ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.09.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
Имеет право монтажер так переместить микросцены в фильме? Конечно, имеет! Нарушение порядка микросцен не ущемляет достоинство учителя и ребят? Нет! Для зрителя вся сцена в классе станет интересней? Да! Следовательно, монтажер поступит правильно, исходя из требований максимального эмоционального воздействия на зрителей посредством конкретного произведения.
А это - уже второй, а может быть, и высший уровень участия режиссера монтажа в создании окончательного варианта произведения. В такой работе монтажер действует как драматург. Но только его материалом для творчества являются не слова на бумаге, не актеры и объекты, действующие перед камерой, а уже отснятые кадры и сцены, в которых заключены сложные образы события и его участников в действии, в моменты совершения поступков.
Втворческой практике, как правило, не бывает стопроцентных совпадений литературного сценария с окончательным вариантом фильма. Режиссер в своей предварительной разработке и на съемочной площадке продолжает начатое сценаристом строительство драматургического решения, а монтажер продолжает его дальше и завершает всю конструкцию произведения. От того, как сопоставлены отдельные сцены, в каком порядке они следуют, принципиально зависит смысл произведения. Он может меняться в зависимости от взаиморасположения сцен даже на противоположный.
Вличной режиссерской практике автора учебника неоднократно в процессе монтажа приходилось менять порядок сцен, задуманный сценаристом, и фильмы становились от этого только интересней.
Драматургия — высший уровень монтажа. Драматургия— высший уровень поиска смысловых и эмоциональных сопоставлений сцен, поступков героев, раскрытия обстоятельств и ситуаций, попыток и методов вовлечения зрителей в решение проблем. Монтажер, режиссер и сценарист в равной степени должны владеть искусством драматургии. Сценарист на бумаге не может заранее предугадать и решить все возможности драматургического воплощения на экране своего замысла. Только совместное и последовательное творчество всех троих ведет к успеху.
Оговоримся сразу: этим проявление монтажа в драматургии
23
не ограничивается. Есть еще одно проявление, не менее важное, которое как-то замалчивается теоретиками от драматургии. Что сделал учитель, когда задал вопрос «кто любит купаться?» Мудрый педагог из всего многообразия возможных вариантов вопросов выбрал именно этот, сопоставил его с хорошо известными ему интересами ребят и предположил, спрогнозировал, что его подопечные также сопоставят вопрос со своими критериями ценностей, со своими воспоминаниями о летнем купании, сделают это осознанно или бессознательно, но в любом случае дадут положительный ответ, выкажут одобрительную реакцию. Он принудил класс сопоставить свой ответ со своими критериями ценностей.
Это и есть высший или самый глубокий уровень сопоставления — т. е.
монтажа.
Терминология в драматургии
Во всяком серьезном деле у профессионалов существуют свои названия действий, операций, инструментов и материалов. В драматургии так же имеются свои специфические названия. За каждым понятием и термином стоит свой собственный смысл, каждый имеет определенное значение, каждому отведена своя собственная роль в профессиональном общении.
С сожалением можно констатировать, что, несмотря на очевидную зрелость драматургии по возрасту (если считать от Аристотеля), толкование и значение употребляемых в ней терминов в некоторых случаях имеет двойственность, расплывчатость, а то и просто путаницу. По этой причине для наилучшего взаимопонимания с читателем мы приведем и объясним большую их часть. Но наберитесь терпения. Читать этот параграф будет довольно скучно. Можно остановиться на половине, но потом придется много раз возвращаться и перелистывать страницы в обратном порядке, чтобы понять смысл отдельных объяснений и положений.
Начинаем раскрытие терминологического аппарата, который необходим каждому, кто берется за создание экранных произведений.
24
Сюжет
Один из ключевых терминов драматургии, который ввели в оборот только в XVII веке французские классики П. Корнель и Н. Буало. Он происходит от французского sujet — предмет.
Так или иначе, но под термином «сюжет» чаще всего подразумевается изложение хода интриги, ход событий в их причинно-следственной связи.
Практически каждое мало-мальски значительное экранное произведение (документальное или игровое) представляет собой изложение истории, которая произошла с какими-то людьми. Но это может быть и история попыток решения какой-то проблемы или научной задачи, в которой были некие исходные позиции; потом произошло первое событие, что-то изменившее, затем следующее событие, поменявшее ход истории, и, наконец, случилось третье, в результате которого все изменилось в корне и все стало ясно или, наоборот, обнаружилась бессмысленность всех усилий. Такой может быть грубая схема любой истории. В результате — преступник найден, виновник наказан и т. д.
Тот же энциклопедический словарь называет сюжетом «развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях». Но вместе с тем признает, что в толковании данного термина существует несколько позиций. На протяжении веков делалось много попыток уточнить и ограничить смысл этого термина. Однако единое толкование так и не смогло найти себе место в литературной практике. Поэтому часто сюжет и фабулу рассматривают как синонимы.
Фабула
Термин происходит от латинского слова fabiila — рассказ, басня, имеет источником римскую литературу.
Словарь говорит, что это—«повествование о событиях, изображаемых в произведениях, в отличие от самих событий — от сю жета произведения. Нередко эти термины употребляются в обратном порядке». Очень «понятно», не правда ли?!
Обе формулировки про сюжет и про фабулу приведены дословно, чтобы у вас не возникало желания впустую тратить время на споры об их толковании. Над этой проблемой
25
бились многие лучшие умы от литературы, но так и не пришли к согласию.
Если считать, что сюжет — это обязательно последовательное изложение событий, соответствующее их реальному, жизненному ходу, то фабулу можно рассматривать как измененный ход событий в произведении по отношению к прямому течению жизни. Например, рассказ начинается со смерти героя, чтобы вызвать интерес зрителя к его истории. Хотя совершенно очевидно, что смерть героя — это конец истории. Произведение может начаться с яркого и загадочного происшествия, но лежащего в середине жизненной истории героя.
Один из теоретиков драматургии, Л. А. Дмитриев, рассматривает фабулу как порядок изложения действий героя. Можно и так. Но все равно это до конца не проясняет отличий «сюжета» от «фабулы».
Совет один: не теряйте время на выяснение точного понимания этих терминов.
Сцена
Сценой называется небольшая часть произведения, в которой действие развивается непрерывно, все происходит в одном месте, и время этого действия для зрителей течет естественно, без купюр.
Во французском театре XVII столетия соблюдение этих условий было обязательным для любой пьесы от начала и до конца. Это — так называемые три единства: действия, времени и пространства.
Врусском театре с соблюдением требований трех единств Д. Фонвизин написал пьесу «Недоросль».
Вполнометражном игровом фильме обычно бывает от 25-ти до 50-ти сцен. Может быть несколько больше или чуть меньше. Как только произошел разрыв во времени, или на экране одни герои сменились другими, действие оказалось перенесенным в другое место, — это означает, что началась новая сцена. Мелкие подрезки во времени обычно в расчет не принимаются. Например, когда берется не весь проход персонажа по большому залу, а только его начало и конец.
Вкомедии Л. Гайдая «Кавказская пленница» Шурик и его 26
помощник, чтобы освобдить Нину, влетают во двор на автомобиле. Они оба в белых халатах и с марлевыми повязками на лице. Представляются санитарными врачами. Действие происходит во дворе. Но оно тут же переносится в помещение, где они делают уколы снотворного знаменитой троице. После того как три обалдуя заснули, Шурик с помощником поднялись наверх к дверям пленницы. До этого момента, с точки зрения драматургии, можно считать, что шла одна сцена, потому что герои выполняли одну задачу: усыпить охрану. Хотя в режиссерском сценарии такой кусок будет обязательно записан как две сцены: одна на натуре, а другая в декорации.
При параллельном развитии действия куски двух сцен могут чередоваться, но все равно это можно будет назвать сценами, так как обе они развиваются без разрывов во времени и действии. Вспомните знаменитую погоню в фильме Д. Гриффита «Нетерпимость».
Бывает даже так, что сцена составлена из отдельных кадров героя, в которых он на разных транспортных средствах (от верблюда до самолета) добирается до какой-нибудь цели. Весь его путь в пять тысяч километров оказывается умещенным в три минуты экранного времени. Но даже такое монтажное построение можно назвать сценой.
Эпизод
Это — более крупная структурная единица экранного произведения.
Обычно эпизодом называют часть фильма, которая включает в себя несколько сцен, объединенных ходом событий. Деление на сцены и эпизоды характерно для всех видов экранных произведений — от учебных фильмов до телесериалов.
Эпизод, как правило, заканчивается каким-нибудь крупным событием, которое ведет к изменению хода сюжета.
Когда Шурик, в той же комедии Л. Гайдая, вошел в комнату, где находилась Нина, он получил удар подносом по голове и потерял сознание. Его благородная попытка спасти из плена героиню закончилась неудачей. Нина выпрыгнула в окно. Дальше начинается новый эпизод: «Погоня». Он состоит из трех сцен, в каждой из которых присутствуют три единства.
27
Эпизод несет в себе какую-то часть основной идеи произведения или раскрывает какую-то дополнительную мысль автора.
В «Кавказской пленнице» описанный эпизод доказывает, что, если ты предал или обманул, веры тебе больше нет. Даже при самых благих намерениях.
Ситуация
Если говорить точнее, речь идет о раскрытии ситуации. Это означает, что сценарист или драматург, как и режиссер, используют одну, две или три сцены для того, чтобы зритель понял, кто есть кто, какие у них устремления, кто и чего хочет добиться, кто или что мешает героям в достижении цели.
Одновременно обрисовывается обстановка, в которой начинает развиваться действие, - эпоха, время года, страна или местность, где происходят события.
Аналогично в документалистике или публицистике эта часть произведения позволяет обозначить проблему, выявить антагонистические начала, действующие в обществе или в определенных социальных кругах.
Задача раскрытия ситуации состоит в том, чтобы зритель четко сориентировался — что, где, когда.
Например. На экране — улицы современной Москвы. Снуют хорошо одетые прохожие. Мимо пролетают шикарные иномарки. У светофора на Садовом кольце образовалась «пробка» — скопились дорогие импортные автомобили. Над перекрестком возвышается огромный рекламный щит, который предлагает покупать шикарное нижнее белье, натянутое на обнаженную красотку. А на площади Павелецкого вокзала к приезжающим и отъезжающим пассажирам с протянутой рукой пристают оборванные подростки. Это — беспризорные дети.
Что случилось в обществе? Что послужило причиной того, что за последние годы на улицы высыпали тысячи бездомных ребятишек?
Вам в краткой форме продемонстрировано раскрытие ситуации публицистического фильма или передачи о проблеме беспризорных детей в России в начале XXI века. Из этого отрывка зритель узнал: где происходит действие — в Москве, в России; когда оно происходит — это видно по костюмам прохожих, по 28
автомашинам, по рекламным щитам на улице. На этом же материале показано, что одни люди безмерно богаты, а другие вынуждены нищенствовать. Причем, в категорию нищих попали те. кого еще недавно называли «цветами жизни». Это пока не конфликт, а только подступы к нему, раскрытие условий, которые позволят обрисовать всю его остроту. Это—только постановка вопроса,
выявление двух противоположностей, наличествующих в обществе.
Подобным образом раскрывается ситуация и в игровых фильмах, и в повестях, и в пьесах, и даже в романах.
В Вероне живут два рода, две семьи — Монтекки и Капу-летти. Они враждуют. Ромео случайно увидел Джульетту и влюбился. Джульетта случайно увидела Ромео и тоже влюбилась. Но они принадлежат к двум враждующим семьям. Это - еще не конфликт, а только раскрытие ситуации, подступы к конфликту.
От точности и ясности ситуации зависит понимание зрителем сути и глубины конфликта. Раскрытие ситуации происходит обычно в начале произведения, но может быть поставлено автором в середину и даже почти в его конец. Это зависит от общего драматургического решения, от построения сюжета.
Экспозиция
Значение термина очень близко к «раскрытию ситуации». В том же литературном словаре написано, что это — «изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предшествующее началу фабульного действия». Следовательно, экспозиция не включает в себя подступы к конфликту, не выявляет расстановку сил в будущем конфликте, ибо эти элементы драматургии начинают проявляться только в момент развертывания событий, в развитии действия.
Завязка
Завязкой называется событие или действие, с которого начинается развитие сюжета. С этого момента у героев появляется мотив их будущих поступков, возникает цель, к которой они будут двигаться через препятствия, преодолевая их на пути к ее достижению.
Завязка входит составной частью в раскрытие ситуа-
29
ции. Это — завершающий момент раскрытия ситуации, ее венец.
Завязка может быть расположена почти в любом месте произведения. В его начале, в середине и даже почти в конце. Все зависит от сложности избранного автором сюжетного построения.
Слово «завязка» выбрано в качестве термина потому, что здесь завязывается конфликт. С этого, собственно, и начинается ход сюжета, его развитие. Это — первый яркий поступок героя или героев. Ромео увидел Джульетту и влюбился. Дальше все будет происходить именно по этой причине. С этого начинается история любви двух молодых людей. Но мы уже знаем, что Монтекки и Капулетти враждуют между собой. Как же быть влюбленным? Назревает конфликт!
Постарайтесь спроецировать термин «завязка» на документальный фильм, и вы увидите, что в хорошем фильме она тоже присутствует как обязательный элемент. Не будет в нем завязки -не будет конфликта. А без конфликта весьма трудно вызвать интерес зрителя к произведению и, тем более, управлять им. Завязка в ряде случаев — это вопросы: как это могло случиться, почему это произошло, как люди оказались в такой ситуации? Если вопрос поставлен остро, полемично, дерзко, то он обязательно вызовет у зрителей отклик в душе и интерес к предстоящему рассказу.
Жили, жили люди при советском строе семьдесят с лишним лет, а о проблеме беспризорности 20-х годов давно перестали вспоминать. Жили небогато, неважно, еле-еле сводили концы с концами. Но не было нищих подростков на улицах тысяч городов. Откуда они взялись в таком количестве?
Когда зритель увидит этого маленького, неопрятного, необразованного, но смышленого Человека и услышит его рассказ о себе, о том, как он оказался выкинутым на улицу, то не сможет остаться равнодушным.
Вот вам и завязка в документальном варианте, подступы к проявлению конфликта. Нужно только правильно выбрать материал, на котором следует поставить вопрос, и сформулировать этот вопрос так, чтобы «зацепить» зрителя за живое. Но вопрос — это еще не конфликт, это — его зарождение.
30
Конфликт
Конфликт — основная движущая сила сюжета, его развития. Конфликт— пробный камень характеров всех персонажей. Конфликт—побудитель поступков героев. Конфликт—это противоречие, противостояние двух сил, двух начал, двух устремлений, двух желаний.
Конфликт главный возбудитель интереса зрителей к произведению. Если зритель понял суть конфликта, он всегда хочет узнать, чем кончится противоборство, противостояние, чем завершиться борьба, чем увенчается поиск, каков будет результат в ответе на поставленный вопрос, как разрешиться проблема. Назвал Иван Иванович Ивана Никифоровича гусаком, и произошел конфликт.
Конфликт — это ситуация, в которой две силы встали к барьеру и готовы сражаться друг с другом, а зритель при этом знает, за что готова «сложить голову» каждая из сторон, за что они воюют и почему. Конфликт - это главная пружина, которая раскручивает сюжет.
Причем, конфликтов в произведении может быть несколько. Они могут быть параллельными и переплетающимися. Конфликты бывают внешние и внутренние.
Конфликт не может стоять на месте. В настоящем произведении он развивается, обостряется, углубляется и даже трансформируется.
Естественно, что подлинных произведений искусства без конфликтов не бывает.
Конфликты хорошо известны нам по жизни. Они возникают почти на каждом шагу.
Коллизия
Коллизию чаще всего понимают как одну из стадий возникновения и развития конфликта. Коллизия — это всегда противостояние, противоречие интересов, целей. Ввел в оборот данный термин Г. Гегель. Он происходит от латинского слова collisio — столкновение. Без коллизий, без столкновений не может развиваться конфликт.
На профессиональном языке часто говорят: возникла новая коллизия. Ромео убил в драке Тибальта, родственника сво-
31