Файл: ВОПРОСЫ ГЭК с ответами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОСЫ ГЭК

Красным – есть ниже.

Чёрным – нет.

Желтый фон – есть в тетрадке.

  1. Кадр как основной элемент языка экранных искусств. Выразительно-изобразительные свойства кадра.

  2. Миф, архетипическая реальность в кинематографическом произведении.

  3. Взаимодействие режиссера и оператора. Пластическое и цветовое решение фильма.

  4. Художественное пространство как выразительное средство кинематографа.

  5. Основное значение монтажа в экранном произведении. Монтаж как художественное средство.

  6. Драматургическая роль детали.

  7. Сущность и значение «Эффекта Кулешова» и « Монтаж аттракционов» С.М.Эйзенштейна.

  8. Сюжет кинематографического произведения.

  1. Теория «вертикального монтажа» С.М.Эйзенштейна. Контрапункт как средство художественной выразительности (в изображении и в звуке).

  2. Драматическая коллизия, интрига, перипетия.

  1. Внутрикадровый монтаж. Анализ, примеры, выразительные возможности.

  2. Режиссер и звукооператор. Звуковая партитура фильма. Перезапись как творческий процесс.

  1. Основные принципы комфортного монтажа. Съемка с движения и особенности монтажа.

  2. Тема кинематографического произведения.

  1. Основные этапы производства фильма.

  2. Принципы построения диалога в кино.

  3. Работа с актером в подготовительном, съемочном, монтажно-тонировочном периодах.

  4. Современные системы кинематографических жанров.

  5. Телесериал. Творческая и производственная специфика.

  6. Драматическое действие. Драматическое событие. Фабула кинематографического произведения.

  1. Специфика работы с актерами-детьми. Работа с неактером.

  2. Особенности драматургии телесериалов.

  1. Система Станиславского, ее основные принципы.

  2. Ремарка. Её функции и значение.

  3. Режиссерская экспликация фильма. Режиссёрский сценарий.

  4. Драматический конфликт: завязка, кульминация и развязка конфликта. Катарсис.


  1. Специальные эффекты и комбинированные съемки. Трюковые съемки.

  2. Лирические элементы сюжета: сны, воспоминания, видения. Их роль в драматургии фильма.

  1. Мизансцена и мизанкадр.

  2. Художественное время как выразительное средство кинематографа.

  1. Подготовительный период в производстве. Бюджет и смета.

  2. Проблема экранизации литературных произведений. Интерпретация и инсценировка, «по мотивам».

  1. Взаимодействие режиссера, художника-постановщика, художника по костюмам.

  2. Система персонажей кинематографического произведения: герой, тип, характер, маска.

  1. Музыка в кино. Режиссер и композитор. Компиляция.

  2. «Авторский» и жанровый кинематограф.

  1. Речевое озвучание фильма как творческий процесс.

  2. Композиция фильма. Её основные элементы. Драматургия эпизода фильма.

  1. Режиссер-постановщик как организатор творческого процесса. Режиссер и съемочная группа.

  2. Этапы работы над сценарием. Формы записи сценария.

  1. Кадр как основной элемент языка экранных искусств. Выразительно-изобразительные свойства кадра.

1) План – крупный, средний, общий. План – это степень приближения камеры (или потом уже – зрителя) к изображаемому объекту. Также план – это степень соотнесенности изображаемого объекта с рамкой кадра. Кадр – это часть изображения, заключенная внутри экрана. Четыре стороны экрана, ограничивающие изображение, называются рамкой кадра.  2) Композиция кадра – это положение предметов и фигур в плоскости экрана и соотнесение их между собой. Эйзенштейн чрезвычайно тщательно относился к композиции своих кадров, отрабатывал каждый… в отличие от него, Тарковский говорил, что он не конструирует кадр, идя непосредственно от жизни, не искажая её. Хотя он на ходу всё же выстраивал сцену. Композиция кадра в фильме постоянно меняется и этим она отличается от фотографии и живописи.  3) Мизансцена – положение предметов и фигур по отношению к плоскости экрана (т.е. в глубину). Термин пришел в кино из театра, но в кино мизансцена устанавливается жестче, строже. Эйзенштейн придумал другой термин, заменяющий «мизансцену» – «мизанкадр». 


3.Взаимодействие режиссера и оператора. Пластическое и цветовое решение фильма.

Оператор создает изобразительное решение фильма совместно с режиссёром и художником. Является одной из ключевых фигур в создании кино и теле- фильмов всех видов.

Именно оператор воплощает на экране всё то, что называется изображением и является сутью кино-видео фильма. Создание атмосферы, передача актерского мастерства зрителю, реализация стиля и жанра картины — это есть работа и предмет творчества операторов. Лучшие их работы являются высочайшими достижениями киноискусства.

Оператор снимает фильм и отвечает: во-первых, за художественное качество изображения материала фильма на пленке и экране, за композицию кадров, их освещение, тональность и колорит и, во-вторых, за фотографическое качество негатива изображения, где зафиксирован результат творческого и производственного труда постановочного коллектива и студии.

Кроме операции съемки, разработки приемов съемки и подготовки технических средств и материалов для съемки в круг обширных обязанностей оператора фильма входит участие во всех подготовительных производственных и постановочных работах, связанных с изобразительным решением фильма на пленке и экране: в разработке постановочного (режиссерского) сценария — в определении изобразительной композиции будущего фильма, в выборе приемов и техники съемки; в составлении генеральной сметы и календарного плана производства фильма по всем разделам, связанным с операторской (съемочной) частью постановки, в рассмотрении эскизов и работ по материальному оформлению постановки: декорации, костюмы, мебель, реквизит, бутафория; в разработке сценических и постановочных эффектов; в разработке приемов комбинированных съемок фильма; в выборе мест и объектов натурных съемок; в подборе актерского ансамбля; в подготовке съемки павильонных и натурных объектов. Творческая работа над киноизобразительным решением фильма имеет четыре производственных фазы: 1) первая — при разработке режиссерского (постановочного) сценария, когда определяется форма изобразительно-монтажного и постановочного решения эпизодов фильма; 2) вторая — при подготовке изобразительно-декорационного оформления постановки, когда готовятся декорации, костюмы, гримы, выбирается натура, подбираются актеры, репетируются мизансцены; 3) третья — на съемочной площадке, когда строится мизансцена, компонуется и освещается кадр, выполняется операция съемки; 4) четвертая — в процессе монтажа и тонировки, когда уточняется содержание монтажных кадров, синтезируются все изобразительно-выразительные средства, осуществляется изобразительно-монтажная композиция и завершается драматургическая композиция фильма как художественного произведения.


Обязанности оператора различны на разных стадиях производственного процесса, но в каждом из этапов создания фильма оператор принимает активное творческое и производственное участие. Содержание работы оператора над киноизобразительным решением фильма складывалось исторически, на основе творческой и производственной практики.

  1. Основное значение монтажа в экранном произведении. Монтаж как художественное средство.

Внутрикадровым монтажом называется сопоставление статичных пластических образов и пластических образов действия путем использования движения объектов в кадре (мизансцены) и путем различных движений самой камеры, которое обеспечивает смену информации и развитие содержания кадра.

В то же время внутрикадровый монтаж можно рассматривать как совмещение двух мизансцен: мизансцены действующих лиц перед аппаратом и мизансцены самой движущейся камеры, которая снимает эти персонажи. Правда, в таком определении отсутствует факт сопоставления объекта с рамкой кадра и изменения содержания плана за счет изменения крупности объекта в кадре.

Средства осуществления внутрикадрового монтажа

Принципиально говоря, есть пять действий, которые позволяют породить внутрикадровый монтаж.

Мизансцена — передвижение персонажей и объектов внутри кадра.

Панорама аппаратом — поворот камеры во время съемки на оси штатива на одной статичной точке.

Съемка с движения или панорама с движения (тревеллинг) — перемещение аппарата во время съемки на каком-либо движущемся средстве с сохранением направления взгляда объектива.

Совмещение панорамы с тревеллингом — свободное перемещение камеры во время съемки с любым изменением направленвзгляда объектива.

Совмещение мизансценирования с любым видом движений камеры.

Одна из главных задач мизансценирования — акцентирование внимания зрителей на конкретном куске действия, ответственной реплике и мимике актеров, важном жесте или на какой-либо информации в ходе развития содержания — монтаж образов без деления сцены на кадры. Для этого или актер придвигается к объективу, или камера подъезжает к нему либо к значимому предмету. Движение при этом чередуется с остановками для удержания внимания на объекте.

6.

Деталь Художественная


«Бог в мелочах»

«Дьявол в деталях»

«Кино – между адом и раем».

Способность кино укрупнять отдельные предметы, выделять их из окружающей обстановки дало возможность широкого использования в кинематографе такой его формы, как изобразительная деталь.

 

«Деталь художественная (от фр. слова detail — подробность, мелочь) — выразительная подробность в произведении».

 

Можно дать более конкретное — в применении к кино — определение:

Д е т а л ь — это предмет или часть предмета (человеческой фигуры), на которую авторами фильма обращено особое зрительское внимание.

 

Драматургические функции детали.

  • 1)             Показ целого через его часть.

  • 2)             Фабульная функция.

  • 3)             Смысловая деталь.

  • 4)             Психологическая деталь.

  • 5)             Деталь — метафора.

  • 6)             Деталь – аллегория.

 

Деталь — показ целого через его часть.

Данная функция детали широко используется именно в кинематографе:

а) в целях экономии изобразительных средств, большей их концентрации: необязательно показывать весь паровоз, можно показать только его крутящиеся колеса или трубу с дымом;

б) для создания таинственности происходящего, долгого «нераскрытия карт», часто применяемого в детективах: чьи-то ноги прошли по ковру кабинета, чья-то рука вытащила из ящика стола пистолет;

в) в целях большей выразительности: порой довоображаемое сильнее увиденного.  Например, в ужастиках нам сначала показывают щупальце монстра, прежде чем мы увидим его целиком. Или пенсне доктора в «Броненосце Потёмкин» действует на зрителя сильнее, чем само тело убитого матросами врача.

 

Фабульная функция детали.

Она осуществляется тогда, когда тот или иной предмет непосредственно участвует в фабуле (фабула это состав событий фильма в их причинно-следственной связи) и влияет на ее развитие и повороты.

Пример —  игрушечная белочка в фильме «Летят журавли».  Часы Бутча в «Криминальном чтиве», чемодан Марселасса Уолесса в той же картине. Золотая статуэтка сокола в фильме «Мальтийский сокол». Микропроцессор первого терминатора в «Терминатор-2». Сапфировое ожерелье в «Титанике» Д. Кэмерона.