Файл: Kak_razobratsya_v_kinplenkakh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

красночувствительном слое негативной кинопленки на фоне желто-оранжевой маски тоже воспринимается зеленоватым.

Если судить по негативным срезкам с разных картин киностудии «Ленфильм», собранных на протяжении 20 лет кинооператором В.Чумаком, и по срезкам, предоставленным мне кинооператорами В.Железняковым и О.Мартыновым (киностудия «Мосфильм»), то практически во всех картинах, снятых на негативной кинопленке NC-3, лица в негативе получаются явно зелеными.

Если с такого негатива отпечатать позитив без коррекции, можно увидеть, что лицо в позитиве получается красно-пурпурным, как, впрочем, и все остальное изображение. Отсюда следует, что необходима коррекция. В принципе, коррекция при печати как раз сводится к тому, чтобы убрать пурпур в позитиве, или, другими словами, нейтрализовать избыточный зеленый тон негатива.

Поэтому в световом паспорте будет стоять корректирующий фильтр преимущественно пурпурного цвета. Так, например, те кадры, которые были сняты на NС-3 при лампах накаливания, (мосфильмовская картина «Жил отважный капитан») печатались на кинокопировальном аппарате для субтрактивной печати в основном при коррекции 80% пурпура + 50% голубого. Такие значения светового паспорта явно свидетельствуют о том, что пленка является разбалансированной. Однако следует добавить, что согласно справочникам, кинопленка NC-3 должна быть сбалансирована под цветовую температуру 3200 К.

Пурпурный корректирующий фильтр, приложенный к негативу, нейтрализует зеленоватый оттенок негатива и зеленый цвет лица, и лицо, ставшее в негативе почти нейтральным, в позитиве выходит нормальным, со свойственным ему цветом.

Но этот пурпурный корректирующий фильтр, действуя на все изображение, и нейтрализуя в негативе лицо и серую шкалу, окрашивает малые плотности (т. е. тени) в тот же пурпурный цвет. Тени в негативе из-за корректирующего фильтра будут выглядеть пурпурными. А в позитиве, следовательно, они станут зелеными, т. е. окрашенность теней появляется при коррекции негативного изображения.

Легко понять, что чем глубже тень, тем сильнее заметен эффект корректирующего фильтра, тем зеленее в позитиве будет тень.

Таким образом можно придти к выводу, что появление зеленых теней в позитиве обусловлено влиянием корректирующего светофильтра при печати, применение которого, в свою очередь, вызвано заниженной светочувствительностью зеленого (корректнее — зеленочувствительного) слоя негативной кинопленки. Получается, что если мы используем в павильоне, где много затемненных мест, кинопленку типа ЛН с заниженной светочувствительностью зеленого слоя, то в лаборатории при коррекции шкалы серых тонов до серого цвета тени неизбежно окрашиваются в зеленоватый оттенок.

Отличить фильм, снятый на кинопленке NC-3, можно буквально с первых же кадров по зеленым теням: пленка NC-3 всегда была стабильна в своем разбалансе.

Есть единственный способ избежать окраски теней — свести коррекцию при печати к минимуму. Негатив должен поступать на печать неразбалансированным, т. е. серое поле (над вуалью) за тремя фильтрами денситометра (статуса «М») должно иметь в идеале равные плотности. А это возможно лишь в том случае, если негатив корректируется при съемке.

Таким образом, устранять разбаланс цветной негативной кинопленки по светочувствительности следует при съемке с помощью фильтра, установленного на объективе киносъемочного аппарата.

В нашем случае у пленки типа ЛН завышена светочувствительность синего и красного слоев, следовательно, при съемке поток синих и красных лучей, попадающих на пленку, следует уменьшить. Для этого необходим светофильтр,

92


Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

задерживающий часть синих и красных лучей и свободно пропускающий зеленые лучи. Выходит, что для устанения разбаланса негатива необходим зеленый фильтр. Такой фильтр можно получить, если соединить желтый фильтр с голубым, где желтая составляющая будет несколько гасить поток синих лучей, а голубая составляющая — задерживать часть красных. Зеленый фильтр, иными словами, повышает светочувствительность зеленого слоя относительно двух других. Получается как в поговорке: клин выбивают клином. Убрать зеленые тени в изображении можно зеленым светофильтром при съемке.

Таким образом, если у негативной кинопленки занижена чувствительность зеленого слоя и если негатив после проявления выглядит зеленоватым, т. е. разбалансированным по плотностям, то при печати такого негатива на позитив тени изображения из-за коррекции разбаланса окрашиваются в зеленый цвет. Для предотвращения появления зеленых теней в позитивном изображении на объектив кинокамеры во время съемки необходимо поставить зеленый светофильтр.

Итак, для коррекции разбалансированной по светочувствительности кинопленки типа ЛН необходим зеленый фильтр, который не даст появиться зеленым теням. Если во время съемки он не будет установлен на объективе, а разбаланс по плотностям будет корректироваться при печати, то в неосвещенных местах в позитивном изображении вместо черных появятся темно-зеленые тени, т. е. тени цвета непоставленного фильтра.

Эти последние рассуждения можно свести в одно правило.

ПРАВИЛО. Если для устранения разбаланса цветной негативной кинопленки по светочувствительности необходим при съемке цветной светофильтр, но он не установлен на объективе, глубокие тени в позитиве окрашиваются в цвет непоставленного фильтра.

Для иллюстрации этого правила рассмотрим два классических случая:

а) съемка производится на пленке ДС в павильоне при свете ламп накаливания без коррекции;

б) используется кинопленка типа ЛН на натуре без компенсационного фильтра. Известно, что для съемки на пленке ДС-5м в павильоне необходим компенсационный синий светофильтр (осветительный фильтр № 5 на осветительные приборы или фильтр W-80A на объектив). Если при съемке объекта, освещенного лампами накаливания, мы не используем синий светофильтр, а возникающий при этом разбаланс корректируем при печати так, чтобы серая шкала, освещенная лампами накаливания, становилась в позитиве серой, глубокие тени изображения окрашиваются в холодный (синеватый) цвет. Получается «аквариум», по мет-

кому определению цветоустановщиц «Мосфильма».

Если негатив к тому же оказывается тонким, то печатается он на малом номере света (малом световом пототке) и, следовательно, плотность почернения в тенях позитива получается невысокой; из-за этого цветность в тенях становится заметнее.

Если же при печати разбаланс не корректировать и «картинку» оставить в золотистой тональности, тени будут близкими к нейтральным.

Получается как бы парадокс: цветной светофильтр, установленный на объективе, должен, вроде бы, влиять на все светлые объекты и не затрагивать самых темных мест, а он, этот фильтр, только и влияет, что на самое черное.

В другом случае, когда съемка ведется на натуре на кинопленку, сбалансированную под 3200 К, и на объективе камеры не устанавливается необходимый оранжевый компенсационный фильтр (W-85B), а возникающий при этом разбаланс плотностей исправляется затем в лаборатории при печати, глубокие тени изображения приобретают коричневатый оттенок.

93


как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

Когда в кадре, например, на переднем плане, имеются темные объекты (силуэт дерева, затемненная арка во дворе, актер в черной куртке), то теневые участки окрашиваются в коричневый цвет, что-то цвета шоколада. Особенно это будет бросаться в глаза в кадрах темной тональности или когда печать производится с тонких негативов.

Возможны случаи, и они не столь редки, что в кадре нет темных объектов. Тогда кадры, снятые с фильтром и без фильтра, после коррекции при печати будут выглядеть в позитиве практически одинаковыми. Именно такие примеры чаще всего показывают представители фирм «Кодак» или «Фудзи» на презентации своих негативных кинопленок, чтобы продемонстрировать их «широту»: городской пейзаж, снятый на пленку типа «ЛН» с оранжевым компенсационным фильтром и без него и затем скорректированный при печати. Ощутить тогда цветоискажение в тенях практически невозможно, поскольку глубоких теней в кадре либо нет, либо они очень незначительны по размеру. В таком случае можно считать, что корректирующие (и конверсионные) светофильтры никак не влияют на цветопередачу, правда, если оценку цветопередачи начинать после того, как серая шкала в изображении доведена до серого тона. В итоге следует повторить, что, как ни покажется странным, в негативно-позитивном процессе корректирующие съемочные фильтры влияют исключительно на тени и не оказывают влияния на света. (Хотя определенные изменения цветопередачи все-таки происходят, они, эти изменения, столь незначительны, что представляют интерес лишь с теоретической стороны.)

Когда в позитивном изображении вместо нейтрально-черных или темно-серых вы видите окрашенные тени, не спешите объяснять их появление разбалансом слоев негатива по контрастности или недостатками позитива, быть может, у негативной кинопленки просто-напросто существенно занижена светочувствительность одного из слоев.

Рекомендации

1.Если отношение светочувствительностей Smax/Smin не превышает 1,4, разба-

ланс можно считать незначительным, и исправление этого разбаланса без ущерба для теней можно доверить цеху обработки пленки.

2.Наихудшей кинопленкой типа «ЛН» по балансу считается такая, у которой самым низким по светочувствительности является «зеленый» слой, а «красный» слой самый высокий — эта кинопленка может дать зелено-голубые тени. Такую пленку обязательно нужно корректировать при съемке. В то же время совсем не обязательно корректировать пленку, у которой красный слой самый низкочувствительный, а зеленый и синий по светочувствительности примерно равны и выше красного. В этом случае допустим разбаланс до 1,6 — 1,8.

3.Корректирующим фильтром можно пренебречь, если его значение (по каталогу цветных корректирующих светофильтров для субтрактивной печати) не превышает 25 - 30%.

94


Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

ЗАГАДКА ФИЛЬТРА W 85-В

Несколько лет назад этот вопрос не давал мне покоя — я не мог объяснить себе, почему компенсационный фильтр W85-B такого странного — оранжевого (!!!) цвета. Потом, поскольку трудно все время с одинаковой силой думать об одном и том же, этот вопрос отошел на второй план.

Но сегодня, стоя на троллейбусной остановке напротив ВГИКа, я вдруг поймал себя на том, что опять думаю об этом фильтре. Восстановив шаг за шагом последовательность мыслей, которая вывела меня на вопрос о цвете фильтра, я понял, что толчком послужило то обстоятельство, что в окне первого этажа ВГИКа... горела лампа. Кто-то снимал в павильоне на первом этаже, и осветительный прибор с силой бил прямо в окно на улицу. И я подумал, что цветовая температура лампы наверняка 3200 К (как у всех галогенных ламп), а на натуре сейчас — 5500 К. (Был светлый пасмурный день, а в такие дни колориметр «Минольта» всегда показывал около 5500 К.)

«И вот, чтобы привести цветовую температуру дня к цветовой температуре ламп накаливания, — рассуждал я, — придуман фильтр W-85В». Я мысленно представил себе, как достаю компенсационный фильтр W-85В и, подняв его над головой, смотрю сквозь него на пасмурное небо. «Теперь свет, который проходит через этот фильтр, имеет цветовую температуру 3200 Кельвин.» В этом я ничуть не сомневался, потому что не раз замерял цветовую температуру в пасмурный день через оранжевый компенсационный фильтр, который мне подарили, фильтр фирмы «Тиффен». — «И такую же цветовую температуру, 3200 К, имеет галогенная лампа, что светит в окно. Но как разнятся они по цвету! Фильтр на фоне пасмурного неба кажется красно-оранжевым, а свет галогенных ламп выглядит золотисто-желтым. Свет, прошедший через фильтр W-85В совсем не похож на свет ламп накаливания».

Как совместить несовместимое — что фильтр приводит цветовую температуру к 3200 К и в то же время ничуть не похож на свет ламп, которые дают 3200 К?

В этом и была загадка фильтра W-85В.

Однако эта загадка фильтра W-85В в конце концов растаяла сама по себе (как исчезают вопросы у начинающего автомобилиста по мере освоения машины). Та фраза, что кинопленка "видит" немного не так, как глаз, на примере конверсионного оранжевого фильтра обрела вскоре конкретные черты.

Этот оранжевый фильтр задуман для того, чтобы сблизить дневной свет с излучением ламп накаливания, следовательно, этот фильтр должен уменьшать попадающий на кинопленку поток синих лучей в 4 раза, а поток зеленый лучей

— в 2 раза, поскольку именно таким соотношением отличается дневной свет от излучений ламп накаливания (см., например, рис. 42 на стр. 74).

Посмотрим, как фильтр перераспределит по спектру поток дневного света по светочувствительным слоям кинопленки. Кривая спектрального поглощения этого фильтра приведена на рис. 56. Горизонтальная шкала — длина волн в нанометрах, вертикальная шкала — степень поглощения в виде оптической плотности. Ниже, под этой кривой, дана спектральная чувствительность цветной негативной кинопленки (конкретно «Кодак 5296»), а спектральная чувствительность глаза — в самом верху.

Влияние светофильтра на красночувствительный слой кинопленки ничтожно мало. Поэтому рассмотрим следующую, зеленую зону. Часть зеленых лучей, которая оказывает влияние на зеленочувствительный слой кинопленки, а это, как видно из рисунка, прежде всего лучи с длиной волн от 530 до 580 нм — задерживаются фильтром в разной степени. Найдя известным способом интеграль-

95


как разобраться в кинопленках

 

 

 

 

Леонид Коновалов

 

Син

 

Зел

Кр

 

С

 

 

 

 

К

К

 

 

 

С

 

 

 

 

400

450

500

550

600

650 З 700 λ, HM

1,5 D

Кривая спектрального 1,0 поглощения фильтра

W-85 B

аb

0,5

c

d

 

 

ef

400

450

500

550

600

650

700

HM

lg S λ

2

1

0

400

450

500

550

600

650

700

750

Рис 56. (Пояснения в тексте)

ную плотность фильтра в зеленой зоне (рис.56, линия ef), можно заключить, что фильтр в зеленой зоне спектра отличается от плотности в красной зоне на 0,30, то есть в 2 раза уменьшает поток тех лучей, которые могут оказать действие на зеленочувствительный слой кинопленки (по сравнению с потоком красных лучей).

Синечувствительный слой кинопленки имеет максимум чувствительности около 400-410 нм. А существенное значение на сине-чувствительный слой оказывают лучи с длиной волн от 390 нм до 460 нм (более короткие волны практически полностью задерживаются объективом кинокамеры, а к более длинным волнам чувствительность галоидного серебра заметно ослаблена). В этом диапазоне фильтр уменьшает поток лучей как раз в 4 раза, поскольку интегральная плотность фильтра, как видно из рис. 56 (линия ab), почти точно соответствует 0,60. Реакция синечувствительного слоя будет в 4 раза меньше.

96