ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
3. Сравните характер романтизма в балладе В.А. Жуков-ского «Эолова арфа» и думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин». Охарактеризуйте различия между этико-психологическим и гражданским романтизмом. Выводы запишите в рабочую тетрадь.
Исследования
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л., 1973. Ванслов В. Эстетика романтизма. – М., 1966.
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1995.
Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVII–XIX вв. – М., 1983. – С. 62–92.
Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980.
Дмитриев А.С. Теория западноевропейского романтизма // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980. – С. 5–43.
Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. –
М., 1960.
Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике. К.Н. Батюшков,
Н.И. Гнедич. – М., 1987.
Луков В.А. Предромантизм. – М., 2007.
Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.
Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. – М., 1947.
Тема 5. Натурализм как художественный метод
План
1.Натурализм как художественный метод. Время и причины возникновения. Хронологические рамки. Литературные манифесты европейских натуралистов.
2.Философско-эстетические основы натурализма: позитивизм Огюста Конта, эстетические теории и детерминистические идеи Ипполита Тэна. Дарвиновская теория и натурализм. Натурализм и наука. Натурализм как способ исследования жизни человека и общества под воздействием сдвигов в развитии мировой цивилизации. Новая концепция писательского творчества. Натурализм и другие виды искусства.
3.Развитие натурализма в западноевропейской литературе. Художественная концепция метода. Родоначальники и последователи натурализма. Теоретические идеи и их практическое воплощение в творчестве Эмиля Золя. Французский и немецкий натурализм: Гюстав Флобер и Гауптман. Связь нового литературного направления с традициями реализма.
4.Поэтика натурализма. Расширение объектов изображения. Проза жизни как источник сюжетов. Интерес к воспроизведению физиологии человека, физико-психологическим отклонениям от нормы. Поэтизация физиологизма личности и социума. Изображение общества как живого организма и перечень его «болезней», установка на безличность («человек толпы»). Необычность системы образов в натурализме. Жанровая система.
5.Особенности развития натурализма в России. Периодизация и типология. Элементы натурализма в русской литературе XVIII в. (И. Барков, Н. Новиков, М. Чулков, А. Радищев). «Натуральная школа» и натурализм. В.Г. Белинский о натурализме. Влияние французского натурализма на творчество
русских писателей Д. Мамина-Сибиряка, В. Немировича-Дан-ченко, В. Гиляровского, А. Куприна, А. Амфитеатрова, М. Горь-кого. Теория «малых
дел» |
(П. Боборыкин |
и |
его |
роман |
«Китай-город»). |
Критика |
натурализма |
русскими |
писателями |
М.Е. Салтыковым-Щедриным, |
Г.И. Успенским, |
В.Г. Короленко, |
||
Л.Н. Толстым. |
|
|
|
|
6. «Чернуха» и «порнуха» как русский вариант натурализма в современной литературе (Э. Лимонов, Н. Медведев, Т. Кибиров). Место натурализма в мировом и русском художественном процессе.
Задания
1.По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим
справочникам |
отработайте |
теоретические |
понятия |
«натурализм», |
«позитивизм», «детерминизм», «физиологизм», «психология», «социум», «натуральная школа».
2.В чем Вы видите связь натурализма и кинематографии? Приведите примеры, выводы запишите в тетрадь.
3.Нарисуйте схему борьбы и смены художественных методов в русской литературе. В чем причины «умирания» одних художественных методов и зарождения других? Запишите выводы в рабочую тетрадь.
Исследования
Борев Ю. Теория литературы. Литературный процесс. – М., 2001. –
С. 235–239.
Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма: Гоголь и Достоевский
– М., 1929.
Литературные манифесты французских реалистов. – Л., 1935.
Толмачев В.М. Натурализм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2003. – С. 611–619.
Эткинд А. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории середины века. – М., 1996.
Тема 6. Критический реализм
План
1.Происхождение термина. Возникновение реализма в мировой литературе. Роль сатиры в становлении реализма. Стихийный реализм Шекспира. Зарождение теории реализма в работах писателей-просветителей Европы. Предреализм в мировой и русской литературе. Национальные типы реализма. Манифесты западноевропейских реалистов.
2.Философские основы реализма. Роль идеализма Георга Гегеля, материализма Людвига Феербаха, позитивизма Огюста Конта, Герберта Спенсера в развитии реализма. Объективное и субъективное в реализме.
Социально-политические корни русского реализма. Роль эстетики В.Г. Белинского в формировании реализма. Концепция человека и мира.
3.Реализм и предшествующие художественные методы. Реализм и классицизм. От сентиментализма к романтизму и реализму. И.А. Крылов, А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин как основоположники критического реализма
врусской литературе. Роль «натуральной школы» в становлении реализма. Реализм и натурализм.
4.Национальное своеобразие русского реализма. Периодизация. Основные течения. Типология. Писательский состав. Манифесты русского реализма. Социалистический реализм и русская литература. Неореализм как художественное явление.
5.Идейные искания русских писателей-реалистов. Темы, идеи, образы. Критика социальной действительности. Типическое и неповторимое
влитературе. Художественный детерминизм. Своеобразие историзма и народности. Реалистическая триада (типический характер, типические обстоятельства, верность деталей). Жанровая система. Полифонический роман как доминирующий жанр. Сатира в русском реализме.
6.Реализм в русской критике и литературоведении.
Задания
1.По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим справочникам отработайте теоретические понятия: «реализм», «предреализм», «неореализм», «социалистический реализм», «идеализм», «позитивизм», «детерминизм», «типическое», «полифония».
2.Подготовьте тезисный план ответа на вопрос: «Роль “натуральной школы” в развитии реалистического направления в русской литературе».
3.Выделите черты романтизма и реализма в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Результаты наблюдений запишите в рабочую тетрадь.
Исследования
Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М., 1989.
Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской зарубежной литературе XVII–XIX в. – М., 1983. – С. 92–137.
Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX в. – М., 1982. Николаев П.А. Реализм как творческий метод: историко-теоретические
очерки. – М., 1975.
Петров С.М. Критический реализм. – М., 1974.
Развитие реализма в русской литературе / Ред. У.Р. Фохт и др. – М., 1972–
1974. – Т. 1–3.
Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки о русской литературе XIX века. – Л., 1971.
Тема 7. Диалог и монолог в структуре художественного текста
План
1.Диалог и монолог как формы речевой коммуникации и приемы создания художественного произведения. Диалог и диалогичность, монолог и монологичность. Понятие о диалогическом и монологическом герое и диалогическом поведении. Динамика соотношения монолога и диалога в художественном произведении в процессе развития литературы.
2.Бытовой и литературный диалог, монолог, полилог; их сходство и различие. Построение этих типов речи. Реплика как основа этих речевых форм. Характерные приметы монологической реплики.
3.Диалог в классицистической и реалистической драме. Диалог в поэзии и прозе; специфика их развития. Функции диалога в литературном
произведении. Реминисценция как форма диалога писателей. Понятие об интертексте в диалоге.
4.Значение жеста, мимики, движений, немых сцен в диалоге. Визуальный, слуховой, письменный диалог и особенности их функционирования в литературном тексте. Структурные типы диалога. Язык
истиль диалога. Диалогическая динамика.
5.Сферы бытования монолога в художественной литературе. Жанрово-стилистические различия монологов. Монологическая экспрессия. Типология монологов. Несобственно прямая речь и ее роль в произведении. Монологические амплуа в драме. Что такое монодрама?
6.Полилог как разновидность диалогической речи. Типы полилогов
иих функция в произведении. Структура полилога.
7.Жанр диалога в мировой и русской литературе. «Разговоры» в
отечественной словесности XVIII столетия. Диалоги русских поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некра-сова, В.М. Маяковского поэзии как литературно-общественные манифесты.
Задания
1.По справочной литературе отработайте теоретические понятия «монолог», «диалог», «трилог», «полилог», «реплика», «фраза», «речевая коммуникация», «реминисценция», «интертекст», «монодрама».
2.Из художественной литературы подберите примеры различных типов диалога: диалог-противоречие, диалог-спор, диалог-ссора, диалогунисон, диалог-сообщение, диалог-об-суждение, диалог-беседа.
3.Выделите жанровые признаки монодрамы, опираясь на сочинения А.П. Чехова «О вреде табака» и В.Я. Брюсова «Путник». Выводы запишите в тетрадь.
Исследования
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Собрание сочинений в
7-и тт. – М., 2000. – Т. 2. – С. 102–137, 156–137.
Будагов Р.А. Человек и его язык. – М., 1976. – С. 216–235.
Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. –
С. 75–87.
Винокур Г.О. Филологические исследования. – М., 1990. – С. 241–249. Винокур Т.Г. Диалогическая речь. Монологическая речь. Полилог //
Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 135, 310, 381. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002. – С. 194–201.
Якубинский Л.П. Язык и его функционирование. – М., 1986. – С. 25–58.
Тема 8. Литературный портрет
План
1.Портрет как жанр и литературный прием. Место портрета в структуре литературного произведения. Живописный и словесный портрет, их сходство и различие. Портрет и художественный образ. Вопрос о характере соотношения типического и индивидуального в литературном портрете. Связь словесного портрета с ведущими эстетическими концепциями эпохи.
2.Типология литературных портретов и их особенности: парадный, камерный, национальный, социальный, исторический, сатирический, дидактический, краткий, подробный, статический, динамический, индивидуальный, парный, групповой и т.д. Портрет в эпосе и лирике. Художественный метод и литературный портрет.
3.Функции портрета в литературном произведении: информационная, характерообразующая, психологическая, пафосная, колористическая, символическая и т.п. Портрет и пейзаж. Портрет и интерьер. Автопортрет в художественной литературе. Портрет и литературная маска.
4.Личнόе и костюмированное изображение в портрете и их значение в художественном произведении. Жест и мимика, художественная деталь портрета. Роль одежды и украшений в костюмированном изображении. Цвет и свет словесного портрета. Эмоциональная стихия портрета.
5.Образ-характеристика как основа портрета древнерусской литературы. Иконопись и словесное творчество. Символизм, абстрактность и статичность русского средневекового портрета. Жанровые различия в изображении людей.
6.Русский литературный портрет в словесности XVIII века. Сатирический и дидактический классицистический портрет. Интимночувственный психологизированный красочный портрет сентиментализма. «Физиогномическая» теория И.К. Лафа-тера и сентиментальная литература.
7.Русский романтический портрет. Диалектика души романтического героя как предмет портретирования. Контрастность внешности, экспрессивность поз и аффектация жестов. Роль глаз в словесном портрете. Необычность деталей романтического портрета. Портрет в романтическом интерьере и на фоне бурной природы. Знаковость портрета. Портретная тема в романтизме.
8.Реалистический портрет XIX столетия и его особенности. Слияние типического и индивидуального в реалистическом портрете. Экспозиционный и психологический тип портретов писателей-реалистов.