ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.09.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
Идет вслед за больным.
О т е ц Ф а у с т а (сам себе, запыхавшись, с одышкой). Небо, планеты… Я закрываю глаза и вижу их все… (Закрывает глаза и некоторое время стоит неподвижно, опустив большие руки. Тихо шепчет.) Меркурий, Уран, Венера…
Город днем
Под ноги Фауста выливается ведро с грязной водой и плавающими в ней капустными листьями.
Фауст осторожно, чтобы не запачкать башмаки, переступает поток и идет дальше. Служанка, которая вылила помои, скрывается за железными воротами и лязгает запором.
Над просекой среди каменных домов, которую образует улица, видна полоска голубого неба. В ней на невообразимой крутизне висит комета с длинным хвостом из блестящих белых брызг.
Фауст на минуту поднимает голову вверх и обменивается взглядом с кометой.
Идет дальше.
Видит, как в университетском дворе на одной ноге прыгает Вагнер, играя в классики.
Заметив направленный на него взгляд, Вагнер застывает зачарованно на одной ноге, глядя на учителя.
Фауст проходит мимо, опустив голову.
Лавка ростовщика
Письменный стол завален всякой рухлядью. В центре его стоят потертые весы.
Сам ростовщик торопливо ест из миски, запивая съеденное обыкновенной водой.
Ф а у с т. Я тут хотел…
Р о с т о в щ и к (радушно). Вы проходите… Не стесняйтесь!.. Слушаю вас!
Снимает с груди салфетку и, скомкав, прячет ее в ящик письменного стола.
Ф а у с т (имея в виду весы). Деньги взвешиваете?
Р о с т о в щ и к (шутя). Души.
Ф а у с т. И тяжелы?
Р о с т о в щ и к. Да нет. Одна монета перевесит.
Ф а у с т. Я так и думал.
Р о с т о в щ и к. Но — не вашу.
Фауст вынимает из кармана плаща кольцо, перемотанное носовым платком.
Ф а у с т. Вот эта вещь… Хотел бы заложить.
Разворачивает платок. Ростовщик со вздохом берет в руки лупу и рассматривает камень, украшающий центр кольца. В сомнении цыкает.
Ф а у с т. Что?..
Р о с т о в щ и к (оживленно). Да это не кольцо, а целый философский камень!.. Он объясняет суть вещей.
Ф а у с т. Но это ведь дороже?
Р о с т о в щ и к. Напротив. Ничего не стоит. Жизнь — не в цене, а смерть еще дешевле.
Откладывает в сторону лупу и испытующе смотрит на Фауста.
Ф а у с т. А что же ценится?
Р о с т о в щ и к. Бессмыслица, но чтоб блестела. Какой-нибудь пустяк, но яркий. Главное — огранка, а не камень.
Ф а у с т. Не понимаю.
Р о с т о в щ и к. Ученость ваша не-сколько вредит рассудку. Угощайтесь.
Протягивает ему миску с остатками еды.
Ф а у с т. Нет. Увольте.
Р о с т о в щ и к. Тогда автограф. (Берет с полки толстую книгу. Бросает на Фауста короткий взгляд. Открывает наугад и зачитывает вслух.) «…Гиппократ считал, что главная цель высокого искусства — освобождение тела от слизи, которая превалирует в человеке и вредит его здоровью. Жанр трагедии здесь особенно полезен, потому что у зрителя проливается много слез и вместе с ними уходит слизь. «Царя Эдипа» нужно смотреть поздней осенью и зимой, когда слизи в организме особенно много. А комедию, которая с помощью смеха освобождает тело от желчи, — весной и летом…» Вами написано?
Ф а у с т (уклончиво). Не помню.
Р о с т о в щ и к. Как это?
Ф а у с т. Нечем писать. Денег не хватает даже на чернила. Скоро буду писать кровью.
Р о с т о в щ и к. Зачем же кровью? Есть перо. (Обмакивает гусиное перо в чернильницу и протягивает Фаусту. Тот нехотя ставит витиеватую закорючку в качестве автографа на первой странице фолианта.) Не кажется ли вам… (Прижимает книгу к груди.) что с появлением книгопечатанья мы очень далеко продвинулись?
Ф а у с т. Не кажется.
Р о с т о в щ и к. Почему?
Ф а у с т. Раньше от руки переписывали только одну главную книгу — Библию. Потому что трудно и долго, где еще взять силы на менее важное? А теперь будут печатать всякий хлам. Потому что легко.
Р о с т о в щ и к (страстно). Ваши книги — не хлам!
Ф а у с т (теряя терпение). Денег дайте!..
Р о с т о в щ и к (решительно). Не дам!..
Захлопывает книгу и ставит ее на полку.
Ф а у с т (подавляя нахлынувшее раздражение). Что вы берете под заклад?
Р о с т о в щ и к. А что угодно.
Ф а у с т. Мусор?
Р о с т о в щ и к. Берем. Но прихотливо.
Ф а у с т. Древний манускрипт о смысле жизни?
Р о с т о в щ и к. Нет.
Ф а у с т. Вечный двигатель?
Р о с т о в щ и к. Увольте!..
Ф а у с т (уже кипит). Мощи святого Себастьяна?..
Р о с т о в щ и к (по-деловому). Мощи — можно. Но где их разыскать? И был ли этот Себастьян? Возможно. А если не был?.. То-то и оно. В земле есть черви, это достоверно, но нету Себастьяна. (Наклонившись, интимно, прозой.) Знаете, сколько имеется гвоздей, которыми был прибит Спаситель к Кресту?
Ф а у с т. Сколько?
Р о с т о в щ и к. В Риме — в нескольких соборах. На Святой Земле. В Париже. И еще — в нескольких городах Европы. Всего получается около сотни. Это только по приблизительным подсчетам.
Ф а у с т (терпеливо). И что это доказывает?
Р о с т о в щ и к. Это доказывает, что денег нету. (Для выразительности демонстрирует свой пустой карман, вывернув его наизнанку.) То есть нету денег, чтобы платить за подобные гвозди. (Вдруг снимает с себя сюртук. Начинает показывать перед Фаустом его подкладку.) Вот эту дырку видите? Она образовалась при первом свидании, когда я рвал розу с клумбы. А вот этот шов подмазан, да? Чернилами я его подмазал, чернилами!.. Каждый месяц подмазываю снова, потому что чернила стираются и оставляют на теле странные письмена. Хожу в тряпье. Оборотных средств нету!.. Финансовый баланс не сходится. Наличные — на нуле.
Фауст терпеливо дослушивает его монолог. Затем берет в руки его миску и запускает в стену. На стене остается след от похлебки, отдаленно напоминающий паука. Забыв кольцо на столе, уходит вон от ростовщика. Ростовщик задумчиво смотрит ему вслед.
Улица города
Фауст останавливается у университетской ограды. Смотрит на то, как студенты-школяры вместе с Вагнером прыгают на одной ноге через квадратики, нарисованные мелом на мостовой.
Внезапно он присоединяется к ним.
Школяры с почтением расступаются перед профессором. А он, демонстрируя сноровку кузнечика, перепрыгивает сразу через два квадратика.
Звучат аплодисменты.
В а г н е р (восхищенно). Браво!..
Ф а у с т (неожиданно, глядя в глаза ученику). Я умираю!..
Лаборатория Фауста
В окно светит закат. На столе горит тусклая масляная лампа. Перед Фаустом открыта книга на греческом. Это Евангелие от Иоанна. Фауст тупо смотрит на нее, пытаясь перевести первый стих.
Ф а у с т (бормочет под нос). «В начале было Слово…» С первых строк загадка… Так ли понял я намек?.. Ведь я так высоко не ставлю слово…
Раздается стук в дверь. В открытую щель без разрешения просовывается голова Вагнера.
Ф а у с т (с отчаянием). Опять ты?
В а г н е р. Я.
Ф а у с т (смиряясь). Ладно. Входи.
Вагнер присаживается за стол и рассупонивает сверток, который принес с собой. В нем маникюрные инструменты — ножницы разной величины, щипчики, краска для ногтей, специальные ножи для удаления мозолей. Все это напоминает орудия пыток.
Пока он раскладывает свой скарб, Фауст смотрит в книгу, будто не замечая приготовлений ученика.
Ф а у с т. Ты понимаешь, что здесь написано?
В а г н е р (бросив мимолетный взгляд на греческий). Нет.
Ф а у с т. Я тоже. «В начале было Слово…» Так ли? И верно ли значенье древних строк?
В а г н е р. Не верно.
Он наполняет медный тазик водой и опускает в него руки учителя.
Ф а у с т (подумав). «В начале мысль была», вот перевод!..
Испытующе смотрит на Вагнера.
Тот тем временем начинает подстригать ногти учителя.
В а г н е р. Да вряд ли. Какая мысль? Чья?
Ф а у с т (смутившись). В самом деле, чья?..
В а г н е р. Никаких мыслей. У меня — во всяком случае.
Ф а у с т (сокрушенно). У меня — тоже.
В а г н е р. Но есть идеи.
Пилкой шлифует обрезанный ноготь.
Ф а у с т. А чем мысли отличаются от идей?
В а г н е р (хитро). Отличия имеются.
Ф а у с т. А ты, в самом деле, дурак.
В а г н е р (с гордостью). Несомненно.
Ф а у с т (нетерпеливо). Может, у тебя есть идея по поводу перевода этого стиха? Говори. Я слушаю.
Студент громко дышит, и в этом сопении угадывается великая сила.
В а г н е р. Есть.
Ф а у с т. Так давай же! Не томи душу!..
В а г н е р. «В начале было «я».
Ф а у с т. Чье «я»?
В а г н е р. Мое.
Ф а у с т (отшатнувшись). Ты был в начале?!.
В а г н е р. Ну да. Почему бы нет?..
Начинает красить ноготь Фауста в сиреневый цвет.
Ф а у с т. Тогда мы все погибли.
В а г н е р. Я так не думаю. (С неожиданной страстью.) Если в начале было Слово, о котором мы ничего не знаем, то почему не мог быть Вагнер? Маленький умница Вагнер? Весь сгорающий от любви к своему учителю? Почему?!
Ф а у с т (слегка теряясь от его напора). Я не знаю.
В а г н е р. То-то и оно.
Ф а у с т (осознав, что Вагнер делает с его ногтем). По-моему, ты увлекся!
В а г н е р. Не извольте беспокоиться. Мне посоветовал один француз… Так теперь делают при дворе Людовика.
Ф а у с т. С этим ногтем я похож на мертвеца. (Неожиданно что-то вспомнив.) Ты принес то, о чем я просил?
В а г н е р (неохотно). Принес.
Ф а у с т. Давай сюда.
Ученик вытаскивает из кармана маленький пузырек с крышкой, завернутой в бумагу.
Ф а у с т. Спасибо. (Ставит пузырек на стол рядом с книгой. Задумчиво, глядя на пузырек.) Вы будете грустить?
В а г н е р. Несомненно. Все этого желают.
Ф а у с т (после паузы). Не понял.
В а г н е р (оправдываясь). Я не точно выразился… Рутинная жизнь… Скука. Бюргерство. Свинство. Хрю-хрю. Ну, вы сами часто об этом говорили…
Ф а у с т. Говорил. Дальше что?
В а г н е р. И вот средь этого хамства, среди рутины врывается освежающий вихрь. Майская гроза. Ваша преждевременная кончина.
Ф а у с т. Какой же ты подлец!..
В а г н е р. Не извольте беспокоиться. Я допью пузырек за вами.
Ф а у с т (начиная сердиться). Ни черта не получишь! Я все выпью сам!..
Скрипит дверь. На пороге стоит ростовщик, с интересом рассматривая лабораторию Фауста.
Ф а у с т. Еще одно чудовище!..
Р о с т о в щ и к. Вы у меня кольцо забыли… А я как честный человек принес.
Вытаскивает из кармана кольцо, которое принес ему накануне Фауст,
и кладет на стол.
Ф а у с т (Вагнеру). Оставь нас!..
Вагнер начинает торопливо промокать руки учителя полотенцем. Быстро собирает свои инструменты.
Р о с т о в щ и к (заглядывая в книгу). Евангелие от Иоанна?
Ф а у с т. А вы разве читаете по-гречески?
Р о с т о в щ и к. Нет. Но святое слово отличаю.
Ф а у с т. Каким образом?
Р о с т о в щ и к. Потому что вера есть.
Вагнер уходит.
Р о с т о в щ и к (принюхиваясь). Чем это воняет? (Видит стоящий на столе пузырек.) Цикута?
Фауст молчит.
Р о с т о в щ и к. И куплена у местного аптекаря?
Ф а у с т. Возможно.
Ростовщик срывает пробку и быстро выпивает содержимое пузырька.
Фауст в ужасе вскакивает, ожидая мгновенной кончины. Но ее не происходит.
Вместо агонии ростовщик начинает разминать суставы рук и ног. Подавляет отрыжку. Приседает несколько раз, и коленные чашечки у него скрипят.
Его жизнестойкость и противодействие смертельной отраве потрясают Фауста.
Ф а у с т (тихо). Ты, в самом деле, черт…
Р о с т о в щ и к. …Так меня зовут всякие бабы. Но я не черт.
Ф а у с т. А кто же?..
Р о с т о в щ и к. Почем мне знать… а вам с того корысть какая?
Ф а у с т. Есть интерес.
Р о с т о в щ и к. Какой?..
Ф а у с т. Извечный.
Р о с т о в щ и к. Даже и не думайте. (Машет руками.) Нет!..
Ф а у с т. «Нет» почему?..
Р о с т о в щ и к (после паузы, нехотя). Слишком большая очередь. И все хотят.
Оканчивает свои приседания. Смотрит пузырек на просвет, чтобы понять, осталось ли в нем что-нибудь или нет.
Ф а у с т. Кто же стоит в твоей очереди?..
Р о с т о в щ и к. Ну, это разговор особый.
Ф а у с т. А все же?..
Р о с т о в щ и к. Только между нами… (Кладет пустой пузырек в карман.) Вдова магистра философии.
Ф а у с т. Я так и думал.
Р о с т о в щ и к. Ваш ученый ректор.
Ф а у с т. Идиот!.. А кто за ним?
Р о с т о в щ и к. Дочь циркача
и сын комедианта. Местный гробовщик. Мясник, учитель пения, один масон, бродяга, эскулап, дворецкий… и некто Вагнер.
Ф а у с т. Мой ученик?..
Р о с т о в щ и к. Вот именно…
Ф а у с т. …Толпа. Не протолкнуться!..
Р о с т о в щ и к. И я об этом.
Ф а у с т. Я лучше их.
Р о с т о в щ и к. Почему же?
Ф а у с т (страстно). Потому что злей. Кто в грош не ставит собственную жизнь, тому претит все остальное…
В порыве хватает ростовщика за плечи.
Р о с т о в щ и к (отстраняясь). Расчеты с жизнью? Будет вам… Трезвейте.
Ф а у с т. Нет. Чем я заслужу твое расположенье?..
Р о с т о в щ и к (переходя на прозу). Чем, чем… Я не знаю, чем. (Смотрит в раскрытое Евангелие.) А точный перевод первого стиха такой: «В начале было Дело!»
Смотрит Фаусту в глаза.
Улица города
Их разговор продолжается на улице. Ростовщик, словно упругий мячик, бежит впереди. А Фауст вприпрыжку с трудом поспевает за ним.
Ф а у с т. Ты все еще жив… Непостижимо!
Р о с т о в щ и к (скривившись, хватаясь за живот). Вот… началось!