Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятия ( Сущность и значение прибыли).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
Большое влияние на изменение объема валового дохода оказывает ассортиментная структура товарооборота. Повышение в товарообороте удельного веса товаров и товарных групп с высоким уровнем торговых надбавок ведет к росту валового дохода; при уменьшении их в товарообороте размер валового дохода снижается.
Структура валового дохода предприятия по товарным группам представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Анализ валового дохода ООО «Крепеж» по товарным группам
Товарная группа |
Объем продаж, тыс.руб. |
Сумма валового дохода, тыс.руб. |
Средний уровень валового дохода в процентах к обороту |
Отклонение от прошлого года по сумме валового дохода |
|||||||
2018 год |
2019 год |
2018 год |
2019 год |
в процентах к прошлому году |
2018 год |
2019 год |
откло-нение |
всего |
В том числе за счет изменения |
||
Объема продаж |
Ср.уровня валового дохода |
||||||||||
Крепежные изделия |
2673,1 |
3076,7 |
454,4 |
527,2 |
116,02 |
17,00 |
17,14 |
+0,14 |
+72,8 |
+68,6 |
+4,2 |
Перфорированные крепежи |
553,7 |
599,9 |
142,3 |
165,8 |
116,51 |
25,70 |
27,64 |
+1,94 |
+23,5 |
+11,87 |
+11,63 |
Скобяные изделия |
435,7 |
617,2 |
113,5 |
122,3 |
107,75 |
26,05 |
19,82 |
-6,23 |
+8,8 |
+47,28 |
-38,48 |
Сантехника |
2471,2 |
2425,0 |
443,2 |
489,5 |
110,45 |
17,93 |
20,19 |
+2,26 |
+46,3 |
-8,27 |
+54,59 |
Такелаж |
407,3 |
565,4 |
110,1 |
120,6 |
109,53 |
27,03 |
21,33 |
-5,7 |
+10,5 |
+42,74 |
-32,24 |
Абразив |
1366,0 |
1517,1 |
254,3 |
298,9 |
117,54 |
18,62 |
19,70 |
+1,08 |
+44,6 |
+28,13 |
+16,47 |
Инструменты |
2850,2 |
3400,5 |
502,6 |
583,4 |
116,08 |
17,63 |
17,16 |
-0,47 |
+80,8 |
+97,04 |
-16,24 |
Продукция на заказ |
778,2 |
768,5 |
189,2 |
212,7 |
112,42 |
24,31 |
27,68 |
+3,37 |
+23,5 |
-2,36 |
+25,86 |
Прочая продукция |
271,6 |
302,7 |
62,4 |
68,6 |
109,94 |
22,97 |
22,66 |
-0,31 |
+6,2 |
+7,15 |
-0,95 |
Итого: |
11807,0 |
13273,0 |
2272 |
2589 |
113,95 |
19,24 |
19,50 |
+0,26 |
317,0 |
282,1 |
34,9 |
Анализ показал, что по всем группам товаров сумма валового дохода возросла по сравнению с прошлым годом, что обусловлено увеличением уровня реализованных надбавок и наценок.
Из таблицы видно, что увеличение суммы валового дохода в сумме составило 317,0 тыс. руб., при этом более высокими темпами вырос валовой доход у таких групп как «абразив», «перфорированные крепежи», «инструменты» и «крепежные изделия», а более низкий темп роста был у «скобяных изделий».
Кроме того, на основе таблицы 11 можно сделать вывод, что основную долю валового дохода приносят такие группы товаров как «Инструменты» (22%), «Крепежные изделия» (20%) и «Сантехника» (19%).
Анализ чистой прибыли предприятия.
На чистую прибыль предприятия влияет объем реализованных товаров, фактор цен, средний уровень валового дохода и издержек обращения, а также начисленной суммы налогообложения.
Рассмотрим влияние факторов на изменение чистой прибыли предприятия (таблица 7) на основе исходных данных представленных в таблице 6.
Таблица 6 – Исходные данные для расчета факторного анализа изменения чистой прибыли предприятия
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Отклонение |
Темп роста, % |
|
2018г. от 2017 г. |
2019 г. от 2018 г. |
|||||
Оборот розничной торговли |
9932 |
11807 |
13273 |
1875 |
1466 |
112,42 |
Валовой доход |
||||||
- сумма |
1898 |
2272 |
2589 |
374 |
317 |
113,95 |
- уровень |
19,11 |
19,24 |
19,50 |
0,13 |
0,26 |
101,35 |
Издержки обращения |
||||||
- сумма |
1462 |
1753 |
1982 |
291 |
229 |
113,06 |
- уровень |
14,72 |
14,84 |
14,93 |
0,12 |
0,09 |
100,60 |
Прибыль от продаж, тыс.р. |
436 |
519 |
607 |
83 |
88 |
116,96 |
Рентабельность продаж, % |
4,39 |
4,40 |
4,57 |
0,01 |
0,17 |
103,86 |
Налог на прибыль |
87 |
104 |
121 |
17 |
17 |
116,35 |
Таблица 7 – Сводная таблица влияния факторов на изменение чистой прибыли ООО «Крепеж»
Факторы |
Влияние на сумму чистой прибыли |
|||||
2018-2017 год |
2019-2018 год |
|||||
расчет |
сумма тыс.р. |
Доля фактора, % |
расчет |
сумма тыс.р. |
Доля фактора, % |
|
Изменение объема оборота розничной торговли |
(Тф - Тб)×Рпб/100 = (11807-9932)×4,39/100 |
82,3 |
124,7 |
(Тф - Тб)×Рпб/100 = (13273-11807)×4,40/100 |
64,4 |
90,7 |
Изменения среднего уровня валового дохода |
(УВДф-УВДб)×То/100 = (19,24–19,11)×11807/100 |
15,3 |
23,18 |
(УВДф-УВДб)×То/100 = (19,50–19,24)×13273/100 |
34,9 |
49,15 |
Изменения среднего уровня издержек обращения |
(УИОф-УИОб)×То/100 = (14,84–14,72)×11807/100 |
-14,6 |
-22,12 |
(УИОф-УИОб)×То/100 = (14,93–14,84)×13273/100 |
-11,3 |
-15,92 |
Изменение налоговых платежей с прибыли |
(104 - 87) |
-17 |
-25,76 |
(121 - 104) |
-17 |
-23,93 |
Итого влияния на чистую прибыль |
+66,0 |
100,0 |
+71,0 |
100,0 |
Расчет факторов влияющих на чистую прибыль торгового предприятия показал следующие результаты: чистая прибыль за последний год увеличилась на 71 тыс. руб. или на 17,1%. В результате увеличения товарооборота предприятия чистая прибыль за последний год выросла на 64,4 тыс. руб., доля фактора составила 90,7%. За счет изменения уровня валового дохода чистая прибыль выросла еще на 34,9 тыс. руб., при этом доля фактора составила 49,15%. Изменение среднего уровня издержек обращения снизило чистую прибыль на 11,3 тыс. руб., а изменение налоговых платежей с прибыли снизило чистую прибыль еще 17 тыс. руб.
Важной задачей анализа формирования и использования прибыли предприятия торговли является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.
Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение организации, внедрение новых технологий и т.д.
Фонд социальной сферы может использоваться на обще коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).
Рассмотрим структуру распределения чистой прибыли предприятия ООО «Крепеж» в 2017-2019 г.г. по фондам специального назначения согласно таблице 8.
Таблица 8 – Распределение чистой прибыли ООО «Крепеж» в 2017-2019 г.г.
Вид фонда |
Сумма отчислений, тыс. руб. |
Доля отчислений, % |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
Резервный |
52,7 |
55,2 |
61,7 |
15,1 |
13,3 |
12,7 |
Накопления |
178,3 |
237,0 |
278,5 |
51,1 |
57,1 |
57,3 |
Потребления |
108,6 |
110,8 |
130,7 |
31,2 |
26,7 |
26,9 |
Соц. сфера |
9,4 |
12,0 |
15,1 |
2,7 |
2,9 |
3,1 |
Чистая прибыль |
349 |
415 |
486 |
100 |
100 |
100 |
Представим графически структуру использования прибыли ООО «Крепеж» на рисунке 4.
Рисунок 4 – Структуру использования прибыли предприятия
ООО «Крепеж»
Из таблицы 8 видно, что за счет получения чистой прибыли произошло увеличение отчислений во все фонды предприятия. Большая часть прибыли (порядка 55%) идет в фонд накопления для финансирования затрат на расширение организации. Более 25% тратится на материальное поощрение сотрудников организации; причем численное значение этой суммы выросло за последний год на 19,9 тыс. руб.
На основе проведенного анализа прибыли предприятия ООО «Крепеж» можно сформулировать и предложить комплекс мероприятий, направленных на ее увеличение по следующим направлениям:
- снижения издержек обращения путем перевода предприятия на самообслуживание, внедрив штриховое кодирование товаров;
- мероприятие, направленное на расширение рынка сбыта крепежных изделий;
- проведение рекламной кампании;
- заключение договоров со строительными предприятия по средствам вывески объявлений баннерной рекламы в интернете.
Рассмотрим более подробно каждое из предложенных мероприятий.
Величина прибыли формируется под воздействием трех основных факторов: величины издержек обращения, объема товарооборота и уровня действующих цен на реализуемую продукцию (т.е. конъюнктура рынка товаров). Следовательно, основным резервом увеличения прибыли является повышение товарооборота, снижения издержек обращения и цен продукции реализуемой предприятием.
Рассмотрим более подробнее резерв снижения издержек и его влияние на повышение прибыли предприятия.
В рамках снижения издержек обращения необходимо предложить перевести предприятие на самообслуживание внедрив штриховое кодирование товаров предприятия.
С переводом предприятия на самообслуживание можно снизить численность торгово-оперативного персонала, тем самым снизить издержки по статье «заработная плата» и «отчисления во внебюджетные фонды».
Внедрение технологии штрихового кодирования на розничном торговом предприятии имеет множество преимуществ, причем, как показывает практика за счет повышения пропускной способности и качества обслуживания розничный товарооборот возрастает на 15-30%.
Для внедрения штрихового кодирования на предприятии возможно только за счет установки системы управления торговым залом АРМ «Кассир».
Несложный и гибкий интерфейс (форматы входной и выходной информации) позволяет организовывать взаимодействие с различными системами товародвижения, например, с такими, как «1С: Торговля», «Негоциант», «Домино» и др.
Установка программного обеспечения АРМ «Кассир» позволит собирать и анализировать информацию в различных разрезах: продажа товара, возврат товара, выручка, виды оплат, кредитные карты; выручка по кассирам, товарам, товарным группам; объем предоставленных скидок; выручка по подразделениям и др.
Установка программного обеспечения АРМ «Кассир» позволит существенно активизировать процесс сбора и обработки внутренней информации, что позволит в свою очередь повысить эффективность коммерческой работы, сократить издержки обращения, повысить качество обслуживания покупателей, улучшить качество труда.