ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
как разобраться в кинопленках |
Леонид Коновалов |
Если мы зададимся вопросом: какую плотность имеет тот или иной участок негатива или какую плотность имеет тот или иной светофильтр, — то увидим, что ответ вовсе не однозначен. Ультрафиолетовый фильтр, который фотографы используют чаще как защитное стекло, кажется совершенно прозрачным, не имеющим практически никакой плотности. Но для пленки он будет работать именно как фильтр, срезая чувствительность в ультрафиолетовой области. Особенно заметно его влияние будет наблюдаться в горах, где много ультрафиолетовых лучей. И, конечно же, такой фильтр будет просто помехой, если съемка должна вестись в ультрафиолетовых лучах. В этом случае совершенно прозрачное по нашим бытовым представлениям стекло может оказаться непреодолимой преградой для получения снимков в ультрафиолетовых лучах.
И наоборот — фильтры, плотность которых бесконечно велика по нашим понятиям, могут быть совершенно прозрачны для пленок. Например, «черный» фильтр для съемок в инфралучах, такой, как ИКС1 (ИнфраКрасное Стекло). Он задерживает весь видимый свет (пропускание начинается после 740 нм), и поэтому нам он кажется черным. А с точки зрения пленки «кино-инфра», чувствительной к инфракрасным лучам, это будет совершенно прозрачное стекло — в инфракрасной
Вообще, ПЛОТНОСТЬ - ВЕЛИЧИНА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ. МЫ НЕ МОЖЕМ СКАЗАТЬ НИЧЕГО ОПРЕДЕЛЕННОГО О ПЛОТНОСТИ, ПОКА НЕ БУДЕТ УКАЗАНО, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЕМНИКОМ СВЕТА, ПРОШЕДШЕГО ЧЕРЕЗ ЭТУ ПЛОТНОСТЬ.
области коэффициент пропускания близок к 90%.
Если светоприемником является глаз, фильтр имеет одну вполне определенную плотность, и мы воспринимаем эту плотность как нечто неизменное. Но если речь идет о другом светоприемнике, например, об инфрачувствительной пленке или даже об обыкновенной, привычной нам, черно-белой негативной кинопленке, для них этот фильтр имеет соответственно другие плотности, которые могут отличаться от визуальных в весьма ощутимых пределах.
Все светочувствительные приемники, в отношении которых приходится определять эффективные плотности, не столь многочисленны. Их, в принципе, можно свести в несколько групп.
1-ая группа светоприемников — черно-белые негативные фотографические материалы.
Возьмем пример, с которым мы часто сталкиваемся — определение кратности цветного фильтра при работе на черно-белом материале. Например, красный фильтр из стекла КС-11 поступает в продажу с маркировкой К-5,6х, но это вовсе не значит, что его кратность всегда 5,6. Только для изохроматической черно-бе- лой пленки (типа ФН-64) его кратность будет близка к 5,6, поскольку этот фильтр срезает спектральную чувствительность так, что оставшийся кусочек чувствительности в красной зоне составляет примерно 1/6 от общей чувствительности. Для изопанхроматической пленки (типа ФН-250) это будет уже 5-кратный фильтр, поскольку после установки этого фильтра на объектив камеры у пленки остается рабочей еще около 1/5 от чувствительности (см. рис 4).
Однако, эти рассуждения справедливы лишь в том случае, если речь идет о съемке при дневном свете с цветовой температурой около 5500 К. Когда же съемка через красный фильтр на пленке ФН-250 производится при лампах накаливания (цветовая температура около 3000 К), кратность красного фильтра с указанного на оправе значения 5,6 уменьшается до 3,5.
2 группа. К этой группе светоприемников следует отнести светочувствительные слои цветной обращаемой (или негативной) кинопленки. Во время съемок
10
Леонид Коновалов |
как разобраться в кинопленках |
lgSλ
КС
2ФН-250
1 |
ФН-64 |
|
0
400 |
450 |
500 |
550 |
600 |
650 |
700 |
HM |
Рис 4. Спектральная чувствительность фотопленок ФН-64 и ФН-250 и спектральное пропускание красного светофильтра
на цветные негативные и обращаемые пленки приходится определять цветовую температуру. Три фильтра (синий, зеленый, красный), установленные в измерителе цветовой температуры, например, в колориметре «Триколор» или в колориметре «Минольта», вместе со светочувствительным элементом этого прибора, повторяют спектральную чувствительность цветных обращаемых (или негативных) материалов, по-скольку прибор должен увидеть цветность источника света именно так, как это «видит» кинофотоматериал. Например, колори-метр покажет, что люминесцентные лампы «зеленят» (на колориметре «Минольта-2» значение СС отклонится в зеленую сторону), в то время как глаз никакого избытка зелени в освещении не заметит. Максимум чувствительности зеленых рецепторов глаза не совпадает с максимумом чувствительности зеленочувствительного слоя негативной кинопленки и соответственно с максимумом пропускания зеленого фильтра, установленного в колориметре. А на пленке лампы «дневного света» будут получаться зеленоватыми, что видно хорошо видно на любом слайде, когда при съемке в кадр входят люминесцентные лампы.
3 группа. Светоприемником являются слои цветной позитивной кинопленки или цветной фотобумаги.
Цветная позитивная кинопленка считывает информацию с цветного негатива. Чтобы определить, как будет воспринимать позитивная кинопленка те или иные плотности в цветном негативном изображении, для промера плотностей придуман специальный статус денситометра — статус «М»-три фильтра (синий, зеленый, красный), которые вместе со спектральной чувствительностью фотоэлектронного умножителя денситометра имитируют зональную чувствительность цветной позитивной кинопленки. Поэтому за этим статусом промеряют плотности того материала, который будет копироваться на цветной позитив, в первую очередь плотности цветного негатива и цветного контратипа. Плотности негативного изображения оцениваются как бы глазами цветной позитивной кинопленки. Промеренные таким образом плотности называются копировальными.
11
как разобраться в кинопленках Леонид Коновалов
4 группа. Светоприемник — черно-белая позитивная кинопленка. Имитация такого светоприемника достигается либо с помо-щью специального
синего фильтра (как, например, в денситометре ДП-1), либо путем использования синего фильтра статуса «М» (денситометр «Макбет TD-504» или «Брумикро»). Нет смысла повторять, что в этом режиме промеряются плотности черно-белого негатива.
5 группа. В качестве светоприемника выступают светочувствительные рецепторы глаза.
Спектральную чувствительность глаза имитируют три специальных фильтра денситометра (синий, зеленый, красный), объединенные вместе под названием статус «А». В этом статусе промеряют те плотности, которые будет оценивать глаз: плотность цветного позитивного изображения, плотности на цветных слайдах (цветная обращаемая пленка), изображение на цветной фотобумаге.
И, наконец, 6 группа — интегральная чувствительность глаза.
Её имитация необходима, когда речь идет о плотностях на черно-белой позитивной кинопленке, на черно-белой фотобумаге и на черно-белых слайдах.
Светофильтр W-106, установленный в денситометре «Макбет» (W — светофильтр фирмы Рэттен /Wratten/, 106 — соответствующий номер по каталогу светофильтров этой фирмы), с фотоприемником S-4 (тип спектральной чувствительности фотокатода денситометра) воспроизводит интегральную спектральную чувствительность человеческого глаза. Это - «фильтр видности». Т.Джеймс приводит его характеристики так, как указано на рис.5. (Однако, по нашим данным, светофильтр W-106 не совсем точно приводит чувствительность фотоэлемента к кривой спектральной эффективности глаза, что вызывает при промерах плотностей появление определенной ошибки.)
В зависимости от типа используемых светоприемников эффективные плотности получили специальные названия. Некоторые из этих названий постоянно встречаются в литературе, как, например, «КП» (копировальная плотность) или
lgS
4
2
0
400 |
500 |
600 |
700 |
800 λHM |
Рис 5. Спектральный ответ денситометра со светофильтром Кодак Рэттен W-106 ( —— ) и колориметрическая функция смешения цветов Yλ в системе МКО 1931 г. для источника света с цветовой температурой 3200 К (— — — )1.
12
Леонид Коновалов |
как разобраться в кинопленках |
«ВЭСП» (визуально-эквивалентная серая плотность), но чаще употребляется просто фраза «эффективная плотность». Иногда вводятся специальные индексы и значки. Но даже без специальных указаний фраза «эффективная плотность негатива» будет понята однозначно: речь идет о копировальной плотности. Точно так же, говоря о плотностях в позитивной фильмокопии, само собой подразумевается, что эти плотности оцениваются с «точки зрения» глаза, в ВЭСПах.
Как представить единицу плотности ВЭСП ?
Из набора корректирующих фильтров для цветной печати выберите три таких фильтра (желтый, пурпурный и голубой), которые, сложенные вместе, дадут серый цвет.
Если в одну руку взять кусочек черно-белой позитивной пленки, равномерно засвеченной и проявленной таким образом, что полученная плотность будет уменьшать поток проходящего света в 10 раз (то есть иметь оптическую плотность D=1), а в другую руку взять визуально ничем не отличающийся серый фильтр, составленный из трех светофильтров (т.е. из трех красителей), то плотность этого комбинированного фильтра будет тоже равна единице. Этот фильтр будет визуально эквивалентен серому фильтру — серому полю на позитивной кинопленке. Мелкодисперсное серебро, из которого состоит изображение на позитивной кинопленке, спектрально неизбирательно, поглощение серебряного фильтра не зависит от длин волн проходящего света, поэтому спектральная характеристика пропускания (или поглощения) будет выглядеть в виде прямой линии. А серое поле, составленное из трех цветных фильтров, хоть и кажется нам серым, имеет не прямую линию поглощения по спектру, а волнистую. Также волнообразно выглядит спектральная кривая поглощения серого поля на цветной позитивной кинопленке (рис. 6).
D, Б
ВЭСП 4
1,0
0,5
1 |
2 |
3 |
желтый |
пурпурный |
голубой |
400 |
500 |
600 |
700 λ, HM |
Рис 6. Серое поле на цветном позитиве:
1 — кривая спектрального поглощения желтого красителя;
2 — кривая спектрального поглощения пурпурного красителя;
3 — кривая спектрального поглощения голубого красителя;
4 — суммарная плотность (визуально эквивалентное серое поле)
1. Рисунок взят из книги: Джеймс Т. Теория фотографического процес-са. Пер. с англ. 2-е русское издание. — Л.: «Химия», 1980, с.515.
13