ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2024
Просмотров: 468
Скачиваний: 0
Каковы же свойства киносцены? Это:
- многоточечность (термин С.Эйзенштейна): действие сцены, как правило, воспринимается зрителями не с одной, как это происходит в театре, а с разных точек зрения: «от автора», с точки зрения одного персонажа, другого, третьего; спереди, сбоку, сзади, сверху… Так же записывается кинематографическая сцена в сценарии, например:
« Сергей стоит у окна.
Он видит сверху, как Катя подходит к подъезду, останавливается в нерешительности, потом медленно поворачивается и, словно торопясь куда-то, быстро уходит.
Сергей улыбается…»
— даже если сцена состоит из одного кадра, то внутри него точка зрения на происходящее в ней может меняться посредством перемещения персонажей и всякого рода движений камеры (уже не раз упомянутая сцена пробега Вероники);
- существование внутри сцены своей драматургии — в большей или меньшей степени развернутой;
- драматургическая незавершенность: сцена в фильме, коренным образом отличаясь от театральной, часто начинается не с начала и обрывается в любой момент. Этой свойство кинематографических сцен выглядит особенно наглядно в фильмах «На последнем дыхании», «Траффик» и в других, особенно в тех, где остро ощущаются монтажные способы выстраивания драматургии.
Виды сцен.
Сцены отличаются друг от друга:
а) по уровню разработанности:
— развернутая сцена — в сцене между Андреем Рублевым и призраком Феофана Грека в разоренном Успенском соборе мы можем найти все части сюжетной композиции — экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, несколько сюжетных поворотов, финал; в профессионально написанном сценарии таких сцен обычно бывает две-три;
— фрагментарная сцена — действенная сцена, в которой нет полного набора драматургических компонентов; подобных сцен в фильме, как правило, большинство; именно они чаще всего бывают незавершенными;
— проходная сцена — небольшая по объему сцена, в которой чаще всего персонажи перемещаются из одного места действия в другое (последняя сцена в эпизоде «Скоморох»: монахи идут под дождем); сцены эти в сюжетном плане бездейственны, но без определенного их количества в сценарии и фильме обойтись нельзя: они привносят в картину «воздух», снимают с нее возможный налет театральности;
— перебивка — сцена, как правило, небольшая (часто один короткий кадр), перебивающая основную сцену, к которой после перебивки, мы обязательно возвращаемся; в «Траффике» полицейские в фургоне подслушивают процитированный выше разговор Хелен и Арни — перебивка, после которой мы вновь обращаемся к сцене, происходящей в квартире Хелен;
— параллельные сцены — чаще всего две или несколько равнозначных сцен, развивающихся параллельно, не один раз перебивающих друг друга.
Вот пример параллельно развивающихся сцен в «Криминальном чтиве» (после возвращения Винсента Вега и Мии из ресторана):
Винсент в туалете уговаривает быть «спокойным» самого себя.
Мия в своей комнате танцует.
Винсент разговаривает в туалете перед зеркалом со своим отражением.
Мия закуривает, находит героин.
Винсент продолжает заниматься в туалете самовнушением.
Мия принимает сверхдозу героина…
После чего Винсент находит ее в обморочном состоянии…
И еще один вид сцен:
— флэш (от англ. flash — вспышка) — быстрый монтаж коротких кадров; различаются «флэш» в настоящем времени: «Победа!» — слышится крик солдата в «Ивановом детстве», и вслед за этим пятнадцать кадров проносится перед нами за 15 секунд; «фэш-бек» (flashes-back) — быстрый монтаж кадров проишедшего в прошлом — в «Бойцовском клубе» Д.Финчера — представление героя о том, как взорвалась его квартира; «флэш-фьючерс» (flashes-futures) — что произойдет или что могло бы произойти в будущем: многочисленные фантазии героини фильма Тома Тывквера «Беги, Лола, беги!» о встречаемых ею персонажах.
Начинающим сценаристам и режиссерам следует помнить, что лучше строить свою вещь из сцен, не в одинаковой степени разработанных. Отличный пример в этом отношении — фильм Ж.Л.Годара «На последнем дыхании».
б) сцены различаются и по своим функциям:
— экспозиционная сцена — упоминавшаяся уже первая сцена «Жертвоприношения»;
— информативная — в такой сцене отсутствует видимое действие, ее функция — информировать зрителя о чем-то уже случившемся; как это происходит в сцене из сценария «Траффика»: «Детский приемник-распределитель, Цинцинати. Кэролин Вэкфильд лежит на нарах в камере. У нее на ногах тюремные тапочки, ее пояс отобран. Кэролин нехорошо, у нее похмелье». Все.
— ретроспективная — сцена клятвы на кресте Малого князя в «Андрее Рублеве»;
— поворотная — в ней происходит важнейший сюжетный поворот: в разоренном Успенском соборе Андрей Рублев объявляет о своем отказе от иконописания и об уходе в безмолвие;
— кульминационная сцена — в фильме «Пролетая над гнездом кукушки» М.Формана сцена, в которой Мак-Мэрфи не бежит через открытое окно психлечебницы, медлит, а затем бросается на медсестру Рэчет;
— финальная сцена — последняя сцена в картине, где ставится точка или многоточие в развитии действия;
— существует еще такое понятие, как главная сцена фильма — в ней происходит все решающее событие, слом течения сюжета. В картине Патриса Шеро «Королева Марго» это, конечно же, сцена Варфоломеевской ночи.
в) сцены следует различать и по уровню разработанной в них конфликтности: действие в развернутых и фрагментарных сценах рекомендуется чуть ли не в обязательном порядке строить на конфликтной основе (о видах конфликта смотри далее — в соответствующем разделе темы «Сюжет»).
г) сцены различаются по характеру места действия и съемки:
- павильонные — снятые в декорациях, выстроенных в павильоне;
- интерьерные — снятые в существующих помещениях;
- натурные — снятые на открытом воздухе (натура может быть декорированной).
Здесь мы не имеем дело только с техническим вопросом. Различия эти отражаются и на построении сцен (в частности, натурных), и на их чередовании. «Обычно трудно бывает соединить материал, снятый на натуре и в павильоне, если он идет большими кусками, блоками, — говорил Андрей Тарковский. — Гораздо лучше чередовать павильон и натуру, тогда различия их не так заметны»49.
Профессиональный сценарист после написанной им сцены, происходящей в помещении, особенно если эта сцена развернутая, не задумываясь, переходит на сцену натурную, пусть даже очень короткую.
Способы сопоставления сцен.
а) по контрасту:
— сцены крестин младенца в фильме «Крестный отец» и — убийство врагов Майкла Карлеоне;
б) по соответствию:
— одна за другой идущие жестокие сцены набега ордынцев на Владимир в «Андрее Рублеве»;
в) по развитию:
— в картине «Пианино»:
- муж Ады узнает о ее любовном послании Бейнсу, бежит домой;
- схватив топор, он рушит в доме мебель и пианино;
- хватает во дворе вырывающуюся из его рук жену и отсекает ей палец.
Способы соединения сцен.
Те же два главных способа, что и при монтаже кадров:
— столкновение — в вышеприведенном примере из «Крестного отца»;
— сцепление — из корчмы в эпизоде «Скоморох» (фильм «Андрей Рублев») мы через речевой захлест переносимся в сцену пьяной драки во дворе корчмы.
Технические способы отделения и соединения сцен и эпизодов.
— из затемнения (или «забеления») в затемнение (или «забеление» ) — из черноты (или белизны) экрана постепенно возникает очертание изображения; или, наоборот, кадр затемняется (высветляется), уходя в черноту (белизну);
— наплыв — двойная экспозиция: на продолжающееся изображение последнего кадра сцены накладывается начало следующей сцены;
— шторка и вытеснение — обозначенный линией (или без нее) первый кадр новой сцены сдвигает изображение последнего кадра сцены предыдущей;
— фигурное затемнение (ранее называемое «диафрагмой») — медленно суживающееся к центру (или расширяющееся от центра) экрана затемнение; подобные фигурные «ЗТМ» мы можем найти не только в немых фильмах, но, например, у Ж.-Л.Годара в его фильме «На последнем дыхании»;
— в нефокусность - из нефокусности — таким способом в фильме Билли Уайлдера «Бульвар «Сансет» отделен пролог от основной части картины;
— использование компьютерной графики — в «Дракуле» Ф.Копполы яркое пятно в павлиньем хвосте раскручивается в железнодорожный тоннель, по которому мчится поезд; в некоторых сценах «Интимного дневника» П.Гринуэйя внутри кадра появляется «окошечко», в котором зритель видит начало следующей сцены.
Обозначения технических способов отделения и соединения сцен мы находим и в сценариях. Американские сценарии, как правило, начинаются и заканчиваются надписью: «ЗТМ». В сценарии «Ночи Кабирии», написанном Ф.Феллини с соавторами, все эпизоды отделены надписями «ЗТМ», а большинство сцен разъединены–соединены надписями «НПЛ» (наплыв).
Эпизод как элемент структурной композиции фильма.
Фильм делится на эпизоды.
Из кирпичей строится стена, из стен — этаж, из этажей — дом.
Из кадров составляется сцена, из сцен — эпизод, из эпизодов — фильм.
Деление сценария и фильма на эпизоды порой не столь явственно и, к сожалению, не столь общепризнанно, как деление их на сцены.
Хотя на практике все фильмы, в достаточной степени правильно выстроенные по конструкции, с большей или меньшей отчетливостью внутренне делятся на эпизоды.
Часто авторы картин сами настаивают на определенности их поэпизодной композиции. В таких произведениях структура выглядит очень выпуклой. Фильм «Андрей Рублев» состоит из эпизодов-новелл. На главы поделены картины Ларса фон Триера «Рассекая волны» и «Догвилль». Три эпизода с названиями находим мы в фильме «Криминальное чтиво». Три эпизода в картине «Беги, Лола, беги!».
В чем преимущество подчеркнутой, выявленной структуры кинокартины или сценария?
В большей выразительности. Известно, что лицо человека с определенными, резкими чертами лица более выразительно, чем лицо с чертами размытыми, неопределенными.
В лучшей воспринимаемости зрителями этапов движения сюжета, а через него — этапов развития идеи.
Есть и практический смысл для кинодраматурга делить свое произведение на эпизоды:
— сценарий отделывается по частям, что дает возможность автору доводить каждую часть до возможного совершенства;
— возникает процесс постепенного выстраивания здания драматургического произведения — ведь сценарий именно строится (что очень важно знать начинающему кинодраматургу), а не просто пишется;
— появляется возможность достижения соразмерности частей произведения между собой, что способствует стройности композиции сценария и согласованию каждой его части с целым.
Даже когда профессиональные авторы не прокламируют поэпизодную структуру своих фильмов, их работы легко делятся на отдельные большие части. Картина «Пролетая над гнездом кукушки» М.Формана, к примеру, распадается на пять эпизодов, а фильм П.Гринуэя «Отсчет утопленников» с четырьмя мужчинами-утопленниками — на четыре эпизода.
Чрезвычайно органично выглядит поэпизодная структура в картинах, сюжет которых основан на мотиве дороги (road-movie) — «Баллада о солдате» Г.Чухрая, «Пугало» Д.Шацберга, «Последний наряд» Х.Эшби — каждое пребывание героев на новом месте оформляется как очередной эпизод.
Однако порой конструктивное построение вещи не столь отчетливо, и тогда разделить ее на эпизоды не так-то просто. И все же деление таких фильмов на большие законченные части (если их сценарии выполнены на профессиональном уровне) внутренне в них заложено. В подобном случае нужно различить расставленные по всей картине подчеркнуто напряженные моменты — эпизодические кульминационные точки, после которых всякий раз следует спад сюжетного напряжения, знаменующий собой начало следующего эпизода. Так в фильме И.Бергмана «Молчание» кульминационные пики — это мучительно-болезненные припадки Эстер; они, как вешки, размечают картину на четыре эпизода:
Схема № 11
К полноценно разработанным эпизодам могут добавляться пролог и эпилог. И тогда графическая схема структуры полнометражного фильма будет выглядеть так: