Файл: dementev_v_v_teoriya_rechevyh_zhanrov.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 374

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРЫ

B. B. ДЕМЕНТЬЕВ

ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ

Содержание

Введение. Задачи жанроведения и задачи этой книги...........................

7

ГЛАВА I. Лингвистика ХХ в.: от текста к жанру

 

и от жанра к тексту (историографический очерк)..............

17

1.0. О принципах периодизации жанроведения....................................

17

1.1. «Без Бахтина»....................................................................................

21

1.2. Жанры речи и Бахтин........................................................................

33

1.3. Формальные и содержательные тенденции

 

в теории речевых жанров.................................................................

43

1.3.1. Лингвистическое изучение РЖ (генристика)..........................

43

1.3.2. Прагматическое изучение РЖ (жанроведение).......................

52

1.4. Центры и школы изучения речевых жанров...................................

55

1.4.1. Жанры речи и «Жанры речи» (Саратов)..................................

55

1.4.2. Изучение речевых жанров в Волгограде.................................

66

1.4.3. Другие центры (Пермь, Екатеринбург, Орел,

 

Воронеж, Новосибирск, Иркутск)...........................................

71

ГЛАВА II. Место жанра в речевой системности...................................

77

2.0. Постановка проблемы.......................................................................

77

2.1. Понятия речевой системности и речевого аттрактора...................

83

2.2. Речевой жанр и параметризация речи...........................................

103

2.3. Место РЖ по отношению к смежным явлениям

 

речевой системности.......................................................................

123

2.3.1. Речевой жанр и коммуникативный жанр...............................

123

2.3.2. Речевой жанр и речевой акт....................................................

124

2.3.3. Речевой жанр и стиль..............................................................

130

2.3.4. Речевой жанр и речевое событие...........................................

137

2.4. «Расширяющая» и «сужающая» тенденции

 

в определении речевого жанра.......................................................

143

ГЛАВА III. Классификация речевых жанров......................................

155

3.1. Основания классификации речевых жанров................................

155

3.2. Противопоставление первичных и вторичных жанров...............

164

3.2.1. Разные определения жанровой вторичности........................

164

3.2.2. Диады........................................................................................

174


6

Содержание

 

3.33..3Противопоставление. Противопоставлениежанровжанровпо шкалепо шкале «жесткость vs. свобо-

да»

«жесткость vs. свобода».................................................................

185

 

3.3.1. Тексты и жанры жесткой и мягкой формализации...............

185

 

3.3.1. Тексты и жанры жесткой и мягкой формализации

 

3.3.2. Жанры в парадигме прямой и непрямой коммуникации.....

197

 

3.3.2. Жанры в парадигме прямой и непрямой коммуни-

 

3.3.3. Косвенные речевые жанры.....................................................

206

 

кации

 

3.4. Внутренняя классификация и отдельные типы

 

 

3.3.3. Косвенные речевые жанры

 

 

речевых жанров...............................................................................

209

 

3.4. Внутренняя классификация и отдельные типы речевых жан-

ров

3.4.1. Фатические речевые жанры....................................................

209

3.4.2.Жанры разных социолингвистических типов дискурса......236

3.4.1.Фатические речевые жанры

3.4.2.Жанры разных социолингвистических типов дис-

ГЛАВА IV. Жанроведение в XXI в.:

курса

перспективные направления.............................................247

4.1. Когнитивная генристика: внутрикультурные

 

ГЛАВА IV. Жанроведение в XXI веке: перспективные направ-

ленияречежанровые ценности.................................................................

248

4.2. Аспекты проблемы «жанр и культура».........................................

258

4.1. Когнитивная генри тика: внутрикультурные речежанровые

4.3. Речевые жанры новых сфер общения...........................................

273

ценности

 

ГЛАВА4.2. VАспекты. Изучениепроблемыотдельных«жанрречевыхи культуражанров» ...............................

287

5.41..3Жанроведение. Речевые жанрыкакновых«энциклопедиясфер общенияречевых жанров»..................

287

5.2. Предлагаемые материалы к энциклопедии..................................

304

5.2.1. Разговор по душам...................................................................

305

ГЛАВА V. Изучение отдельных речевых жанров

 

5.2.2. Светская беседа.......................................................................

340

5.1. Жанроведение как «энциклопедия речевых жанров»

 

5.2.3. Флирт........................................................................................

398

5.2. Предлагаемые материалы к энциклопедии

 

5.2.4. Анекдот семидесятых (текст и жанр)....................................

434

5.2.1. Разговор по душам

 

5.2.2. Светская беседа

 

Заключение5.2.3.................................................................................................Флирт 398

493

Список использованных сокращений..................................................

499

5.2.4. Анекдот семидесятых (текст и жанр)

 

Библиография...........................................................................................

500

ПредметныйЗаключениеуказатель...................................................................................

565

Список использованных сокращений

 

Указатель речевых единиц.............................................................................

577

Библиография

 

Указатель имен.................................................................................................

584

Предметный указатель

 

Указатель речевых единиц

 

Указатель имен

 


Введение

Задачи жанроведения и задачи этой книги

Теория речевых жанров (далее — ТРЖ) в ее современном виде, несомненно, стала одним из наиболее актуальных и значимых на- правлений дискурсивной лингвистики. История ТРЖ ознаменовалась целым рядом важных достижений на пути осмысления функциони- рования языка и речевой системности. ТРЖ влияет на многие смеж- ные дисциплины, которые используют положения данной теории для достижения своих специальных целей (например, при реконструкции национально-языковых картин мира и систем коммуникативных цен- ностей), а также при решении задач, являющихся общими для всех речеведческих дисциплин (например, осмысление того, как строится и воспринимается речь на естественном человеческом языке в разных формах, сферах, регистрах).

Антропоцентрическое языкознание опирается на понятие речево- го / коммуникативного жанра в качестве одного из наиболее эффектив- ных объясняющих механизмов при изучении ситуаций использования языка, механизмов порождения и интерпретации речи. Теория рече- вых жанров становится одной из немногих действующих на практи- ке моделей коммуникации, учитывающих такие важнейшие параме- тры, как ситуация и сфера общения, стиль, интенциональный фактор, форма речи, в том числе способы оформления начала и конца речи, передачи инициативы в диалоге, а также стратегии и тактики ведения коммуникации. В этом состоит выгодное отличие понятия речевого жанра от единиц языка, осмысляемых вне ситуации общения, и от ре- чевых актов, осмысляемых как элементы этой ситуации.

Жанровое оформление коммуникативного поведения относят к основным постулатам коммуникативной лингвистики, представляю- щим собой обобщение концепций, разработанных в различных обла- стях науки о языке [Карасик, Слышкин 2007: 336].

В России сформировалось несколько центров (Волгоград, Екате- ринбург, Краснодар, Красноярск, Москва, Новосибирск, Омск, Орел, Пермь, Санкт-Петербург, Саратов, Тверь), где последовательно и весь- мауспешноосуществляютсяописаниеисистематизацияречевыхжан- ров, а также разработка специального метаязыка для описания РЖ.

8

Введение

 

 

С середины 90-х г. прошлого века появилось много серьезных ра- бот в данной предметной области, например докторские диссертации В. А. Салимовского «Жанры речи в функционально-стилистическом освещении: Научный академический текст» (2002) и И. Н. Борисовой «Русский разговорный диалог: структура и динамика» (2001), моно- графия М. В. Китайгородской и Н. Н. Розановой «Речь москвичей: Коммуникативно-культурологический аспект» (1999 и 2004), циклы статей М. Ю. Федосюка, А. Г. Баранова, К. Ф. Седова (названные и другие работы будут подробно представлены в первой, историографи- ческой главе настоящей монографии).

В то же время, несмотря на очевидную актуальность, даже необ- ходимость обобщающей книги о речевых жанрах в России для совре- менной антропологически, когнитивно и коммуникативно ориентиро- ванной лингвистики, такой книги до сих пор никем не было написано. Говоря «никем не было написано», мы имеем в виду именно обоб- щающую, итоговую работу, где были бы учтены и систематизированы все значительные теоретические идеи по речевым жанрам в России и опыт практических исследований (анализ речи в аспекте жанровой организации в целом и изучение отдельных жанров), а также история ТРЖ и динамика ее взаимодействия со смежными лингвистическими направлениями и школами.

Что же препятствовало настоящей систематизации и генерализа- ции? Мы видим по крайней мере четыре вполне объективно суще- ствующие трудности.

Первой из таких трудностей стало, как ни странно, то, что та ме- тодика, которая опирается на концепцию речевого жанра М. М. Бах- тина и разработанные им принципы и приемы осмысления и анализа речевых жанров, является исключительно широко во с - т ребованной в современных исследованиях по дискурсу. То, что «коммуникативное» изучение РЖ в его современном виде (а это большинство работ по речевым жанрам) заложено Бахтиным, не вы- зывает сомнений: коммуникативная природа жанра прямо вытекает из самого понятия речевого жанра как форм, в которые отливаются «живые» (т. е. погруженные в реальную ситуацию общения «Говоря- щего» и «Другого») высказывания. (Ниже нами будет подробно осве- щена эта часть, по сути, прагматической концепции «высказывания» М. М. Бахтина, а также другие его идеи.) Но и следующее по значи- мости и распространенности направление изучения РЖ — когнитив- ное — тоже, по сути, идет от М. М. Бахтина, давшего определение


Введение

9

 

 

жанра как типичной модели высказывания: М. М. Бахтин определял речевой жанр фактически как фрейм, хотя, естественно, не пользовался данной терминологией. Таким образом, исследование ре- чевых жанров практически во всех его направлениях не могло быть и не было некогнитивным.

В современном жанроведении стало уже фактически общепри- знанным, что смежные речеведческие (и даже языковедческие) дис- циплины — коммуникативная лингвистика, теория дискурса, а так- же когнитивная лингвистика и концептология — не могут успешно справляться со своими задачами без учета положений ТРЖ. В со- ответствующих параграфах и разделах монографии нами будут под- робно освещены отношения, существующие между данными дисци- плинами, а также истоки и линии взаимного притяжения и взаимного отталкивания. В то же время мы, естественно, не ставили целью пред- ставлять здесь вс е металингвистические, метатеоретические и историографические отношения — им не место в настоящем исследо- вании; кроме того, не хочется пересказывать абсолютно, вполне или даже частично общеизвестные истины.

Следует отметить, что в зарубежных и тех российских исследо- ваниях, которые ориентируются на западные концепции и методики изучения речи, имя Бахтина и российские работы, развивающие его идеи, оказались значительно менее востребованными. Такое положе- ния вещей может показаться естественным, однако при ближайшем рассмотрении альтернативность этих названных (прежде всего запад- ных) концепций распространяется преимущественно на внешнюю атрибутику — методику и терминологию, но не на дух и идеи. В этом смысле большинство из них, точно так же как и современные россий- ские работы, можно считать дальнейшим развитием тех идей, кото- рые — пусть не в виде полностью разработанных, эксплицированных в лингвистической терминологии, апробированных на конкретном материале концепций, а в виде отдельных соображений, замечаний «к слову» — были высказаны М. М. Бахтиным. В этом отношении особенно ценными нам представляются, например, исследования РЖ новейших сфер общения.

Насколько нам известно, до сих пор появилось только одно на- правление изучения речевых жанров, принципиально отличное от всего того, что когда-либо было высказано самим М. М. Бахтиным либоегонепосредственнымипоследователями:этоидущееотА.Веж- бицкой и получившее апробацию в ее исследованиях и исследовани-