ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
Пластичность и динамизм словесных изображений человека. Различие в приемах словесного портретирования у И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.
Задания
1. По справочной литературе отработайте теоретические понятия «литературный портрет», «художественный образ», «тип», «литературная маска», «пейзаж», «интерьер», «символ», «аллегория», «экспрессия», «динамика».
2. Сравните портретные характеристики Казбича из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и Хаджи-Мурата из одноименной повести Л.Н. Толстого и укажите на принципиальные отличия русского романтического и реалистического портрета. Выводы запишите в тетрадь.
3. Сравните картину художника И.Н. Крамского «Неизвестная» и стихотворение А.А. Блока «Незнакомка». Объясните, какими творческими находками художника воспользовался поэт?
Исследования
Барахов В.С. Литературный портрет. – Л., 1985. – С. 8–35, 51–69. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. –
С. 296–308.
Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. – СПб., 1994. –
С. 189–206.
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – С. 100–109. Нейман Б.В., Голованова Т.П. Портрет // Лермонтовская энциклопедия. –
М., 1981. – С. 427–428.
Творогов О.В. Из истории словесного портрета в русской литературе XVI в. // Культурное наследие Древней Руси. – М., 1976. – С. 123–127.
Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века. – М., 1999. –
С. 3–29.
Тема 9. Поэтика имен и фамилий в литературном произведении
План
1.Магия и мифологизация имени. Способы выбора имени младенца
уразных народов. Имя и судьба человека. Символика имени. Христианская именология. Особенности имен в Ветхом Завете. Роль имени в новозаветной и раннехристианской литературной традиции.
2.Имя в русском фольклоре. Любимые сказочные и былинные имена фольклора и их функции в тексте. Имя собственное в параллелях. Происхождение имен отрицательных персонажей русского эпоса. Половозрастная и социовозрастная дифференциация имени.
3.Имена и прозвища русского средневековья. Двойные имена русских князей X–XIII веков и причины их появления. Роль церкви в русской номенологии. Основные пути формирования комплекса русских имен и фамилий.
4.Социальные и нравственные критерии появления «говорящих» имен и фамилий в русском классицизме. Роль калькированных имен в литературе. Сатирические и дидактические имена и фамилии и способы их создания. Характерообразующая функция именословия.
5.Особенности номенологии в сентиментализме и романтизме. Знаковый характер имен и фамилий. Эстетизация именословия. Назывные имена в русской литературе.
6.Традиции именологии в русском реализме. Роль отчества в жизни и литературе. Прозвище и фамилия в реалистическом произведении. Именные дворянские и крестьянские амплуа и их трансформация (Софья – Анна – Лиза, Филат – Иван). Купеческие имена и фамилии. Именные маски в литературе. Именное самозванство и его функции.
Задания
1.По справочной литературе отработайте теоретические понятия «номенология», «именология», «говорящая фамилия», «литературная калька», «назывное имя».
2.Проанализируйте сцену выбора имени Акакию Акакиевичу Башмачкину из повести Н.В. Гоголя «Шинель» и определите значение этого эпизода в общем замысле произведения.
3.Составьте список персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и обоснуйте семантику и символику имен, фамилий, прозвищ.
Исследования
Агапкина Т.А. Имя // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995. – С. 210–213.
Груздев Б.И. Имена // Христианство. Энциклопедический словарь. – М.,
1993. – Т. 1. – С. 603–604.
Зуева Т.В. Русский фольклор. Словарь-справочник. – М., 2002. – С. 70. Керлот Х.Э. Словарь символов. – М., 1994.
Топоров В.Н. Этнография имени. – М., 1971.
Успенский Л.Г. Ты и твое имя. – Л., 1972. – С. 37–97, 191–212. Флоренский П.А. Имена. – М., 1993. – С. 24–36, 71–77,
94–96.
Ястребов А.Л. Слово: воплощенное бытие. – М., 1994. – С. 132–139, 160–
172.
Тема 10. Пейзаж в художественной литературе
План
1.Природа и человек как акт боготворчества. Своеобразие теологической трактовки триады «Бог – человек – природа». Сакрализация и символизация природы в Библии и Евангелии. Апокалипсическое изображение райской природы.
2.Природные и рукотворные объекты в древнегреческой и древнеримской литературе. Мифологизация природы (Деметра, Дионис, Посейдон). Внепейзажные образы природы и их функция (мифологизация, олицетворение, персонификация). Поэзия земледельческого труда («Труды и дни» Гесиода, «Георгики» Вергилия) и пасторальные мотивы («Буколики» Феокрита). Противопоставление сельской и городской жизни в творчестве Горация.
3.Средневековая концепция природы. Утилитарно-прагматическое
ирелигиозно-эстетическое восприятие природных явлений. Религиозносимволическое истолкование объектов живой и неживой природы в европейском «Бестиарии» и славянском «Физиологе». Функции пейзажа в древнерусской литературе.
4.Сентиментализм как первооткрыватель эстетической значимости природы и словесных пейзажей. Природа как идеал естественности. Описательная поэзия в западноевропейской и русской литературе XVIII –
первой половины XIX вв. (Дж. Томсон, А. Поуп, Т. Грей, С. Геснер, В. Жуковский). Элегические психологизированные пейзажи Ж-Ж. Руссо и Н.М. Карамзина. Идиллический пейзаж и его художественные приметы. Цвет
вприродных описаниях.
5.Русский романтический и реалистический пейзаж в литературе середины и второй половины XIX века: общее и различное. Новаторский характер пейзажей И.С. Тургенева, С.Т. Аксакова, А.А. Фета.
6.Пейзаж и литературный род. Воздействие художественных методов на пейзажные зарисовки. Жанровые разновидности пейзажей (идиллия, элегия, баллада). Пафос и пейзаж. Пейзажные лейтмотивы русской литературы.
7.Типология пейзажных зарисовок в мировой литературе по объекту поэтизации (деревенский – городской, степной – лесной – горный); динамике (статичный – динамичный); отношению к художественному роду (эпический – лирический – лиро-эпический); художественному методу (религиозно-симво-лический, барочный, сентиментальный, романтический, реалистический). Их сходство и различие.
Задания
1.По справочной литературе отработайте теоретические понятия «пейзаж», «пастораль», «элегия», «идиллия», «баллада», «мифологизация», «олицетворение», «описательная поэзия», «лейтмотив».
2.Из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выберите пейзажные зарисовки и объясните их функциональную нагрузку в художественном тексте. В чем Вы видите принципиальное различие между поэтикой романтических и реалистических пейзажных описаний в романе?
3.Законспектируйте главу «Начало и происхождение пейзажных садов» из книги Д.С. Лихачева «Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей». – СПб., 1991. – С. 148–182. Ответьте на вопрос: «Каково эстетическое значение пейзажных парков в условиях нового зарождающегося стиля?»
Исследования
Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. –
С. 228–239.
Галанов Б. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. – М., 1974. Григорьян К.Н. Пейзаж в русской живописи и поэзии // Литература и
живопись. – Л., 1982. – С. 128–146.
Керлот Х.Э. Словарь символов. – М., 1994. – С. 383–388.
Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. Эстетические и художественные искания. – СПб., 1994. – С. 207–222.
Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX века. – М., 1972. – С. 52–82.
Прокофьев Н.И. Функции пейзажа в литературе XI–XV вв. // Литература Древней Руси. – М., 1981. – С. 3–18.
Ужанков А.Н. Эволюция пейзажа в русской литературе XI –первой трети XVIII в. // Древнерусская литература. Изображение природы и человека. – М.,
1995. – С. 19–88.
Шайтанов И.О. Мыслящая муза. Открытие природы в поэзии XVIII
века. – М., 1989. – С. 94–95, 121–148.
Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…». Система пейзажных образов в русской поэзии. – М., 1990. – С. 126–204.
Тема 11. Поэтика цвета и света в литературном произведении
План
1.Свет и цвет в художественной литературе. Библейское учение о боготворчестве и сакральном происхождении света. Свет как эманация божества в византийской и древнерусской эстетике. Символика света. Интенсивность свечения – знак для посвященных.
2.Свет и тьма в русском фольклоре и мифологии. Свет как воплощение миропорядка и красоты. Светоносные и тьмоносные персонажи фольклора.
3.Черно-белые цвета как характерный признак древнерусской колористической поэтики. Светоносное начало средневековой литературы. Способы изображения света в древнерусской книжности. «Слово о полку Игореве» как колористический феномен.
4.Цветовое открытие мира в русской литературе XVIII столетия. Причины сохранения цветовой гаммы хвалебными жанрами панегирика, похвального слова, оды. Колористические новации русской прозы восемнадцатого века. Радуга цвета в литературе XIX века. Художественный метод и поэтика цвета.
5.Символика цвета в художественной литературе. Теплые и холодные цвета и их взаимодействие. Этико-эстетические выразительные возможности цвета в произведении. Цвет как компонент художественного образа. Цвет и хронотоп в литературе. Словесный портрет и цвет. Цвет в литературном пейзаже. Авторский замысел и цвет в художественном сочинении.
Задания
1.По справочной литературе отработайте теоретические понятия «свет», «цвет», «свечение», «цветоносность», «тьма», «колористика», «символ», «пейзаж», «цветовое прилагательное».
2.Изучите световой мир поэмы А. Блока «Двенадцать». Выпишите свето- и цветообозначения, связанные с новым и старым миром. Определите функциональную нагрузку цветовых прилагательных и существительных с функцией цвета. Символика цвета в произведении.
3.Из «Словаря символов» Х.Э. Керлота (или по другому словарю) выпишите и запомните символическое значение красного, белого, зеленого, синего, черного, золотого, серебряного цветов. Найдите в художественной литературе примеры символического использования указанных выше цветов.
Исследования
Афанасьев А.А. Свет и тьма. Стихия цвета в ее поэтических
представлениях // Древо жизни. Избранные статьи. – М., 1982. – С. 32–52, 60– 73.
Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. – М., 1980. –
С. 11–107.
Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы – М., 1977.
– С. 93–107.
Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI–XVII века. – М., 1992. –
С. 23–60.
Керлот Х.Э. Словарь символов. – М., 1994. – С. 455, 549–560.
Ле Гофф, Жак. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992. – С. 12–
319.
Панченко А.М. О цвете в древней литературе восточных и южных славян
// ТОДРЛ. – Л., 1968. – Т. 23. – С. 3–15.
Соколова Л.В. Цвет в «Слове»// Энциклопедия «Слова о полку Игореве».
– СПб., 1995. – Т. 5. – С. 195–200.
Топорков А.Л. Свет // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995. – С. 349–351.
Тема 12. Функции интерьера в художественном тексте
План
1.Понятие об интерьере в художественной литературе. Основные слагаемые интерьера. Интерьер и хронотоп. Сходство и различие интерьера в архитектуре, живописи и литературе. Роль мемуарно-автобиографической прозы в развитии литературных интерьеров. Сатира и интерьер.
2.Принципы классификации интерьеров: социальный (дворянский, купеческий, крестьянский), географический (городской, сельский), национальный, конфессиональный, профессиональный, батальный и т.п. Функции интерьера в художественной литературе (характерообразующая, хронотопическая, символическая, психологическая, культурологическая, сюжетно-композиционная и т.п.). Жанровая обусловленность интерьеров.
3.Поэтика интерьера. Пространство, расположение помещений и предметов, свет и цвет, звук, запах в интерьере. Роль животных в интерьере. Портрет в интерьере и интерьер в портрете. Роль зеркала в интерьере. Символика интерьера.
4.Пути становления интерьера в литературе: вещь – деталь – интерьер. Причины расцвета интерьера в литературе первой половины XIX века. Развернутое, гоголевское, и сжатое, пушкинское, описание интерьера и их синтез в творчестве Л.Н. Толстого.
5.Интерьер и экстерьер: их сходство и различие. Типология и функции экстерьера в художественной литературе. Поэтика экстерьера. Экстерьер и пейзаж.
Задания
1.Объясните, почему дореалистические художественные методы чуждались интерьера и экстерьера как художественного приема. Выводы запишите в рабочую тетрадь.
2.Выберите из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» описание интерьеров домов помещиков и чиновников и обоснуйте их роль в произведении.
3.Сравните интерьер и портрет в стихотворении И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» (1882) и картине В.И. Серова «Девушка с персиками» (1887). Выявите типологическую общность и различие этих произведений литературы и живописи.
Исследования
Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. –
С. 37–47.
Вещь в искусстве: Материалы научной конференции, 1984. – М., 1986. –