Файл: Kak_razobratsya_v_kinplenkakh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

За единицу ВЭСП принимается такая концентрация трех красителей (желтого, пурпурного и голубого), которая в результате оказывает на глаз такое же воздействие, что и спектрально неизбирательное серое поле (например, из мелкодисперсного металлического серебра на черно-белой позитивной кинопленке) с оптической плотностью единица.

Если же визуально точно подобранную пару серых фильтров (один — из металлического серебра, а другой — из красителей) положить на цветную фотобумагу и проэкспонировать под фотоувеличителем, то после проявки мы увидим под фильтрами два различных по цветовому тону изображения. Эти два фильтра были равноценны (эквивалентны) только для восприятия глазом, но для фотобумаги они оказались неравнозначны.

Если же мы хотим получить одинаковый ответ на цветном позитиве от серого из мелкодисперсного серебра и «серого», составленного из красителей, то нужно изменить соотношение желтого, пурпурного и голубого красителей между собой. Такой «серый» — с точки зрения позитивного материала — копировально серый, составленный из трех красителей, будет восприниматься визуально коричневым (см. предыдущую статью). За единицу копировальной плотности (КП) принимается такая концентрация желтого, пурпурного и голубого красителей, которая в совокупности оказывает на цветную позитивную кинопленку такое же воздействие, что и спектрально неизбирательное (серое) поле с оптической плотностью единица.

Поскольку плотности фильтра, негатива или позитива, как можно заметить, промеряют в максимумах чувствительности последующей стадии (фильтры оцениваются как бы с «точки зрения» негативного материала, плотности негатива промеряются в зонах чувствительностей позитивного материала, а плотности позитива оцениваются глазом), то можно выстроить следующий ряд соотношений.

Таблица 1. Имитация светоприемников на различных стадиях

ПОСЛЕДОВАТ-Е

ФИЛЬТР ->

НЕГАТИВНАЯ

ПОЗИТИВНАЯ

ГЛАЗ

СТАДИИ

 

КИНОПЛЕНКА

КИНОПЛЕНКА

НАБЛЮДАТЕЛЯ

 

 

 

 

 

Имитация в цветном

 

статус «D»

статус «М»

статус «А»

процессе

 

колориметра

денситометра

денситометра

 

 

 

 

 

Имитация

 

открытый

синий фильтр

фильтр

в ч/б процессе:

 

фотоэлемент

денситометра

видности

 

 

экспономера

 

денситометра

 

 

 

 

 

На каждой из этих стадий допустимо использование понятия «эффективная плотность»: эффективная плотность фильтра, эффективная плотность негатива, эффективная плотность позитивного изображения, поскольку слово «эффективная» означает «действительная» плотность, т.е. отвечающая практическому ее использованию в данных условиях.

14


Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

ПОЧЕМУ НЕ РАВНЫ

РАВНЫЕ ГРАДИЕНТЫ

На одной из прошедших в Доме Кино презентаций новых пленок «Кодак» представителям фирмы был задан вопрос о том, каких средних градиентов по слоям придерживаются на фирме при изготовлении цветных негативных кинопленок: равных или не равных?

Был дан ответ, что равными выдерживаются средние градиенты только верхнего и среднего слоев, около 0,60, а средний градиент нижнего слоя держится ниже, на уровне 0,50 — это делается для того, чтобы правильно передать цвет лица, поскольку очень часто оно получается слишком розовым.

Не отрицая того, что снижение градиента красночувствительного слоя может привести к уменьшению красной составляющей в цвете лица, автор тем не менее считает, что существует более важная причина, заставляющая выпускать пленки с неравными градиентами.

* * *

Представьте себе кинооператора, которому постоянно твердили, что та область, которой он занимается, пишется так: «кинОматография» (от слова «кино»). И вот однажды оператор, заглянув в орфографический словарь, вдруг обнаруживает, что слово пишется несколько иначе: «кинЕматография».

Если вы можете представить то замешательство, которое вдруг испытал оператор, то наверняка поймете и мое состояние, когда, открыв технические условия на цветные негативные кинопленки, я вдруг наткнулся на неожиданную строку.

Нам постоянно твердили, что все три слоя цветной негативной пленки должны иметь одинаковые контрасты и их характеристические кривые должны идти параллельно, что у хорошей пленки разбаланс по контрасту должен быть как можно меньше, а здесь, в технических условиях на пленку ЛН-8 (тогда еще выпускалась эта пленка), совершенно хладнокровно отмечалось, что средний градиент синечувствительного слоя должен быть на 0,15 выше средних градиентов зеленочувствительного и крас-ночувствительного слоев. В ТУ на ДС-5м и ЛН-9 сохранялась всё та же диспропорция: наклон характеристической кривой синечувствительного слоя должен быть больше двух остальных. Зеленочувствительный слой должен отставать по контрастности от сине-го на 0,05, а красночувствительный слой — идти на 0,05 ниже зеленого.

Т.е. кривые должны расходиться веером.

Выписка из ТУ:

Цветная негативная кинопленка ДС-5м ТУ: 6-17-691-88 срок введения 27.04.88 срок действия до 01.01.96 g в/с 0,56-0,66

g с/с 0,50-0,60 g н/с 0,46-0,56

Цветная негативная кинопленка ЛН-9 ТУ: 6-17-144.3-88 срок введения с 01.04.88 до 01.04.94 g в/с 0,56-0,66

g с/с 0,50-0,60 g н/с 0,46-0,56

15


как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

В стенах ВГИКа я слышал несколько типичных объяснений этого «парадокса». Одно из них сводилось к тому, что разница в контрастах связана со светорассеянием в слоях: «Поскольку наибольшее светорассеяние по мере прохождения света через эмульсию наблюдается в нижнем, красночувствительном слое, то и контраст там получается меньше».

Подобный тип объяснения сводится к тому, чтобы в ответе так или иначе прозвучала вожделенная фраза. В данном случае такая: «...контраст в красночувствительном слое меньше». Как только она прозвучит, объяснение можно прерывать, иллюзия ясности как бы внесена. Но в том-то все и дело, что это лишь иллюзия объяснения. Если взять за отправную точку тезис о влиянии светорассеяния на контрастность и продолжить рассуждение дальше, результат выйдет прямо противоположным ожидаемому. Действительно, светорассеяние в эмульсии снижает контрастность нижележащих слоев, но тогда, чтобы скомпенсировать предполагаемое падение контраста по глубине пленки, следует держать значение контрастности в нижних слоях заведомо выше, но никак не наоборот.

Можно провести следующую аналогию — со светочувствительностью. Свет, проходящий через слои, не только рассеивается, но и частично поглощается светочувствительным веществом, нижележащие слои получают света все меньше и меньше, поэтому при прочих равных условиях можно ожидать, что светочувствительность нижнего, красночувствительного слоя, окажется в 2-3 раза меньше чувствительности синечувствительного слоя (средний слой получет света примерно в полтора раза меньше, а нижний слой — в 2,5 раза меньше верхнего). Однако, зная об этом, красночувствительный слой делают на фабрике заведомо высоким по чувствительности, чтобы таким образом в готовой пленке сравнять светочувствительности слоев. Точно также и с контрастностью. Можете быть уверены, при изготовлении кинопленки были предприняты контрмеры, чтобы не допустить снижения контрастности слоя из-за светорассеяния.

Другой тип объяснения сводится к тому, чтобы, вообще ничего не объясняя, произнести некую научную фразу. Собеседник из скромности или нежелания показать свою некомпетентность не станет допытываться, что же произнесенная фраза может означать, и сочтет свою любознательность удовлетворенной.

Типичным примером такого подхода является ссылка на то, что красители наших негативных пленок сильно отличаются от красителей пленки «Кодак», и чтобы учесть эту разницу, вносят соответствующие поправки в градиенты. Утверждение столь же туманное, сколь и невежественное. Зафиксированная в ТУ разница в средних градиентах придумана не нами и не для наших пленок, а идет из-за океана, где

онаших пленках и наших красителях, вероятно, ничего не знают.

Иуж совсем редко приходится слышать ответ, что причина численного разбаланса по контрасту связана с неточным подбором фильтров в денситометре для промера плотностей негатива. А именно к этому, в принципе, и сводится весь ответ.

Денситометр по статусу «М» должен выдавать значения ко-пировальных плотностей, то есть давать такой же ответ, что и цветная позитивная кинопленка. Денситометр для того нам и нужен, чтобы узнать, как во время копирования отреагирует цветной позитив на плотности нашего негатива. Денситометр должен «видеть» негатив как бы глазами позитивной кинопленки. Светоприемник денситометра (фотоэлектронный умножитель) вместе с тремя фильтрами (синим, зеленым, красным) статуса «М» должен имитировать спектральную чувствительность цветной позитивной кинопленки. Лишь в таком виде показания денситометра могут иметь какой-то практический смысл. Светоприемник денситометра никак не может зависеть от красителей негатива: спектральная чувствительность денситометра за статусом «М» должна соотноситься лишь со спектральной чувс-

16


Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

lgФλ

5

4

3

2

1

D

a b

„М”

400

450

500

550

600

650

700

(HM)

Рис 7. Кривые спектрального ответа денситометра по статусу «М» (— — —); ab — участок голубого красителя негатива, где его «видит» цветная позитивная кинопленка в аддитивном кинокопировальном аппарате

Lg Sλ

0,0

-1,0

-2,0

-3,0

 

 

 

 

-3,0

400

500

600

700 λ, HM

Рис 8. Спектральная чувствительность цветной позитивной кинопленки («Фудзи» LP 8816) по данным фирмы

твительностью цветного позитива Если взглянуть на кривые спектрального ответа денситометра по статусу «М»

(рис. 7) и положить рядом кривые спектральной чувствительности цветных позитивных пленок, которые фирма «Кодак» или «Фудзи» приводят в каждом рекламном проспекте (рис. 8), то тут же в глаза бросится существенная разница. Наиболее всего она заметна в красной зоне. Максимум чувствительности «красного» слоя позитивных пленок приходится почти на инфракрасную зону, на длины волн около 690 нм (как у отечественных, так и у зарубежных позитивных пленок). Это делается для того, чтобы красночувствительный слой позитива «видел» голубой краситель негатива в максимуме его поглощения (линия a-b на рис.7), а этот максимум поглощения у разных голубых негативных красителей приходится на 680

— 700 нм. В то же время красный светофильтр статуса «М», установленный в

17

 

как разобраться в кинопленках

 

Леонид Коновалов

 

 

 

 

 

Цвет светофильтра

Kodak Статус А

Kodak Статус М

 

 

 

 

 

синий

98 + 98 + 2Е

48 + 48 + 2А

 

 

 

 

 

зеленый

74

53 + 53

 

 

 

 

 

красный

29 + 25

92 + 92

 

 

 

 

Таблица 2. Светофильтры, установленные в статусах денситометра

денситометре, имеет максимум пропускания около 640 — 650 нм.

Из приведенной вышетаблицы, видно, что под понятием красный фильтр денситометра» скрываются два одинаковых красных фильтра W-92, сложенных вместе. По отдельности каждый фильтр имеет максимум пропускания около 630 — 640 нм, а два вместе смещают этот максимум на 10 нм в длинноволновую область.

Этот сдвоенный фильтр совершенно прозрачен для длин волн более 640 нм, и его «прозрачность» тянется далеко в инфракрасную зону, почти до 2400 нм. Но поскольку сам фотоприемник (фотоэлектронный умножитель денситометра) не имеет чувствительности в инфракрасной зоне (его чувствительность начинает резко спадать после 650 нм), ответ денситометра по красной зоне приобретает пикообразную форму с максимумом около 640-650 нм. Этому также способствует то обстоятельство, что в «красный фильтр денситометра» входит еще один фильтр — стекло СЗС2 (или стекло Корнинг 9780), которое задерживает инфракрасные лучи.

Эффективная плотность голубого красителя для светоприемника денситометра, перекрытого красным фильтром, оказывается примерно на 10% меньше, чем копировальная (т.е. действительная) плотность (то, как «увидит» краситель негатива красночувствительный слой позитивной пленки). Поэтому реальная плотность негатива в красной зоне будет на 10% больше, чем показывает денситометр — позитивная пленка "видит" голубой краситель негатива при печати на аддитивном копировальном аппарате несколько в другом участке.

Автору удалось убедиться в этом с помощью простого эксперимента. На позитивную кинопленку ЦП-8р с помощью чешского аддитивного кинокопировального аппарата OZX-1A печатался импровизированный «негатив»: две полоски «изображения» — одна полоска голубая, другая — серая. Обе полоски, и голубая, и серая, имели одинаковую «денситометрическую» плотность — 0,95 за красным фильтром статуса «М». Одна из них представляла собой голубой краситель негативной кинопленки «Кодак», а вторая — спектрально неизбирательную серую плотность (черно-белое изображение). Печать производилась через один красный светофильтр копировального аппарата. В качестве красного светофильтра в копировальном аппарате используется полупрозрачное зеркало с интерференционным покрытием. По логике следовало ожидать одинакового ответа позитивной кинопленки на одинаковые плотности негатива. Но, как видно из приведенной ниже таблицы, позитивная пленка по-разному среагировала на «одинаковые» плотности негатива: под серым полем образовалась плотность 1,35, а под голубым полем — всего 0,97. Это свидетельствовало о том, что голубое поле негатива задерживает красные лучи в большей степени, чем серое, т.е. имеет большую копировальную плотность.

Для сравнения на позитив печаталось еще одно серое поле, с плотностью 1,17. Под этим серым полем в позитиве образовалось красителя меньше всего - плотность составила 0,75 Б. Разница между двумя серыми полями составляла 0,22 Б (1,17 - 0,95 = 0,22). Этому изменению плотности в негативе соответствует изменение плотности в позитиве на 0,60 (1,35 - 0,75 = 0,60). Отсюда, составив пропорцию,

2 Стекло СЗС прибавляется ко всем комплектам светофильтров, за исключением фильтра видности.

18


Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

можно определить, что реальная (т.е. копировальная) плотность полоски голубого красителя негатива находится посередине между 0,95 и 1,17, и составляет 1,09, что на 14% выше того значения, что показывает денситометр по статусу «М».

Соответственно и копировальный контраст будет на 10 —15% больше, чем контраст, определенный при промере негатива за красным фильтром статуса «М». Если согласно построенной характеристической кривой средний градиент красночувствительного слоя получается 0,50, то это значит, что действительная степень контрастности во время печати негатива на позитив будет как минимум на 10—14% больше, около 0,55-0,57.

Таблица 3. Результат печати трех полосок негатива на цветную позитивную кинопленку через красный светофильтр кинокопировального аппарата

 

Плотность негатива,

 

Ответ позитива

измеренная за красным фильтром статуса «М»

(плотность за красным фильтром статуса «А»)

 

 

 

 

 

 

серое поле 1

 

0,95

1,35

 

голубой краситель

 

 

 

 

 

 

голубой

 

0,95

0,97

 

голубой краситель

краситель

 

 

 

 

 

негатива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

серое поле 2

 

1,17

0,75

 

голубой краситель

 

 

 

 

 

 

Если еще раз взглянуть на кривые спектральной чувствительности цветной позитивной кинопленки и ответ денситометра по статусу «М», но обратить на этот раз внимание на соседнюю зону спектра, то можно заметить, что расхождения в зеленой зоне не столь значительны. Это подтверждает и эксперимент. Денситометрическая плотность за зеленым фильтром статуса «М» и копировальная плотность в зеленой зоне практически совпадают. Поэтому можно считать, что показания денситометра за зеленым фильтром статуса «М» верны.

Когда же мы возьмем кривую спектрального поглощения желтого красителя негатива и на нее последовательно спроецируем спектральный ответ денситометра в синей зоне и кривую фотоактиничного потока синечувствительного слоя позитивной пленки, то расхождения будут иного рода: денситометрическая плотность станет выше копировальной. «Синий фильтр денситометра» (комплект из двух одинаковых синих фильтров W-48A и фильтра 2A, поглощающего ультрафиолет) имеет максимум пропускания около 440-450 нм, поэтому максимум чувствительности синей зоны денситометра приходится почти на максимум поглощения желтого красителя негатива. А синечувствительный слой позитивной пленки "видит" этот желтый краситель в более коротковолновом диапазоне. Отсюда и появляется разница между денситометрическими и копировальными плотностями в синей зоне. Но здесь наоборот — меньше оказывается копировальная плотность, и тоже примерно на 10%. Поэтому рекомендуемые значение среднего градиента по синей зоне 0,60 следует воспринимать не как 0,60, а как 0,55.

И если фирма «Кодак» рекомендует для негативных пленок поддерживать следующие значения средних градиентов (по статусу «М»):

при промере за синим фильтром — ср. g = 0,60, при промере за зеленым фильтром — ср. g = 0,55 при промере за красным фильтром — ср. g = 0,50

то это означает, что фактически фирма рекомендует для всех трех слоев совершенно одинаковую степень контрастности — 0,55.

И если фирма «ORWO» для цветной фотопленки NC-21 рекомендует следую-

19