Файл: Kak_razobratsya_v_kinplenkakh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

щие значения средних градиентов (статус «М»):

при промере за синим фильтром — ср. g = 0,77 при промере за зеленым фильтром — ср. g = 0,67 при промере за красным фильтром — ср. g = 0,57

то это означает, что фактически фирма рекомендует для всех трех слоев совершенно одинаковую степень контрастности.

В синей и красной зоне разница между денситометрическими и копировальными плотностями примерно одного порядка, около 10%. В.Зернов в книге «Фотографическая сенситометрия» приводит следующие коэффициенты перевода показаний денситометра в реальные копировальные плотности:

Кс = 1,11, Кз = 0,98, Кк = 0,933

Чтобы найти действительную плотность по синей зоне, показания денситометра следует делить на 1,11 (они уменьшатся), а показания денситометра по красной зоне делить на 0,93 (они увеличатся). Расхождениями в зеленой зоне можно пренебречь.

Правда, эти данные приводятся для печати негативной пленки ЛН-7 на позитив ЦП-8р (книга вышла в 1980 г.). Однако с тех пор ничего не изменилось: красители в негативной пленке ЛН-9 те же, что и в ЛН-7, а спектральная сенсибилизация позитивной пленки ЦП-8р не претерпела каких-либо заметных изменений.

Характеристики по статусу «М» были определены из условия наилучшего приближения непосредственно измеряемых плотностей к величинам копировальных плотностей (Dкп) для пленок «Кодак» начала 60-х гг. Эти характеристики определены из условия воспроизведения спектральной чувствительности слоев пленки «Истмен Колор принт фильм» тип 5385 в копировальном аппарате «Белл-Хау- элл». В 1972 г. характеристики денситометрии по статусу «А» и статусу «М» были уточнены и нормированы, однако, как мы видим, определены характеристики были просто бездарно.

Новые рекомендуемые (неравнозначные) градиенты появились у нас в стране вместе с широким распространением денситометров «Макбет». До этого промер плотностей цветного негатива проводился через другие фильтры (не те, которые указаны в таблице), ответ которых был значительно ближе к реальности, чем показания за статусом «М». И пленки по ушедшим стандартам были равноконтрастными уже при построении характеристических кривых. Город Изюм до недавнего времени (всего каких-то лет десять назад) выпускал денситометры ДП-1 с настоящими фильтрами, и на поворотном диске, где нанесены все обозначения для промеров, в красной зоне для негативов было выведено число «688», что означало, что максимум пропускания красного фильтра приходится на эту длину волны. Именно на эти длины волн приходится максимум поглощения голубого красителя и именно в этом районе будет находиться максимум чувствительности красночувствительного слоя позитивной кинопленки.

Но для унификации замеров негативов по всей стране (в связи с принятием новых стандартов) Базовая метрологическая служба по сенситометрии (территориально расположенная в НИКФИ) заменяет наши стеклянные, окрашенные в массе фильтры на фолиевые кодаковские. На выпущенных в последнее время денситометрах ДП-1 место числа «688» заняло совсем другое значение — «650».

Т.Джеймс, книга которого «Теория фотографического процесса» является настольной энциклопедией всякого уважающего себя работника пленочной ки-

3 Зернов В.А. Фотографическая сенситометрия. — М.: Искусство, 1980, стр.182-183.

4 Джеймс Т. Теория фотографического процесса: Пер. с англ. 2-е русское издание. - Л.: «Химия», 1980, с. 515.

20



Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

нопромышленности, приводит рисунок (стр. 21), показывающий различия спектральных характеристик статуса «М» и двух реальных копировальных систем4.

lgФλ

4

3

2

1

400

500

600

700

λ(HM)

Рис 9. Спектральный ответ фотоприемников денситометра по статусу «М» (———) в сравнении со спектральной

 

чувствительностью двух сочетаний — пленка + копировальный аппарат:

 

 

(— — —) — первая система, (

) — вторая система

 

 

 

Здесь видно, что даже при разных копировальных системах статус «М» неточно коррелирует с практикой, и заметнее всего разница в красной области спектра.

Вывод Статус «М» (то есть три светофильтра денситометра вместе со спектральной чувстви-

тельностью фотоумножителя денситометра), за которыми мы промеряем плотности цветного негатива, плохо коррелирует с копировальными системами (светофильтры аддитивного копираппарата + спектральная чувствительность цветного позитива). Особенно это заметно в красной зоне и несколько меньше — в синей. В красной зоне показания денситометра будут с недостатком, а в синей зоне — с избытком по отношению к реальному ответу копировальной системы. Поэтому, чтобы учесть такое расхождение, ввели поправку на средние градиенты негатива. На равноконтрастной негативной пленке градиент, определенный по промерам за синим фильтром статуса «М», должен быть численно несколько выше, а за красным фильтром — численно несколько ниже необходимого значения. Отсюда равноконтрастные негативные кинопленки, будь то ЛН-9 или Кодак-5298, в численном значении будут выглядеть разбалансированными. Причем, если градиент по синему слою несколько выше, чем по красному — это норма, а если градиент по красному слою равен градиенту по синему слою — это уже разбаланс по контрастности, не говоря уже о случае когда средний градиент красного слоя выше среднего градиента синего слоя — явный и сильный

разбаланс.

P.S. Как-то года три назад я попытался завести разговор с одним работником

21


как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

научно-исследовательского института о том, что статус «М» неточен, поскольку промеряет красители негатива не в тех зонах, где следовало, и что есть смысл заменить его. Но меня тут же уличили в узости взгляда на данную проблему: нельзя вычленять зону пропускания фильтра из общего контекста и, рассматривая только один этот фактор, делать выводы. Говоря о спектральном ответе денситометра, нужно учитывать как минимум пять последовательных элементов, определяющих этот ответ: излучение источника света, общее относительное пропускание светопоглощающих сред, пропускание измерительного светофильтра, ответ фотоприемника и ток фотокатода. Именно от тока фотокатода будет зависеть то значение, которое высветится на денситометре. Поэтому ток следует записывать в виде интеграла, куда входят все перечисленные элементы. Кроме того нужно учитывать еще один интеграл — выражение копировальной плотности. Сюда входит излучение лампы копировального устройства, относительное пропускание его оптической системы, светочувствительность копировального материала по длинам волн и пропускание цветного поля изображения. Мне объяснили также, что никакая единая функция S* не дает адекватного представления ответа слоя и перешли на тему о том, по каким соображениям было принято операциональное определение Dкп. Мне стало как-то неловко за свою некомпетентность и неподготовленность, и когда разговор дошел до вычисления коэффициентов в трех рядах уравнений по методу наименьших квадратов, я тут же в знак согласия стал кивать головой и в первый же удобный момент перевел разговор на другую тему.

Больше к разговору о статусах денситометра я не возвращался.

О ПРЕИМУЩЕСТВАХ АДДИТИВНОГО СПОСОБА ПЕЧАТИ

Аддитивный способ цветной печати имеет определенные преимущества перед субтрактивным: на цветном фотоотпечатке можно получить большую насыщенность цвета. Этот факт общеизвестен и вряд ли у кого вызывает сомнение. Но вот среди причин, объясняющих повышение насыщенности цвета, упоминаются такие факторы, которые оказываются иногда неверными. Поэтому мне хотелось бы предостеречь вас от того, чтобы вы не ссылались на два ошибочных тезиса. Возможно, вы вспомните о них, когда речь зайдет об аддитивной печати.

Эти тезисы или неточны, или не имеют к данному вопросу прямого отношения, хотя и часто произносятся. Тезисы эти таковы:

1.Аддитивные светофильтры имеют узкую зону пропускания.

2.В субтрактивном процессе падение насыщенности цвета связано с тем, что субтрактивные фильтры пропускают свет одновременно и в синей, и в зеленой, и

вкрасной зонах спектра.

При внимательном рассмотрении можно заметить, что второй тезис состоит из двух частей:

2а) падение насыщенности связано с субтрактивными фильтрами, и 2б) субтрактивные фильтры пропускают свет во всем диапазоне видимого

спектра.

Действительно, любой субтрактивный светофильтр, задерживая лишь малую часть света, пропускает излучения всего видимого спектра. Но можно ли требовать от 20% - ного жeлтого фильтра, чтобы он полностью отсекал синие лучи, а от 5% - ного голубого, едва отличимого от обыкновенного стекла — чтобы совсем не пропускал красных лучей? Будь это даже 50% - ный или 90% - ный голубой фильтр

22


Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

— он, кроме синих и зелeных, обязательно пропустит еще и часть красных лучей. Подобное можно сказать о любом субтрактивном корректирующем светофильтре. Корректирующий светофильтр должен чуть-чуть уменьшить поток тех или иных лучей, заставив в позитиве выйти одного красителя немного больше, чем другого, скорректировав тем самым цветопередачу. Широкая полоса пропускания — это необходимое свойство корректирующих светофильтров, а не его недостаток. Если же корректирующий светофильтр будет отрезать одну из зон спектра, то результат будет просто чудовищный — в этой зоне спектра не выйдет соответствующий краситель и вместо трех красителей позитивное изображение

будет состоять из двух красителей.

Ниже вы увидите, что большая насыщенность (чистота) цвета в аддитивном процессе (по сравнению с субтрактивным) никак не связана с качеством субтрактивных светофильтров и происходит по другим причинам.

Но вернемся к тезису № 1: аддитивные светофильтры для цветной печати (синий, зелeный, красный) имеют узкую зону пропускания.

Если бы читатели имели возможность воспользоваться спектрофотометром и прочертить кривую спектрального пропускания светофильтров, например, из набора «Спектрозон-1», то они увидели бы, что узкую зону пропускания (в 60-80 нанометров) имеет лишь зелeный фильтр: примерно от 500 до 570 нм. (Мне приходится говорить «примерно», потому что кривая пропускания фильтра сходит на нет плавно, и нужно специально условиться, какой процент пропускания следует принять за границу зоны; например, 10% от максимума.)

Итак, ширина зоны пропускания зеленого фильтра около 60-80 нм. А вот ширина зоны пропускания синего фильтра из набора «Спектрозон-1» примерно в 3 раза больше, чем у зеленого, и протянулась почти на 200 нм. Что же касается красного фильтра, то протяженность его зоны пропускания более 2000 нм, что в 10 раз больше, чем у синего фильтра, и примерно в 30 (тридцать) раз больше ширины зоны пропускания зеленого фильтра: эта зона тянется от 640 до 2800 нм.

Итак, не верьте тем, кто говорит, что у аддитивных фильтров узкая зона пропускания. У красного фильтра, например, она очень широкая. Не ссылайтесь на ошибочный тезис № 1.

Однако, как вы увидите далее, применение набора аддитив-ных фильтров даже с такими широкими зонами пропускания, все равно дает выигрыш в качестве цветопередачи по сравнению с насыщенностью, получаемой при субтрактивным способе печати. И дело тут вовсе не в качестве субтрактивных фильтров, хотя на это часто и ссылаются.

Для того, чтобы показать неприемлемость тезиса № 2, и убедиться, что субтрактивные фильтры не так уж и плохи, рассмотрим сначала один пример печати, в котором вообще не участвовали бы корректирующие субтрактивные фильтры.

Для этого предположим, что изготовление фотоотпечатка с цветного негатива субтрактивным способом не требует никакой коррекции. И буквально первая же печать без корректирующих светофильтров на «открытом» свету фотоувеличителя сразу обеспечила хороший результат. Это будет один отпечаток. Теперь с этого же негатива на ту же самую цветную фотобумагу на том же самом фотоувеличителе с той же самой лампой напечатаем снимок аддитивным способом

— последовательно или, как в специальных конструкциях световой головки, одновременно — через три светофильтра (синий, зелeный, красный), подобрав соответствующим образом экспозицию. Это будет второй отпечаток.

Будет ли наблюдаться разница в фотоотпечатках, полученных аддитивным и субтрактивным способом?

Опытный фотограф сразу же ответит, что фотоотпечатки будут отличаться по насыщенности (или, другими словами, по чистоте) цвета.

23