ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
«Авторский» и жанровый кинематограф.
А ВТОРСКИЙ ФИЛЬМ Большинство авторских фильмов основано на лирическом виде сюжета. Авторский фильм – это некое уникальное, штучное произведение, где выражен взгляд на мир, присущий только данному автору. Причем если автор – и сценарист, и режиссер, и актер, то это ещё не обязательно авторский фильм. Такие авторские фильмы как Молчание, Андрей Рублёы, Затмение, Профессия – репортер построены не на лирических сюжетах. Фон Триер, Кубрик, Кончаловский – это не авторские режиссеры. Авторскому кино присуща альтернативность драматургическим приемом: - композиция часто нелинейная («Зеркало», «Криминальное чтиво») - герой чаще всего – антигерой («Сталкер») - фильмы ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ жанровые - и др. Авторский фильм – это фильм чаще всего построенный на лирическом сюжете (но не только на нем!). Он непосредственно раскрывает сугубо индивидуальный, обостренно свой взгляд художника на себя и на окружающий мир. ЖАНРЫ И СТИЛИ В КИНО Жанр – это не отдельный компонент, а начало, проникающее во все компоненты (движущееся изображение и звук, композиция, сюжет, образ, идея, истина) и преобразующее их. В зависимости от жанра каждый компонент выглядит по-своему. Жанр – это некий ракурс, под которым рассматривается некий предмет. Жанр – это угол зрения автора и зрителя на предмет изображения. Жанры в эпоху классицизма: Эпическая поэма, трагедия – высокие Драма, повесть – средние Комедия, приключения, мелодрамы – низкие Это деление основано на угле зрения автора и зрителя на события и героев: В высоких жанрах автор преклоняется перед героями и событиями. В средних жанрах автор ставит себя наравне с ними В низких жанрах автор ставит себя выше их. Ирония спасает некоторые жанры (напр. приключения) от излишней серьезности. Виды жанров 1) чистые 2) смешанные 3) сложные В основе образования жанра лежит не только предмет сам по себе, но и авторское отношение к нему. Под разными ракурсами предмет можно показать и комедийно, и трагедийно. Также есть конкретные моменты, присущие разным жанрам – напр. в трагедии катарсис, потрясение и просветление. Приключенческий фильм – это показ преступления; а детектив – это разбор уже свершившегося преступления. В трагедии ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть нравственная вина героя, имеющая общечеловеческое значение (причем сначала герой может её и не осознавать. В трагедии также есть элемент эпический; весь мир становится ареной, театром. Трагедия обязательно должна заканчиваться гибелью героя за его преступление всемирного нравственного закона даже если герой и осознает свою нравственную вину. Наличие нравственной вины – отличительный признак трагедии перед драмой (напр. «Гроза» не трагедия, так как нет нравственной вины, нет преступления нравственного закона.) Трагедию можно подавать под смешным, комедийным ракурсом (как автора, так и для зрителя). Ракурс автора не обязательно может совпадать со зрительным, тогда трагедия превращается в комедию. Одна из составляющих жанра – это «договор» между автором и зрителем по поводу определенного отношения к происходящему. Иногда этого «договора» не возникает, что означает провал. Чистый жанр – это все признаки определенного жанра и отсутствие признаков другого, Зрители любят фильмы чистых жанров (жанровые фильмы)Ю так как им легко приписать единые, четко определенные правила. Смешанный жанр – это наличие в определенном жанре элементов других жанров. (Например «Калина Красная») Сложный жанр – это уже закрепленная смесь разных жанров (например, трагикомедия). Мелодрама отличается от драмы отсутствием внутреннего конфликта, однобоким показом героев (хорошие или плохие), моментами, рассчитанными на чувственные реакции героев (причем сам автор относится к мелодраме иронически, хотя и скрыто).
38.
Композиция фильма. Её основные элементы. Драматургия эпизода фильма.
КОМПОЗИЦИЯ Композиция является содержанием движущегося и звучащего изображения и формой сюжета, оно его организует. Композиция – это деление произведения на части, их сопоставление между собой и соединение. Виды композиции фильма: 1) Структурная композиция. Деление фильма на кадры, сцены. Эпизоды, их сопоставление и соединение. 2) Сюжетная композиция. Деление на части сюжета: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, финал – и их соединение и соотнесение между собой. Но сюжет делится не только на экспозицию, завязку и т.д. В нём существуют ещё и сюжетные линии 3) Сюжетно-линейная композиция. Деление сюжета фильма на сюжетные линии и лейтмотивы, их соотнесение и соединение. Главный герой проходит как правило через весь фильм. Второстепенный появляется в нескольких эпизодах, а эпизодический – в одном. 4) Архитектоника. Деление движения идеи на части. Соотношение основных глубинных смысловых частей фильма. (Пример: в фильме «Андрей Рублёв» Тарковского три части: искушение, покаяние и восхождение). Элементы структурной композиции 1) кадр 2) сцена 3) эпизод. Кадр как единица внешней формы фильма. Кадр – это часть фильма от включения до выключения камеры до её выключения. Точнее: это от склейки с предыдущим кадром до склейки с следующим. Кадр неделим, его нельзя разрезать. Монтаж – это сопоставление и соединение кадров между собой. С помощью монтажа создатели управляют темпом и ритмом фильма. Этапы монтажа: 1) деление на кадры начинается в литературном сценарии. 2) В режиссёрском сценарии это деление закрепляется. 3) Кадры снимаются отдельно. 4) Монтаж: сопоставление и склейка. Монтаж – структурная композиция на уровне кадра. Свойства монтажа, или структурная композиция на уровне кадра: 1) дискретность (отдельность) кадров – иногда заметно, иногда нет. Очень ярко в «Танцующей в темноте» – Триер режет по движению. 2) последовательность монтажа. Все кадры идут последовательно, несмотря даже на параллельный монтаж, ретроспекции, прерывающееся действие и т.д. Одно всегда должно следовать за другим. (Иногда экран делят на несколько частей, когда одновременно разворачиваются разные действия («Беги, Лола, Беги».)) 3) сопоставляемость кадров – кадр получает свое содержание при сопоставлении с предыдущим кадром и с последующим, в отличие от живописи, где картинка самодостаточна. Существует два главных способа соединения кадров: сцепление и столкновение. 4) непрерывность соединения кадров. Каждый кадр следует за другим сразу же, непрерывно, без пауз, несмотря на их дискретность (здесь имеет место «прерывистая непрерывность») Сцена – это, как и кадр, отрывок. Это часть фильма, состоящая из группы кадров (как правило) и отмеченная единством места, времени и действия. От эпизода сцена отличается тем, что эпизод состоит из сцен, а сцена делится на кадры. Бывают исключения из определения сцены. Например, герои начинают спорить у реки, не прерывая реплик, спорят осенью в храме, а потом спорят зимой в лесу, сохраняя начатый летом разговор: нет единства места и времени, но есть единое действие. В исключительных случаях можно сказать, что сцена – это только единство действия.
Свойства сцены: 1) Многоточечность (это термин Эйзенштейна) – сцена состоит из нескольких точек зрения на объект (даже когда снято одним кадром) - в отличие от театральной сцены, где одна точка зрения зрителя на сцену. В хорошей прозе точки зрения также меняются. Часто сцены строятся на сопоставлении объективных и субъективных точек зрения. Это надо учитывать и в сценарии! 2) Существование внутри сцены своей драматургии 3) Драматургическая незавершенность киносцены (тоже в отличие от театра) Виды сцен Сцены различаются по уровню разработанности. 1) Существует развёрнутая сцена – где мы можем найти почти все компоненты сюжетной композиции (завязка, развитие, кульминация…) В хорошем фильме (и в сценарии!) должно быть несколько развёрнутых сцен, хотя в современных фильмах сцены резко смонтированы, как клипы – ощущение от фильма остается поверхностное) 2) Фрагментарная сцена – в ней нет всех компонентов композиции (напр в «Андрее Рублеве» дерущиеся мужики во дворе. 3) Проходные сцены (напр. Там же идут монахи). Проходные сцены необходимы, т.к. иначе из фильма исчезнет ощущение воздуха, он загонится в павильоны, станет театральным. 4) Сцена–перебивка – когда наблюдаем большую сцену, отвлекаемся на небольшую сцену, а потом возвращаемся обратно. 5) Параллельные сцены – когда две сцены равнозначные, но идут параллельно друг другу. 6) Флэш-бэк и флэш-фьючерс – очень короткое возвращение в прошлое или переход вперед Сцены также делятся по функциям: 1) сцена экспозиционная 2) сцена информативная – что-то сообщается зрителю 3) ретроспективная сцена – возврат назад 4) сцена поворотная 5) сцена кульминационная 6) сцена финальная. Сцены различаются ещё и по характеру места действия и съёмки: снимаются в помещении или на натуре. (В сценарии лучше переходить от сцены в помещении к сцене на натуре, чередовать их. ) Кроме того, сцены подразделяются по жанровому и стилевому решению. Сцена может быть драматической, комедийной, и т.д. Это используется профессиональными авторами для разнообразия. Способы сопоставления сцен: 1) по контрасту 2) по соответствию 3) по развитию (когда одна сцена сильнее развивает предыдущую Способы соединения сцен: 1) Столкновение 2) Сцепление Технические средства разделения и сцепления сцен: 1) Затемнение 2) Наплывы 3) Шторка 4) Вытеснение 5) Фигурное затемнение 6) Компьютерная графика Эпизод как элемент структурной композиции сценария и фильма Иногда эпизоды явно отделены, иногда неявно. Эпизод – это большая часть фильма, состоящая из ряда сцен, внутренне драматургически завершенная и вместе с тем развивающая сюжет и идею фильма. Свойства эпизода (в отличие от сцены): 1) Эпизод – это группа сцен 2) Это смена мест действия внутри эпизода (как правило) 3) Смена времени 4) Смена действия 5) Драматургическая завершенность (это главное отличие от сцены). Двоякость функции эпизода: с одной стороны – это завершенная часть, с другой – это часть общего сюжета фильма. Здесь очень важно правильно построить финал эпизода так, чтобы в конце эпизода был некий интерес, чтобы было оправдано дальнейшее построение фильма. 6) В профессиональном эпизоде присутствуют все драматургической компоненты, присущие фильму в целом. Виды эпизодов: 1. Пролог и эпилог. Пролог: а) пролог – эпиграф б) сжатое изложение предшествующих событий в) начало воспоминаний. Эпилог: а) пост-эпиграф б) завершение воспоминаний 2. экспозиционный 3. эпизод-развитие 4. финальный В эпизод могут быть включены подэпизоды (подэпизод ослепления в эпизоде «Страшный суд» в фильме «Андрей Рублёв»). Эпизод может быть поделен на микроэпизоды (подглавки) Сюжетные повороты бывают: 1) неожиданны для зрителя 2) неожиданны для персонажей 3) неожиданны для зрителей и для персонажей. Неожиданный для зрителя поворот не должен быть случайным: его надо подготовить. Элементы сюжетно-линейной композиции: Все законы построения сюжетной композиции имеют в основе законы зрительского восприятия: 1) своевременное возбуждение зрительского внимания (американцы считают – в течение 5-10 минут от начала) 2) поддержка внимания (кульминация, повороты в эпизодах) 3) постоянное усиление напряжения к концу фильма 4) доведение этого напряжения до кульминации, взрыва 5) Эффектная, не разочаровывающая зрителей концовка. Элементы сюжетной композиции. 1) Экспозиция 2) Завязка 3) Развитие 4) Кульминация 5) Развязка 6) Финал Экспозиция – изложение отношений персонажей фильма между собой и обстановка непосредственно перед развертыванием конфликта. Не путать экспозицию с предысторией (см. начальный рассказ героини в «Пианино»)! В экспозиции зритель должен узнать кто есть кто, как герои относятся друг к другу, обстановку и ситуацию, которая может привести к конфликту (особенно см. по поводу ситуации «Пролетая над гнездом кукушки»). Экспозиция бывает: 1) прямая – знакомимся со всеми героями сразу, с ситуацией, после чего идёт завязка 2) отложенная – фильм начинается с завязки, а потом по ходу действия мы уже знакомимся с героями и ситуацией Сюжетная композиция может быть линейной (экспозиция-завязка-…) и нелинейной (произвольный порядок). После грамотной экспозиции у зрителя не должно оставаться вопросов по поводу героев, хотя профессионалы рекомендуют не высказывать сразу все сведения о героях, об обстановке, раскрывая их по ходу. Завязка – точка, момент (не отрезок!!!) начала конфликтного действия. Завязка может быть и в середине фильма (см. Криминальное чтиво), но обычно идет сразу после экспозиции. Завязка перед конфликтным действием проходит подготовительный этап: 1) конфликтные ситуации 2) коллизия (когда герои осознали, что рано или поздно вступят в борьбу между собой) Развитие действия – самый большой элемент. В нём происходит подготовка кульминации, в нем дается ряд усиливающих конфликтных моментов, которые могут представлять собой удары или контрудары, а также появление новой информации и новых героев – должно происходить развитие конфликтной ситуации Кульминация – точка, момент наивысшего напряжения конфликта. (Пример: из-за двух углов выходят два бандита – и самый напряженный момент перед выстрелом (но не сам выстрел)– и есть кульминация) «Катастрофа» входит как бы уже в развязку. Способы, которыми обостряется и подчеркивается кульминационная точка: 1) когда кульминации предшествует непосредственно развернутый эпизод борьбы (в «Титанике» это - катастрофа на корабле) 2) когда перед кульминацией ставится эпизод спокойный, который будет идти контрастом к кульминации 3) повороты действия (пример: самоубийство Билли в «Полете над гнездом кукушки») не путать поворот, предшествующий кульминации и кульминацию 4) всеми силами созданное авторами безвыходное положение героя, из которого в кульминации герой находит выход 5) саспенс – равновесие, когда противостоящие силы абсолютно равнодейственны. Как правило, саспенс специально задерживается для создания напряжения Кульминация может быть не одна, а две, когда идут рядом две равнозначные сюжетные линии (примет: в «Рублеве» разговор Рублева с Кириллом и подъём колокола). Но обычно одна из них всё-таки важнее. Развязка – заключительное развитие; действие, следующее сразу за кульминацией Финал – заключительная точка фильма, конечное положение главной идеи. Открытый финал – когда конфликтное действие не исчерпано финалом. Закрытый – когда исчерпано. Двойственный финал – когда дается два ответа. («Пролетая над гнездом кукушки») В каждом эпизоде есть какое-то основное событие. При разборе конфликтов в сценариях, при их построениях в сценариях надо четко подчеркивать конфликт кого с кем или чего с чем. В американской драматургии сразу с начала фильма перед героем ставится цель: чего-то добиться. На этом и строится вест дальнейший сюжет, причем препятствия перед героем постоянно увеличиваются. АМЕРИКАНСКАЯ ТЕОРИЯ СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ Американцы делят сюжет фильма на три части: начало, середина и конец. Но главное. Что у них четко выделена и высчитана пропорция между ними: начало – 15-20 минут, середина – 45-60 минут, конец – 20-30 минут. В американской записи сценария 1 страница – 1 минута. Теория поворотных пунктов: Начало-1ый поворотный пункт-середина-2ой поворотный пункт-конец. (в «Пролетая над гнездом кукушки» 1ый поворотный пункт – когда Мак спорит, что за неделю сломает сестру, 2о1 – когда Мак звонит девушке, готовясь к побегу. Через 5-10 минут от начала – «перемена фокуса»: сначала мы думаем, что фильм об одном (жизнь больницы в «Пролёте…»), а потом вдруг сюжет меняется (приезд Макмёрфи). Центральная точка делит фильм пополам (консилиум врачей, на котором решается, что Макмёрфи из больницы не выпустят) Эти законы действуют на зрителя чрезвычайно. Они обеспечивают как минимум два сюжетных поворота. Но из-за этой схемы фильмы часто становятся слишком предсказуемыми, её надо разрушать. (Тарантино) Приблизительно на десятой минуте появляется «крючок» – цель, поставленная перед героем на весь фильм. Элементы сюжетно-линейной композиции Сюжетно-линейная композиция делится на сюжетные линии. Чтобы была линия, должно быть минимум две точки (герой должен появиться минимум 2 раза) Именно по этому признаку персонажи делятся на главных, второстепенных и эпизодических. В эпизоде эпизодический герой может быть и главным, но не главным в фильме (в «Андрее Рублеве» в эпизоде «Скоморох» главный герой – скоморох, а не Андрей Рублев). Лейтмотив – это образ, деталь или речевой и сюжетный оборот, повторяющийся в произведении как момент постоянной характеристики персонажа или ситуации (сюда входят и жесты героя, и музыка…) Способы соединения линий 1) Пересечение линий в сценах – персонажи, встречаясь, общаются друг с другом 2) Общение героев по телефону, через письма 3) Не встречаясь: разговоры героев друг о друге 4) Через деталь: письмо, записку 5) Через мелодию 6) Фотография 7) Соотнесение линий в душе героя (его видения, как в «Ностальгии») Сюжетные линии должны быть продуманы, протянуты и закончены (по поводу этого см. ошибку с исчезновением Фрэнсиса в «Титанике»)
Этапы работы над сценарием. Формы записи сценария.