретируемый, естественно, не испытывает «и интеллектуальных, ни эстетических чувств.

Итак, можно прийти к бесспорному заключению — обстановка фотопавильона сама по себе не располагает к приятному эмоциональному настрою человека.

Встреча совершенно незнакомых между собой людей, фотографа и его клиента, решит эмоциональное состояние последнего. Если человек будет встречен с видимыми знаками благосклонности, с выражением добрых чувств и если фотограф произведет благоприятное впечатление своим внешним видом, то первое впечатление будет способствовать созданию хорошего настроения. Затем важно закрепить это первое впечатление. Излишняя словоохотливость, заискивание, комплименты воспринимаются людьми с известным раздражением. Надо знать меру приветливости и радушию. При внешней сдержанности фотограф больше внушает доверия.

Кроме приветливости и внешнего вида фотографа, на эмоциональный настрой человека влияет чистота в павильоне, порядок в расположении вещей, цветовой тон стен и драпировок и, один из наиболее важных факторов, температура и чистота воздуха.

Восприятие модели фотографом определяется личностью последнего: его вкусом, мировоззрением, темпераментом. Каждый фотограф посвоему воспринимает образ модели, это объясняется его физическим со-


23

Техника и методика портретной съемки

стоянием, настроением и многими другими факторами.

Независимо от субъективных особенностей восприятия фотографа важнейшим фактором является наблюдательность. Если человек систематически упражняется в наблюдении, от его взора не ускользнет такое, чего может не увидеть человек, не обладающий этим качеством. Усталость, раздражение, душевная неуравновешенность фотографа притупляют, а порой лишают его наблюдательности.

Наблюдение за внешностью другого человека тесно связано с индивидуальными свойствами личности самого фотографа, а потому и приводит подчас к весьма субъективным выводам, влияющим на композиционное решение портрета.

Восприятие фотографического снимка зрителем и фотографом может совпадать при оценке лишь технической стороны изображения (проработки деталей, точности отпечатка, резкости изображения и т. п.), в остальном оценки фотопроизведения будут зависеть от совпадения индивидуальных особенностей восприятия фотографа и восприятия зрителя.

С того момента, когда началось портретирование, психические и волевые усилия фотографа должны быть направлены на то, чтобы создать у портретируемого нужное эмоциональное состояние. Для достижения этой цели есть лишь одно средст-

во — беседа.

В беседе фотограф преследует две цели: ведет характерологические наблюдения — уточняет индивидуальные свойства характера портретируемого, интеллект, темперамент, наклонности, чувствительность и т. д.— и направляет разговор на тему, которая живо интересует собеседника и

вызывает наплыв эмоций, выигрышных для данного лица.

Рассуждая о переживании при воспоминании, К. С. Станиславский указывал, что подобно тому, как в зрительной памяти перед нашим внутренним взором воскрешается образ человека, пейзаж, давно забытая вещь, так точно в эмоциональной памяти оживают пережитые ранее чувствования, казавшиеся забытыми. Но вдруг какой-то намек, мысль, знакомый образ - и снова нас охватывают переживания. К. С. Станиславский напомнил, что у людей есть память на чувствования (эмоциональная память). Эта память проявляется в разной мере в зависимости от остроты пережитой радости (или несчастья) и, что особенно важно, находит внешнее отражение на лице человека.

В беседе не всегда сразу удается затронуть животрепещущий вопрос, бывает, что приходится часто менять тему разговора, чтобы вызвать эмоционально окрашенные воспоминания и уловить наиболее интересные.

Если у человека слабо развита эмоциональная память, ему следует задать вопрос, связанный с логической памятью, или попытаться испытать его образную память, которая основывается не на чувствах, а на зрительных представлениях.

Как у всякого человека, по роду работы часто общающегося с другими людьми, фотограф должен хорошо владеть своим голосом. В одних случаях — проникновенное, в других — властное слово способно вызвать желаемую реакцию, связанную с воспоминанием о пережитых чувствах.

Фиксация прямых эмоций, вызванных лишь временным психическим состоянием,— наиболее распростра-