ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
Ты укрощаешь восстающий В безумной силе ураган, Ты, на брега свои бегущий, Вспять возвращаешь океан.
Даешь пределы ты растенью, Чтоб не покрыл гигантский лес Земли губительною тенью, Злак не восстал бы до небес.
А.С. Пушкин. Брожу ли я вдоль улиц шумных...
Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных,
Япредаюсь моим мечтам.
Яговорю: промчатся годы,
Исколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды –
Ичей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать.
Игде мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах?
Ихоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать.
Ипусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
27
А.А. Фет. Смерти
Я в жизни обмирал и чувство это знаю, Где мукам всем конец и сладок томный хмель; Вот почему я вас без страха ожидаю, Ночь безрассветная и вечная постель!
Пусть головы моей рука твоя коснется И ты сотрешь меня со списка бытия,
Но пред моим судом, покуда сердце бьется, Мы силы равные, и торжествую я.
Еще ты каждый миг моей покорна воле, Ты тень у ног моих, безличный призрак ты; Покуда я дышу – ты мысль моя, не боле, Игрушка шаткая тоскующей мечты.
ТЕМА 8.
«У нас, у небольших певцов, рука и сердце в вечной ссоре...» (Поэзия А.А. Дельвига)
План
1.Оригинальный характер творчества А.А. Дельвига. Философские и эстетические взгляды поэта. Художественный метод стихотворца: движение от классицизма и сентиментализма к романтизму. Приметы индивидуально-авторского стиля. Ведущие жанры поэзии – идиллия, сонет, песня. Антон Дельвиг и Александр Пушкин – поэтический диалог единомышленников.
2.А. Дельвиг как лицейский поэт. Круг литературных интересов: античная литература, немецкая романтическая поэзия, русская словесность XVIII – начала XIX в. Тематика произведений и их жанровый состав (идиллии, элегии, эпитафии, романсы, послания, песни, дифирамбы, эпиграммы и др.). Камерный характер поэзии лицеиста. Поэты лицейского братства о Дельвиге.
3.Античная тематика идиллий А.А. Дельвига. Влияние идиллического творчества С. Геснера, Н.И. Гнедича, В.И. Панаева. Идея гармонии человека и природы, человека и общества («Некогда Титир и Зоя...», «Идиллия», «Купальницы», «Друзья»). На- ционально-героическая тема идиллии «Отставной солдат». Мотивы баллады, исторической и солдатской песни. Кризис романтического мировоззрения и его отражение в идиллии «Конец Золотого века». Идиллии А.А. Дельвига в оценке А.С. Пушкина.
28
4.Сонеты Антона Дельвига. Жанровые контаминации (сонет – послание, элегия, идиллия). Своеобразие любовных сонетов поэта («Златых кудрей приятная небрежность...», «Я плыл один с прекрасною в гондоле...», «В Испании Амур не чужестранец...»). Образы поэта и его возлюбленной. Тема поэтического творчества
всонетах «Вдохновение» и «Н.М. Языкову». Особенности формы сонетов А. Дельвига.
5.Жанр литературной песни в творчестве Дельвига. Поэтическое соревнование с поэтом-песенником А.Ф. Мерзляковым. Темы тоски, одиночества, отчаяния («Не осенний частый дождичек...», «Соловей мой, соловей...», «Пела, пела пташечка...», «Голова ль моя, головушка...»). Влияние фольклора на литературные песни Дельвига (на уровне сюжета, композиции, образа, словес- но-стилистических средств). Своеобразное соединение стиля народных песен с топосами романтической поэзии. А.А. Дельвиг как предшественник А.В. Кольцова.
6.Место А.А. Дельвига в истории русской поэзии. Творчество поэта в оценке критиков.
Задания
1.Отработайте по справочной литературе определения тех поэтических жанров, о которых будет идти речь на практическом занятии.
2.Подготовьте доклад на тему «Образ А.А. Дельвига в письмах, статьях и стихотворных посланиях А.С. Пушкина».
3.Сравните «Надпись на статую флорентийского Меркурия» Дельвига и две надписи Пушкина («На статую играющего в бабки» и «На статую играющего в свайку»). Докажите, что стихотворение лицейского друга повлияло на сочинения Пушкина. Выводы запишите в тетрадь.
4.Соберите материал для устного сообщения «Античная мифология в поэзии А.А. Дельвига».
5.Почему В.Г. Белинский отказал А.А. Дельвигу в поэтическом даровании? Определите свое отношение к поэту и аргументируйте эту точку зрения.
Литература
Тексты:
Дельвиг А.А. На смерть Веневитинова. Романс (Друзья, друзья! Я Нестор между вами...). Русская песня (Соловей мой, соловей...). Русская песня (Пела, пела пташечка...). Купальницы. Надпись на статую флорентийского Меркурия. Идиллия (Некогда Титир и Зоя...). Вдохновение. Н.М. Языкову. Златых кудрей приятная не-
29
брежность... В Испании Амур не чужестранец... Русская песня (Ах ты ночь ли, ноченька...). Русская песня (Голова ль моя, головушка...). Друзья. К мальчику. Конец Золотого века. В альбом Баратынскому. Я плыл один с прекрасною в гондоле... Отставной солдат.
Издания текстов:
Дельвиг А.А. Полное собрание стихотворений. – Л., 1959 («Библиотека поэта». Большая серия).
Дельвиг А.А. Сочинения. – Л., 1986.
Критическая литература:
Пушкин А.С. Дельвиг // Пушкин А.С. Полн. Собр. соч.: В 10 т. –
М., 1964. – Т. 7. – С. 314–316 (конспект).
Белинский В.Г. Русская литература в 1844 году // Белин-
ский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. – М., 1981. – Т. 7. – С. 179 (выписки).
Исследования:
Рождественский В.А. В созвездии Пушкина: Книга о русских поэтах. – М., 1972. – С. 167–184 (выписки).
Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. – М., 1980. – С. 56–72 (конспект).
Жаткин Д.Н. Поэзия А.А. Дельвига и историко-литературные традиции. – М., 2005 (выписки).
Дополнительная литература:
Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1968. Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь «умственные плотины». –
М., 1972.
Рассадин С.Б. Спутники. – М., 1983. – С. 9–58.
Материалы к занятию
А.Е. Измайлов. Роза и Репейник
Репейник возгордился.
Да чем же? С Розою в одном саду он рос! Иной молокосос,
Который целый курс проспал и проленился, А после и в писцы на деле не годился,
Твердит, поднявши нос: «С таким-то вместе я учился!»
Хорош тот, слова нет: ему хвала и честь, Да что, скажи, в тебе то есть?
А.С. Пушкин. На статую играющего в свайку
Перст указует на даль, на главе развилися крылья, Дышит свободою грудь; с легкостью дивною он, В землю ударя крылатой ногой, кидается в воздух...
Миг – и умчится! Таков полный восторга певец.
30
А.С. Пушкин. На статую играющего в бабки
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный, Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.
(Пушкин А.С. Полн. Собр. соч.: В 10 т. – М., 1963. – Т. 3. – С. 377).
ТЕМА 9.
«Язвительный поэт, остряк замысловатый, и блеском острых слов и шутками богатый...»
(Жанровое многообразие лирики П.А. Вяземского)
План
1.Жизнь и литературная деятельность П.А. Вяземского. Периодизация творчества. Трансформация общественно-политиче- ских и литературно-эстетических воззрений поэта: от «декабриста без декабря» до «князя в аристократии и холопа в литературе». Публицистический характер поэзии.
2.Традиции русской литературы XVIII в., французских энциклопедистов и Вольтера в лирике Вяземского. Воздействие классицизма на эстетику, жанровую систему, образность, стиль поэта. Влияние сентиментализма карамзинского типа. Статья «Разговор между Издателем и Классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова» – манифест русского романтизма. Дисгармония как примета индивидуально-авторского стиля стихотворца.
3.П.А. Вяземский-сатирик. Гражданский пафос поэзии. Объекты обличения и осмеяния. Эпиграмматическое творчество. Поэтические опыты в жанре басни. Пародии на классицистическую
исентиментальную литературу. Стихотворные сатиры и фельетоны. Жанр сатирического куплета в творчестве поэта.
4.История создания и публикации сатиры «Русский Бог». Со- циально-политический контекст стихотворения. Критика духовной и светской власти. Парадоксальное смешение несовместимых понятий как символ хаоса русской жизни. Функция оксюморона и метафоры в произведении.
5.Элегическое творчество 20–30-х гг. XIX в. Медитативная элегия «Первый снег». Тема, идея, образный строй произведения, новаторский характер стихотворения. Русский колорит и национальная трактовка зимней темы. Специфика символики. Оценка
31
элегии современниками. Отголоски «Первого снега» в поэтическом творчестве А.С. Пушкина. Образ зимней природы в стихах Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и П.А. Вяземского: общее и различное.
6.Философские элегии А.С. Пушкина «К морю» и П.А. Вяземского «Море». Идейно-тематическая перекличка произведений. Публицистические мотивы. Образы моря и поэта. Общее и индивидуальное в трактовке поэтами «свободной стихии». Стихотворение Пушкина «Так море, древний душегубец...» – ответ на элегию Вяземского «Море». Развенчание моря как символа свободы у романтиков.
7.Жанр дружеского литературного послания в творчестве П.А. Вяземского. Жанровые признаки стихотворных «эпистол». Адресаты поэтических писем и их ответы на послания князя. Типы посланий. Причины постепенного исчезновения жанра дружеского литературного послания из поэтической практики Вяземского.
8.Поэзия П.А. Вяземского 1840–1870-х гг. Литературное одиночество поэта. Мотивы старости, тоски, разочарования. Жанровые пристрастия. Ироническое отношение к русскому реализму. Оценка литературной деятельности П.А. Вяземского Н.В. Гоголем, В.Г. Белинским, А.И. Герценым.
Задания
1.Составьте летопись жизни и творчества Вяземского, соотнеся ее с основными событиями в истории России и Европы.
2.Подготовьте сообщение на тему «П.А. Вяземский в обществе «Арзамас».
3.Изучите десять посланий А.С. Пушкина к П.А. Вяземскому
исоставьте по ним литературный портрет адресата.
4.Определите, кому принадлежат строки, вынесенные в заглавие занятия, и по какому поводу они были написаны.
5.Составьте рукописный сборник наиболее понравившихся стихотворений П.А. Вяземского. Мотивируйте свой выбор произведений для сборника.
Литература
Тексты:
Вяземский П.А. Петербург. Первый снег. Сравнение Петербурга с Москвой. Прощание с халатом. К ним. Коляска. Уныние. Негодование. Море. Станция. Русский Бог. Зимние карикатуры. Ка- тай-валяй. Дорожная дума. Еще тройка. Друзьям (Я пью за здоровье не многих...). Все сверстники мои давно уж на покое...
32
Я пережил и многое и многих... Жизнь наша в старости – изношенный халат...
Издания текстов:
Вяземский П.А. Стихотворения. – Л., 1958 («Библиотека поэта». Большая серия).
Вяземский П.А. Сочинения. – М., 1982. – Т. 1–2.
Вяземский П.А. Стихотворения. – Л., 1986 («Библиотека поэта». Большая серия).
Тексты для сравнения:
Пушкин А.С. Из письма к кн. П.А. Вяземскому (Блажен, кто в шуме городском....). Вяземскому (Писать я не умею...). Кн. П.А. Вяземскому (Зачем, забывши славу...). К портрету Вяземского. Вяземскому (Язвительный поэт, остряк замысловатый...). К морю. Из письма к Вяземскому (Сатирик и поэт любовный...). Из письма к Вяземскому (В глуши, измучась жизнью постной...). К Вяземскому (Так море, древний душегубец...). Ее глаза (В ответ на стихи князя Вяземского). Из письма к Вяземскому (Любезный Вяземский, поэт и камергер...) // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. – М., 1962. – Т. 1: С. 188, 417, 418; М., 1963. – Т. 2: С. 15, 91, 198–200, 314, 315, 331; Т. 3:– С. 66, 230.
Критическая литература:
Вяземский П.А. Разговор между Издателем и Классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова // Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. – М., 1984. – С. 48–53 (конспект).
Гоголь Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность // Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 4 т. – М., 1968. –
Т. 4. – С. 149–150 (выписки).
Исследования:
Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М., 1970. – С. 121– 152 (тезисы).
Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. – М., 1980. – С. 98– 115 (конспект).
Дополнительная литература:
Гилленсон М.И. П.А. Вяземский: Жизнь и творчество. – Л., 1969.
Рассадин С.Б. Спутники. – М., 1983. – С. 247–308.
Ивинский Д.П. Князь П.А. Вяземский и А.С. Пушкин: Очерк истории личных и творческих отношений. – М., 1994.
Белова Н.М. Последние могикане декабристско-пушкинского поколения. – Саратов, 2009.
33
ТЕМА 10.
«Я не поэт, а гражданин...» (Идейно-тематическое и художественное своеобразие «Дум» К.Ф. Рылеева)
План
1.Литературно-эстетические взгляды декабристов. Категория героического в декабристской эстетике. Идея жертвенности во имя высокой цели. Идеология тираноборчества, политической свободы и национальной независимости. Художественный метод
ижанрово-стилевые предпочтения писателей-декабристов.
2.История создания и публикации «Дум» К.Ф. Рылеева. Творческий замысел и его реализация. Причины посвящения сборника адмиралу Н.С. Мордвинову. Неоконченные сочинения и нереализованные замыслы поэта. Связь сюжетов дум с «Повестью временных лет» и «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. Причины появления в «Думах» исторических справок П.М. Строева.
3.Основные темы, идеи и образы сборника «Думы». Идеи политической свободы, борьбы с самодержавием, патриотизма, национальной чести и достоинства, их художественное воплощение
впроизведениях Рылеева. Критерии отбора исторических событий и лиц для «Дум». Причины и характер осмысления поэтом фактов русской истории. Антиисторизм сочинений Рылеева.
4.Особенности жанра рылеевской думы. Влияние на ее поэтику гражданской оды Г.Р. Державина, «унылой» элегии и баллады В.А. Жуковского, исторической элегии К.Н. Батюшкова. Традиции украинских и польских дум. Значение русских исторических песен и былин в формировании жанра литературной думы.
5.Образы героев русской истории в думах. Две группы положительных персонажей и специфика их изображения. Национальные черты русского женского характера. Образ поэтагражданина (дума «Державин»). Особенности образа повествователя.
6.Взаимодействие эпического, лирического и драматического начал в думах. Своеобразие композиции произведений. Макро- и мидиструктура. Основной конфликт и особенности сюжетики дум. Функции диалогической и монологической форм повествования. Специфика изображения пространства и времени в думах.
7.Новаторский характер дум К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и «Петр Великий в Острогожске». Оценка А.С. Пушкиным этих произведений.
34