Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятия ( Сущность и значение прибыли).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
1.1 Сущность и значение прибыли
В современных рыночных условиях значение прибыли торговых предприятий неизмеримо возрастает. Именно она определяет решение трех взаимосвязанных задач на предприятиях торговли: что приобретать; как продавать; для кого продавать (выбор покупателей на различных сегментах товарного рынка).
Прибыль, является основным показателем в системе целей предприятия и представляет весьма сложную экономическую категорию, определяющую конечный финансовый результат любого предприятия.
Прибыль можно рассматривать как важнейшую категорию рыночных отношений с двух позиций: как результативный показатель и как количественный показатель.
Как результативный показатель прибыль характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности. Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения – между валовой прибылью и расходами на продажу).
Таким образом, прибыль, являясь конечным результатом деятельности любого предприятия, создает условия для ее расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности предприятия.
Кроме того, необходимо сказать, что за счет прибыли на предприятиях торговли выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Кроме того, прибыль становится важнейшей для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Она характеризует деловую активность и финансовое благополучие предприятия.
В процессе анализа результатов работы торгового предприятия применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; валовая (балансовая) прибыль; чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия); налогооблагаемая прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия. Различия понятия прибыли определяется их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятий.
Экономическое содержание прибыли раскрывается через выполняемые ею функций в деятельности предприятия:
- главная цель предпринимательской деятельности, фактор материального стимулирования работников и их социальной поддержки;
- мера эффективности хозяйственной деятельности предприятия;
- источник финансовых ресурсов для развития предприятия, основной защитный механизм от угрозы банкротства;
- фактор повышения доходов собственников и инвестиционной привлекательности предприятия;
- источник формирования федерального и местного бюджетов и база для экономического развития государства и отдельных регионов.
Первая функция прибыли вытекает из самого определения коммерческого предприятия, которое осуществляет свою деятельность во имя получения прибыли. В достижении максимальной прибыли заинтересовано не только само предприятие и его работники-собственники, чья доля собственности зафиксирована в количестве акций или размере пая, но и наемные работники, получающие доход в виде материальной и социальной помощи, подарков, дополнительных отпусков и так далее.
Вторая функция связана с определением экономической эффективности, характеризующей качество хозяйствования через соотношение полученных результатов с произведенными затратами. При прочих равных условиях деятельность предприятия можно считать более эффективной, если его затраты обеспечивают большой эффект или данный результат получен с меньшими затратами [5, С.181].
В условиях рыночной системы хозяйствования возрастет значение третьей функции, в соответствии с которой прибыль выступает как источник ресурсов для развития предприятия. Направления использования чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются ее собственниками в учредительных документах либо на ежегодных собраниях при утверждении результатов финансово – хозяйственной деятельности торгового предприятия. Прежде всего, она может быть направлена на пополнение оборотных средств, приобретение оборудования. Тем самым увеличивается собственный капитал в имущество предприятия. Предприятие становится в большей степени финансово независимым и защищенным от угроз банкротства.
Согласно четвертой функции, повышение доходов собственников и их имущественного положения за счет прибыли происходит как в форме реальных выплат дивидендов и доходов на акции, паи, доли, так и путем увеличения стоимости имущества предприятия, сформированного за счет собственного капитала, приходящегося на 1 акцию, пай, долю.
И наконец, важнейшая функция прибыли – использование ее в качестве источника формирования федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
1.2 Особенности формирования прибыли
Рост и развитие торговой организации тесно связан с выработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования и использования прибыли.
Прибыль предприятия торговли слагается из финансового результата от реализации товаров, основных средств и иного имущества предприятия, а так же прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов. Механизм определения прибыли установлен действующими в настоящее время нормативно – правовыми актами в области формирования доходов, расходов и налогообложения прибыли. В соответствии с ними, а так же с учетом последовательности торгово – хозяйственной деятельности процесс формирования прибыли торгового предприятия может быть представлен следующим образом.
Валовая прибыль от реализации доходов
Издержки обращения
Прочие доходы, включая доходы от реализации имущества, ценных бумаг и имущественных прав
Прибыль от реализации товаров
Прочие расходы
Налог на прибыль
Валовая прибыль
Чистая прибыль
Рисунок 1 – Схема формирования прибыли торгового предприятия
Из приведенной схемы следует, что прибыль от продаж товаров определяется по формуле:
ПР = ВД – ИО, (1)
где ПР – прибыль от продаж товаров, р.;
ВД – валовый доход от продаж товаров, р.;
ИО – издержки обращения торгового предприятия, р.
Валовой доход исчисляется по формуле:
ВД = ПР + ПрД – ПрР, (2)
где ВД – валовой доход, р.;
ПрД – прочие доходы, р.;
ПрР – прочие расходы, р.
Прочие расходы включают в себя обоснованные затраты на осуществление хозяйственной деятельности, непосредственно не связанной с реализацией, а так же убытки, полученные предприятием в отчетном периоде в ходе осуществления этой деятельности. Сюда включаются проценты, фактически уплаченные за кредиты (текущие и инвестиционные); расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных фондов; судебные расходы и арбитражные сборы, расходы по операциям с тарой; налог на имущество предприятия; штрафы, пени и неустойки за нарушение договорных или долговых обязательств; расходы на оплату услуг банков; убытки прошлых периодов, выявленные в текущем периоде; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности; расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае виновных лиц, убытки от хищений, виновники которых не установлены; потери от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Некоторые из этих видов расходов определяются по фактически произведенным затратам и потерям и по своей сути планированию не поддаются. К таковым следует отнести штрафы, убытки, недостачи, хищения, потери от стихийных и чрезвычайных ситуаций. Другие же виды затрат, такие как налог на имущество предприятия, проценты за кредиты и займы, и их можно заранее предусмотреть.
Налог на имущество предприятий уплачивают российские и иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации. Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, находящихся в эксплуатации или переданных во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление. Сумма налога на имущество определяется путем умножения среднегодовой стоимости основных средств на доставку налога на имущество, устанавливаемую законом субъектов Российской Федерации в пределах до 2,2%. Среднегодовая стоимость имущества определяется как частное от деления суммы стоимости имущества на 1-е число каждого месяца периода, за который начисляются налог, на количество месяцев в этом периоде, увеличенное на единицу.
В торговой отрасли особое значение имеют расходы, обусловленные взаимоотношениями с банковской системой, чьи услуги являются платными. К таким услугам относятся инкассация выручки, выдача наличных денег, оформление платежных документов, введение банковских счетов, конвертация валюты и другие виды услуг.
Банки определяют тарифы за каждый вид услуг. Например, устанавливается тариф в процентах от объема подлежащей инкассации выручки и за выдачу наличных денег; тариф в сумме за каждое принятое к перечислению платежное поручение; ежеквартальная плата за ведение банковских счетов; комиссия в процентах от суммы за куплю – продажу иностранной валюты.
Особый вид банковских услуг – предоставление кредитов под определенные проценты. Особенность этого вида расходов состоит в том, что в полном объеме фактически произведенных затрат они учитываются при определении валового дохода. В то же время при расчете налогооблагаемой прибыли они учитываются не в полном объеме.
Расчет расходов в виде процентов по займам и кредитам при определении налогооблагаемой прибыли производится исходя из наличия или отсутствия у предприятия кредитов и займов, выданных на сопоставимых условиях. Под налоговым обязательствам, выданных на сопоставимых условиях, понимаются обязательства, если они выданы в той же валюте, на те же сроки, в сопоставимых объемам и под на аналогичные обеспечения. Кроме того, они не должны иметь одну группу кредитного риска. При отсутствии на предприятии долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях, максимальная сумма процентов за кредит, включаемая в состав прочих расходов при определении налогооблагаемой прибыли, рассчитывается по рублевым кредитам (займам) исходя из ставки рефинансирования Центрального банка, увеличенной в 1,8 раза, а по долговым обязательствам в иностранной валюте – по ставке, равной 15% годовых.
Если на предприятии есть кредиты, выданные на сопоставимых условиях, то при расчете налогооблагаемой прибыли признаются только те расходы, которые начислены по процентам, существенно не отклоняющимся от среднего уровня процентов, сложившегося за квартал по всем сопоставимым кредитам. Существенным считается отклонение свыше 20 %.
Процесс формирования прибыли завершается определением чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Она может быть рассчитана по формуле:
ЧП = ВП – НП, (3)
где ЧП – чистая прибыль, р.;
ВП – валовая прибыль, р.;
НП – налог на прибыль, р.
Таким образом, прибыль предприятия торговли слагается из финансового результата от реализации товаров, основных средств и иного имущества предприятия, а также прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов. Механизм определения прибыли установлен действующими в настоящее время нормативно-правовыми актами в области формирования доходов, расходов и налогообложения прибыли.
Основной целью управления формированием прибыли является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы.
На величину прибыли предприятий торговли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.
В самом общем виде можно выделить факторы, непосредственно влияющие на величину прибыли: товарооборот, товарные запасы (их структура и ассортимент), цена товаров (покупная и продажная), расходы на продажу. Обобщенным показателем этих факторов является спрос.
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема продаж продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования основных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий предприятий.
Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от продаж продукции, является изменение объема продаж предприятий розничной торговли, так как чем больше объем продаж, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот.
Вторым, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от продаж товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее реализацию, тем выше прибыль, и наоборот.