Файл: Kak_razobratsya_v_kinplenkakh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

КОЛОРИМЕТР «МИНОЛЬТА» И ГРИНВИЧСКИЙ МЕРИДИАН

Было это несколько лет назад, когда наш институт благодаря настойчивости В.Г.Чумака приобрел колориметр «Минольта-2» (с индикацией на жидких кристаллах). Мне тогда довелось в числе первых поработать с этим прибором. То есть я без всякой цели замерял всё, что попадалось на пути.

Впрочем, цель была: ознакомиться с прибором, узнать его возможности. Я замерял цветовую температуру настольных ламп и люстр, люминесцентных и натриевых ламп, цветовую температуру в солнечный и пасмурный день, наклонял «Минольту» при замерах то вправо, то влево, поворачивал ее то вверх, то вниз и следил, как это отражается на показаниях.

Пламя спички дало 1990-2000 К — столько же, сколько указывают все справочники. А вот в холодный пасмурный день, уже ближе к вечеру, когда моросил мелкий дождь и казалось, что цветовая температура должна быть не менее 10000 Кельвин, показания «Минольты» зафиксировались на 6000 К и дальше не росли. Я крутил «Минольту» влево-вправо, но показания существенно не менились: 6000 К и всё. (Это потом уже из справочника НИКФИ я узнал, что в пасмурные дни цветовая температура держится неизменной в течение светового дня — около 5500-6000 К — и начинает повышаться лишь за 40-50 минут до захода солнца.)

В дождливую погоду на улице делать было нечего, поэтому у окна я стал замерять «Минольтой» светофильтры. Из своих запасников достал оранжевый компенсационный фильтр W-85 и накрыл им светоприемное устройство колориметра. Произвел замер, то есть нажал на боковую кнопку. Цветовая температура опустилась до 3630 К. Потом снял этот оранжевый светофильтр и на его место поставил светло-красный осветительный фильтр № 40. Цветовая температура понизилась тоже с 6000 К до 3630 К. И бывает же иногда так в жизни (нарочно никогда так не придумаешь), что когда красный фильтр я заменил на желтый (осветительный № 30), цветовая температура вновь установилась ровно на 3630 К. И желтый фильтр снизил цветовую температуру тоже с 6000 К до 3630 К.

Я был несколько озадачен, поскольку получалось, что нет никакой разницы, каким фильтром изменять цветовую температуру. В этом была какая-то нестыковка, которая, впрочем, быстро разрешилась.

Чтобы прокомментировать полученный результат, прибегнем к аналогии. И тогда станет ясно, что никакого противоречия здесь не существует. Ведь нет же противоречия в той фразе, что путь от Санкт-Петербурга до Тегерана — это перемещение с 60-й параллели до 36-й, и путь от Санкт-Петербурга до Алжира — перемещение тоже с 60-й на 36-ю параллель. Это отнюдь не означает, что Тегеран и Алжир находятся в одном и том же месте. Оба города лежат лишь на одной параллели, 36° северной широты. Но если Тегеран находится в Азии, на юго-восток от Санкт-Петербурга, то Алжир — в Африке, в направлении на юго-запад. А расстояние между 60-й параллелью, где лежит Санкт-Петербург и 36-ой параллелью

— одно и то же, если считать его в градусах географической широты.

Точно так же, как и географическая широта, понятие цветовой температуры указывает лишь направление вверх или вниз (теплее или холоднее цвет, то есть севернее или южнее), но не учитывает отклонения вправо или влево (к западу или востоку). И точно так же, как об истинном положении города на карте можно судить, лишь используя две координаты, одна из которых широта, а другая долгота, так и об определенном цвете можно судить, используя на графике цветового

88


Леонид Коновалов

 

как разобраться в кинопленках

 

60

0

 

60

0

 

 

 

Санкт-Петербург

 

 

 

 

Екатеринбург

 

 

 

Москва

Новосибирск

 

 

Киев

 

 

 

 

 

400

 

Алжир

 

Тегеран

 

 

 

 

 

Рисунок 54. Расположение городов на карте

охвата не одну, а две координаты. В качестве оси ординат в колориметре «Минольта» принят ряд цветовых температур — ось LB (Light Balancing), а в качестве оси абсцисс перпендикулярная ей ось отклонений — СС (Color Compensating).

Да простят мне ученые мужи, что я, приводя график цветового охвата, несколько упрощаю его. Ось LB является сине-оранжевой, а ось СС — пурпурнозеленая. 5500 К — белый цвет. Чем дальше точка на графике расположена от точки 5500 К, тем заметнее отличается ее цвет от белого. Удаляясь от этой точки в любую сторону, мы имеем цвета с убывающей чистотой, что психофизиологически соответствует увеличению насыщенности цвета.

Легко понять, что оранжевый, красный и желтый фильтры на этом графике будут располагаться тогда следующим образом — см. рис. 55. Между этим рисунком и «рисунком», прочерченным на карте, есть довольно точная аналогия. Точно так же, как отклонение желтого вектора по горизонтали меньше отклонения красного, о чем свидетельствуют разные длины катетов [10] и [13] по модулю, (длина желтой стрелки меньше), так и расстояние от Санкт-Петербурга до Тегерана меньше расстояния от Санкт-Петербурга до Алжира.

Оперирование лишь одним понятием цветовой температуры напоминает во многом путешествие по Гринвичскому меридиану с экватора на полюс. Ведь перемещаясь вдоль оси цветовых температур, мы можем судить лишь об одном: более холодным или более теплым является цвет. И так же, как немыслим разговор о точке на поверхности Земли без указания ее географической долготы, так и разговор о любом цветном светофильтре или источнике света без указания отклонения по оси СС получается неконкретным.

Колориметр «Минольта» имеет две специальные кнопки: «LB» — «широта» (дающая показания не в значениях цветовой температуры, а в майредах, величинах, обратных цветовой температуре: 1 000 000/ Тцв) и кнопку отклонения «СС» — «долгота».

Существуют фильтры, которые ложатся вдоль оси цветовых температур (вдоль оси LВ): оранжевые и синие. Существуют также фильтры, которые ложатся не

89


как разобраться в кинопленках

 

 

 

Леонид Коновалов

 

LB

 

 

 

 

 

 

15000 K

 

 

фиолетовый

синий

голубой

 

 

 

 

 

пурпуный

 

6000 K

CC

 

 

 

 

5500 K

 

зеленый

 

 

красный

оранжевый

желтый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

W-85 B

 

№40

13

 

10

№30

 

 

 

3200 K

 

Рис 55. График цветового охвата (упрощенная схема)

 

 

 

вдоль, а поперек оси цветовых температур: пурпурные и зеленые. Такие фильтры, будучи поставлены перед светоприемным устройством колориметра, во-обще не изменят значения цветовой температуры.

Найти фильтр, совпадающий с осью СС, не составляет никакого труда. Через зеленый фильтр 50% желтого + 30% голубого из набора корректирующих фильтров для цветной печати был промерен свет галогенной лампы прибора «Свет1000». Первоначальная цветовая температура 3100 К, как была, так и не шелохнулась, в то время как отклонение по оси СС составило +11 ( 11 декамайред, или 110 майред ). Затем был поставлен фильтр 100% пурпура + 10% голубого. И вновь цветовая температура не изменилась, а отклонение по СС достигло -21 (21 декамайред или 210 майред).

Следует учесть то обстоятельство, что масштаб по оси СС в 10 раз меньше (мельче), чем по оси LB - так отградуирован при-бор «Минольта». Поэтому тот эффект, который будет производить на кинопленку фильтр 50% желтого + 30% голубого (не меняющий цветовой температуры) примерно равен эффекту оранжевого фильтра W-85, но направлен по другому соотношению. Если оранжевый фильтр уменьшает плотности синечувствительного и в меньшей степени зеленочувствительного слоев, то влияние зеленого фильтра (ж+г) распространяется преимущественно на синечувствительный и красночувствительный слои. Однако «эффективная сила воздействия» примерно одинакова.

Нам следует спустить с пьедестала понятие «цветовой температуры», куда мы его возвели, и отдать должное не менее важному понятию «отклонение».

90



Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

О ПОЯВЛЕНИИ ЗЕЛЕНЫХ И ДРУГИХ ТЕНЕЙ

Однажды я стал свидетелем такого разговора. Два студента ВГИКа, выйдя из кинозала после просмотра материала этюдов освещения, обсуждали причину появления зеленого тона вместо черного в тенях изображения.

Как я понял из нескольких услышанных фраз, они считали, что причина была в том, что в павильоне во время съемок иногда забывали отключать дежурный свет

ртутные лампы. А на кинопленках, как известно, свет ртутных ламп выглядит зеленоватым. Получалось, что в то время, как основные объекты были освещены светом ламп накаливания, неосвещенные тени оказались заполнены светом ртутных ламп. И хотя во время съемок, как говорили студенты, для глаза это было незаметно, кинопленка все равно этот свет восприняла.

Студенты прошли мимо, а я на следующий после этого разговора день заглянул в павильон, в котором снимались этюды освещения. Над декорацией, на шестиметровой высоте горели две ртутные лампы. Одна из них, та, что была ближе к проходу, излучала тусклый и неприятный зеленоватый свет, а другая, над самой декорацией, светила розовым оттенком.

«Странно, — подумал я. — Неужели такой слабый свет может оказывать заметное влияние на кинопленку?» Ведь съемку проводили на наших низкочувствительных цветных негативных кинопленках.

Уже это вызвало сомнения в справедливости высказанного предположения. Но самое главное, что заставляло не просто сомневаться, а совсем отказаться от мысли о влиянии ртутных ламп, заключалось в следующем: зеленый цвет, если вы вспомните аналогичные случаи, наиболее заметен в притемненных углах декорации, там, где должна быть чернота. Там в негативе нет никакой плотности над вуалью. Ртутные лампы должны давать на негативе хоть какую-то плотность, а между тем зеленые тени возникают как раз там, где в негативе нет никакой плотности или плотность изображения едва отличается от плотности вуали.

Зеленые тени существуют не только в самом кадре, в неосвещенных углах, но точно такие же — на пространстве между кадрами, куда при съемке вообще никакой свет не попадает. Даже для самых неверящих станет очевидным, что привязка к ртутным лампам является просто неуместной, ведь свет ртутных ламп не может попасть на межкадровое пространство.

Попробуем разобраться, отчего чернота окрашивается в зеленый цвет. Если дело не в лампах, то, может быть, ответ следует искать в самой кинопленке?

Нетрудно было выяснить, что для съемок использовалась пленка ЛН-9, баланс по чувствительности которой был равен 1,7. По сенситометрическим данным эта пленка имела по слоям следующие светочувствительности: 65 — 48 — 80 (синий

зеленый — красный). Здесь чувствительность синего и красного слоев выше, чем у зеленого. Это означает, что во время проявления в синечувствительном слое негатива выйдет много желтого красителя, а в красночувствительном — много голубого (по сравнению с выходом пурпурного красителя в зеленом слое). Весь негатив приобретет за счет избытка желтого и голубого красителя зеленоватый оттенок, что особенно хорошо заметно на серой шкале и на лице. Следовательно, зеленоватый оттенок негативного изображения свидетельствует о том, что у негативной кинопленки занижена светочувствительность зеленого слоя.

Ипоэтому, видя, что в негативе лицо получается зеленоватым, можно утверждать, что у данной негативной кинопленки занижена чувствительность зеленого слоя или завышена чувствительность красного слоя, а занижена соответственно у синего и зеленого слоев, поскольку избыточный выход голубого красителя в

91