Файл: Юрий Арабов "Фауст" сценарий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.09.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф а у с т (не слыша). Дух отрицания переживет этот мир.

Р о с т о в щ и к. Не в отрицании дело, а в нашем аптекаре. Его цикута очень хорошо прочищает живот, только и всего.

Ф а у с т. Везде обман!

Р о с т о в щ и к. Вот именно.

Я все же не пойму, что вы за человек… Профессор, а бегаете, как мальчик… Что вы умеете делать?

Ф а у с т. Болтать.

Р о с т о в щ и к. Похвально. Но если б были вы глухонемым, то я бы восхитился больше…

Ф а у с т. Казаться умным при пустой башке.

Р о с т о в щ и к (морщится от болей в животе). Нет. Не пойдет.

Ф а у с т. А как?

Р о с т о в щ и к. Казаться дураком с мозгами мудреца. Попробуйте.

Ф а у с т. Ты привередлив, словно баба.

Р о с т о в щ и к. А что мне делать? Суета и скука. Творенье не годится никуда.

Ф а у с т. Хотя бы в этом я с тобой согласен.

Р о с т о в щ и к. Но есть рецепт попроще. Как жить и выжить. Без чертей, без ведьм и бабок…

Ф а у с т (с раздражением). Какой еще рецепт?

Р о с т о в щ и к (борясь с резями в животе). Возделывать свой сад… Копать или мотыжить. Замкнуть работы в тесный круг… Найти в них удовлетворенье… всю жизнь кормясь плодами рук, скотине следуя в смиренье… Вставать с коровами чуть свет и не стыдясь навоза. И вас на восемьдесят лет омолодит метаморфоза…

Фауст, выслушав, вдруг начинает смеяться, столь нелепыми ему кажутся эти слова.

Они доходят до лавки ростовщика.

Р о с т о в щ и к. Обождите минут пять…

Торопливо скрывается в дверях.

Фауст остается один на улице.

Внезапно кто-то трогает его за рукав. Фауст оборачивается, позади него стоит Вагнер.

В а г н е р (шепотом). Для меня это не новость… Одобряю ваш выбор.

Ф а у с т. Что ты имеешь в виду?

В а г н е р. Ну как это принято между серьезными людьми? Сделка, контракт, договор…


Ф а у с т (с трудом подбирая слова). А он… в самом деле?

В а г н е р. В самом деле.

Ф а у с т. А ты?

В а г н е р. Сто пятидесятый по списку.

Ф а у с т. Каким же буду я?..

В а г н е р. Я могу уступить очередь.

Ф а у с т. Не нужно. (После паузы.) …И все-таки здесь какая-то несуразность. Прорыв в логической цепочке.

В а г н е р. Какой еще прорыв?

Ф а у с т. Вывод не отвечает предшествующему утверждению.

Вагнер смотрит на учителя, открыв рот.

Ф а у с т. Ты не веришь в Бога, разве не так?

Ученик молчит.

Ф а у с т. Но почему ты веришь в сатану? Где здесь логика?.. Классическая схоластика трещит по швам. Допущение первое: нет добра. (Загибает палец на правой руке.) Допущение второе, вытекающее из первого: значит, нет и зла. (Загибает второй палец.) Разве не так?

В а г н е р. Не так. Нет добра — допущение первое. (Загибает свой палец.) А зло есть! (Загибает второй палец и с торжеством смотрит на учителя.)

Из лавки выходит ростовщик, застегивая на ходу штаны.

Р о с т о в щ и к. Я готов продолжить наш философский диспут.

Ф а у с т (задумчиво). Значит, «В начале было Дело»?

Р о с т о в щ и к. Дело… только дело! Мы с вами — деловые люди, разве не так?!

С размаху бьет правой рукой по руке Фауста.

Вместе они идут вперед по улице.

Вагнер с завистью смотрит им вслед.

Купель внутри города

Они подходят к большой каменной купели, в которой прачки стирают белье.

Р о с т о в щ и к (останавливаясь). Вот эти женщины… Видите?

Ф а у с т. Ну и?..

Р о с т о в щ и к. Они заняты делом. С начала и до конца.

Ф а у с т. Допустим.

Р о с т о в щ и к. А видите их пальцы?

Ф а у с т. Не вижу.

Р о с т о в щ и к. Они вот такие…

Оттягивает указательный палец на правой руке, почти выворачивая его наизнанку.

Р о с т о в щ и к. И это всё — от холодной воды. Только у прачек и у швей — такие пальцы. И болят страшно. Особенно по ночам. Зубную боль знаете?

Ф а у с т. Знаю.

Р о с т о в щ и к. А здесь — еще неприятней. В самих пальцах. Как будто зубы болят.

Хохочет.

Ф а у с т. Что ты хочешь этим сказать?

Р о с т о в щ и к. Я хочу сказать об вздохе угнетенной твари. Они — не вздыхают. Вздыхаете вы. У вас — студенты, уважение, известность. А у этих — ничего. Только холодная, как лед, работа.

Одна из женщин поднимает голову, отрываясь от стирки. По-видимому, она услышала разговор. У нее молодое свежее лицо, она — почти ребенок. Это Маргарита.

Р о с т о в щ и к (с раздражением). Да это я не тебе. Стирай, стирай, пока еще молода!..


Увлекает Фауста под локоть, и они уходят с этого места.

Двор около лечебницы отца Фауста

Во дворе убогие и покалеченные. Один из них лежит прямо на земле. Около него склонились несколько людей, которые шепчут вполголоса молитву.

Фауст и ростовщик останавливаются у железной ограды.

Ф а у с т (продолжая прежнюю тему). …Вздох угнетенной твари?

Р о с т о в щ и к. Никаких вздохов. Он уже умер. А знаете, что он сказал перед смертью?

Ф а у с т. Что же?

Р о с т о в щ и к. «Господи, отчего ты медлишь?..» Я знал его, но не близко… Сначала он похоронил дочь, потом — жену. Но никогда не плакал…

И всегда молчал.

На крыльцо дома, опираясь на палку, выходит отец Фауста. Встречается взглядом с ростовщиком. Мрачнеет, видя, в какой компании оказался сын. Ростовщик же, в свою очередь, подобострастно кланяется.

Фауст быстро уходит, не глядя в глаза отцу. И ростовщик спешит вслед за ним.

Питейный погребок

Открываются двери. В погребок входят Фауст и ростовщик. У дальней стены пирует компания молодых дворян.

Фауст крайне задумчив, даже мрачен.

Р о с т о в щ и к (хозяину за стойкой). Есть что-нибудь у вас, кроме мочи осла?

Х о з я и н (обидевшись). Что вы такое несете? У нас настоящее бургундское.

Р о с т о в щ и к. Ну и что же? В Бургундии полно ослов. Тем более что ваша Бургундия находится в какой-нибудь Эстляндии… Знаю я вас! (Грозит хозяину пальцем.) Доктора видите? (Показывает на Фауста.) Он потерял смысл жизни. И ему нужно побольше вина.

Х о з я и н (с почтением глядя на Фауста). А я бы хотел заметить…

Ф а у с т. Что еще?

Х о з я и н. Вы ведь магистр астрологии?

Ф а у с т. Допустим.

Х о з я и н. Хвостатая звезда, которая парит над нами… что означает?

Ф а у с т. Ничего.

Х о з я и н. В самом деле?

Ф а у с т. Сгусток газов.

Х о з я и н. …А все-таки?

Ф а у с т (указывая на ростовщика). Вы у него спросите.

Х о з я и н. Только по-простому…

Р о с т о в щ и к (беря в руки стакан вина). …Аберрации человеческого «сверх-я» привносят излишнюю корреляцию в объекты, существующие во вне, для себя и помимо сознания перципиента…

Х о з я и н (сокрушенно). Понятно.

Р о с т о в щ и к (протягивая Фаусту стакан). Пейте.

Ф а у с т. Я передумал.

Р о с т о в щ и к (с удивлением). Что?

Ф а у с т. Мне от тебя ничего не надо. Я ухожу. Прощай.

Р о с т о в щ и к (растерянно). Погодите… Одну минуту. (Пробуя поданое вино и скривившись.) Ну я же говорил: моча осла!..

Полощет вином полость рта. Фауст тем временем идет к двери. Ростовщик выплевывает вино на пол прямо к ногам пирующих дворян и даже одному из них, Валентину, пачкает башмаки. Возможно, он это делает оттого, что хочет любыми путями задержать Фауста в погребке.


В а л е н т и н (вскакивая, хватаясь за шпагу). Ну, это слишком!..

Р о с т о в щ и к (с внезапной агрессивностью). Что «слишком»?! Эта дрянь — «слишком»? Или я сам «слишком» для вас?

Ф а у с т (возвращаясь и оттаскивая ростовщика от компании за плечи). Простите его… Он не хотел вас обидеть!..

В а л е н т и н. Тогда пусть извинится!

Р о с т о в щ и к. Пардон… Но тут извиняться нечего. Если вы пьете мочу осла и почитаете ее за вино?.. Какие ж тут извинения!..

Валентин снова вскакивает из-за стола. Он совсем юн, почти мальчик.

Ф а у с т (с испугом). Ну всё, всё… Полно!

Оттаскивает ростовщика от компании, но тот неожиданно проявляет строптивость.

Р о с т о в щ и к. Вино — это кровь земли. А мне дают перегнившие корни!..

Ф а у с т (шепотом). Уймись!.. Он же дитя… Видишь пушок над губой? Он специально подкрашивает его сажей, чтобы лучше было видно.

Р о с т о в щ и к (бросив короткий взгляд на Валентина, который встал в боевую стойку). Сажа — это верно… Я покажу им сейчас, что значит настоящая кровь!.. (Неожиданно достает из кармана штопор. Подходит к стене и вворачивает штопор прямо в деревянную балку. Тянет его на себя. Из образовавшегося отверстия начинает хлестать густая красная жидкость. Говорит с удовольствием.) Столетняя лоза… а оказалась рядом!

Он подставляет под струю стакан и дает попробовать Фаусту.

Всеобщее замешательство.

У Фауста чуть-чуть трясутся руки, когда он подносит стакан ко рту.

Р о с т о в щ и к. Что скажешь?

Фауст отпивает, не говоря ни слова.

Хозяин тем временем подставляет под струю пустую посуду. Красные брызги летят во все стороны.

Валентин, скрывая смущение, также протягивает свой стакан. Отпивает и кривится…

В а л е н т и н. Моча осла!.. (Поначалу слов его не слышно из-за всеобщего оживления. И ему приходится повторить с вызовом.) Моча осла!

Шум в погребке стихает. Наступает тишина, в которой слышно только бурление вина, бьющего из стены.

Ростовщик оценивающе смотрит на Валентина.

Т о в а р и щ В а л е н т и н а. Не бейся с ними. Они даже не дворяне…

Р о с т о в щ и к. Это мы-то не дворяне? Вот наш герб!..

Делает рукой неприличный жест.

Валентин хватается за шпагу. Ростовщик не на шутку пугается, кричит и скрывается за спину Фауста.

Тот оказывается один на один с юношей.

Неожиданно Фауст чувствует в своей руке холодный клинок. Кто-то вложил нож в его руку… Не умея драться, Фауст выставляет клинок вперед, и юноша накалывается на него.

Падает на пол, и вино хлещет на него из стены.


Р о с т о в щ и к. Пропали! Бежим!..

Увлекает Фауста вон из погребка.

Улицы города

На улице — вечер. На западе догорает полоска заката. Накрапывает мелкий дождь.

Фауст бежит вперед, рядом с ним — никого. Ростовщик куда-то пропал.

Фауст пробегает один квартал, второй, третий…

Останавливается, переводя дыхание.

Ф а у с т (в поисках ростовщика, озираясь). Эй!..

Тишина.

Впереди маленькая площадь, на которой стоит памятник безымянному герою.

Надпись на постаменте стерлась. Каменный гость в латах по-человечески одинок. Левой руки не хватает. Из правого плеча торчит клок сорной травы.

Р о с т о в щ и к (в горе). Что вы наделали?! Смертельный грех на вашей совести!..

Оказывается, он сидит на постаменте рядом со статуей в противоположной от Фауста стороне. Сидит, скрючившись, подставив колени под подбородок. Он похож на большую птицу, вымокшую под дождем и оттого особенно жалкую.

Ф а у с т (обходя монумент). Я не хотел… я… Полно!.. Словно черт вселился в руку!..

Р о с т о в щ и к. Вам своей души не жалко… Так подумайте о моей!..

Ф а у с т (раздражаясь). Ладно!.. Не скули!

Присаживается на камень рядом с ростовщиком.

Р о с т о в щ и к. Где правда на земле, где Бог на небе?..

Ф а у с т. Послушай, хватит причитать! Кто черт из нас — я или ты?

Р о с т о в щ и к. Вопрос открытый.

Ф а у с т. Гаер и клоун!.. Подскажи, чем мне загладить мой провал.

Р о с т о в щ и к (по-деловому, прозой). Воскресить его можете?

Ф а у с т. Нет.

Р о с т о в щ и к. А слезы промокнуть родне можете?

Ф а у с т. Тоже нет. (После паузы.) А большая ли родня?

Р о с т о в щ и к. Всего лишь двое — мать, сестра… Род захудалый, бедный. В закладе по моим же векселям.

Ф а у с т (искренне). Какое горе!..

Р о с т о в щ и к. Великое!.. А сестра? А Маргарита? Цветок весенний! Еще пятнадцати ей нет! Увянет, не расцветши.

Ф а у с т (переходя на прозу). Нужно помочь им деньгами.

Ростовщик вместо ответа как-то неопределенно свистит.

Ф а у с т. Помоги им. Будь человеком.

Р о с т о в щ и к. А что отдать? Заложенные вещи? А ежели клиент их выкупит?

Ф а у с т. Так что же делать?..

Р о с т о в щ и к (после паузы). Есть одна идея.

Встает с постамента и начинает отряхиваться от капель, как собака, встав на четвереньки и раскачиваясь телом из стороны в стороны…

Двор домика Гретхен

Вечер. Открывается калитка. Во дворик входит Маргарита, в ее руках большая плетеная корзина со свежевыстиранным бельем. Волосы смочены только что прошедшим дождем. Эту девушку мы ранее видели в купели, около которой стояли Фауст с ростовщиком.