ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.09.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
Юрий Арабов. Фауст. Сценарий
-
№10, октябрь
-
Юрий Арабов
-
-
Я написал сценарий «Фауста» по просьбе Александра Николаевича Сокурова четыре года назад — летом 2007-го. Сама просьба не была для меня неожиданностью, еще в студенческие годы Сокуров хотел экранизировать «Доктора Фаустуса» Томаса Манна и, кажется, в первые годы работы на «Ленфильме» ставил об этом в известность заместителя министра по кинематографии Павленка. Думаю, что это желание скорее насторожило, чем обрадовало тогдашнее руководство нашей отраслью. Но в 2007 году этого руководства уже давно не было, в нулевые годы можно было предлагать любой проект, и какие-то деньги государство в лице ФАКа находило практически под любую идею. Так что я с чистым сердцем взялся за предложенный материал, не предполагая, что над всеми нами уже был занесен топор очередной «реформы», которая сделает не только воплощение «Фауста», но и материализацию любой серьезной творческой идеи невозможной.
О сюжете вопрос не ставился. Этот сюжет был внутри меня долгие годы, и, поскольку я знаю и тему, и взгляды режиссера, мне не составило особого труда перенести его на бумагу. Я написал перевернутую историю на тему средневековых легенд не о том, как дьявол соблазняет человека, а о том, как человек соблазняет дьявола. К Средневековью этот сюжет отношения не имеет, но он имеет прямое отношение к сегодняшнему дню, так как зло в истории существенно меняет свою форму и мотивацию, оставаясь неизменным лишь в своей лживой и жестокой сердцевине. О Гёте говорить здесь трудно. Но легко говорить о Пастернаке — в сценарии в ряде кусков я делал пародию на великий пастернаковский перевод, тем самым решая вопрос о природе сценарного текста. К сожалению, этот пласт литературного сценария существенно искажен в фильме из-за двойного перевода (с русского на старонемецкий и с немецкого — на русский). Однако драматургическая концепция осталась неизменной и была обогащена за счет финала фильма.
Проблема финала встала уже на уровне сценария. Первоначально я планировал окончить фильм на пушкинской «Сцене из «Фауста» со знаменитым «Мне скучно, бес». Но режиссер с этим категорически не согласился. Он заставлял меня переписывать сцену снова и снова, пока не произошло то, что произошло. Эту сцену вы можете прочесть в литературном сценарии, в фильме же она еще более усилена и обогащена. Сокуров посредством ее достиг совершенно внятного философского и метафизического высказывания, редкого не только для отечественного, но для мирового кинематографа в целом.
Все мы и прежде всего группа, работавшая на съемочной площадке, сделали, что могли. Для меня со времен сценария утекло уже много воды, так как время и физиология литературной работы отличаются от времени и физиологии работы кинорежиссера. Для последнего — созданное в «Фаусте» теплится и дышит. Для меня — это уже история. Я и не думал, что замысел осуществится всего лишь через четыре года. Через долгих четыре года…
Еще один кусок жизни отрезан и истрачен. Будем надеяться, что истрачен не впустую.
Маленький средневековый город с высоты птичьего полета
Черепица крыш. Мощенная камнем мостовая. Из закопченных труб идет дым.
В небе горят две луны.
Но если быть точнее, то второй луной является яркая комета, и ее хвост бросает на мостовую зеленоватый отблеск.
Огни в домах погашены. Только в одном окне горит масляная лампа.
Это лаборатория Фауста.
Лаборатория Фауста
На столе лежит тело, покрытое простыней в кровавых и сукровичных разводах, оно только что было вскрыто.
У раскрытого настежь окна стоит направленная в небо длинная подзорная труба.
Сам Фауст моет руки над тазиком, а ученик его Вагнер льет ему воду из ковша.
В а г н е р. Вы много рассуждали об устройстве вот этого мешка с кровавой слизью, ни слова не сказавши о душе…
Ф а у с т. Ее я не нашел… Вопрос один: что в этой бывшей плоти, гниющей и смердящей, была душа? Иль в том, что не было ее и не могло быть?
В а г н е р. Коль даже вы не знаете, то что сказать о нас?.. Мы в тупике.
Ф а у с т. Жизнь и душа… Где они скрываются? Здесь? (Трогает рукой свой лоб.) Здесь столько мусора, что не расскажешь. Здесь?.. (Трогает рукой область сердца.) Здесь один лишь гнев и страсти.
В а г н е р. Мне иногда кажется, что в пятках.
Ф а у с т. Как это?
В а г н е р. Когда ноги сами собой бегут от страха… В них столько жизни, что не передашь.
Ф а у с т. Нет, всё не то… (Отодвинув простыню, смотрит на расчлененный труп. Потом разочарованно опускает простыню на тело. С подозрением нюхает свои руки. Ногти на его пальцах несколько отросли и не совсем чистые, в заусенцах, грязи.) Что ты мне льешь?
В а г н е р. Вода…
Ф а у с т. А ты понюхай!..
Вагнер нюхает воду в кувшине, раздувая ноздри…
В а г н е р. Не то. Ошибся.
Ф а у с т (прозой). Да это формалин! Ты готовишь меня в мертвецы!
В а г н е р. Странно! Как это в воду мог попасть раствор формалина?
Ф а у с т. А в ежевичный соус, которым ты угостил меня вчера?
В а г н е р. С карболкой?
Ф а у с т. С карболкой, с карболкой!..
Бьет его по щекам.
В а г н е р (защищаясь, снова переходя на белый стих). Что есть душа и где она, не знают книги, но знает Бог и вечный враг-соперник.
Ф а у с т (тяжело дыша от борьбы). Где ж взять обоих?..
В а г н е р. А вы-то? Сами?..
Ф а у с т (останавливаясь). Что ты мелешь?..
В а г н е р. Вы для нас, своих учеников… есть нечто большее.
Ф а у с т. Больше черта?
В а г н е р. Много больше.
Ф а у с т (пытливо). И Бога?
В а г н е р. Больше и его.
Ф а у с т (с досадой). Оставим этот бред. Кто еще подходит на роль провидца?..
В а г н е р. Неведомо. В народе говорят: кто золото имеет, тот и черт.
Начинает промокать полотенцем руки учителя.
Ф а у с т. У меня нет золота.
В а г н е р. Значит, вы не черт.
Ф а у с т (с интересом). А кто?..
В а г н е р. Наш ростовщик. Есть слух…
Что-то шепчет на ухо Фаусту.
Ф а у с т. Неужели?
В а г н е р. Доподлинно никто не знает… Но… предположительно. Касательно. Теоретическое допущение.
И практическая вероятность.
Ф а у с т (испытующе глядя на ученика). А ты бы… Что бы попросил у него?
В а г н е р. Когда бы душу заложил?
Ф а у с т. Ну да…
Вагнер медлит с ответом, молчит. Бугристое лицо его наливается румянцем.
В а г н е р. Я бы… Не знаю даже.
Ф а у с т. Я знаю. Любовь красивой девушки?.. Попал?
Ученик застенчиво смотрит в пол.
Ф а у с т (тихо). …И денег?
В а г н е р (переходя на прозу). Две вещи. Вы не поверите…
Ф а у с т (повелительно). Говори. Не томи душу.
В а г н е р. Вещь первая: чтобы мир провалился в тартарары.
Ф а у с т (потрясенно). Весь мир?
В а г н е р. Целиком. С домами, матронами, бакалаврами и магистрами… В общем, чтобы ничего не было. Гладко.
Ф а у с т. И дети?
В а г н е р. Конечно!..
Ф а у с т. Зверь. Что еще?
В а г н е р. И вещь вторая, какую бы я попросил… (Застенчиво.) Чтобы почаще видеть вас.
Ф а у с т. Но это же болезнь. Ты нездоров!
В а г н е р. Никак нет.
Ф а у с т. Как же ты хочешь видеть меня, когда мира не будет?
В а г н е р. Очень просто. Только вы и я. Посередине мертвых звезд. Я готовлю вам ежевичный соус, а вы рассуждаете о Гиппократе и Зеноне.
Ф а у с т (снова раздражаясь). Иди к черту! Оставь меня!.. (Отдает распоряжение.) Поторопитесь тело предать земле… Оно уже гниет.
В а г н е р. Чем платить могильщикам?
Ф а у с т (задумчиво). Пусть подождут. Я завтра заложу одну вещицу… и расплачусь за все.
Вагнер уходит.
Ф а у с т (своему отражению, обращаясь к зеркалу). Я богословьем овладел, над философией корпел, юриспруденцию долбил и медицину изучил… Однако я при всем при том…
Досадливо машет рукой и прерывает свой монолог.
Лечебница отца Фауста
Длинный коридор, вдоль стен которого убогие: один, с перевязанной щекой и заплывшим глазом, сидит, другой стоит, опершись о костыль, третья, баба, взявшись руками за голову, тихонько воет и вздрагивает. Между ними ходит важный морщинисто-красный индюк, по-видимому, приблудный, зашедший со двора, и по-генеральски требовательно осматривает больных.
Из комнаты раздается истошный крик, от которого все в коридоре вздрагивают.
Фауст тихонько проходит в комнату, где кричали.
На столе ничком лежит полуголый человек. Над ним склонился огромный, почти двухметровый старик с короткой седой бородой. Из-под закатанных рукавов рубашки видны сильные, как у борца, руки.
Кинув короткий взгляд на Фауста и никак не отреагировав на его появление, старик резким движением, взявшись за плечи, тянет лежащего больного на себя.
Человек опять истошно кричит.
В позвоночнике его что-то трескает.
О т е ц Ф а у с т а (властно). Теперь вставай.
Больной осоловело поводит глазами. Садится на столе, свесив ноги.
О т е ц Ф а у с т а. Идти можешь?
Б о л ь н о й (еле слышно). Не знаю.
Старик обнимает его за талию и опускает на пол.
О т е ц Ф а у с т а. Ноги держат?
Б о л ь н о й. Кажется, да.
О т е ц Ф а у с т а. Тогда иди отсюда!..
Больной уходит, даже не надев рубаху, скомкав и держа ее в руках.
О т е ц Ф а у с т а (поворотившись к сыну). Зачем пришел?
Ф а у с т. Так просто… На тебя посмотреть.
О т е ц Ф а у с т а. А что на меня смотреть? Я не икона.
Подходит к сыну и подставляет щеку для поцелуя. Сам, однако же, не отвечает.
Ф а у с т. А ты, оказывается, не берешь денег за лечение?
О т е ц Ф а у с т а. А с кого здесь брать? С этих?..
Показывает в проем приоткрытой двери.
Ф а у с т. Они не так бедны, как кажутся. У каждого что-то есть.
О т е ц Ф а у с т а. У этих — ничего. (Неожиданно берется своими руками за щеки сына, оттягивает их, потом хлопает по щеке рукой.) Круги под глазами. Общая бледность. Легкое воспаление левой роговицы. Плохо спишь?
Ф а у с т. Вообще не сплю.
О т е ц Ф а у с т а. Почему?
Ф а у с т. Не знаю. Я сплю днем. На ходу. Когда иду, разговариваю и читаю студентам лекции. Так поступают большинство людей.
О т е ц Ф а у с т а (в досаде машет рукой). Это все гордость. Гордость в тебе вопиет.
Ф а у с т (с тоскою). Какая гордость, отец? Я готов от всего отказаться — от дома, от пищи, от своего положения в обществе… Жить со зверьми в норе, питаться падалью, лишь бы то, что я делаю, имело бы какой-то смысл…
О т е ц Ф а у с т а (подумав). Не дам. И не проси.
Ф а у с т. Что ты имеешь в виду?
О т е ц Ф а у с т а. Ты ведь о деньгах.
Фауст растерянно молчит. Отец неожиданно дает ему в руки большой деревянный молоток.
О т е ц Ф а у с т а. Держи. (Кричит в проем двери.) Теперь ты!..
В комнату входит бедняга на костылях.
Отец Фауста укладывает его на стол. Задирает штанину. Ощупывает синеватую ногу. Потом неожиданно ломает костыль о свое колено.
О т е ц Ф а у с т а. Он тебе больше не понадобится.
Берет из рук сына молоток. Аккуратно бьет им по суставу больного. Тот истошно кричит.
О т е ц Ф а у с т а. Всё. Здоров уже. Проваливай, проваливай!.. (Поворачивается к сыну.) Я бы тебе даже не дал, если б были. Дело нужно делать, а не побираться.
Ф а у с т. Мои изыскания, в отличие от твоих, требуют средств. Жаль, что ты не понимаешь.
О т е ц Ф а у с т а. А что ты ищешь? Философский камень?
Ф а у с т. А почему бы и нет?
О т е ц Ф а у с т а. Бабкины сказки. Гомункулуса?
Ф а у с т (смутившись). Ну, так далеко я не заглядываю.
О т е ц Ф а у с т а. И правильно. Бред сивой кобылы. Тогда что же?
Ф а у с т. Да одни окуляры у астрономической трубы… Мой ученик, растяпа, разбил недавно…
О т е ц Ф а у с т а. Все планеты должны быть здесь.
Неожиданно показывает себе на голову указательным пальцем.
Ф а у с т. А душа?
О т е ц Ф а у с т а. Что «душа»?
Ф а у с т. То, что нас связывает с Богом. Бессмертная монада. Бывшая прежде Адама, и будущая, когда мира не будет. Где она?
О т е ц Ф а у с т а (подумав). Не знаю.
Ф а у с т. И я тоже. Я работаю сутками напролет, никого не люблю, семьи не имею, толком не ем и не сплю… (С внезапным надрывом.) Я не вижу в своей жизни смысла, отец!..
О т е ц Ф а у с т а (задумчиво). Не то, не то… (Смотрит сыну прямо в глаза.) Ведь можно и без души, разве не так? Материя. Тупая. Черная. Тяжелая. Детерминированная сама собой. Я бью молотком по коленной чашечке, и она вздрагивает.
Ф а у с т (сокрушенно). Мне этого мало.
О т е ц Ф а у с т а. А ты будешь опорожнять прямую кишку указательным пальцем? Будешь или нет?
Сын молчит.
О т е ц Ф а у с т а. А при воспалении урины будешь ее опорожнять? Отвечай!
Ф а у с т. Нет.
О т е ц Ф а у с т а. …Промывать пищевод специальной смесью… Отсасывать из чужого горла слизь?.. (Больному, кричит.) Ну всё! Уходи отсюда! Чтобы я тебя больше не видел!..
Больной, хромая, испуганно оглядываясь, спешит к двери.
О т е ц Ф а у с т а. И ты уходи. Денег у меня для тебя нет. И смысла тоже.
Ф а у с т. Мне жаль. Прощай…