ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Мировая художественная культура Список произведений для обязательного изучения
Фольклор список произведений, обязательных для текстуального изучения
Список текстов для заучивания наизусть
Хрестоматии, семинарии и практикумы
Введение в литературоведение список произведений, обязательных для текстуального изучения
Список текстов для заучивания наизусть
Учебники, учебные пособия, хрестоматии
Литературоведческие энциклопедии, словари и справочники
Теория литературы список произведений, обязательных для текстуального изучения
Список текстов для заучивания наизусть
Учебники, учебные пособия, хрестоматии
Учебники, учебные пособия, хрестоматии
Детская литература список произведений, обязательных для текстуального изучения
Список текстов для заучивания наизусть
Учебники, учебные пособия, хрестоматии
Обязательных для текстуального изучения3
Список текстов для заучивания наизусть
Учебники, учебные пособия, хрестоматии
Русская литератураXviiIвека список произведений, обязательных для текстуального изучения
Список текстов для заучивания наизусть
Учебники, учебные пособия, хрестоматии
Список текстов для заучивания наизусть
Учебники, учебные пособия, хрестоматиии
Список текстов для заучивания наизусть
Учебники, учебные пособия, хрестоматии
Список текстов для заучивания наизусть
Учебники, учебные пособия, хрестоматии
Литература русского зарубежья список произведений, обязательных для текстуального изучения
Список текстов для заучивания наизусть
Учебники, учебные пособия, хрестоматии
Библиографическая и справочная литература
Список текстов для заучивания наизусть
Учебники, учебные пособия, хрестоматии
Сушилина и.К. Современный литературный процесс в России // www.Hi-edu.Ru
Список текстов для заучивания наизусть
Учебники, учебные пособия, хрестоматии
Возрождение список произведений, обязательных для текстуального изучения
Список текстов для заучивания наизусть
Учебники, учебные пособия, хрестоматии
Зарубежная литература XVII века
Список текстов для заучивания наизусть
Учебники, учебные пособия, хрестоматии
Зарубежная литература XIX века. Реализм список произведений, обязательных для текстуального изучения
Список текстов для заучивания наизусть
Учебники, учебные пособия, хрестоматии
Зарубежная литература XX века список произведений, обязательных для текстуального изучения
Человек он был и дурной, и хороший, говорит рассказчик, зря не обижал, но уж плохому человеку спуску не давал.
Однажды атаман приказал ему взять бедную мужицкую посуду, нагруженную лаптями. Стенька наотрез отказался грабить бедноту, и вот из-за этого произошла ссора, во время которой Разин убил Урака. Похоронив его на вершине Лбища, он сделался сам атаманом и ушёл со своей шайкой на новое место, на тот бугор, что и сейчас называется Стенькиным.
<Разин и мастер>
В Саратове, когда на красный собор ставили кресты, в это время к берегу с Волги ехал на кошме Стенька Разин для того, чтобы посмотреть. Мастер, который ставил крест, увидал Стеньку сверху и, видно, силой божьей остановил Стеньку сажень на 50 от берега, полость под Стенькой стала тонуть. Стенька бросил кошму и на руках доплыл до берега. Когда вышел на берег, то он волшебной силой узнал, кто это над ним пошутил, и в отместку мастеру устроил змея, и этот змей, к ужасу всего народа, быстро пополз прямо наверх по канату, а потом обвился около той верёвки, на которой был привязан мастер. Мастер взял топор и тяп по змею, верёвку на себе и перерубил, затем следом за ударом топора полетел вниз и расшибся вдребезги.
Бугор Степана Разина
Бугор – Стенькин двор, а пещера – его жилище.
Здесь он с вершины волжских гор караулил купецкие караваны, царскую да монастырскую казну к себе поджидал. А в глубоких буераках его молодцы на мелких лодках ждали слова атамана: «Сарынь, на кичку!»
Радостным свистом отвечали бурлаки, сбросив с плеч опостылевшую лямку.
Степан Разин не умер. В день, когда ему выйдет срок, он встанет. Взмахнет кистенем – и от обидчиков, лихих кровопивцев мигом не останется и следа.
Не долго уж ему осталось маяться. Скоро, говорят старики, час настанет. Тогда держись только. Он, батюшка, шутить не станет!..
(Так говорили о Степане Разине крестьяне в период империалистической войны).
<Волжский атаман>
Степан Тимофеевич Разин, волжский атаман, живёт в Разиных горах. Это горы по берегу Волги, от Федоровки до Терешки, их видно из Елшанки.
Он живёт в виде громадного громадного горного орла. Иногда он нападает на людей, но только за провинности.
Иногда он бывает в виде старого старика. Тогда он встречает людей на дороге и расспрашивает об их житье-бытье. Он внимательно выслушивает все жалобы на господ и начальников и обещает явиться грозным мстителем за народ.
<Клад Разина>
Когда шёл Стенька Разин на Промзино Городище (Алатырский уезд), то зарыл в окрестностях его две бочки серебра. Конечно, зарыл он их неспроста, и теперь часто видят при вечере, как эти бочки выходят из подземелья и катаются, погромыхивая цепями и серебряными деньгами. Но достать их мудрёно.
Один мужичок узнал, что они лежат в горе, отыскал место, дождался полночи и стал копать землю и разворачивать каменья; дошёл уже он до плиты, закрывавшей заветные бочки, да как-то взглянул на противоположную сторону горы – и видит он: идёт на него войско, так стройно, ружья все направлены прямо на него.
Он бросил всё и бежал домой без оглядки; на другой день мужичок пошёл на гору, но не нашёл ни скребка, ни лопаты. Если бы он не струсил, то, без сомнения, клад достался бы ему.
<Олёнкин куст>
Старики говорили, что тут лес был агромаднейший. Пугачёв тут был и в Малиннике-лесу повесил барыню Олёну. За что? Бывало Пугачёв Емелька-то соберёт сход: мол, старики, как барин с вами обращается? Хороших обходил. А Олёна порола, взыскивала – таких он вешал. Так он и сейчас называется: «Олёнкин куст». Это старики рассказывали: тут, мол, Емельян Пугачёв повесил барыню такую-то.
Пугач и Салтычиха1
Когда поймали Пугача и засадили в железную клетку, скованного по рукам и ногам в кандалы, чтобы везти в Москву, – народ валма-валил и на стоянки с ночлегами, и на дорогу, где должны были провозить Пугача, – взглянуть на него; и не только стекался простой народ, а ехали в каретах разные господа и в кибитках купцы.
Захотелось также взглянуть на Пугача и Салтычихе. А Салтычиха эта была помещица злая-презлая, хотя и старуха, но здоровая, высокая, толстая и на вид грозная. Да как ей и не быть было толстой и грозной: питалась она – страшно сказать – мясом грудных детей. Отберёт от матери, от своих крепостных, шестинедельных детей, под видом, что малютки мешают работать своим матерям, или другое там для виду наскажет – господам кто осмелится перечить? И отвезут-де этих ребятишек куда-то в воспитательный дом, а на самом-то деле сама Салтычиха заколет ребёнка, изжарит и съест.
Дело было под вечер. Остановился обоз с Пугачом на ночлег; приехала в то же село или деревню и Салтычиха: дай-де и я погляжу на разбойника-душегубца, не больно-де я из робких. Молва уже шла, что когда к клетке подходил простой народ, то Пугач ничего – разговаривал; а если подходили баре, то сердился и ругался. Да оно и понятно: простой, чёрный народ сожалел о нём, как жалеет о всяком преступнике, когда его поймают и везут к наказанию, – тогда как покуда тот преступник ходил по воле и от его милости не было ни проходу пешему, ни проезду конному, готов был колья поднять, – сожалел по пословице: «лежачего не бьют»; а дворяне более обращались к нему с укором и бранью: что-де, разбойник и душегубец, попался!..
Подошла Салтычиха к клетке; лакеешки её раздвинули толпу: – Что, попался, разбойник? – спросила она. Пугач в ту пору задумавшись сидел да как обернётся на зычный голос этой злодейки-и, Богу одному известно, слышал ли он про неё, видел ли, или просто-напросто не понравилась она ему зверским выражением лица и своей тушей, – да как гаркнет на неё, застучал руками и ногами, инда кандалы загремели; глаза кровью налились: ну, скажи, зверь, а не человек. Обмерла Салтычиха, насилу успели живую домой довезти, привезли её в имение, внесли в хоромы, стали спрашивать, что прикажет, а она уже без языка. Послали за попом; пришёл батюшка; видит, что барыня уж не жилица на белом свете, исповедовал глухою исповедью; а вскоре Салтычиха и душу грешную Богу отдала…
<Про Пугачева>
Про Пугачёва у нас много дедушка знал. Рассказывал бывало всё. Как сойдутся круг его, – он и пойдёт, и пойдёт… А его дед (как уж он мне-то теперь?) пастухом был, когда Пугачёв к нам в село заявился. У речки, значит, встретил его со стадом, двое конных подъехали. «Чьё, мол, стадо?» – «Мирское», – говорят. «Ну, а барин у вас кто, обижает, мол, вас? Бай нам, мол, всё, как есть…» – «Не могу, мол, знать, мы, мол, его не видим». А барин-то и не жил там – в экономии: всё по заграницам катался да по столицам. Ну, приказчика главного, того пугачи с собой забрали. У нас старики есть, – они лучше про это знают.
Пугачёвское золото на дне озера Инышко
Есть у нас места, которые в народе пугачёвскими зовут. Это в горах, недалеко. Сказывают, будто бы Пугачёв с войском там стоял, когда от царской армии отступал, и решил оставить лишний груз – золото. Задумал упрятать его на дне озера Инышко.
Когда сбросили бочонки с золотом, озеро начало затягиваться илом и землёй. В пяти-шести метрах над дном получилось как бы второе дно. Бочонки-то с золотом тяжёлыми оказались и, пробив одно «дно», упали на настоящее дно озера.
Говорили также, будто один богач захотел достать пугачёвское золото Разгородил озеро, пытался выпустить воду, но у него ничего не получилось. Будто бы озеро не захотело отдавать пугачёвское золото богачу, а может, само золото не захотело доставаться никому.
Предания о разбойниках и кладах
Рах- разбойник
Один разбойник много душ губил. Стоит раз в лесу, возле мёртвого тела (только что убил человека), вдруг ему кто-то и говорит: «Брось это! Нехорошее дело людей убивать!» Обернулся, смотрит: пустынник-старичок стоит. – «Да я, – говорит разбойник, – ничего больше не умею делать». – Великий грех! Спасай свою душу, пока время!» – говорит старичок. – «Да чем же я её спасу?» – «На, вот тебе два замочка!» Взял и продел ему по замочку в уши, а ключи себе взял. «Поди на горы, белях овец там найдёшь: паси их. Когда замочки из ушей у тебя выпадут, тогда значит, ты душу спас». Разбойник всё так и сделал: пошёл на горы, нашёл там овец и стал их пасти. О худом он вовсе забыл и много лет пас, а замки всё в ушах. Вот раз видит он, что едет большой дорогой кулак-купец, и думает себе разбойник: «А что, сколько этот купец из мужиков денег выжал? Все на него жалуются… Рады бы все деревни были, кабы его не было… Хорошо его убить!» Как подумал, так и сделал: купца зарезал, а деньги, которыя с ним были, по всем окрестным деревням роздал. И испугался разбойник, что опять старый грех совершил: человека убил. Глянул себе под ноги, а замочки из ушей выпали, на земле около него лежат. И подошёл к нему старичок и сказал: «Ты не человека убил, а свой грех!»
Разбойник Васька Журавлёв
Был ещё один разбойник, Васька Журавлёв. Неуловимый был. Поймают его, а он обязательно уйдёт из тюрьмы дня через два. Или стоскуется по жене, придёт домой. Побудет немножко и говорит её:
– Иди в полицию и скажи, что я дома. Награду возьмёшь за мою голову.
Ну, она не идёт. А он всё же её уговорит. Пойдёт она с доносом. К ней сразу и нагрянут. У бабы сердце в пятки: поймают её мужика, казнят. Обыщут весь дом, никого не найдут. Во дворе попадётся им какой-нибудь нищий или дворник старый да глухой. Вот и спрашивают раз дворника:
– Дедушка, не видел Ваську?
– Нет. Спит ещё на печи.
– Да нет его на печи.
– Ну, нет – тогда не знаю.
А сам еле двигается. Уйдёт только полиция, а следом записку приносят к приставу: «Все вы дурни набитые. Отдайте моей бабе выкуп за мою голову. Был я дома. С вами имел счастье разговаривать в образе дворника». Него делать, выдадут бабе деньги. Боялись его очень. Хитрый он был. Часто проводил он полицию переодеванием, и никогда его узнать не могли. А ему от этого двойная выгода: дома побудет и деньги баба получит.
Атаман Кудеяр
Теперь здесь поля да сёла, а когда-то, сказывали старые люди, были непроходимые леса, а в лесах тех жил знаменитый атаман Кудеяр. Бары пуще огня боялись Кудеяра. Когда они ехали лесом, то переодевались в крестьянскую одежду. Но Кудеяра трудно было провести, он по рукам узнавал, посмотрит на руки, а у барина руки гладкие да белые.
– А ну, – скажет, – слазь! Хоть ты и в другой коже, а сердце у тебя всё то же.
Сколько раз хотели поймать Кудеяра, да там, ищи ветра в поле. Как-то идёт царская стража Кудеяра ловить, а навстречу им мужичок.
– Ей, старина, – говорят, – а не знаешь ли тут Кудеяр?
– Как не знать, – отвечает тот, – сам видел, как он по сосне взбирался, до неба хотел добраться, а добрался или нет – про то не знаю.
Задрали те головы и смотрят, а мужичок смеётся.
– Дурак – как мешок, что в него сунут, то и несёт.
Сказал так-то и пропал. А это и был сам Кудеяр.
Кудеяр на барском пиру
А вот ещё такой случай был. Собрал богатый барин пир. Созвал он гостей, почитай, со всей округи. Лакеи снуют, музыка играет, вино рекой льётся, одним словом, господам – и то такой пир в диковинку. Ну, ладно, сели это за столы, а барину докладывают, что какой-то большой начальник приехал.
Подкатила эта тройка к барскому крыльцу, выходит начальник с виду молодой, но такой строгий. Провели его к столу, поднялись все и стали вино пить. А барин выпил стакан и стал бахвалиться:
– Все боятся Кудеяра, а вот я нет, только попадись он мне на глаза, так я его на первой осине повешу.
Встал тогда начальник, что приехал, и смеётся:
– А может, этот самый Кудеяр с вами за одним столом сидит?
Перепугались господишки, стали друг друга оглядывать, а начальник, что приехал, снял с головы парик и крикнул:
– А ну, кому хотелось увидеть Кудеяра?!
Наставил он на них пистолет, а бары от испугу в кучу сбились, стоят трясутся.
Засвистел Кудеяр, и тут же его люди сбежались. С барами тогда круто расправились, а добро барское крестьянам роздали.
Клады, Кудеяр и разбойники
<...> Около Хренниковой мельницы, по Ксизовской дороге, зарыто сорок бочек золота под плошавым корнем, в дурном верху. Кудеяр тогда давным-давно, при царе Иване Грозном, почту ограбил да и спрятал туда.
То же и на Лысой горе, Ендовиной называется, у Козьмином лесу – три кадки золота… Тут жили силачи-богатыри. У них была застава, городище. Ещё на моей памяти был тут огромный строевой лес, глухой-глухой, что и войти в него страшно; при шоссе было городище. Это, как бы сказать, курганок такой, небольшой; там и теперь ещё видны вороты и проезд.
Такое же городище было и в селе Козачьем (в семи верстах от первой заставы).
Никому они ни проходу, ни проезду не давали. Если одному из них не под силу справиться с кем, то один разбойник бросает другому топор, а тот уж понимает, что идти надо. Вот какая силища-то! Да что до сказу, мой дядя родной выкопал кости богатырские – одна кость до колена, нижняя, больше трёх аршин.
С водой ушёл
В воду уходил Криволуцкий. Подадут попить – он и уходил.
Сидел здесь, в волости, начал трубу разбирать (в трубу хотел податься). Отняли.
Хворь на себя напустил, кричит:
– Дайте водицы ковшик!
Подали ковшик. Он в ковшик – мырк! – и уплыл.
Он все земли прошёл. Один был такой по Алтийскому округу.
Не захочет в каморе сидеть – воду напустит. Все ревут:
– Тонем!
Их вода моет, а он стоит, смеётся. И уйдёт.
И воду хорошо знал, он на морях плавал.
То сидит в каморе, в окошко чувыркает, чувыркает… Птиц налетит много, заревут, закаркают. Он орёт:
– Откройте окошко, от этих птиц тошно!
Откроют – а он с птицами и улетит.
С шестнадцати лет пошёл он страдать.
Стал навыкать всяку всячину. Учился, учился и научился.
Он в волости сидел. Я полы мыть ходила туда. Он и говорит:
– Истопи мне баню.
А я:
– Нет, убежишь, пожалуй, с водой-то.
А он пятишку вынимает, даёт: