Файл: Юрий Арабов "Фауст" сценарий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.09.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М а р г а р и т а (заинтересовавшись). У вас в пробирке гомункулус?

В а г н е р. Возможно. Все теперь возможно!..

Медленно вынимает из шерстяного чулка закопченную колбу.

В ней наблюдается какое-то движение.

Маргарита напрягает глаза…

Кричит и вскакивает с ногами на скамейку.

В колбе сидит мышь.

От крика девушки колба выпадает из рук Вагнера, разбивается, и мышь бежит в кусты.

М а р г а р и т а (со стоном). Мышь… Я ненавижу мышей!

В а г н е р (страшно). Что ты наделала?.. Плоды ночных трудов и вдохновений!.. Я задушу тебя!

Пытается душить Маргариту, но не может дотянуться до шеи, потому что девушка стоит на скамейке.

На дорожке появляется Фауст.

Вагнер в ужасе бежит прочь. Встав на четвереньки, он взбирается на вершину холма и, плача, пропадает из виду.

Ф а у с т (с тревогой). На вас лица нет…

М а р г а р и т а. Здесь был ваш Вагнер.

Ф а у с т. Вот как!.. Ну и?..

М а р г а р и т а (приходя постепенно в себя и одергивая платье на груди). Он молодец.

Ф а у с т. Сам знаю.

М а р г а р и т а. Он преуспел во всем. Он вырастил гомункулуса.

Ф а у с т. Да ладно. Полно меня разыгрывать!

М а р г а р и т а. Точно. Я сама видела.

Ф а у с т (сокрушенно, после паузы). Мне это никогда не удавалось… Я по сравнению с ним неудачник.

М а р г а р и т а. Несомненно.

Откуда-то сверху слышен далекий нечеловеческий вопль. С холма срывается несколько мелких камней, они падают к ногам Фауста.

М а р г а р и т а. Он только слишком нервный… Его бы согреть своим участием. А то он бед натворит.

Ф а у с т. Хорошо. Согрею. (Берет ее детские руки в свои. Дует на них, потому что руки девушки замерзли. Зная тайну исповеди Маргариты.) Я давно собирался вас спросить… Отчего вы почти не разговариваете с матерью?

М а р г а р и т а (теряясь). Я разговариваю!

Ф а у с т. Нет. С собакой, кошкой вы говорите больше. А мать… В чем дело? Почему?

Маргарита вдруг хватается за щеки, стараясь прикрыть их ладонями, потому что они выдают ее смущение.

Ф а у с т (отвечая на собственный вопрос). А я скажу вам… Я тоже не любил ее.

Девушка бросает на него потерянный взгляд.

Ф а у с т. И даже более того… Все было отвратительно. Румяна, которые делали ее похожей на куклу. Мел на лбу… И запах изо рта.

М а р г а р и т а. Не говорите… Я сейчас умру!

Фауст испытывает азарт от собственных слов. Он чувствует, что все они попадают в цель.

Ф а у с т. Но главное, соперничество, да! Она была богата, я же — беден. Учился впроголодь, на день — краюха хлеба. У нее ж — приемы и прогулки… И вдруг она болеет. И как-то раз за чаем, подавившись пирожным, умирает. За одну минуту. Мигом.


Маргарита суеверно крестится.

Ф а у с т. Но не это главное… Главное — в другом. В тоске великой, что меня настигла. И в совести разящей… Зачем дерзил? За что? За запах изо рта?.. И если бы спросили меня сейчас, желал ли я ее смерти? Я отвечу: да, желал. И нечем оправдаться. И мучиться мне до последних дней…

М а р г а р и т а (внезапно страстно сжав его руку). Вы духовидец!.. Книга жизни для вас открыта…

Ф а у с т (польщенный). Не жизни… Только человека. И я прошу вас: повинитесь пред матерью. За грехи, которых не было… И помните: она уйдет из мира раньше вас. Пусть это и помирит!..

Он с наслаждением наблюдает, как плечи Маргариты трясутся от волнения.

М а р г а р и т а (после паузы, еле слышно). Есть такой обычай. Меж близкими. Молиться сорок дней по умершему, держа в руках принадлежавшую ему вещь.

Ф а у с т (подавляя неприятное чувство). Не слышал.

М а р г а р и т а. Нет, в самом деле!.. Это могут делать все, кроме убийцы. Будете? Поможете мне?

Фауст молчит, и его молчание девушка истолковывает как согласие.

Вынимает что-то из кармана платья и сует в руку Фауста.

На его ладони лежит медальон с изображением Валентина.

Маргарита встает и быстро удаляется по аллее.

Дождавшись, когда она исчезнет из виду, Фауст размахивается и бросает медальон подальше от себя, куда-то в кусты, на каменистый холм…

Кухня в доме Гретхен

Ярко горит печь, и поленья в ее зеве трещат и плюются искрами.

Служанка и мать месят тесто для поминального пирога. Обе женщины раздеты до нижнего белья. Они потные, розовые, здоровые. Руки у них сильные, как у мужчины. Пальцы измазаны белой мукой.

На пороге кухни появляется Маргарита. Мать, бросив на нее мимолетный взгляд, снова утыкается глазами в тесто.

Тогда девушка становится перед ней на колени и страстно целует ее башмаки.

У овощной лавки

Овощи выставлены прямо на улице. Мать Гретхен набирает в корзину пучки базилика, капусту, морковь, розмарин… Внезапно кто-то трогает ее за рукав. Она оборачивается. Рядом с ней стоит товарищ Валентина, тот самый молодой человек, который пировал с ним в питейном погребке и приходил на поминки.

Т о в а р и щ В а л е н т и н а. Я вам хотел сказать… Только не пугайтесь!

М а т ь. Что такое?

Т о в а р и щ В а л е н т и н а. Отойдем в сторонку… (Делает несколько шагов в сторону и останавливается у каменной стены.) Конечно, я могу ошибаться… В погребке горел лишь масляный фонарь… но сильно схож фигурой…

М а т ь. Да говорите же!..


Т о в а р и щ В а л е н т и н а. Тот человек, что был у вас на похоронах… Убийца вашего сына!

М а т ь. Что?!.

Т о в а р и щ В а л е н т и н а. Доктор Фауст — убийца!..

Уходит.

Корзина выпадает из рук матери.

Лаборатория Фауста

В окна бьет дождь.

На столе горит масляная лампа.

Фауст всматривается в кусок пергамента, на котором изображен знак Соломона — два равнобедренных треугольника, наложенных друг на друга звездой, с латинскими буквами и цифрами по углам.

В остервенении комкает пергамент и бросает его в угол.

Открывает человеческий череп, стоящий на столе, начинает вытряхивать из него монеты. Они вываливаются на стол вместе с крошками табака, обрывками бумаги и прочей мишурой. Монет мало, всего три…

Внезапно кто-то стучится в дверь лаборатории. Фауст оборачивается… На пороге стоит Маргарита.

Ф а у с т. Вы?

Она промокла насквозь, вокруг нее на полу образовывается темное влажное пятно.

Ф а у с т. К огню, к огню!..

Подсаживает ее к камину и дает укрыться шерстяным одеялом. Точнее, запеленывает ее, словно ребенка.

Маргарита бледна, ее бьет дрожь.

М а р г а р и т а. Я должна спросить вас… О вещи странной…

Фауст внимательно смотрит на нее, понимая: что-то произошло.

Ф а у с т. Я готов к любому.

М а р г а р и т а. Простите… Я не хочу вас потерять…

Ф а у с т. О чем угодно… Не стесняйтесь!

М а р г а р и т а (с трудом подбирая слова). Это что такое?

Ф а у с т. Меха для раздувания огня.

М а р г а р и т а. А это?

Ф а у с т. Реторты для перегонки ртути.

М а р г а р и т а. Понятно.

Ф а у с т. Это все, что вы хотели спросить?

М а р г а р и т а (утвердительно). Да. Всё. Спасибо. Я уже согрелась. (Отдает ему одеяло.) Мне мать сказала… (Теряясь.) Нет, не то!..

Ф а у с т. Что же?

М а р г а р и т а. До свидания.

Идет к двери.

Ф а у с т. Я мог бы дать вам горячего вина… (После короткой паузы, со-крушенно.) Впрочем, вина все равно нет.

М а р г а р и т а (еле слышно). Это вы убили моего брата?

Ф а у с т (сдержанно). Да. Это я убил.

Некоторое время оба молчат. Слышно, как в углу комнаты тихо поет сверчок.

Фауст отводит глаза в сторону, чтобы не видеть, как девочка уйдет.

Она медлит. То, с какой легкостью Фауст признался в убийстве, вогнало ее в столбняк.

Фауст краешком глаза, украдкой видит, точнее, чувствует, что она еще стоит, еще стоит…

М а р г а р и т а (неожиданно поет). «…Не садись на эту ветку, коль не знаешь, что на ней. Злой ловец поставил клетку для погибели твоей!..»


Смеется.

Дверь за ней закрывается.

Слышно, как по каменной мостовой стучат ее башмаки.

Фауст тупо смотрит перед собой.

В голове его — хаос.

Он поднимает из угла скомканный пергамент со звездой Соломона, расправляет его рукой…

И снова углубляется в созерцание древнего знака.

Берег реки

Дождь прошел.

Ростовщик присел с удочкой на берегу небольшой полноводной реки, покрытом низкорослыми кустами и тростником. Он весь внимание и не сводит взгляд с деревянного поплавка.

За спиной его слышится шуршание. Появляется Фауст.

Ф а у с т (в волнении). Мы все пропали!..

Р о с т о в щ и к (раздраженно). Сам знаю. Нет рыбы. Одни утопленники!..

Выдергивает поплавок из воды и начинает свертывать удилище, чтобы уйти.

Ф а у с т. А ты ведь, наверное, не рыбу удишь!..

Р о с т о в щ и к (обидевшись). Это вы ловите человеков, а не я. За себя и говорите.

Ф а у с т (кратко). Мы обнаружены.

Р о с т о в щ и к (с интересом). Кто обнаружен?

Ф а у с т. Мне девочка сказала, чт о я убил.

Р о с т о в щ и к. Так это вы обнаружены, а не я. Она что… к вам приходила?

Фауст молчит.

Р о с т о в щ и к. И вы, надеюсь, воспользовались случаем?

Ф а у с т. Не в моих правилах пользоваться подобным случаем.

Р о с т о в щ и к. Зря. Другого может и не быть. Вы даром упустили время, все отрицая.

Ф а у с т. А кто тебе сказал, что

я отрицал?! (Вдруг берет ростовщика за грудки.) Это ты отрицаешь, а я всегда говорю правду!..

Р о с т о в щ и к (потрясенно). Вот как?.. Да ладно вам… Полно. Задушите!.. (Отрывает от себя его руки.) Наверное, мать дозналась.

Ф а у с т. Возможно.

Р о с т о в щ и к. Нам нужно уезжать.

Ф а у с т. Без нее?

Р о с т о в щ и к. А как же… (Шепотом.) Вы где-нибудь слыхали, чтоб убийца тащил бы на себе труп убитого? Ехать с девочкой — то же самое.

Фауст молчит. В ужасе от собственного положения садится на берег и обхватывает голову руками.

Р о с т о в щ и к. Так, так… Только спокойно. Вас еще не арестовали.

А это значит, что тайна пока сохранена внутри семьи. Не беспокойтесь. Матери мы заткнем рот.

Ф а у с т. Вот в какую трясину ты загнал меня!

Ростовщик садится рядом и обнимает Фауста за плечи.

Р о с т о в щ и к. Разве это трясина? Когда будете сидеть на цепи в местной крепости и выть, как собака, вот это будет трясина.

От избытка чувств целует его в щеку.

Ф а у с т (стонет). Хотя бы ночь одна наедине… Мне большего не нужно!

Р о с т о в щ и к. Эк, куда хватили!.. Ночь… Она же спит в одной светелке с матерью!


Ф а у с т (порывисто сжимает ему запястье). Придумай что-нибудь!

Р о с т о в щ и к. Пригласите ее к себе.

Ф а у с т. После моего признания? Она плюнет мне в лицо.

Р о с т о в щ и к. Тогда какая ночь?!

Ф а у с т (горестно). И ты еще зовешься бесом? Где твой ум? Где буйство воображения?..

Р о с т о в щ и к (обижаясь). Как будто вы знаете, что такое бес!..

Ф а у с т. Знаю. Бес — это значит без совести, без чести, без Божьего суда… Вот что такое бес!

Р о с т о в щ и к (подавленный его аргументами). Девочка не донесет на вас, это точно… А старушка… есть одно лекарство. Чтоб молчала.

Ф а у с т (предположив). Секира?

Р о с т о в щ и к. Сонная трава. Заснет мгновенно.

Встает на ноги.

Ф а у с т (снизу). А Маргарита?..

Ростовщик молчит.

Сад дома Гретхен

В саду выкопан глубокий пруд. На дне его — зеленые водоросли, похожие на лапы подводного хищного существа.

Гретхен стоит на самом краю, лицо ее опухло от слез. Край платья намок в воде. Похоже, что она собирается свести счеты с жизнью.

Внезапно она чувствует чье-то присутствие за спиной.

Она не видит, что это ростовщик тянет за собой упирающегося Фауста. Подталкивает его к девушке…

Она ощущает прикосновение к себе. Видит мужскую руку, сжимающую ее плечо… Но это не Фауст. Это ростовщик.

Р о с т о в щ и к. Ни о чем не волнуйтесь… Всё — пустое… Только жизнь… одна жизнь прекрасна!..

Насильно заставляет Фауста обнять Маргариту, в свою очередь, обнимая ее за плечи и подталкивая к Фаусту.

Девочка сопротивляется. Три тела на секунду переплетаются и, шевелясь, начинают напоминать какое-то странное чудовище с дюжиной конечностей, неуклюжее, косолапое и тяжелое…

Улица города

Ростовщик идет по каменной мостовой, стуча по ней башмаками, и смеется. Ему забавно все: приоткрытые окна, из которых высовываются матроны и смотрят на него, полоска синего неба между домами, а в особенности — свое отражение в стеклянных витринах. Он похож на шар из тряпья на коротких ножках.

Внезапно за спиной он слышит чьи-то шаги. Оборачивается.

Прямо на него идет, как смерч, отец Фауста. Глаза старика налиты гневом, в его руках — тяжелая палка.

Ростовщик прибавляет шаг. Потом пробует бежать, но нога его задевает о камень и подвертывается. Ростовщик падает.

Отец Фауста начинает избивать его палкой.

Бьет по голове, туловищу и ногам.

Бросает палку на мостовую, вытирает руки платком. Подумав, кидает платок на землю и идет прочь.

Спальня в доме Гретхен