Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управленческого учета
1.1. Управленческий учет: его суть значения и цель
1.2. Метод и способы управленческого учета
2. Значение управленческого учета в рыночной экономике
2.1. Задачи и принципы управленческого учета в рыночной экономике
2.2. Внедрение управленческого учета на предприятиях Российской Федерации
3. Контроллинг как составная часть управленческого учета
3.2. Определение категории «контроллинг» на основе анализа альтернативных концепций
Большинство данных управленческого учета является коммерческой тайной, поскольку они отражают стратегию и тактику предприятия в условиях конкуренции.[69] Поэтому именно руководители предприятия являются пользователями управленческой информации. Для получения максимальных результатов деятельности, достижения желаемых результатов деятельности собственного предприятия в будущем руководителям уже недостаточно знать, сколько стоит та или иная продукция, для них важно, почему она столько стоит, а главное, как сделать так, чтобы ее производство было выгодным? В странах, где бухгалтерский учет принято, разделят на финансовый и управленческий, прогностическая функция характерна именно для управленческого учета. Это стало реальным на основе бюджетирования, прогнозирования поведения затрат и доходов, экспертных оценок, разработки альтернативных решений. Поэтому в последние годы все большее распространение получают стратегические системы управленческого учета как результат стремления расширить информационную базу для принятия решений за счет формирования прогнозной информации.[70]
Именно поэтому основной целью управленческого учета, является удовлетворение информационных потребностей внутренних пользователей, является повышение эффективности управления, а последовательно - эффективности планирования, нормирования, контроля и принятия управленческих решений.[71]
3. Контроллинг как составная часть управленческого учета
3.1. Сущность контроллинга как элемента метода управленческого учета, его значение на современном этапе
Существование практически каждой фирмы, предприятия, организации можно представить, как непрерывное движение к поставленной цели. Первоначально цели определяются владельцами или учредителями на этапе создания предприятия, в дальнейшем постепенно под влиянием многих внешних и внутренних факторов они меняются, возникают новые. Неизменным остается только сам принцип существования предприятия в форме продвижения к их реализации. И пока существует носитель этого движения - сам субъект, этот принцип остается для него выдающимся признаком, ориентированной на успех.[72]
В то же время в процессе движения к реализации целей деятельности перед менеджментом регулярно возникают вопросы, которые, с одной стороны, является следствием воздействия внешней среды, а с другой - обусловлены постепенно возрастающей во времени сложностью внутренней системы управления.[73] Сохранение системного подхода к управлению предприятием как открытой социально-экономической системой помогает преодолеть локализацию возникающих в процессе деятельности, и выявить основные причинно-следственные взаимосвязи управленческих решений, которые принимаются. Такой подход дает возможность оценить влияние отдельных элементов системы на общие результаты деятельности предприятия, повышая тем самым эффективность общего процесса управления.[74]
Идея интегрированного подхода к управлению имеет глубокие исторические основания. Основной причиной его развития и закрепления в практике хозяйствования предприятий на Западе стало осознание необходимости полной интеграции всех существующих бизнес-процессов в рамках одной системы. Именно интегрированное управление является основой реализации концепции контроллинга в процессе управленческого учета.[75]
В начале 50-х годов XX века контроллинг как система интегрированного управления результатами деятельности предприятия начал свое развитие в Германии, придя в эту страну из практики управленческого учета США. Сам термин «контроллинг» происходит от лат. «Contra» и «rotulus», что в переводе означает «встречная роль», или современным языком «координация деятельности». В XII веке в английском языке существовало понятие «countreroullour» для обозначения профессионального названия тех лиц, которые играли такую встречную, или координационную, роль при управлении денежными и товарными потоками.[76]
Все авторы почти единодушно отмечают, что контроллинг не ограничивается контролем как таковым, его предмет касается управления, регулирования, контроля и вообще надзора. [77]В широком смысле контроллинг означает «быть в курсе всего», то есть информировать о событиях, консультировать, координировать и формировать управленческие решения, направленные на реализацию целей предприятия и представлений менеджеров.
Следует отметить, что прежде чем система интегрированного управления в современном варианте появилась на предприятиях Запада, последние, в свою очередь, прошли четыре этапа развития. Краткосрочный экскурс в историю становления контроллинга позволяет сделать предварительные выводы и оценить условия, необходимые для организации аналитической работы в соответствии с этой концепцией на российских предприятиях. [78]
В течение первого этапа доминирующей была позиция производственного менеджмента с исключительной ориентацией на узкие места в производстве. Специалист-аналитик (как правило, в лице бухгалтера) в этот период занимался вопросами устранения таких слабых мест. Наиболее применимыми инструментами были расчеты общих издержек производства, составления смет и тому подобное. В этот период происходят первые попытки дальнейшего распределения расходов.[79]
В период с 60-х по 70-е годов XX века на первый план выходят вопросы удовлетворения спроса и всестороннего изучения потребностей клиентов. Широко применяются классические инструменты маркетинга, а маркетинговый менеджмент начинает играть на предприятии важную роль. Однако еще значительная недавно ориентация на производство вызывает определенного рода конфронтацию (конфликт интересов) в основных функциональных сферах. С целью преодоления имеющихся нестыковок форсируется развитие бюджетирования. С помощью анализа, отклонений фактических данных от запланированных, контроллер получает возможность осуществлять корректировки и координировать курс развития. Впервые весомой становится ориентация на будущее (но краткосрочное) развитие предприятия.[80]
Насыщение рынка товарами, чрезмерный экономический рост, высокие темпы инфляции и жесткая конкуренция заставили предприятия с начала 70-х годов приложить значительные усилия, чтобы удержать доминирующие позиции на рынке. Существенной поддержкой в этот период становится развитие информационных технологий, который позволил повысить качество аналитической работы, интегрировать в рамках единой системы все функциональные подразделения и единицы бизнеса.[81]
На последнем этапе наиболее динамично развивается стратегический менеджмент и практикуется стратегическое планирование. Быстро растет авторитет и функциональность служб контроллинга. Его рассматривают уже как «подсистему, поддерживает управление предприятием в рамках заданной цели». В задачи контроллера относят координацию, планирование, контроль и обеспечение менеджмента важнейшей информацией для принятия выверенных управленческих решений.[82]
Именно при таких условиях контроллинг приобрел быстрого распространения и закрепления в практике хозяйствования западных компаний. В наше время в Российской Федерации попытки развития систем контроллинга является следствием постепенной переориентации менеджмента на новые подходы к управлению. И это является важным шагом для национальных предприятий, поскольку применение эффективных инструментов управления дает возможность лучше адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды и обеспечить определенный уровень стабильности в долгосрочном периоде.[83]
Системы учета и отчетности выступают в контроллинга содержательное информационное поле, на основе которого ответственные специалисты осуществляют мониторинг информационной системы с целью обеспечения менеджмента данным, наиболее релевантным проблематике управления. В каждой стране развитие систем отчетности предприятий происходило под влиянием многих факторов как макроэкономического, так и микроэкономического значения. Авторами реализована попытка анализа факторов, которые наиболее соответствуют специфике деятельности российских предприятий. Начнем с некоторых макроэкономических аспектов.[84]
Макроэкономистом Нобесом (Nobes) в 80-х годах прошлого века была предложена классификация систем отчетности в зависимости от национальных особенностей отдельных стран, в этой классификации указывается, являются системы отчетности более ориентированными на защиту интересов внутренних или внешних инвесторов (соответственно микро- и макроэкономическая доминанты) и в страны какой зоне воздействия (США или Германии) они относятся. Эти страны по количеству научных исследований являются признанными лидерами развития систем для удовлетворения информационных потребностей менеджеров. Однако условия формирования информационных систем в этих странах находятся под влиянием различных факторов.[85]
3.2. Определение категории «контроллинг» на основе анализа альтернативных концепций
Если под концепцией, следует вообще понимать систему взглядов и представлений о предмете, то концепцию контроллинга можно представить как совокупность суждений о его функциональном отделении, институционального оформления и обеспеченности инструментарием в контексте целей предприятия, релевантных контроллинга и целей контроллинга таких, вытекающих из целей предприятия.[86]
Согласно американской модели объем задач контроллинга более обширный и охватывает также вопросы внешней отчетности и ее аудита. В Великобритании и США более широко употребляют понятие «management accounting», то есть полностью отождествляют эту сферу со сферой внутрихозяйственного (управленческого) учета.
В Германии сложилась собственная точка зрения на предмет контроллинга, поэтому это понятие рассматривается здесь в специфическом для немецкого языковой среды контексте, а именно как внутрихозяйственная функция, поддерживает процесс управления, начиная с этапа постановки и согласования целей и заканчивая анализом отклонений фактических данных от запланированных. По Д. Ханом, контроллинг выступает как интегрированная, основанная на непрерывном потоке внутренней и внешней информации система планирования и контроля. Введение в систему управления функции контроллинга способствует интеграции системы по всем уровням (вертикальная интеграция) и сферами (горизонтальная интеграция). Интегрированный подход применяется в дальнейшем и в рамках каждой отдельной функции менеджмента.[87]
Так возникает интегрированное планирование, имеет целью интеграцию всех планово-контрольных расчетов на установленные цели деятельности. Как правило, интеграция имеет место на общефирменном (корпоративном) уровне, когда финансовое планирование и планирование экономического результата, ранее не пересекались, интегрируются для отслеживания общих результатов деятельности.[88]
Учитывая рассмотрены исторические аспекты и ярко выраженный прикладной характер контроллинга, можно констатировать невозможность формирования единой концепции, которая отвечала бы многим требованиям. Индивидуальный характер систем менеджмента, специфика бизнеса и нахождения предприятий на разных фазах жизненного цикла исключают существование универсальных концептуальных основ[89]. Иными словами, предметом рассмотрения становится методология формирования концепции контроллинга с учетом индивидуальности каждого отдельного бизнеса и определение наиболее значимых факторов его функциональности.
В современной западной теории можно выделить три основных определения контроллинга. Первое базируется на утверждениях, что контроллинг является современной сферой задач, которая уже существовала раньше. Так, некоторые моменты свидетельствуют о том, что контроллинг частично замещает собой сферу бухгалтерского учета и отчетности и отождествляется с понятием внутрипроизводственного (управленческого) учета.[90]
Таким образом, формируется одна из его первоочередных концепций - концепция ориентации на учет. Она во многом соответствует рассмотренной выше американской модели. Эта концепция является одной из наиболее признанных концепций, так как функция информационного обеспечения признается в контроллинга ведущей. Контроллера в рамках данной концепции признают как менеджера по прибыли, а его деятельность оценивают с точки зрения привнесения в учет качественно новых положительных импульсов.