ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
С. 15–46, 210–225.
Вещь в контексте культуры: Материалы научной конференции, 1994. –
СПб., 1994. – С. 13–14.
Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974. – С. 311–406.
Добин Е.С. Искусство детали. – Л., 1981. – С. 317–363.
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. – М., 1995. – С. 23–88, 259–281.
Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002. – С. 201–206.
Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. Очерки поэтики русских классиков. – М., 1992. – С. 25–146.
Тема 13. Поэтика заглавия
План
1.Заглавие как знаковое явление. Заглавие и оглавление в художественном тексте. Понятие рамы литературного произведения и ее художественных компонентов. Обязательные и факультативные компоненты рамы в эпических, лирических и драматических произведениях.
2.Причины появления и особенности заглавий в античной словесности. Специфика рамы в средневековой европейской, древнерусской, новой русской литературе. Книгопечатание как революция в истории заглавий. Роль цензоров, редакторов, издателей и читателей в формировании заглавий. Причины усложнения семантики заглавий в произведениях XIX– XX вв.
3.Классификация заглавий и их основные классифицирующие признаки (тематический, жанровый, сюжетный, персональный, хронотопический и т.п.). Функции заглавий в художественном тексте. Пословичные и цитатные заглавия. Роль двойных заглавий в литературном произведении.
4.Род литературы и заглавие. Объясните, почему лирические стихотворения часто не имеют заглавий, а драматурги предпочитают лаконичные названия пьес. Жанровая специфика заглавий. Отличие заглавий классической и массовой литературы. Заглавия в беллетристике и публицистике. Специфика заглавий в русской критике.
5.Отражение в заглавии специфики художественного метода. Заглавие и стиль литературного произведения. Структурообразующая роль заглавия в художественном произведении. Символика и аллегория в заглавиях.
Задания
1.По справочной литературе отработайте теоретические понятия «заглавие», «оглавление», «рама», «редактор», «массовая литература», «беллетристика», «публицистика», «эпатаж», «некролог», «фэнтези», «розовый роман».
2.Подберите примеры заглавий литературных произведений к нижеперечисленным функциям: тематической, экспрессивной, полемической, оценочной, рекламной, дидактической, композиционной, жанровой, колористической, хронотопической, символической, социальной, эпатажной, исповедальной, комической, исторической, персонажной, аллегорической, некрологической, зоологической, адресной, антитетической, пафосной.
3.Выпишите названия произведений боевиков, детективов, фэнтези, розового романа и сформулируйте основные тенденции в номинации этих
жанров.
Исследования
Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. – С. 94–107.
Джанджакова Е.В. О поэтике заглавий // Лингвистика и поэтика. – М.,
1979. – С. 207–214.
Калганова А.А. Роль заглавия в формировании читательского интереса (в русской литературе XIX в.) // Чтение в дореволюционной России. – М., 1991.
– С. 43–55.
Кожина Н.А. В поисках гармонии. О заглавиях в лирике // Русская речь. – М., 1985. – № 6. – С. 45–50.
Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий // Кржижановский С.Д. «Страны, которых нет». – М., 1994. – С. 13–39.
Ламзина А.В. Рама произведения // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2001. – С. 848–853.
Чернец Л.В. «Как слово наше отзовется…». Судьба литературных произведений. – М., 1995. – С. 12–16.
Тема 14. Реминисценция. Аллюзия. Цитата
План
1.Литературная реминисценция и ее разновидности. Роль реминисценций в художественном произведении. Связь литературной реминисценции с другими искусствами (музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр). Реминисценция как форма литературной критики. Реминисценция и пародия. Реминисцентность и культура писателя.
2.Аллюзия и ее роль в произведении. Аллюзионность крылатых выражений. «Эзопов язык» и аллюзия. Историко-бытовой характер аллюзии.
3.Цитата в художественной литературе. Цитатное многоголосие и его значение. Функции цитат в произведении. Точная и неточная цитата. Лексические, метрические, строфические, фонические цитаты. Автоцитирование.
4.Сильная и слабая позиция цитаты в художественном произведении. Цитата в раме и цитата в тексте. Цитата – название. Сборная цитата. Роль цитации в циклическом произведении. Система вертикальных и горизонтальных связей цитат в цикле. Понятие об интертексте в художественном произведении.
5.Мировые, региональные и национальные цитатные источники. Своеобразие цитирования в древнерусской литературе. Цитата в русском классицизме. Цитатные приоритеты сентиментализма и романтизма. Реализм
ицитата.
6.Центон как жанр поэзии. Центон и перепев. Центонизм в
пародиях.
Задания
1.По справочной литературе отработайте теоретические понятия «реминисценция», «цитата», «аллюзия», «интертекст», «пародия», «эзопов язык», «цикл», «центон», «перепев», «фоника», «метрика», «строфика».
2.Выпишите в рабочую тетрадь примеры цитат, аллюзий и реминисценций из 1 главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и объясните их функции в произведении.
3.Составьте центон из произведений русской поэзии.
4.Выберите из сборников поэзии понравившийся Вам центон и выучите наизусть.
Исследования
Бирюков С.Е. Зевгма. Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма.
– М., 1994. – С. 183–193.
Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. –
С. 496–506.
Западов В.А. Функции цитат в художественной системе «Горе от ума»// А.С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. – Л., 1977. – С. 55–68.
Ильин И.П. Интертекстуальность // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2001. – С. 307–309.
Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966. – С. 20–21; 332. Рогачевская Е.Б. О некоторых особенностях средневековой цитации (на
материале ораторской прозы Кирилла Туровского) // Филологические науки. – М., 1989. – № 3. – С. 16–20.
Ромодановская Е.К. От цитаты к сюжету. Роль повести-притчи в становлении новой русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XIX вв. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. – Петрозаводск, 1994.
Тименчик Р.Д. Чужое слово у Ахматовой // Русская речь – 1989. – № 3. –
С. 33–36.
Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2001. – С. 253–259.
Хализев В.Е., Шешукова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». – М., 1999. – С. 44–54.
Тема 15. Роль детали в художественном произведении
План
1.Понятие художественной детали. Словесный и метасловесный уровни проявления детали. Функции деталей в художественном произведении. Деталь и подробность: общее и различное.
2.Принципы классификации художественной детали в отечественном литературоведении. Группы деталей в художественном произведении. Сюжетные, описательные и психологические детали; их виды. Типы деталей по характеру эстетического и психологического воздействия. Свойства деталей в литературном тексте. Статичность и фрагментарность изображения.
3.Деталь и образ. Деталь как средство типизации и индивидуализации художественного образа. Ведущие психологические детали
всоздании образа. Деталь в литературном портрете.
4.Роль детали в структуре композиции (повторы, «монтаж», «крупный план», ретардация). Символика повтора и «монтажа» детали. Деталь и мотив. Сюжетные детали; их виды. Предметная деталь; ее функции
вхудожественном произведении. Предметная деталь как средство смысловой характеристики.
5.Специфика проявления детали в различных родах литературы. Особенности использования детали в эпике. Актуальность обращения к детали в лирике. Деталь в драме. Эволюция использования детали в литературе XIX века. Деталь и жанр. Своеобразие использования детали в сатирических произведениях.
6.Художественная деталь как форма «присутствия» автора. Способы выбора детали. Причины активной детализации или минимального использования детали.
Задания
1.По справочной литературе отработайте теоретические понятия «деталь», «образ», «подробность», «типизация», «индивидуализация», «монтаж», «ретардация», «мотив», «символ».
2.Выпишите в рабочую тетрадь примеры использования различных типов деталей в художественной литературе. Приведите примеры символических деталей, вынесенных в заглавие. Объясните их роль в выбранном произведении.
3.В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» выделите характерообразующие детали в портрете Павла Петровича Кирсанова и объясните их функцию.
Исследования
Антонов С. Письма о рассказе. Деталь // Мастерство писателя. – М.,
1961. – С. 187–198.
Белкин А. Чудесный зонтик. Об искусстве художественной детали у Чехова // Белкин А. Читая Достоевского и Чехова. – М., 1973. – С. 221–229.
Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. – С. 62–75.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1997. – С. 245–252.
Грачева И.В. «Каждый цвет – уже намек»: о роли художественной детали в русской классике // Литература в школе. – 1997. – № 3. – С. 49–55.
Добин Е.С. Искусство детали // Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. – Л., 1981. – С. 4–162.
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М., 2004. – С. 75–76.
Пушкарева В.С. Предметная деталь и ее функция в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Пушкарева В.С. Анализ литературного произведения. – Белгород, 2000. – С. 32–63.
Эпштейн М.Н. О значении детали в структуре образа («Переписчики» у Гоголя и Достоевского) // Вопросы литературы – 1984. – № 12. – С. 134–145.
Тема 16. Стих и проза
1.Стиховедение и прозоведение: актуальные вопросы изучения этих дисциплин в современном литературоведении. Состав стиховедения (метрика, ритмика, строфика, фоника).
2.Формирование рифмы в европейской литературе. Время и способы возникновения рифмы на русской почве. Специфика рифмы в фольклоре и древнерусской словесности. Отношение к рифме в различные литературные эпохи.
3.Рифма в стихе и прозе. Поиски литературоведами и поэтами точного определения понятия «рифмы» и ее роли в стихе. Значимое отсутствие рифмы. Безрифменный, белый и холостой стих. Рифма в прозе: особенности использования. Функции рифм в литературном произведении. Типы рифмовок.
4.Понятие ритма в античности, эпохе Возрождения и Просвещения
исовременной науке. Способы организации ритма в стихе. Ритмическая система и понятие ритмической единицы. Стиховые формы: метр, размер. Двусложные и трехсложные размеры. Ритм в художественной прозе; его функции. Спонтанная метризация. Функции метризации в художественной прозе.
5.Строфика. Строфа и способы ее образования. Классификация строф. Одическое десятистишие. Онегинская строфа. Специфика построения сонета. Основы строфического деления стихотворной речи.
6.Своеобразие стихотворной и прозаической речи. Соотношение стиха и прозы. Принципы разграничения стиха и прозы. Стихопроза. Понятие об эмбриональной и стихотворной стихопрозе. Типология литературной стихопрозы.
Задания
1.По справочной литературе отработайте теоретические понятия «стиховедение», «прозоведение», «метрика», «ритмика», «строфика», «ритм», «размер», «стихопроза», «холостой стих».
2.Прочитайте статью А.С. Пушкина «О поэзии классической и романтической». На какие особенные черты рифмы обращает внимание поэт?
«Наши критики не согласились еще в ясном различии между родами классическими и романтическими. Сбивчивым понятием о сем предмете обязаны мы французским журналистам, которые обыкновенно относят к романтизму все, что им кажется ознаменованным печатью мечтательности и германского идеологизма или основанным на предрассудках и преданиях простонародных: определение самое неточное. Стихотворение может являть все сии признаки, а между тем принадлежать к роду классическому.
Если вместо формы стихотворения будем брать за основание только дух,
вкотором оно писано, то никогда не выпутаемся из определений. Гимн Ж.-