ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
как разобраться в кинопленках |
Леонид Коновалов |
О ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ «КРИТИЧЕСКИХ» ЦВЕТОВ
Некоторые термины цветоведения не только не отражают сущности явления, которую они обозначают, но и оказываются эвфемизмами, как, например, термин «критические цвета». В действительности, эти цвета ничего критического в себе не содержат, просто неудачно подобранная спектральная чувствительность слоев цветного кинофотоматериала не позволяет правильно воспроизвести эти цвета в репродукции.
Понятие «критические цвета» уже много лет существует в киноцветоведении. К «критическим» относятся цвета, точного воспроизведения цветового тона и яркости которых на цветных кинофотоматериалах добиться невозможно, в то время как другие цвета и шкала ахроматических (серых) тонов передаются без цветовых искажений. На практике «критическими» оказываются прежде всего те цвета (бордовые, вишневые, лиловые, сиреневые, фиолетовые, пурпурные, розовые), которые имеют в красной зоне (620-700 нм) резко восходящую кривую отражения.
Поскольку чувствительность глаза к длинам волн более 650 нм весьма мала, то получается, что этого увеличения отражательной способности объекта в длинноволновой зоне (650-700 нм) как бы и не существует для человека. Поэтому вишневые и бордовые цвета (рис. 47) нам кажутся темными, хотя в дальней красной зоне их коэффициент отражения значителен.
Но совсем иное дело — цветные негативные кинофотопленки. Здесь максимум чувствительности нижнего, панхроматического слоя, приходится на 660—670 нм. Поэтому темно-вишневые и бордовые тона кинопленке будут «казаться» более светлыми, чем на самом деле, ведь пленка «видит» эти цвета в том участке, где коэффициент отражения заметно выше. В цветной репродукции, если она выполнялась на промышленно выпускаемых отечественных негативных или обращаемых кинофотоматериалах, вишневые и бордовые цвета заметно посветлеют. Например, зрелые темные вишни станут светло-красными.
ρ
1,0
0,5
400 |
450 |
500 |
550 |
600 |
650 |
700 |
750 λ, HM |
Рис 47. Спектральная кривая отражения темно-бордовой обивки кресла
82
Леонид Коновалов |
как разобраться в кинопленках |
Красный светофильтр из оптического стекла КС11, поступающий в розничную продажу для фотосъемок под маркировкой К-5,6х, воспринимается нами светлокрасным по сравнению со светофильтром из стекла КС15, который кажется очень темным, почти черным. Но на кинопленке эта разница нивелируется, поскольку коэффициенты пропускания у этих двух светофильтров на участке 660—670 нм практически одинаковы (рис. 48). И светофильтры, сильно отличающиеся визуально по светлоте, в негативе будут иметь практически одну и ту же плотность. И соответственноτ в позитиве разница будет едва заметной, спектры будут похожими.
1,0
0,5
|
|
КС11 |
КС15 |
|
400 |
500 |
600 |
700 |
λ, HM |
Рис 48. Спектральные кривые пропускания красных стекол КС11 и КС15
Светофильтры из оптических стекол КС11 и КС15 «кажутся» глазу разными, поскольку максимум чувствительности красных рецепторов глаза (согласно кривым сложения) находится в ближней красной зоне (≈λ620 нм).
Тем, что максимум спектральной чувствительности глаза в красной зоне не соответствует максимуму чувствительности панхроматического слоя цветной негативной (или обращаемой) пленки можно объяснить множество цветоискажений не только разных по яркости красных тонов, как например, высветление красного бархата (кривая спектрального отражения красного бархата приведена далее на рис. 53), но и цветоискажения пурпурных, фиолетовых, лиловых и сиреневых тонов. Причем эти цветоискажения происходят на стадии цветоделения, и уже в негативе фиолетовые тона становятся красно-пурпурными.
Из спектрального отражения фиолетовых тонов видно (см рис. 51), что в синей зоне они имеют один максимум отражения, а в красной — восходящую кривую отражения. Следовательно, от местоположения максимума сенсибилизации красночувствительного слоя материала, на котором ведется съемка, будет сильно зависеть цветовой тон объекта в репродукции. Рис. 49 показывает, каким образом нарушается цветопередача (точность воспроизведения цветового тона) на примере фиолетового цвета.
При стандартной сенсибилизации нижнего красночувствительного слоя (макс J-полосы приходится на 660 нм) экспозиция по красной зоне значительно превосходит экспозицию по синей зоне. В зеленой зоне объект отражает очень мало,
83
как разобраться в кинопленках |
Леонид Коновалов |
ρ
Екр
Есин
Екр'
400 |
500 |
600 |
700 λ, HM |
lgS
кр' кр
400 |
500 |
600 |
700 λ, HM |
Рис 49. Схема изменения цветового тона фиолетовой ткани при смещении максимума красночувствительного слоя: вверху — спектральная кривая отражения фиолетовой ткани; внизу — спектральная чувствительность негативного кинофотоматериала
поэтому этой зоной можно пренебречь. Таким образом получается, что в объекте присутствует красных лучей больше, чем синих, и пленка видит объект краснопурпурным.
При смещенном максимуме сенсибилизации (кр`) экспозиция в красной зоне становится меньше, чем в синей. Теперь пленка будет «видеть» объект уже иначе: объект станет фиолетовым.
Осенью 1989 года на Шосткинском производственном объединении (ШПО) «Свема» автором были проведены практические испытания трех фотопленок, отличающихся одна от другой различным расположением максимума чувствительности (точнее, кривой фотоактиничного потока) красночувствительного слоя.
Для этого были использованы три панхроматических спектральных сенсибилизатора: 3554 — «стандартный» с максимумом J-полосы, приходящимся на 660665 нм, использовавшийся много лет в фотопленке ДС-4 и применяемый в кинопленках ДС-5м, ЛН-9; спектральный сенсибилизатор 6089 (максимум J-полосы
— 635 нм) и сенсибилизатор 4012 (максимум — 600 нм) (рис. 50). Чтобы пленки
84
Леонид Коновалов |
как разобраться в кинопленках |
как можно меньше отличались друг от друга, вначале на основу были последовательно политы три нижних слоя (при одном и том же расходе эмульсии, мл/мин), а затем сверху нанесены общие средний слой, желтый фильтровый и верхний слои. Таким образом, при равенстве чувствительности и средних градиентов верхнего и среднего слоев и одном и том же среднем градиенте нижних слоев, разница заключалась только в панхроматической сенсибилизации.
lgS
2 1
3
400 |
500 |
600 |
700 λ, HM |
Рис 50. Кривые фотоактиничных потоков спектральных сенсибилизаторов 3554 (1), 6089 (2) и 4012 (3)
Объектами съемок являлись как природные насыщенные цвета (красные и
0,8 |
1 |
2 |
|
ρ |
3 |
400 |
500 |
600 |
700 λ, HM |
Рис 51. Спектральные кривые отражения цветов:
1 — розовые флоксы, 2 — фиолетовая астра,, 3 — агерату (фиолетового цвета)
пурпурные георгины, пурпурные флоксы, фиолетовые астры и агерату) (рис. 51), так и специально подобранные выкраски (аппликационная бумага, ткани, капроновые ленты).
Цветопередача оценивалась по негативу и позитиву. Цветность объекта в негативе определялась как степень отличия от спектрально неизбирательного серого поля с коэффициентом отражения 18%, т.е. плотность цветного объекта в негативе по синей зоне (промеренная на денситометре за статусом «М») сравнивалась с плотностью эталонной серой шкалы в синей зоне, плотность объекта по зеленой зоне сравнивалась с плотностью серой шкалы в зеленой зоне и т.д..
85
как разобраться в кинопленках |
Леонид Коновалов |
D,Б
+0,30
+0,20 |
|
|
1 |
|
|
|
|
||
+0,10 |
|
|
|
|
2 |
||||
|
|
|||
0 |
|
|
|
|
|
|
3 |
||
−0,10 |
|
|||
|
|
синий зеленый красный
Рис 52. Зональные диаграммы изменения цветового тона фиолетовой ткани (по плотностям в негативе относительно серого поля, плотность которого принята за ноль) при различных максимумах сенсибилизации панхроматического слоя:
1 — 660 нм; 2 — 635 нм; 3 — 600 нм; с, з, к — синяя, зеленая и красная зоны измерения плотностей
При смещении максимума сенсибилизации панхроматического слоя в коротковолновую область у фиолетовой ткани, спектральная кривая отражения которой приведена на рис. 49, никакого отличия по синей зоне практически не происходило, т.е. смещение максимума светочувствительности панхроматического слоя в коротковолновую область практически никак не влияло на плотность в синей зоне — это и следовало ожидать; в то же время сильные изменения происходили в красной зоне. При первоначальном максимуме сенсибилизации 660 нм плотность фиолетового объекта была в негативе на 0,18 Б выше плотности серого поля по красной зоне. Это свидетельствовало о том, что вблизи 660 нм ткань отражала света примерно в два раза больше, чем серое 18%-ное поле, поскольку при изменении экспозиции в два раза и среднем градиенте 0,6 прирост плотности в негативе равен как раз 0,18 Б. При максимуме сенсибилизации около 635 нм эта разница сократилась до 0,04 Б, а при максимуме сенсибилизации около 600 нм плотность фиолетового поля стала на 0,11 Б ниже плотности серого поля по той же красной зоне (рис. 52). Из этого следовало, что коэффициент отражения фиолетовой ткани в красной зоне сильно зависел от выбранного участка рассмотрения.
При использовании спектрального сенсибилизатора 3554 фиолетовое поле имело равные плотности в синей и красной зонах, т.е. поле являлось пурпурным; при спектральном сенсибилизаторе 4012 это поле становилось синим, поскольку максимум светочувствительности находился около 600 нм и подъем отражательной способности у фиолетового поля после 610—615 нм никак не отразился на приросте плотности по красной зоне (плотность в негативе такая же, как и по зеленой зоне). И лишь сенсибилизатор 6089 обеспечил необходимый результат: соотношение плотностей в негативе по зонам соответствовало соотношению яркостей в объекте.
86
Леонид Коновалов |
как разобраться в кинопленках |
Из анализа цветовоспроизведения других объектов (см. рис. 51) следовало, что смещение максимума сенсибилизации до 600 нм нежелательно, поскольку это приводит к искажениям противоположного характера — к недостатку красной
составляющей в фиолетовых тонах.
ρ
1
0,8 |
2 |
0,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,2 |
|
|
|
|
630 |
660 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
400 |
500 |
600 |
700 λ, HM |
|||
Рис 53. Спектральные кривые отражениятипичных красных объектов: |
|
|||||
|
|
1 - светло-красная аппликационная бумага; |
|
|
||
|
|
2 - красный бархат (средней яркости) |
|
|
Такой максимум сенсибилизации хотя и соответствует красному первичному цвету в функции сложения аддитивных цветов МКО, тем не менее нежелателен, поскольку вносит искажения даже в цветопередачу красного цвета — уменьшается его яркость. Исходя из кривых отражения типичных красных объектов (рис. 53), можно сделать вывод о том, что максимум сенсибилизации панхроматического слоя менее 620 нм также неприемлем и для качественного воспроизведения насыщенных красных тонов.
На основе проведенных съемок было установлено, что этот максимум должен находиться вблизи 630 нм. Полученные на практике рекомендации совпадают с результатами опытов Спенсера (середина 30-х годов) на черно-белых эмульсиях, из которых следовало, что максимум фотоактиничного потока для красночувствительного приемника пленки должен находиться в пределах 625 —640 нм.
У большинства зарубежных цветных кинофотопленок этот максимум расположен в участке 635-655 нм, т.е. несколько короче, чем у отечественных пленок, но и этого недостаточно для того, чтобы полностью устранить «покраснение» фиолетовых тонов.
Выводы
1.Цветоискажения «критических» цветов происходят на стадии цветоделения.
2.Причиной неточной цветопередачи «критических» цветов (пурпурных, фиолетовых, сиреневых) на отечественных цветных (негативных и обращаемых), а отчасти и на зарубежных кинофотоматериалах является то, что максимум сенсибилизации панхроматического слоя слишком удален в красную зону (приближенк инфракрасной).
3.Максимум сенсибилизации красночувствительного слоя на всех цветных пленках, где требуется точное оригиналу цветовоспроизведение, следует сместить в коротковолновую сторону, с 660-670 нм до 630 нм, для чего потребуется разработать новую серию эффективных панхроматических сенсибилизаторов.
87