Файл: iyul._skaya-e.g.---vvedenie-v-li_.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Сравните характер романтизма в балладе В.А. Жуков-ского «Эолова арфа» и думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин». Охарактеризуйте различия между этико-психологическим и гражданским романтизмом. Выводы запишите в рабочую тетрадь.

Исследования

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л., 1973. Ванслов В. Эстетика романтизма. – М., 1966.

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1995.

Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVII–XIX вв. – М., 1983. – С. 62–92.

Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980.

Дмитриев А.С. Теория западноевропейского романтизма // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980. – С. 5–43.

Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. –

М., 1960.

Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике. К.Н. Батюшков,

Н.И. Гнедич. – М., 1987.

Луков В.А. Предромантизм. – М., 2007.

Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.

Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. – М., 1947.


Тема 5. Натурализм как художественный метод

План

1.Натурализм как художественный метод. Время и причины возникновения. Хронологические рамки. Литературные манифесты европейских натуралистов.

2.Философско-эстетические основы натурализма: позитивизм Огюста Конта, эстетические теории и детерминистические идеи Ипполита Тэна. Дарвиновская теория и натурализм. Натурализм и наука. Натурализм как способ исследования жизни человека и общества под воздействием сдвигов в развитии мировой цивилизации. Новая концепция писательского творчества. Натурализм и другие виды искусства.

3.Развитие натурализма в западноевропейской литературе. Художественная концепция метода. Родоначальники и последователи натурализма. Теоретические идеи и их практическое воплощение в творчестве Эмиля Золя. Французский и немецкий натурализм: Гюстав Флобер и Гауптман. Связь нового литературного направления с традициями реализма.

4.Поэтика натурализма. Расширение объектов изображения. Проза жизни как источник сюжетов. Интерес к воспроизведению физиологии человека, физико-психологическим отклонениям от нормы. Поэтизация физиологизма личности и социума. Изображение общества как живого организма и перечень его «болезней», установка на безличность («человек толпы»). Необычность системы образов в натурализме. Жанровая система.

5.Особенности развития натурализма в России. Периодизация и типология. Элементы натурализма в русской литературе XVIII в. (И. Барков, Н. Новиков, М. Чулков, А. Радищев). «Натуральная школа» и натурализм. В.Г. Белинский о натурализме. Влияние французского натурализма на творчество

русских писателей Д. Мамина-Сибиряка, В. Немировича-Дан-ченко, В. Гиляровского, А. Куприна, А. Амфитеатрова, М. Горь-кого. Теория «малых

дел»

(П. Боборыкин

и

его

роман

«Китай-город»).

Критика

натурализма

русскими

писателями

М.Е. Салтыковым-Щедриным,

Г.И. Успенским,

В.Г. Короленко,

Л.Н. Толстым.

 

 

 

 

6. «Чернуха» и «порнуха» как русский вариант натурализма в современной литературе (Э. Лимонов, Н. Медведев, Т. Кибиров). Место натурализма в мировом и русском художественном процессе.

Задания

1.По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим

справочникам

отработайте

теоретические

понятия

«натурализм»,


«позитивизм», «детерминизм», «физиологизм», «психология», «социум», «натуральная школа».

2.В чем Вы видите связь натурализма и кинематографии? Приведите примеры, выводы запишите в тетрадь.

3.Нарисуйте схему борьбы и смены художественных методов в русской литературе. В чем причины «умирания» одних художественных методов и зарождения других? Запишите выводы в рабочую тетрадь.

Исследования

Борев Ю. Теория литературы. Литературный процесс. – М., 2001. –

С. 235–239.

Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма: Гоголь и Достоевский

– М., 1929.

Литературные манифесты французских реалистов. – Л., 1935.

Толмачев В.М. Натурализм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2003. – С. 611–619.

Эткинд А. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории середины века. – М., 1996.

Тема 6. Критический реализм

План

1.Происхождение термина. Возникновение реализма в мировой литературе. Роль сатиры в становлении реализма. Стихийный реализм Шекспира. Зарождение теории реализма в работах писателей-просветителей Европы. Предреализм в мировой и русской литературе. Национальные типы реализма. Манифесты западноевропейских реалистов.

2.Философские основы реализма. Роль идеализма Георга Гегеля, материализма Людвига Феербаха, позитивизма Огюста Конта, Герберта Спенсера в развитии реализма. Объективное и субъективное в реализме.

Социально-политические корни русского реализма. Роль эстетики В.Г. Белинского в формировании реализма. Концепция человека и мира.

3.Реализм и предшествующие художественные методы. Реализм и классицизм. От сентиментализма к романтизму и реализму. И.А. Крылов, А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин как основоположники критического реализма

врусской литературе. Роль «натуральной школы» в становлении реализма. Реализм и натурализм.

4.Национальное своеобразие русского реализма. Периодизация. Основные течения. Типология. Писательский состав. Манифесты русского реализма. Социалистический реализм и русская литература. Неореализм как художественное явление.

5.Идейные искания русских писателей-реалистов. Темы, идеи, образы. Критика социальной действительности. Типическое и неповторимое

влитературе. Художественный детерминизм. Своеобразие историзма и народности. Реалистическая триада (типический характер, типические обстоятельства, верность деталей). Жанровая система. Полифонический роман как доминирующий жанр. Сатира в русском реализме.

6.Реализм в русской критике и литературоведении.

Задания

1.По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим справочникам отработайте теоретические понятия: «реализм», «предреализм», «неореализм», «социалистический реализм», «идеализм», «позитивизм», «детерминизм», «типическое», «полифония».

2.Подготовьте тезисный план ответа на вопрос: «Роль “натуральной школы” в развитии реалистического направления в русской литературе».

3.Выделите черты романтизма и реализма в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Результаты наблюдений запишите в рабочую тетрадь.

Исследования

Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М., 1989.


Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской зарубежной литературе XVII–XIX в. – М., 1983. – С. 92–137.

Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX в. – М., 1982. Николаев П.А. Реализм как творческий метод: историко-теоретические

очерки. – М., 1975.

Петров С.М. Критический реализм. – М., 1974.

Развитие реализма в русской литературе / Ред. У.Р. Фохт и др. – М., 1972–

1974. – Т. 1–3.

Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки о русской литературе XIX века. – Л., 1971.

Тема 7. Диалог и монолог в структуре художественного текста

План

1.Диалог и монолог как формы речевой коммуникации и приемы создания художественного произведения. Диалог и диалогичность, монолог и монологичность. Понятие о диалогическом и монологическом герое и диалогическом поведении. Динамика соотношения монолога и диалога в художественном произведении в процессе развития литературы.

2.Бытовой и литературный диалог, монолог, полилог; их сходство и различие. Построение этих типов речи. Реплика как основа этих речевых форм. Характерные приметы монологической реплики.

3.Диалог в классицистической и реалистической драме. Диалог в поэзии и прозе; специфика их развития. Функции диалога в литературном

произведении. Реминисценция как форма диалога писателей. Понятие об интертексте в диалоге.

4.Значение жеста, мимики, движений, немых сцен в диалоге. Визуальный, слуховой, письменный диалог и особенности их функционирования в литературном тексте. Структурные типы диалога. Язык

истиль диалога. Диалогическая динамика.

5.Сферы бытования монолога в художественной литературе. Жанрово-стилистические различия монологов. Монологическая экспрессия. Типология монологов. Несобственно прямая речь и ее роль в произведении. Монологические амплуа в драме. Что такое монодрама?

6.Полилог как разновидность диалогической речи. Типы полилогов

иих функция в произведении. Структура полилога.

7.Жанр диалога в мировой и русской литературе. «Разговоры» в

отечественной словесности XVIII столетия. Диалоги русских поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некра-сова, В.М. Маяковского поэзии как литературно-общественные манифесты.

Задания

1.По справочной литературе отработайте теоретические понятия «монолог», «диалог», «трилог», «полилог», «реплика», «фраза», «речевая коммуникация», «реминисценция», «интертекст», «монодрама».

2.Из художественной литературы подберите примеры различных типов диалога: диалог-противоречие, диалог-спор, диалог-ссора, диалогунисон, диалог-сообщение, диалог-об-суждение, диалог-беседа.

3.Выделите жанровые признаки монодрамы, опираясь на сочинения А.П. Чехова «О вреде табака» и В.Я. Брюсова «Путник». Выводы запишите в тетрадь.

Исследования


Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Собрание сочинений в

7-и тт. – М., 2000. – Т. 2. – С. 102–137, 156–137.

Будагов Р.А. Человек и его язык. – М., 1976. – С. 216–235.

Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. –

С. 75–87.

Винокур Г.О. Филологические исследования. – М., 1990. – С. 241–249. Винокур Т.Г. Диалогическая речь. Монологическая речь. Полилог //

Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 135, 310, 381. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002. – С. 194–201.

Якубинский Л.П. Язык и его функционирование. – М., 1986. – С. 25–58.

Тема 8. Литературный портрет

План

1.Портрет как жанр и литературный прием. Место портрета в структуре литературного произведения. Живописный и словесный портрет, их сходство и различие. Портрет и художественный образ. Вопрос о характере соотношения типического и индивидуального в литературном портрете. Связь словесного портрета с ведущими эстетическими концепциями эпохи.

2.Типология литературных портретов и их особенности: парадный, камерный, национальный, социальный, исторический, сатирический, дидактический, краткий, подробный, статический, динамический, индивидуальный, парный, групповой и т.д. Портрет в эпосе и лирике. Художественный метод и литературный портрет.

3.Функции портрета в литературном произведении: информационная, характерообразующая, психологическая, пафосная, колористическая, символическая и т.п. Портрет и пейзаж. Портрет и интерьер. Автопортрет в художественной литературе. Портрет и литературная маска.

4.Личнόе и костюмированное изображение в портрете и их значение в художественном произведении. Жест и мимика, художественная деталь портрета. Роль одежды и украшений в костюмированном изображении. Цвет и свет словесного портрета. Эмоциональная стихия портрета.

5.Образ-характеристика как основа портрета древнерусской литературы. Иконопись и словесное творчество. Символизм, абстрактность и статичность русского средневекового портрета. Жанровые различия в изображении людей.

6.Русский литературный портрет в словесности XVIII века. Сатирический и дидактический классицистический портрет. Интимночувственный психологизированный красочный портрет сентиментализма. «Физиогномическая» теория И.К. Лафа-тера и сентиментальная литература.

7.Русский романтический портрет. Диалектика души романтического героя как предмет портретирования. Контрастность внешности, экспрессивность поз и аффектация жестов. Роль глаз в словесном портрете. Необычность деталей романтического портрета. Портрет в романтическом интерьере и на фоне бурной природы. Знаковость портрета. Портретная тема в романтизме.

8.Реалистический портрет XIX столетия и его особенности. Слияние типического и индивидуального в реалистическом портрете. Экспозиционный и психологический тип портретов писателей-реалистов.