ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 374
Скачиваний: 1
КОММУНИКАТИВНЫЕ |
СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРЫ |
B. B. ДЕМЕНТЬЕВ
ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ
Содержание
Введение. Задачи жанроведения и задачи этой книги........................... |
7 |
ГЛАВА I. Лингвистика ХХ в.: от текста к жанру |
|
и от жанра к тексту (историографический очерк).............. |
17 |
1.0. О принципах периодизации жанроведения.................................... |
17 |
1.1. «Без Бахтина».................................................................................... |
21 |
1.2. Жанры речи и Бахтин........................................................................ |
33 |
1.3. Формальные и содержательные тенденции |
|
в теории речевых жанров................................................................. |
43 |
1.3.1. Лингвистическое изучение РЖ (генристика).......................... |
43 |
1.3.2. Прагматическое изучение РЖ (жанроведение)....................... |
52 |
1.4. Центры и школы изучения речевых жанров................................... |
55 |
1.4.1. Жанры речи и «Жанры речи» (Саратов).................................. |
55 |
1.4.2. Изучение речевых жанров в Волгограде................................. |
66 |
1.4.3. Другие центры (Пермь, Екатеринбург, Орел, |
|
Воронеж, Новосибирск, Иркутск)........................................... |
71 |
ГЛАВА II. Место жанра в речевой системности................................... |
77 |
2.0. Постановка проблемы....................................................................... |
77 |
2.1. Понятия речевой системности и речевого аттрактора................... |
83 |
2.2. Речевой жанр и параметризация речи........................................... |
103 |
2.3. Место РЖ по отношению к смежным явлениям |
|
речевой системности....................................................................... |
123 |
2.3.1. Речевой жанр и коммуникативный жанр............................... |
123 |
2.3.2. Речевой жанр и речевой акт.................................................... |
124 |
2.3.3. Речевой жанр и стиль.............................................................. |
130 |
2.3.4. Речевой жанр и речевое событие........................................... |
137 |
2.4. «Расширяющая» и «сужающая» тенденции |
|
в определении речевого жанра....................................................... |
143 |
ГЛАВА III. Классификация речевых жанров...................................... |
155 |
3.1. Основания классификации речевых жанров................................ |
155 |
3.2. Противопоставление первичных и вторичных жанров............... |
164 |
3.2.1. Разные определения жанровой вторичности........................ |
164 |
3.2.2. Диады........................................................................................ |
174 |
6 |
Содержание |
|
3.33..3Противопоставление. Противопоставлениежанровжанровпо шкалепо шкале «жесткость vs. свобо- |
||
да» |
«жесткость vs. свобода»................................................................. |
185 |
|
3.3.1. Тексты и жанры жесткой и мягкой формализации............... |
185 |
|
3.3.1. Тексты и жанры жесткой и мягкой формализации |
|
|
3.3.2. Жанры в парадигме прямой и непрямой коммуникации..... |
197 |
|
3.3.2. Жанры в парадигме прямой и непрямой коммуни- |
|
|
3.3.3. Косвенные речевые жанры..................................................... |
206 |
|
кации |
|
3.4. Внутренняя классификация и отдельные типы |
|
|
|
3.3.3. Косвенные речевые жанры |
|
|
речевых жанров............................................................................... |
209 |
|
3.4. Внутренняя классификация и отдельные типы речевых жан- |
|
ров |
3.4.1. Фатические речевые жанры.................................................... |
209 |
3.4.2.Жанры разных социолингвистических типов дискурса......236
3.4.1.Фатические речевые жанры
3.4.2.Жанры разных социолингвистических типов дис-
ГЛАВА IV. Жанроведение в XXI в.:
курса
перспективные направления.............................................247
4.1. Когнитивная генристика: внутрикультурные |
|
ГЛАВА IV. Жанроведение в XXI веке: перспективные направ- |
|
ленияречежанровые ценности................................................................. |
248 |
4.2. Аспекты проблемы «жанр и культура»......................................... |
258 |
4.1. Когнитивная генри тика: внутрикультурные речежанровые |
|
4.3. Речевые жанры новых сфер общения........................................... |
273 |
ценности |
|
ГЛАВА4.2. VАспекты. Изучениепроблемыотдельных«жанрречевыхи культуражанров» ............................... |
287 |
5.41..3Жанроведение. Речевые жанрыкакновых«энциклопедиясфер общенияречевых жанров».................. |
287 |
5.2. Предлагаемые материалы к энциклопедии.................................. |
304 |
5.2.1. Разговор по душам................................................................... |
305 |
ГЛАВА V. Изучение отдельных речевых жанров |
|
5.2.2. Светская беседа....................................................................... |
340 |
5.1. Жанроведение как «энциклопедия речевых жанров» |
|
5.2.3. Флирт........................................................................................ |
398 |
5.2. Предлагаемые материалы к энциклопедии |
|
5.2.4. Анекдот семидесятых (текст и жанр).................................... |
434 |
5.2.1. Разговор по душам |
|
5.2.2. Светская беседа |
|
Заключение5.2.3.................................................................................................Флирт 398 |
493 |
Список использованных сокращений.................................................. |
499 |
5.2.4. Анекдот семидесятых (текст и жанр) |
|
Библиография........................................................................................... |
500 |
ПредметныйЗаключениеуказатель................................................................................... |
565 |
Список использованных сокращений |
|
Указатель речевых единиц............................................................................. |
577 |
Библиография |
|
Указатель имен................................................................................................. |
584 |
Предметный указатель |
|
Указатель речевых единиц |
|
Указатель имен |
|
Введение
Задачи жанроведения и задачи этой книги
Теория речевых жанров (далее — ТРЖ) в ее современном виде, несомненно, стала одним из наиболее актуальных и значимых на- правлений дискурсивной лингвистики. История ТРЖ ознаменовалась целым рядом важных достижений на пути осмысления функциони- рования языка и речевой системности. ТРЖ влияет на многие смеж- ные дисциплины, которые используют положения данной теории для достижения своих специальных целей (например, при реконструкции национально-языковых картин мира и систем коммуникативных цен- ностей), а также при решении задач, являющихся общими для всех речеведческих дисциплин (например, осмысление того, как строится и воспринимается речь на естественном человеческом языке в разных формах, сферах, регистрах).
Антропоцентрическое языкознание опирается на понятие речево- го / коммуникативного жанра в качестве одного из наиболее эффектив- ных объясняющих механизмов при изучении ситуаций использования языка, механизмов порождения и интерпретации речи. Теория рече- вых жанров становится одной из немногих действующих на практи- ке моделей коммуникации, учитывающих такие важнейшие параме- тры, как ситуация и сфера общения, стиль, интенциональный фактор, форма речи, в том числе способы оформления начала и конца речи, передачи инициативы в диалоге, а также стратегии и тактики ведения коммуникации. В этом состоит выгодное отличие понятия речевого жанра от единиц языка, осмысляемых вне ситуации общения, и от ре- чевых актов, осмысляемых как элементы этой ситуации.
Жанровое оформление коммуникативного поведения относят к основным постулатам коммуникативной лингвистики, представляю- щим собой обобщение концепций, разработанных в различных обла- стях науки о языке [Карасик, Слышкин 2007: 336].
В России сформировалось несколько центров (Волгоград, Екате- ринбург, Краснодар, Красноярск, Москва, Новосибирск, Омск, Орел, Пермь, Санкт-Петербург, Саратов, Тверь), где последовательно и весь- мауспешноосуществляютсяописаниеисистематизацияречевыхжан- ров, а также разработка специального метаязыка для описания РЖ.
8 |
Введение |
|
|
С середины 90-х г. прошлого века появилось много серьезных ра- бот в данной предметной области, например докторские диссертации В. А. Салимовского «Жанры речи в функционально-стилистическом освещении: Научный академический текст» (2002) и И. Н. Борисовой «Русский разговорный диалог: структура и динамика» (2001), моно- графия М. В. Китайгородской и Н. Н. Розановой «Речь москвичей: Коммуникативно-культурологический аспект» (1999 и 2004), циклы статей М. Ю. Федосюка, А. Г. Баранова, К. Ф. Седова (названные и другие работы будут подробно представлены в первой, историографи- ческой главе настоящей монографии).
В то же время, несмотря на очевидную актуальность, даже необ- ходимость обобщающей книги о речевых жанрах в России для совре- менной антропологически, когнитивно и коммуникативно ориентиро- ванной лингвистики, такой книги до сих пор никем не было написано. Говоря «никем не было написано», мы имеем в виду именно обоб- щающую, итоговую работу, где были бы учтены и систематизированы все значительные теоретические идеи по речевым жанрам в России и опыт практических исследований (анализ речи в аспекте жанровой организации в целом и изучение отдельных жанров), а также история ТРЖ и динамика ее взаимодействия со смежными лингвистическими направлениями и школами.
Что же препятствовало настоящей систематизации и генерализа- ции? Мы видим по крайней мере четыре вполне объективно суще- ствующие трудности.
Первой из таких трудностей стало, как ни странно, то, что та ме- тодика, которая опирается на концепцию речевого жанра М. М. Бах- тина и разработанные им принципы и приемы осмысления и анализа речевых жанров, является исключительно широко во с - т ребованной в современных исследованиях по дискурсу. То, что «коммуникативное» изучение РЖ в его современном виде (а это большинство работ по речевым жанрам) заложено Бахтиным, не вы- зывает сомнений: коммуникативная природа жанра прямо вытекает из самого понятия речевого жанра как форм, в которые отливаются «живые» (т. е. погруженные в реальную ситуацию общения «Говоря- щего» и «Другого») высказывания. (Ниже нами будет подробно осве- щена эта часть, по сути, прагматической концепции «высказывания» М. М. Бахтина, а также другие его идеи.) Но и следующее по значи- мости и распространенности направление изучения РЖ — когнитив- ное — тоже, по сути, идет от М. М. Бахтина, давшего определение
Введение |
9 |
|
|
жанра как типичной модели высказывания: М. М. Бахтин определял речевой жанр фактически как фрейм, хотя, естественно, не пользовался данной терминологией. Таким образом, исследование ре- чевых жанров практически во всех его направлениях не могло быть и не было некогнитивным.
В современном жанроведении стало уже фактически общепри- знанным, что смежные речеведческие (и даже языковедческие) дис- циплины — коммуникативная лингвистика, теория дискурса, а так- же когнитивная лингвистика и концептология — не могут успешно справляться со своими задачами без учета положений ТРЖ. В со- ответствующих параграфах и разделах монографии нами будут под- робно освещены отношения, существующие между данными дисци- плинами, а также истоки и линии взаимного притяжения и взаимного отталкивания. В то же время мы, естественно, не ставили целью пред- ставлять здесь вс е металингвистические, метатеоретические и историографические отношения — им не место в настоящем исследо- вании; кроме того, не хочется пересказывать абсолютно, вполне или даже частично общеизвестные истины.
Следует отметить, что в зарубежных и тех российских исследо- ваниях, которые ориентируются на западные концепции и методики изучения речи, имя Бахтина и российские работы, развивающие его идеи, оказались значительно менее востребованными. Такое положе- ния вещей может показаться естественным, однако при ближайшем рассмотрении альтернативность этих названных (прежде всего запад- ных) концепций распространяется преимущественно на внешнюю атрибутику — методику и терминологию, но не на дух и идеи. В этом смысле большинство из них, точно так же как и современные россий- ские работы, можно считать дальнейшим развитием тех идей, кото- рые — пусть не в виде полностью разработанных, эксплицированных в лингвистической терминологии, апробированных на конкретном материале концепций, а в виде отдельных соображений, замечаний «к слову» — были высказаны М. М. Бахтиным. В этом отношении особенно ценными нам представляются, например, исследования РЖ новейших сфер общения.
Насколько нам известно, до сих пор появилось только одно на- правление изучения речевых жанров, принципиально отличное от всего того, что когда-либо было высказано самим М. М. Бахтиным либоегонепосредственнымипоследователями:этоидущееотА.Веж- бицкой и получившее апробацию в ее исследованиях и исследовани-