ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.09.2024

Просмотров: 246

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Мировая художественная культура Список произведений для обязательного изучения

Фольклор список произведений, обязательных для текстуального изучения

Список текстов для заучивания наизусть

Учебники, учебные пособия

Хрестоматии, семинарии и практикумы

Словари, справочники

Приложение

Введение в литературоведение список произведений, обязательных для текстуального изучения

Список текстов для заучивания наизусть

Учебники, учебные пособия, хрестоматии

Литературоведческие энциклопедии, словари и справочники

Теория литературы список произведений, обязательных для текстуального изучения

Список текстов для заучивания наизусть

Учебники, учебные пособия, хрестоматии

История русской литературной критики список литературно-критических текстов, обязательных для текстуального изучения

Учебники, учебные пособия, хрестоматии

Детская литература список произведений, обязательных для текстуального изучения

Список текстов для заучивания наизусть

Учебники, учебные пособия, хрестоматии

Русская литература

Древнерусская литература

Список произведений,

Обязательных для текстуального изучения3

Максим Грек. Послание о Фортуне. Слово пространне излагающе с жалостию нестроения и безчиния царей и властей

Список текстов для заучивания наизусть

Учебники, учебные пособия, хрестоматии

Русская литератураXviiIвека список произведений, обязательных для текстуального изучения

Список текстов для заучивания наизусть

Учебники, учебные пособия, хрестоматии

Русская литератураXiXвека (первая треть) список произведений, обязательных для текстуального изучения

Список текстов для заучивания наизусть

Учебники, учебные пособия, хрестоматиии

Русская литератураXiXвека (вторая треть) список произведений, обязательных для текстуального изучения

Список текстов для заучивания наизусть

Учебники, учебные пособия, хрестоматии

Русская литература XIX века (третья треть) список произведений, обязательных для текстуального изучения

Список текстов для заучивания наизусть

Учебники, учебные пособия, хрестоматии

Литература русского зарубежья список произведений, обязательных для текстуального изучения

Мемуарная литература

Список текстов для заучивания наизусть

Учебники, учебные пособия, хрестоматии

Библиографическая и справочная литература

Научные и критические работы

Русская литература XX века. 1940 – 1985 годы список произведений, обязательных для текстуального изучения

Список текстов для заучивания наизусть

Учебники, учебные пособия, хрестоматии

Сушилина и.К. Современный литературный процесс в России // www.Hi-edu.Ru

Список текстов для заучивания наизусть

Учебники, учебные пособия, хрестоматии

Средние века

Возрождение список произведений, обязательных для текстуального изучения

Список текстов для заучивания наизусть

Учебники, учебные пособия, хрестоматии

Зарубежная литература XVII века

Список текстов для заучивания наизусть

Учебники, учебные пособия, хрестоматии

Зарубежная литература XIX века. Реализм список произведений, обязательных для текстуального изучения

Список текстов для заучивания наизусть

Учебники, учебные пособия, хрестоматии

Зарубежная литература XX века список произведений, обязательных для текстуального изучения

Список текстов для заучивания наизусть

Учебники, учебные пособия, хрестоматии

– На! Истопи!

Я ему баню истопила, он с водой и ушёл.

Лобовская шайка

Была на наших приисках лобовская шайка. Заступались они за бедных. Придут в деревню, зайдут к какой-нибудь старухе, попросят молочка или мяса, а у старухи нет ничего. Ну её и спрашивают, можно ли за деньги купить корову, то отвечает, что можно. Вот выложат они денежки на стол, и пойдёт старуха, приведёт корову. Молоко и мяско появятся. Побудут они немного, а когда уходить будут, то снова выложат деньги на стол и скажут: «Вот, бабашка, тебе денежки, купи коровушку, а мы, Бог даст, если зайдём когда-нибудь, то ты нас молочком и угостишь». Старуха, конечно, рада. Много таких случаев бывало. И всегда появляются там, где жить уж становится невмочь.

Легенды

Легенды о церковных храмах и об иконах

След на камне

Один он такой, странник, был-шёл. Думали, он такой старичок какой-то. Вот он сел туда – они испугались: что он будет делать? А он говорит:

– Я здесь буду оприселяться.

– Ты что это строиться будешь, дак поля жалко.

Вот его взяли и прогнали. Говорят: «Уходи».

Вот он пошёл и тут, где родничков наделал, пошёл он по деревне.

В деревне лежал камешок. Он на этот камень ступил ногой, след оставил и пошёл дальше.

– Вот, – говорит, – живите ни серо ни бело. А ухожу, найду место.

Шёл он, до Реки дошёл. Это где волость – Река. Дошёл до Реки, свернул в лес. Там такой горбышок нашёл, определил – хотел монастырек поставить. Не понравилось: место сырое.

<...> Дальше пошёл в сторону. И вот идёт – о дорогу все роднички. Потом там сделал тоже много родников и там тоже оставил следы – знак, что он был тут.

Вышел на большую дорогу. Эта дорога не зарастает. Вот куда он шёл – не зарастает лесом, как на тракторе проехано.

Пошёл дальше, дошёл до Ошевенска. Там монастырь был построен.

Часовня при дороге

Вот у нас в Таржеполе была часовня на дороге. И вот не было часовни – была сосна, такая кудрявая-кудрявая. Шёл мужик в церковь в нашу деревню, в Верховье. У нас на горушке была церковь.

И ему показалась богородица будто. И богородица идёт-идёт-идёт ему навстречу и говорит:

– Как бы мне согреться. На этом месте состроить хоть часовню.

И этот мужик нарубил брёвен и такую маленькую-маленькую избушечку состроил, часовню. Иконы накупил.

А там был такой камень: со здешнего узенький, а там широкий. И была вот человечья ножка в этом камне. И такие росли маленькие-маленькие травушки, душистые-душистые. И мы всё ходили по этой травушке, и когда дождик подождит, на этом камню мылися, из этой ножки-то, и моему-то девчонками там.


Дак ведь разорили эту часовню теперь, да и сосна выпилена. А как было красиво! А там у нас праздник – Тихвинская, вот топерь с иконами ходили бы… Да росу взимали в бутылочку, да этой росой-то мылись, да чтобы парни-то вслед нас бегали…

Церковь на острове

Ильинскую церковь хотели прежде построить на другом месте и привезли для этой цели лес на место, предназначенное для постройки церкви. Невидимая сила снесла его на остров. Лес снова привезли на место, предназначенное для постройки, но невидимая сила вернула лес снова на тот остров, где он был найден после первого раза. И так несколько раз. После этого жители решили, что сам Бог назначает место, угодное для постройки храма. И церковь во имя святого Ильи была воздвигнута на том острове, где она стоит до сих пор.

Колокол церкви Городца

Вместе с другим таким же колоколом он приплыл к берегу местной реки и зазвонил. Но так как священник и прихожане медлили крестным ходом, то оба колокола стали опускаться в воду, и когда прибыл крестный ход к берегу, один колокол скрылся в воде, а другой виден был лишь наполовину. Немедленно закинули сети и вытащили этот последний колокол, но при всех усилиях, не могли вытащить другого колокола, который, как нужно думать, скоро отплыл дальше.

Демонологические рассказы

О мертвецах

Жених-мертвец

Дружили парень с девкой. У неё родители были богаты, а у него бедны. Девкины родители не соглашались, чтобы они сошлись.

Вот парень с девкой договорились, что она за него убёгом пойдёт.

Девка ишо днём узелок собрала и вынесла на улицу, в поленнице спрятала. Вот сидит, дожидается ночи.

Пришла ночь. Эта девка слышит: кони остановились и захрапели. Она шубёнку накинула, вышла тихонько на улицу, узелок взяла, за ворота выскочила. Там её в сани посадил парень – а всё темно – и только копоть полетела! Вот кони бегут! Темно, снег пошёл. Парень на неё доху накинул, а сам спрашивает:

– Месяц свет, покойник едет! Ты его не боишься?

Она отвечает:

– Я с тобой ничего не боюсь.

Дальше едут. Он опеть спрашивает:

– Месяц свет, покойник едет! Ты его не боишься?

– Я с тобой ничего не боюсь.– А самой так жутко вроде стало. У неё в узелке Библия была. Она узелок растянула, Библию вытащила и за пазуху спрятала. Едут дальше. Он снова:

– Месяц свет, покойник едет! Ты его не боишься?

– Я с тобой ничего не боюсь.

Тут кони остановились, и она увидела, что приехали на кладбище. И поняла, что это не жених, а мертвец на могилы её увёз.


Вот он подошёл к пустой могиле и стал показывать, как в неё входить надо. А девка не растерялась. Быстро сдернула шубёнку, разорвала Библию, сунула половинки в рукава и накрыла шубой могилу. Сама побежала. Там часовня была, она заскочила в неё и перекрестила дверь за собой. Досветла дождалась. Потом ушла домой. Родителям всё рассказала, они тогда согласились выдать её за бедного перня. Он же ночью приезжал, а она уже с мертвецом-то уехала.

Муж-мертвец

Умер у одной женщины муж. Давай к ней по ночам ходить. А раз говорит:

– За тобой пришёл, собирай вещи.

Она собралась, поехали на кладбище. К могиле подошли, а он:

– Лезь в могилу.

У неё сердчишко всё сжалось, поняла, что плохо это, и говорит:

– Ты лезь сам, у меня вещей много, я тебе подавать буду.

А сама всё молится, чтоб петухи скорей пропели. Просыпала бисер, чтоб дольше собирать. А тут и петухи пропели. Смотрит: она стоит у могилы.

Когда домой прибежала, давай у старухи заговорами лечиться. Он к ней на следующий день приехал. Мимо неё на коне проскакал и говорит:

– Счастливая ты! [...]

О духах природы

С лешим за рыжиками

Батюшка ещё тогда был подростком. Пошёл за рыжиками. Ну, и шёл-шёл. Правда, ушёл далеко, на Ильинщину, как у нас раньше говорили. Ильинщина – тако место называлось.

Ну вот, говорит, встретил дядя такой, из другой деревни, из Поздышева. Покурили вместях, посидели на брёвнышке.

– Пойдём, – говорит, – со мной.

Ну, пошли, говорит, рыжиков насобирали.

– Ну, пойдём, – говорит, – домой теперь.

Ну, и пошли. Он идёт впереди, а я сзади. Шёл-шёл по тропинке и не знаю, куда он меня ведёт. Ещё подумал: «Куда он меня ведёт? По какой тропинке? Я по той не ходил за рыжиками». А иду вслед. А он расхохотался впереди и потерялся.

А я, говорит, глаза открыл – стою в воде. А у нас как раз дом был на самом берегу, через озеро. Взглянул: да тут наша баня да и наш дом. Куда же он меня привёл? Да я вернулся из воды да кругом такой мыс обошёл, домой пришёл, дак вот так дрожу весь – перепугался.

Была тётка Уля: всё Улина да Улина. Да тётка-то видит, что-то не спроста.

– Да что ты, Иванушко, что с тобой?

Взяла, меня повалила и скатертью накрыла. Что там она делала, не знаю. Я полежал да уснул. Проспался, встал.

– Ты смотри-ко, Иванушко, каких рыжиков ты принёс.

Поглядел, а в корзине навоз коневий.

Леший и целовальник

Леший проигранных крыс целое стадо гнал и подгоняет к кабаку (а лешие на крыс и зайцов играют в карты, всё равно как мы на деньги). Подогнал и кричит целовальнику:


– Отпирай, подай вина!

Тот сперва не дал, потому поздняя ночь была (они ночью перегоняют). Леший взял, приподнял кабак за угол, кричит:

– Давай четверть водки!

Тот испугался, поставил ему. Леший одним духом выпил и деньги отдал, кабак опять как надо поставил и погнал крыс дальше.

Развяжу ли – завяжу ли я

Вот ещё, сидели на тони, сальницек говорит, и вот пришло, под окошком закричало:

– Развяжу-у ли я?

– А развяжи!

Со смехом говорят, не знают кто, и все стихло. А утром пришли: и весь невод развязан, и на клубочки свито, как прядено. Вот беда-то! И ехать надо невод метать, и всё на клубочки свито.

Ну, вот, день-от проходит, а на другой вечер сели так, горюют, нать невод вязать, а скоро ли свяжешь! И опять под окошко пришло:

– Завяжу-у ли я?

– А завяжи, батюшка, завяжи, завяжи!

На другой день встали, пришли: невод по-старому веснет, всё как на вешалах было у них, так и есть.

Договор с водяной русалкой

<...> Годов этак сто тому назад жили в Кузомени купцы Заборщиковы, нынешних варзужских купцов прародители. Не было у них удачи в лове, сколько лет выбиться не могли. А потом вдруг разбогатели. И с того же времени начали из деревни люди пропадать: то девчонка исчезнет, то старуха. И никак не могли понять рыбаки, что такое происходит. Что же, как бы вы думали, оказалось? Оказалось, что купцы Заборщиковы ради своих уловов договор заключили с нечистой силой, с водяной русалкой в реке, что они будут ей живое мясо поставлять, а она к ним – рыбу в сети загонять <...>.

Может, и сказка.

О домашних духах

Домовой невзлюбил

У меня случай был во время службы. Перевели меня… Я приехал, документы представил, меня устроили. Там на отшибе дом был. Большой. Все комнаты пустые, а одну для солдат отделали малость. Все ушли в клуб, а я устал с дороги, лег спать. Ребята ушли, и я лёг спать. Вдруг старик лохматый из-за печки выходит…подходит ко мне и давай душить. Душит! Я уж думаю: «Да неужели такой старый задавит меня?!» Все силы собрал – как его толкну! Он улетел. А там западня, она открыта оказалась – он в неё. И замолк. Опять всё тихо.

Я наутро рассказал поварихе, она мне говорит:

– Э-э, солдатик, ты здесь не задержишься. Это тебя домовой невзлюбил.

И точно – вечером меня отправили в другое место. Перевели.

Банник

Теща у меня раз приходит в баню. Стала баню затоплять. Она, значит, затычку снимает – дым хоть некоторый выходит.


Она раз выдернула затычку – не выходит. другой раз – ни черта. На третий раз выдернула она – а из трубы показались пальцы сизые, длинные. Ну она тут перекрестилась, помолилась. Стала топить баню. И больше ничего.

О кладе

Барашек из-под стола

Жила одна семья спокойно, тихо. Большая была семья. Уходят родители в поле, детей оставляют дома.

В одно прекрасное время приходят родители домой, дети жалуются, что с ними барашек играет.

– Какой барашек? – спрашивают.

– Да с-под пола, – отвечают дети.

Просят дети достать барашка, но кто поверит?

И пошла легенда по селу. Под страхом деревня стала жить. Дети припухли, играть не стали. А барашек всё вылазил и играл с детьми. Золотой шарик вылазил…то золотым человеком, то барашком вновь прикидывался.

Так шли годы. Из бань стали выходить ведьмы. В пустых домах музыка играла, черти плясали. Молодёжь отсиживалась по вечерам дома.

И дошла весть до станичного атамана. Взял он добрых казаков и пришёл в деревню проверить, насколько это правда. Пришли в эту семью и начали делать раскопки. И обнаружили на глубине трёх метров саблю дамасской стали и корзину с золотом. И оказалось, что тот, кто ложил клад, сделал заклинание и что таким образом должен обнаружиться.

И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Всё это было завещано предками потомству.

Клад на внучку

Значит, раньше все клали клади. На ребятишек клали. Деньги. Одна бабушка положила деньги на внучку: вот вырастет внучка, пусть её будут деньги. И никто не знал. Старуха умерла.

Дочка выросла до трёх лет. Мать вернётся с поля – она к ней:

– Мама, ты мне оставила молочко, а его у меня пестренька кошечка вылакала!

А мать замыкала её в доме, и кошечек никаких нету. Вот ладно… Женщина стала бояться, начала подспрашивать старух: де вот так, у меня девчонка обирается, что кошечка какая-то ходит и ест у неё молочко. А я, мол, с подворья окошечки все замкнула – не должна бы кошка быть. А одна старуха знаткабыла и говорит:

– Девка, ты купи ленточку – метра три – и накажи дочке: как прибежит кошка да станет молоко лакать, пусть она ей покрепче завяжет ленточку на шею.

Вот она так и сделала, наказала:

– Если появится кошечка, будет молочко лакать, ты ей ленточку на шею завяжи.

Замкнула, опять на работу ушла. Приходит.

– Ну, что, дочка? Завязала?

Та пошла снова к старухе:

– Что же теперь делать будем? Завязала девка-то. Кошки нету.

– А вот пойдём, посмотрим.