ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.09.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
А. Г. СОКОЛОВ
монтаж
телевидение
кино
видео
Учебник
Часть третья
Моосква
2003
А. Г. Соколов
Монтаж: телевидение, кино, видео -- Editing: television, cinema, video.
— M.: Издатель А. Г. Дворников, 2003.—206 с.: ил. Учебник. Часть третья
Третья часть учебника будет помощником в освоении мастерства режиссерам, сценаристам, операторам, журналистам, режиссерам монтажа, звукорежиссерам, редакторам и студентам, —то есть всем, кто хочет учиться и принимать творческое участие в создании экранных произведений.
Значительное место в книге отведено драматургии, ее пониманию, ее основам, ее приемам. Впервые так подробно на примерах объясняется монтажная сущность драматургии в документалистике и игровых произведениях. Также впервые на страницах учебника раскрывается с позиций психологии закономерности и принципы драматургии.
Важное место в книге занимает глава под названием «Новый вид монтажа и драматургия». В ней идет речь о послойном монтаже (компоузинге) и его применении в современном экранном творчестве.
Книга иллюстрирована большим количеством кадров из фильмов. ISNB 5-9900144-1-4
© А. Г. Соколов, 2003
Содержание |
|
От автора ........................................ |
|
Глава 1. Драматургия |
|
Общее понимание драматургии. |
|
Драматургия и монтаж........................ |
9 |
Терминология в драматургии....... |
24 |
Психологические корни |
|
драматургии................................................... |
42 |
Глава 2. Драматургия в документалистике |
|
На подступах к драматургии.......... |
66 |
Драматургия сюжета телеви- |
|
зионных новостей.................................... |
69 |
Драматургия документального |
|
фильма и передачи. |
|
Повествовательные формы............ |
97 |
. Драматургия игрового сюжетного |
|
фильма |
|
Основные принципы........................... |
120 |
Полное драматургическое |
|
построение.............................................. |
124 |
Драматургия в сказке............................
Глава 4. Новый вид монтажа и драматургия
Послойный монтаж...............................
Разбор эпизода «Ад» из фильма
«Куда приводят мечты».......................
Заключение
134
144
157
204
ОТ АВТОРА
В ваших руках третья часть учебника «Монтаж». Это означает, что вы хотите совершенствовать свое мастерство, расширять и углублять свои знания. Смею предположить, что наши намерения идут навстречу друг другу. Вы стремитесь познать все больше и больше секретов экранного дела, а я искренне мечтаю поделиться своими «открытиями». Они добывались с трудом, как малахиты в темном подземелье, оставляя синяки и шишки, а иногда даже рубцы на сердце. Вам еще предстоит делать свои открытия тайн творчества, а я стремлюсь на вашем пути разбросать большие плоские камни, на которые можно встать, чтобы не провалиться в болото или пропасть непростительных ошибок.
Автор учебника предлагает вам углубиться в самый, пожалуй, сложный раздел монтажа. Без овладения его секретами невозможно подняться к вершинам творчества и искусства: тропу не найдете.
Моя задача состоит в том, чтобы найти объективное объяснение закономерностей монтажного построения, а не возводить личный опыт в ранг неопровержимой истины. Главным подспорьем для добывания ответов служили различные разделы психологии. Они и только они, как оказалось, способны объяснить, почему в одном случае лучше, интересней для зрителей, вести рассказ с экрана, придерживаясь строгих принципов, в другом — обязательно нужно поставить все с ног на голову, а третий вариант не подходит вообще.
В первых двух частях учебника вы получали информацию о том, как создавать и манипулировать конкретными образами на экране. Их можно было увидеть в реальности на пленке, на мониторе, на экране. В них можно было ткнуть пальцем и сказать: вот это у меня получилось, а это — мой просчет.
Сейчас мы приступаем к разговору о том, что нельзя потрогать, пощупать и даже увидеть. Как хорошо, что в нашем лексиконе появился такой термин, как «виртуальность». Драматургия— это виртуальный монтаж. В материальном воплощении дра-
7
матургию обнаружить на экране невозможно, но на самом деле она обязательно там присутствует. Плохая или хорошая, слабая или крепкая, убогая или стройная. Все начинается с драматургии, все подчиняется ее задачам: монтаж межкадровый и внут-рикадровый, и монтаж звука, и звукозрительный, то есть все— от композиции кадра до шума ветра.
Поэтому владение мастерством построения драматургической конструкции произведения — обязательная составляющая профессионализма. Ею должны владеть и сценаристы, и режиссеры, и журналисты, работающие для экрана.
Не могу удержаться и позволю себе отступление. Каждый день я вместе с вами смотрю наше телевидение и диву даюсь: создается впечатление, что «инженеры» от монтажа, слепо повинуясь моде, на всех каналах задались целью заставить зрителей все больше отворачиваться от экрана, чем смотреть на него. Повальное увлечение бессмысленным нарезом и навалом мелькающих сверхкоротких кадров, в большинстве случаев не к месту, заставляет зрителей защищать свое зрение от порчи, притупляет восприятие. Трудно сдержать эмоции, когда видишь нелепость в угоду моде. Но это так, к слову о современном монтаже.
Работа над драматургическим строем начинается с замысла и заканчивается на последних этапах озвучания. Поэтому в книге вам предлагается разбор фрагмента игрового фильма с подробным анализом всех компонентов, почти всех выразительных средств экрана (кроме актерских). Они образуют драматургическую целостность уже полностью законченного фильма. Между документалистикой и игровыми произведения нет бездонной пропасти. Оба вида творчества выросли на одном поле человеческой психики. Читайте и вникайте в смысл предлагаемого материала неторопливо: «Служенье муз не терпит суеты».
Глава 1. ДРАМАТУРГИЯ ее понимание драматургии. Драматургия и монтаж
Вы купили билет в кино. Пришли, сели в кресло, смотрите. Проходит пять минут, десять, пятнадцать, — а все, что происходит на экране, вас как-то не увлекает. Начинаете ерзать, посматривать по сторонам и еще через пять минут окончательно убеждаетесь, что события фильма вас не трогают за душу, герой несимпатичен и его проблемы вас не волнуют. Вам скучно. После некоторых колебаний посмотрели еще минуту, еще минуту... Не выдержали, встали и ушли. Впустую потрачены деньги. Подруга надула губы. Вечер испорчен.
Нечто похожее еще чаще происходит со зрителем телевидения: сел перед телевизором, включил завлекательно анонсированную передачу, смотрит. Проходит две-три минуты, и все ясно: обман. Нажал на другую кнопку, а там новости. Посмотрел еще минуту-вторую, тоже ничего интересного. Вчера показывали. Вздохнул, выключил, пошел пить чай!
Две тысячи лет творцы ломают головы над тем, как сделать интересным свой рассказ. Еще Аристотель задумывался над этим. Думать-то он думал, но так ничего внятного по этому поводу не написал. И после него сотни умов трудились над объяснением секретов увлекательного изложения событий. Чтото наработали, кое-что поняли, но репку до конца так и не вытащили.
Драматургия—дама капризная и скрытная. Свои секреты держит в плотно закрытых сундуках с тяжелыми засовами и под надежными замками. Лишь редким избранным удается схватить ее за талию и пуститься вместе в пляс. Кого-то из них она одаривает своим вдохновенным теплом, а другого, наоборот, обдает ушатом холодной воды, да так, что он в пляс с это вздорной дамой больше никогда не пойдет.
Драматургия...
Слово «драматургия» известно почти всем. Но даже литера-
турный энциклопедический словарь не дает четкого объяснения этого термина. Там написано, что слово имеет два значения.
Первое - подразумевает литературную область творчества для театра. И это - бесспорно. Написание пьес - творчество драматурга. Сюда же следует отнести творчество сценаристов, пишущих для кино, создающих сценарии фильмов. И тоже будет правильно.
Второе - приведем его дословно - «сюжетно-композици-онная основа спектакля, кино- и телефильма с конкретизирующими ее подробностями, как правило, заранее зафиксированными словесно (иногда - графически)».
Данное энциклопедическим словарем определение понять невозможно. Можно только строить догадки, которые исключают друг друга. Если композиция бессюжетная, то это - уже не драматургия, надо понимать. Но существует достаточное количество бессюжетных спектаклей и фильмов, завоевавших всеобщее признание, которые явно наделены драматургическими качествами. Наш школьный пример тоже не имеет сюжета. В нем не разыскивают убийцу, никто никого не ревнует и не убивает из ревности, нет героев и антигероев, сражающихся за женщину.
Кроме того, масса документальных фильмов бессюжетны, но смотрятся с необыкновенно высоким душевным напряжением. А научно-публицистические и учебные фильмы? Среди них есть такие, которые дадут сто очков вперед по драматургическим качествам многим, так называемым, «художественным».
В энциклопедическом определении отсутствует ключ для понимания сути драматургии, и это - его главный недостаток. Ибо и в повести, и в новелле, и даже в романе могут быть и часто используются сюжетно связанные события с конкретизирующими их подробностями. И у романа, как и у других видов прозаических произведений, должна быть выстроенная автором композиция из тех самых событий. Однако это не переводит всю прозу прямым образом в ранг драматургических произведений.
Чем же, какими качествами, какими особенными отличиями должно обладать произведение, чтобы иметь право считаться построенными по принципам драматургии?_______________
Йигературныйэнциклопеяическийсдоварь.—М: Сов энциклопедия, 1987С102.
10
Книгу, журнал, газету можно в любой момент отложить. Прочитал несколько страниц, пошел обедать или смотреть новости по телевидению. Просмотрел в вагоне метро полстатьи про экономику, перешел на другую станцию, сел в другой поезд метро, снова открыл газету и продолжил чтение или перенес интерес на другую полосу со скандалами звезд поп-музыки. Романы и повести читаются со множеством остановок и возобновлений чтения.
А в театре так нельзя. В кино такое тоже недопустимо. Во-первых, зрителя нужно заманить на просмотр. Во-вторых, ему нельзя позволить прервать просмотр. По заказу зрителя спектакль не останавливают, как и фильм. Это означает, что произведение на сцене или на экране должно вызвать к себе такой повышенный интерес, чтобы зритель добровольно, без принуждения, по собственному желанию остался в зале до конца действия. Другими словами, он должен увлечься всем происходящим перед его глазами до такой степени, чтобы не смог оторваться. Задача эта не простая!
Кроме того, читатель сам выбирает скорость чтения рассказа или поэмы. Не понял что-то, может вернуться и прочитать второй раз еще более вдумчиво. Ни фильм, ни спектакль, такой вольности обращения с собой не позволяют. Произведения на сцене и на экране жестко диктуют зрителю условия процесса восприятия, скорость считывания информации. Хочешь — не хочешь, а будь любезен, дорогой зритель, понять, осознать и насладиться увиденным и услышанным в строго отведенные на это минуты и секунды.
Если у человека отняли часть его свободы, то обязательно чем-то должны это компенсировать.
Догадываетесь чем?
Увлекательностью и относительной простотой понимания происходящего в заданных рамках времени. Даже каждая серия «мыльной оперы» должна строиться, исходя из таких требований телеаудитории, чтобы зрители, не отрываясь от «ящика», с увлечением лицезрели все предложенное авторами и героями от начала и до конца. Да еще на следующий день снова присели перед экраном в то же время и с нетерпением ждали первых кадров очередной серии. 11
Надеюсь, что главные особенности драматургии, главные требования к ней, главные ее отличия от любой прозы становятся достаточно понятными.
Первое. Произведение должно вызывать явно повышенный интерес к себе в процессе восприятия. Даже если вы читаете роман, от которого невозможно оторваться, это означает, что в нем использованы автором драматургические принципы и приемы. Проза может в отдельных случаях обойтись без них, а драматическое произведение — никогда.
Второе. Такое произведение строго диктует зрителю скорость восприятия своих событий. Оно всегда ограничено за данным временем. Его нельзя остановить, в нем нельзя вернуться назад и вдумчиво «прочитать» второй раз то, что вы не успели понять сразу.
Третье. Содержание кусков, блоков, элементов и частиц произведения должно быть выбрано и составлено так, чтобы не вызывать у зрителя сложностей при восприятии и осознании происходящего на сцене или на экране. Эти составляющие содержания и само содержание должны быть выдуманы или выбраны с учетом относительной простоты, доходчивости до сознания, чтобы не вызвать «торможения» и «спотыкания» в понимании зрителем видимых и слышимых им событий.
Итак, выделены три основных, и только основных, условия драматургического построения содержания произведения.
Но здесь следует сразу оговориться: в конечном виде драматургическое произведение всегда бывает представлено зрителю только в виде зрелища, в звукозрительной форме: в театре, в кино, по телевидению и иногда по радио. Произведения строятся не на описании событий, а на самих событиях, самих документальных или вымышленных героях, воплощенных артистами, на их прямых конфликтах и столкновениях, так или иначе показанных зрителям.
А теперь самое главное.
Все принципы драматургии подчиняются одной задаче и направлены к достижению одной цели: сделать произведение максимально увлекательным для зрителя, затянуть его в пучину событий на экране, вызвать сопереживание или отторжение, всколыхнуть эмоции в душе и сердце человека. Отсюда и глав-12
ный вопрос: как это можно сделать, как добиться такого эффекта?
Еще не пришла пора раскрывать все секреты. Пока необходимо только понять значение терминов. Поэтому на главный вопрос вы получите ответ только в самом обобщенном виде.
Искусство или мастерство драматургии состоит в том, чтобы так выбрать (выдумать) содержание произведения и так вза-иморасположить его куски (что очень важно), чтобы вызвать максимальный интерес к этому содержанию.
Драматургия — это особый способ выбора (отбора) содержания произведения и взаиморасположения его частей, который позволяет автору активно управлять мышлением, интересом и вниманием зрителей.
Как же это делается? Что скрывается за этим понятием? Попробуем порассуждать.
Считается, что математика—дело сухое и бездушное. Вместе с тем все знают, что в одной школе уроки по этому предмету увлекают всех учеников, а в другой - многие те же уроки прогуливают. А программа, между прочим, у них одинаковая!
Нетрудно догадаться, что все дело в учителе. Одному Всевышний дал талант педагога, а другого обделил этим даром. Но нас этот ответ не устраивает. Нас интересует другое: что такого особенного делает талантливый человек с математическими задачами, чтобы «сухая наука» стала поэзией, а дети увлеклись «бездушным» предметом? Видимо, существуют какие-то приемы, которые позволяют трансформировать решение сухих и абстрактных задач в интереснейшее занятие.
Возьмем другой случай. Вы купили две газеты. В них небольшие статьи об одном и том же событии. Первую вы прочитали без особого восторга, а вторую
— с большим интересом. Ответ, кажется, лежит на поверхности. Первый журналист просто «не умеет» писать, а другой - мастерски владеет пером. Но в чем суть его мастерства? Что такого исключительного он вложил в свою статью, и что заставило вас взахлеб прочитать материал от начала и до конца? Каким он воспользовался приемом?
Может показаться, что приведенные примеры со школой и газетой не имеют отношения к искусству драматургии. Но, увы, это — глубоко ошибочное суждение, хотя и очень распространенное. Поэтому наберемся терпения.
13