ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
8. Развитие жанра думы в творчестве русских поэтов XIX в. (М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, А.Н. Майкова, А.Н. Плещеева, Н.А. Некрасова, С.Я. Надсона и др.).
Задания
1.По литературным энциклопедиям, справочным пособиям и учебникам отработайте определения таких понятий, как «дума», «песня», «элегия», «историзм литературы», «эстетика», «героическое», «романтизм».
2.Проведите сравнительно-типологический анализ думы «Олег Вещий» К.Ф. Рылеева и баллады «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Ответьте на вопросы:
а) Почему Рылеев обратился к другому, нежели Пушкин, сюжету об Олеге Вещем?
б) В чем принципиальное отличие идейно-тематического комплекса произведений Рылеева и Пушкина?
в) Каковы сильные и слабые стороны поэтики думы «Олег Вещий»?
Ход и результаты анализа должны быть отражены в рабочей тетради.
3.Определите степень влияния «Слова о полку Игореве» на думу «Боян» (на тематическом, жанровом, сюжетном, стилевом уровнях). Выводы запишите в рабочую тетрадь.
4.Выделите в тексте думы «Державин» стихи поэта XVIII в. и определите их функциональную нагрузку. С какой целью Рылеев использовал приемы интертекстуальности? Сформулируйте выводы в тезисной форме и запишите в тетрадь.
5.Выясните, из какого произведения Рылеева взяты строки, вынесенные в заглавие практического занятия. Как следует понимать это заявление поэта?
Литература
Тексты:
Рылеев К.Ф. Боян. Михаил Тверской. Мстислав Удалый. Димитрий Донской. Курбский. Смерть Ермака. Борис Годунов. Димитрий Самозванец. Иван Сусанин. Петр Великий в Острогожске. Наталья Долгорукова. Державин.
Издания текстов:
Рылеев К.Ф. Думы. – М., 1975 (серия «Литературные памятники»).
Рылеев К.Ф. Полное собрание стихотворений. – Л., 1975 («Библиотека поэта». Большая серия).
Рылеев К.Ф. Сочинения. – Л., 1987.
35
Тексты для сравнения:
Слово о полку Игореве // Библиотека литературы Древней Ру-
си. – СПб., 1997. – Т. 4. – С. 254–267.
Пушкин А.С. Песнь о вещем Олеге // Пушкин А.С. Полн. собр.
соч.: В 10 т. – М., 1963. – Т. 2. – С. 106–109.
Критическая литература:
Пушкин А.С. Письмо К.Ф. Рылееву. Вторая половина мая
1825 г. // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. – М., 1966. – Т. 10. – С. 143–144 (выписки).
Огарев Н.П. Предисловие к «Думам» К. Рылеева |
// Ога- |
рев Н.П. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1956. – |
Т. 2. – |
С. 446–449 (выписки).
Исследования:
Фризман Л.Г. «Думы» Рылеева // Рылеев К.Ф. Думы. – М., 1975. – С. 183–215 (сер. «Литературные памятники») (конспект).
Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. – М., 1980. – С. 44–50 (тезисы).
Архипова А.В. Литературное дело декабристов. – Л., 1987. –
С. 63–67 (выписки).
Дополнительная литература:
Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. – М., 1955.
Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия. – М.;
Л., 1961.
Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.
Белова Н.М. Творчество писателей-декабристов и русская литература второй половины XIX века. – Саратов, 2008.
ТЕМА 11.
«Из всех наших поэтов Ф.Н. Глинка, может быть, самый оригинальный...»
(«Пестрая» поэзия Ф.Н. Глинки)
План
1. Периодизация поэтического творчества Ф.Н. Глинки. Изменение политических идеалов, философских взглядов и эстетических ценностей. Воспитание гражданских добродетелей и исправление пороков как главная задача поэта эпохи Просвещения. Оригинальность художественного метода: элементы поэтики классицизма, сентиментализма и романтизма в поэзии Ф.Н. Глинки. Жанровый состав сочинений. Культ нравоучительной и духовной поэзии.
36
2. Батальная тема в художественном творчестве Федора Глинки 1806–1814 гг. Патриотические песни, послания, гимны, хоры. Образ поэта – защитника Отечества. Тематика и поэтика одической «Песни русского воина при виде горящей Москвы». Цикл произведений, посвященный героям войны с Наполеоном М.А. Милорадовичу, М.И. Платову, А.Н. Сеславину. Балладные мотивы стихотворения «Смерть Фигнера». Поэтический портрет Дениса Давыдова. Художественное мастерство автора стихотворения «1812-й год».
3.Гражданская лирика поэта. Декабристская идеология «Опыта двух трагических явлений» и «Отрывка из «Фарсалии». Призывы к защите свободы, борьбе с угнетением, свержению тиранов. Поэт как политический борец, враг деспотизма. Формирование нового лексикона поэзии. Функция слов-символов (оковы, толпа, свобода и др.). Высокая стилистика произведений. Ораторские приемы организации поэтической речи. Влияние одической традиции М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.
4.Псалмодическое творчество Федора Глинки. История создания и публикации сборника «Опыты священной поэзии». Глинка как продолжатель традиций русской духовной поэзии XVIII века. Гражданские мотивы религиозно-нравственных сочинений («Горе и благодать»). Жанрово-тематические особенности переложений псалмов: одических («Призвание Исайи»), элегических («Плач пленных иудеев»), «ухарских» («Псалом»). Образ поэта – проповедника и пророка. Автобиографические мотивы псалмодической лирики Глинки. Соединение языковой архаики и элементов разговорной речи. Тематика духовных песен поэта периода заключения в Петропавловской крепости. Исповедальные псалмы, созданные в Олонецкой ссылке («Гимн Богу»). Воздействие гусарской песни Дениса Давыдова на вольные переложения псалмов, выполненные Федором Глинкой. А.С. Пушкин об «ухарских» псалмах Ф.Н. Глинки.
5.Литературные песни поэта, их эстетическая и нравственная основа. Специфика стилизации произведений фольклора. Песни о войне 1812 г. Особенности поэтического изображения мыслей и чувств офицеров и солдат. Тюремная тема в «Песне узника». Мотивы устного народного творчества в стихотворении. Поэтика произведения. Любовь и судьба в песне «Тройка» («Сон русского на чужбине»). Художественное совершенство стихотворения. Причины популярности песен Федора Глинки в народной среде.
6.Творчество поэта 1840–1870-х гг. Славянофильские увлечения. Теория «официальной народности» («Рейн и Москва»). Эстетика и поэтика стихотворения Ф.Н. Глинки «Москва». Непри-
37
ятие поэтом нового поколения, теории нигилизма, культуры разночинцев, буржуазного мира, разрушения национальных устоев, забвения великого прошлого России («Звезда», «Две дороги»). Близость идейных и творческих установок Ф.Н. Глинки, П.А. Вяземского, Ф.И. Тютчева («Ф.И. Тютчеву»).
7.Поэма «Карелия». Жанровая необычность произведения: черты исторической, духовно-назидательной, фольклорно-этно- графической поэмы. Особенности использования традиции богатырской поэмы. Мифологические и сказочные мотивы. Своеобразие композиции, сюжетики, системы образов, хронотопа и стиля произведения. Драматизм и лиричность описаний. Новаторский характер пейзажных зарисовок. Влияние поэзии Г.Р. Державина. А.С. Пушкин о поэме «Карелия».
8.Оценка творчества Ф.Н. Глинки в контексте развития русской поэзии XIX столетия.
Задания
1.Сравните стихотворение «Призвание Исайи» Ф.Н. Глинки и «Пророк» А.С. Пушкина. Выявите сходство и различия в трактовке образа пророка у поэтов. Как стихотворение Глинки повлияло на пушкинского «Пророка»? Ход и результаты сопоставительного анализа должны быть отражены в рабочей тетради.
2.Объясните смысл высказывания Федора Глинки: «Я не классик и не романтик, а что-то – сам не знаю как назвать».
3.Подготовьте сообщение на тему «Образ моря в интерпретации поэтов-декабристов («Призвание», «Молитва», «Два счастья» Ф.Н. Глинки; «Два образа» А.И. Одоевского; «Море сна» В.К. Кюхельбекера») и А.С. Пушкина («Арион»).
4. Подберите материал к докладу «А.С. Пушкин и Ф.Н. Глинка: история личных, дружеских и литературных отношений».
Литература
Тексты:
Глинка Ф.Н. Призвание Исайи. Призвание. Молитва. Два счастья. Рейн и Москва. Москва. Звезда. Две дороги. Ф.И. Тютчеву. Карелия. Псалом. Гимн Богу. Сон русского на чужбине. Смерть Фигнера. Партизан Давыдов. 1812-й год. Опыт двух трагических явлений. Отрывок из «Фарсалии». Песнь узника. Горе и благодать. Плач пленных иудеев. Песнь русского воина при виде горящей Москвы. К Пушкину. Воспоминание о пиитической жизни Пушкина. Славное погребение. Авангардная песнь. Тост в память донского героя. Партизан Сеславин.
38
Издания текстов:
Глинка Ф.Н. Избранное. – Петрозаводск, 1949.
Глинка Ф.Н. Избранные произведения. – Л., 1957 («Библиотека поэта». Большая серия).
Глинка Ф.Н. Сочинения. – М., 1986.
Тексты для сравнения:
Пушкин А.С. Пророк. Арион // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.:
В 10 т. – М., 1963. – Т. 2. – С. 38–39; Т. 3. – С. 15.
Одоевский А.И. Два образа // Одоевский А.И. Полное собрание стихотворений. – Л., 1958. – С. 140–141 («Библиотека поэта». Большая серия).
Кюхельбекер В.К. Море сна // Поэты-декабристы. – М., 1967. –
С. 234–235.
Критическая литература:
Пушкин А.С. Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. – М., 1964. –
Т. 7. – С. 119–127 (конспект).
Белинский В.Г. Москве благотворительной Ф. Глинки // Белин-
ский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. – М., 1979. – Т. 4. – С. 424–428 (выпис-
ки).
Исследования:
Базанов В.Г. Поэтическое наследие Федора Глинки (10–30-е годы XIX в.). – Петрозаводск, 1950 (выписки).
Карпец В. Федор Глинка. – М., 1983 (выписки).
Зверев В.П. Федор Глинка – русский духовный писатель – М., 2002 (выписки).
Дополнительная литература:
Базанов В.Г. Карельские поэмы Федора Глинки. – Петроза-
водск, 1945.
Белова Н.М. Последние могикане декабристско-пушкинского поколения. – Саратов, 2009.
ТЕМА 12.
«А я и в ссылке и в темнице глагол Господень возвещу...» (Поэзия В.К. Кюхельбекера)
План
1. Своеобразие творческого пути Вильгельма Кюхельбекера. Экстенсивный путь развития поэтического таланта. Сознательная архаизация и дисгармония стиха. Неприятие законов «школы гармонической точности» В.А. Жуковского. Тяготение к жанрово-
39
стилевой традиции классицизма. Литературные авторитеты и предпочтения – Пиндар, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Н.И. Гнедич, С.А. Ширинский-Шихматов. Отрицательное отношение к романтической элегии и камерному дружескому посланию. Попытка создания жанра гражданского послания элегического типа. Использование в послании высокого стиля духовных од.
2.Художественный метод В.К. Кюхельбекера: движение от классицизма и сентиментализма к романтизму. Воздействие поэтической традиции Г.Р. Державина. Своеобразие гражданского романтизма поэта. В.К. Кюхельбекер и К.Ф. Рылеев. Литератур- но-эстетическая концепция «славян-романтиков» П.А. Катенина, А.А. Шаховского, А.С. Грибоедова, В.К. Кюхельбекера. Реалистические тенденции в творчестве поэта конца 30 – начала
40-х гг.
3.Гражданская лирика Кюхельбекера 1820-х гг. «Греческая тема» в стихотворениях «К Ахатесу», «Греческая песнь», «Пророчество». Одическая традиция, «высокий штиль», библеизмы в произведениях этого цикла. Недовольство А.С. Пушкина использованием церковно-славянского слога и образности в стихотворениях о греческом восстании. Байронические и пушкинские мотивы прославления «героев Эллады». Декабристская тематика посланий «А.П. Ермолову», «А.С. Грибоедову», «К Вяземскому».
4.Тема поэта и поэзии в творчестве Кюхельбекера («Участь поэтов»). Образ поэта – пророка, борца, вестника политической свободы («Поэты»). Поэт и монарх как равновеликие деятели истории. Оценка художественного творчества и общественного служения А.С. Грибоедова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина («Участь русских поэтов»). Тема лицейского братства в стихотворении «19 октября 1828 года», «19 октября 1836 года», «19 октября» (1838). Образ узника-поэта в творчестве Кюхельбекера.
5.В.К. Кюхельбекер и А.С. Пушкин. Сложность личных отношений. История дружбы. Эпиграммы Пушкина на Кюхельбекера. Дуэль поэтов и ее изображение в стихотворении Кюхельбекера «К N». Произведения Пушкина «К другу стихотворцу» и «Разлука». Ответ Кюхельбекера – стихотворение «К Пушкину». Литературная полемика поэтов. Сочинения Кюхельбекера 30–40-х гг., обращенные к Пушкину. Образ Пушкина в «Дневнике» Кюхельбекера.
6.Поэтическое завещание В.К. Кюхельбекера – стихотворение «Усталость». Гражданские мотивы и автобиографическое начало произведения. Жанровое своеобразие, структура, образный ряд, стиль и символика элегии.
40