Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятия ( Сущность и значение прибыли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большое влияние на изменение объема валового дохода оказывает ассортиментная структура товарооборота. Повышение в товарообороте удельного веса товаров и товарных групп с высоким уровнем торговых надбавок ведет к росту валового дохода; при уменьшении их в товарообороте размер валового дохода снижается.

Структура валового дохода предприятия по товарным группам представлена в таблице 5.

Таблица 5 – Анализ валового дохода ООО «Крепеж» по товарным группам

Товарная группа

Объем продаж, тыс.руб.

Сумма валового дохода, тыс.руб.

Средний уровень валового дохода в процентах к обороту

Отклонение от прошлого года по сумме валового дохода

2018 год

2019 год

2018 год

2019 год

в процентах к прошлому году

2018 год

2019 год

откло-нение

всего

В том числе за счет изменения

Объема продаж

Ср.уровня валового дохода

Крепежные изделия

2673,1

3076,7

454,4

527,2

116,02

17,00

17,14

+0,14

+72,8

+68,6

+4,2

Перфорированные крепежи

553,7

599,9

142,3

165,8

116,51

25,70

27,64

+1,94

+23,5

+11,87

+11,63

Скобяные изделия

435,7

617,2

113,5

122,3

107,75

26,05

19,82

-6,23

+8,8

+47,28

-38,48

Сантехника

2471,2

2425,0

443,2

489,5

110,45

17,93

20,19

+2,26

+46,3

-8,27

+54,59

Такелаж

407,3

565,4

110,1

120,6

109,53

27,03

21,33

-5,7

+10,5

+42,74

-32,24

Абразив

1366,0

1517,1

254,3

298,9

117,54

18,62

19,70

+1,08

+44,6

+28,13

+16,47

Инструменты

2850,2

3400,5

502,6

583,4

116,08

17,63

17,16

-0,47

+80,8

+97,04

-16,24

Продукция на заказ

778,2

768,5

189,2

212,7

112,42

24,31

27,68

+3,37

+23,5

-2,36

+25,86

Прочая продукция

271,6

302,7

62,4

68,6

109,94

22,97

22,66

-0,31

+6,2

+7,15

-0,95

Итого:

11807,0

13273,0

2272

2589

113,95

19,24

19,50

+0,26

317,0

282,1

34,9


Анализ показал, что по всем группам товаров сумма валового дохода возросла по сравнению с прошлым годом, что обусловлено увеличением уровня реализованных надбавок и наценок.

Из таблицы видно, что увеличение суммы валового дохода в сумме составило 317,0 тыс. руб., при этом более высокими темпами вырос валовой доход у таких групп как «абразив», «перфорированные крепежи», «инструменты» и «крепежные изделия», а более низкий темп роста был у «скобяных изделий».

Кроме того, на основе таблицы 11 можно сделать вывод, что основную долю валового дохода приносят такие группы товаров как «Инструменты» (22%), «Крепежные изделия» (20%) и «Сантехника» (19%).

Анализ чистой прибыли предприятия.

На чистую прибыль предприятия влияет объем реализованных товаров, фактор цен, средний уровень валового дохода и издержек обращения, а также начисленной суммы налогообложения.

Рассмотрим влияние факторов на изменение чистой прибыли предприятия (таблица 7) на основе исходных данных представленных в таблице 6.

Таблица 6 – Исходные данные для расчета факторного анализа изменения чистой прибыли предприятия

Показатель

2017 год

2018 год

2019 год

Отклонение

Темп роста, %

2018г. от 2017 г.

2019 г. от 2018 г.

Оборот розничной торговли

9932

11807

13273

1875

1466

112,42

Валовой доход

- сумма

1898

2272

2589

374

317

113,95

- уровень

19,11

19,24

19,50

0,13

0,26

101,35

Издержки обращения

- сумма

1462

1753

1982

291

229

113,06

- уровень

14,72

14,84

14,93

0,12

0,09

100,60

Прибыль от продаж, тыс.р.

436

519

607

83

88

116,96

Рентабельность продаж, %

4,39

4,40

4,57

0,01

0,17

103,86

Налог на прибыль

87

104

121

17

17

116,35


Таблица 7 – Сводная таблица влияния факторов на изменение чистой прибыли ООО «Крепеж»

Факторы

Влияние на сумму чистой прибыли

2018-2017 год

2019-2018 год

расчет

сумма тыс.р.

Доля фактора, %

расчет

сумма тыс.р.

Доля фактора, %

Изменение объема оборота розничной торговли

(Тф - Тб)×Рпб/100 =

(11807-9932)×4,39/100

82,3

124,7

(Тф - Тб)×Рпб/100 =

(13273-11807)×4,40/100

64,4

90,7

Изменения среднего уровня валового дохода

(УВДф-УВДб)×То/100 = (19,24–19,11)×11807/100

15,3

23,18

(УВДф-УВДб)×То/100 = (19,50–19,24)×13273/100

34,9

49,15

Изменения среднего уровня издержек обращения

(УИОф-УИОб)×То/100 = (14,84–14,72)×11807/100

-14,6

-22,12

(УИОф-УИОб)×То/100 = (14,93–14,84)×13273/100

-11,3

-15,92

Изменение налоговых платежей с прибыли

(104 - 87)

-17

-25,76

(121 - 104)

-17

-23,93

Итого влияния на чистую прибыль

+66,0

100,0

+71,0

100,0

Расчет факторов влияющих на чистую прибыль торгового предприятия показал следующие результаты: чистая прибыль за последний год увеличилась на 71 тыс. руб. или на 17,1%. В результате увеличения товарооборота предприятия чистая прибыль за последний год выросла на 64,4 тыс. руб., доля фактора составила 90,7%. За счет изменения уровня валового дохода чистая прибыль выросла еще на 34,9 тыс. руб., при этом доля фактора составила 49,15%. Изменение среднего уровня издержек обращения снизило чистую прибыль на 11,3 тыс. руб., а изменение налоговых платежей с прибыли снизило чистую прибыль еще 17 тыс. руб.

Важной задачей анализа формирования и использования прибыли предприятия торговли является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение организации, внедрение новых технологий и т.д.


Фонд социальной сферы может использоваться на обще коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).

Рассмотрим структуру распределения чистой прибыли предприятия ООО «Крепеж» в 2017-2019 г.г. по фондам специального назначения согласно таблице 8.

Таблица 8 – Распределение чистой прибыли ООО «Крепеж» в 2017-2019 г.г.

Вид фонда

Сумма отчислений, тыс. руб.

Доля отчислений, %

2017 год

2018 год

2019 год

2017 год

2018 год

2019 год

Резервный

52,7

55,2

61,7

15,1

13,3

12,7

Накопления

178,3

237,0

278,5

51,1

57,1

57,3

Потребления

108,6

110,8

130,7

31,2

26,7

26,9

Соц. сфера

9,4

12,0

15,1

2,7

2,9

3,1

Чистая прибыль

349

415

486

100

100

100

Представим графически структуру использования прибыли ООО «Крепеж» на рисунке 4.

Рисунок 4 – Структуру использования прибыли предприятия

ООО «Крепеж»

Из таблицы 8 видно, что за счет получения чистой прибыли произошло увеличение отчислений во все фонды предприятия. Большая часть прибыли (порядка 55%) идет в фонд накопления для финансирования затрат на расширение организации. Более 25% тратится на материальное поощрение сотрудников организации; причем численное значение этой суммы выросло за последний год на 19,9 тыс. руб.

На основе проведенного анализа прибыли предприятия ООО «Крепеж» можно сформулировать и предложить комплекс мероприятий, направленных на ее увеличение по следующим направлениям:


  1. снижения издержек обращения путем перевода предприятия на самообслуживание, внедрив штриховое кодирование товаров;
  2. мероприятие, направленное на расширение рынка сбыта крепежных изделий;
  3. проведение рекламной кампании;
  4. заключение договоров со строительными предприятия по средствам вывески объявлений баннерной рекламы в интернете.

Рассмотрим более подробно каждое из предложенных мероприятий.

Величина прибыли формируется под воздействием трех основных факторов: величины издержек обращения, объема товарооборота и уровня действующих цен на реализуемую продукцию (т.е. конъюнктура рынка товаров). Следовательно, основным резервом увеличения прибыли является повышение товарооборота, снижения издержек обращения и цен продукции реализуемой предприятием.

Рассмотрим более подробнее резерв снижения издержек и его влияние на повышение прибыли предприятия.

В рамках снижения издержек обращения необходимо предложить перевести предприятие на самообслуживание внедрив штриховое кодирование товаров предприятия.

С переводом предприятия на самообслуживание можно снизить численность торгово-оперативного персонала, тем самым снизить издержки по статье «заработная плата» и «отчисления во внебюджетные фонды».

Внедрение технологии штрихового кодирования на розничном торговом предприятии имеет множество преимуществ, причем, как показывает практика за счет повышения пропускной способности и качества обслуживания розничный товарооборот возрастает на 15-30%.

Для внедрения штрихового кодирования на предприятии возможно только за счет установки системы управления торговым залом АРМ «Кассир».

Несложный и гибкий интерфейс (форматы входной и выходной информации) позволяет организовывать взаимодействие с различными системами товародвижения, например, с такими, как «1С: Торговля», «Негоциант», «Домино» и др.

Установка программного обеспечения АРМ «Кассир» позволит собирать и анализировать информацию в различных разрезах: продажа товара, возврат товара, выручка, виды оплат, кредитные карты; выручка по кассирам, товарам, товарным группам; объем предоставленных скидок; выручка по подразделениям и др.

Установка программного обеспечения АРМ «Кассир» позволит существенно активизировать процесс сбора и обработки внутренней информации, что позволит в свою очередь повысить эффективность коммерческой работы, сократить издержки обращения, повысить качество обслуживания покупателей, улучшить качество труда.