Файл: История русской литературы XIX века_Практикум.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.09.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге

Иистину царям с улыбкой говорить.

Омуза! возгордись заслугой справедливой,

Ипрезрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.

Митрополит Филарет (Дроздов). Не напрасно, не случайно...

Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум, – И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум.

Молитва Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.

56

ТЕМА 18.

«...И всюду страсти роковые и от судеб защиты нет...» (Эволюция темы свободы в романтических поэмах А.С. Пушкина (на примере произведений «Кавказский пленник», «Цыганы»)

План

1.Место южных поэм в творчестве А.С. Пушкина. История их создания и публикации. Влияние биографических факторов и литературного контекста на мировоззрение и творчество поэта. Связь поэм с лирикой 1820–1824 гг. Общность тем, идей, мотивов

иобразов.

2.Романтическая поэма как жанр. Тематическое и художественное своеобразие. Противопоставление личности и среды. Столкновение естественного мира и цивилизации. Влияние идей Ж.Ж. Руссо о золотом веке человечества. Новеллистичность сюжета. Приемы изображения главного героя. Автор и герой. Мотив бегства. Единство повествовательного и лирического начал.

3.Тематика поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник». Байронические тенденции. Отражение в произведении социальных и культурных исканий русской аристократии XIX века. Проблема поиска свободы. Конфликт личности и общества. Образы столичного мира и юга в аспекте обретения человеком счастья. Бегство героя как попытка соединения с природой. Социальные и культурные причины невозможности этого слияния. Функции природных образов в произведении.

4.«Европеец» и «дикарка» как типы национальные и этологические типы. Романтическая условность изображения героев. Образ пленника: сведения о его жизни в столице, причины появления на Кавказе. Духовное состояние и его эволюция. Иллюзорность и объективность во взглядах пленника на естественную среду. Русский и черкешенка: характер взаимоотношений, общие

ииндивидуальные особенности. Проблема нравственной и физической свободы в судьбе каждого персонажа. Причины жизненной катастрофы девушки.

5.Поэма А.С. Пушкина «Цыганы». Социальные, психологические и философские вопросы, отраженные в произведении.

Антитеза цивилизация – естественный мир и ее трактовка. Ин-

терпретация темы свободы личности. Внешняя и внутренняя свобода. Страсть как разрушающее и порабощающее начало в человеке. «Испытание страстью» персонажей поэмы: Алеко, Земфиры, Мариулы, старого цыгана.

57


6.Пленник и Алеко: общее и индивидуальное в судьбе персонажей. Специфика конфликта с обществом, мотивация бегства от цивилизации, условия пребывания в естественной среде, характер духовных поисков и изменения личности. Любовь в жизни героев: особенности духовного мира и специфика любовного чувства Черкешенки и Земфиры. Вопрос о жертвенности и эгоистической страсти.

7.Объединяющие и различные черты в поэтике произведений «Кавказский пленник» и «Цыганы»: особенности композиции, системы образов, хронотопа. Проблема «автор и герой»: объективность и субъективизм в изображении центрального персонажа, проблема автобиографичности и типизации.

Задания

1.В литературоведческих и философских словарях найдите определения следующих понятий: «поэма», «герой», «байронизм», «руссоизм», «цивилизация», «конфликт», «автобиографизм». Основные тезисы запишите в тетрадь.

2.Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Погасло дневное светило...». Письменно проанализируйте его по плану:

– тематика;

– конфликт цивилизации и естественного мира;

– образ лирического героя;

– мотив бегства;

– функции природы.

Найдите в стихотворении черты, отраженные в южных поэмах. Раскройте характер романтической философии и эстетики творчества А.С. Пушкина 1820–1824 гг. (на примере указанных произведений).

3.Создайте компьютерную презентацию на тему «А.С. Пушкин на юге». Раскройте особенности биографии и творчества писателя этого периода.

4.Подберите фрагмент одной из поэм и подготовьте его выразительное чтение. Мотивируйте выбор значимостью фрагмента с точки зрения содержания произведения.

Литература

Тексты:

Пушкин А.С. Кавказский пленник. Цыганы. Погасло дневное светило...

Издания текстов:

Пушкин А.С. Кавказский пленник. Цыганы // Пушкин А.С.

Полн. собр. соч.: В 8 т. – М., 1969. – Т. 3.

58

Исследования:

Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978. – С. 14–25 (тезисы).

Маймин Е.А. Романтическая поэзия Пушкина // Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. – С. 74–112 (конспект).

Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. – М., 1980 (конспект).

Дополнительная литература:

Васильев В.А. Духовный путь Пушкина. – М., 1994. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. – М., 1987. Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира. – М., 1999.

ТЕМА 19.

«...Ах! чувствую: ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; ничто, ничто... едина разве совесть...» (Тематика и поэтика трагедии А.С. Пушкина

«Борис Годунов»)

План

1.Историческая основа трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Неоднозначность в истолковании Смутного времени и личности Бориса Годунова в трудах отечественных историков. Влияние «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина на формирование замысла писателя. Смысл посвящения.

2.Тема царской власти в произведении. Традиционные представления русского человека о сакральной сущности монарха как помазанника Божия. Образы русских самодержцев в произведении: Ивана Грозного, Федора Иоанновича. Проблема «истинного» правителя и «самозванца» в трагедии.

3.Закономерности развития исторических процессов в интерпретации А.С. Пушкина. Рок в жизни государственных деятелей

ипростого народа. Проблема иррационального движения истории

иего причины. Слух, легенда как движущие силы ложного развития истории. Миф о воскрешении законного монарха и его влияние на судьбу государства. Логическое и интуитивное восприятие персонажами окружающей действительности.

4.Образ Бориса Годунова в произведении и специфика его внутреннего конфликта. Борис как правитель и человек. Нравственные противоречия монарха. Проблема больной совести. Годунов – убийца и жертва. Оценка деятельности самодержца народом.

59


5.Царь Борис и Григорий Отрепьев: общее и различное. Самозванство Годунова и Лжедмитрия. Судьбы персонажей, «искушение» властью, трагизм финала. Специфика раскрытия образа Самозванца в диалогах с Пименом и Мариной Мнишек. Роль монолога «Тень Грозного меня усыновила...» в раскрытии его образа, специфика авторской номинации.

6.Народ в произведении. Народ как толпа. Народные типы в трагедии. Образ монаха Пимена в произведении: биографические сведения, жизненный и религиозный опыт, взгляд на события русской истории, специфика оценки государственных деятелей. Роль юродивого Николки в сюжете. Юродство как одна из категорий святости на Руси. Отношение к юродивым представителей власти и простых людей. Прототипы Николки. Суд юродивого над царем Борисом; причины сравнения с царем Иродом.

7.Жанровая специфика произведения: элементы трагедии и драмы. Классицистические, романтические и реалистические тенденции. Роль шекспировских хроник и произведений Вальтера Скотта в развитии авторского замысла.

8.Сюжет и композиция произведения. Разрушение принципа «трех единств» и традиционной пятиактовой структуры. Художественное время и пространство. Стихотворное и прозаическое начало в трагедии.

Задания

1.По литературоведческим словарям отработайте понятия «драма», «трагедия», «классицизм», «романтизм», «реализм», «сюжет», «композиция», «образ». Запишите определения в тетрадь.

2.Напишите творческую работу на тему «Образ Димитрия Самозванца в русской литературе XVIII – начала XIX века». В качестве материала для сравнения используйте трагедию А.П. Сумарокова и думу К.Ф. Рылеева. Обратите внимание на различные интерпретации личности Лжедмитрия в произведениях различных авторов.

3.Графически изобразите композицию трагедии.

Литература

Тексты:

Пушкин А.С. Борис Годунов // Пушкин А.С. Собр. соч.: В 8 т. –

М., 1969. – Т. 6.

Исследования:

Коровин В.И. О смысле «Бориса Годунова» // Пушкин в шко-

ле. – М., 1998. – С. 155–164 (конспект).

60


Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. – М., 1987. – С. 261–308 (выписки).

Филиппова Н.В. «Борис Годунов». – М., 1984 (тезисы). Хализев В.Е. «Борис Годунов» А.С. Пушкина: веяния итальян-

ского Ренессанса и отечественная традиция // Произведения А.С. Пушкина в школе: Книга для учителя в 2 ч. / Сост. В.Я. Ко-

ровина. – М., 2003. – Ч. 2. – С. 238–269 (выписки).

Хализев В.Е. Власть и народ в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» // Вестник Московского университета. Серия 9. Фило-

логия. – 1999. – № 3. – С. 13–18 (конспект).

Дополнительная литература:

Винокур Г.О. Комментарий к «Борису Годунову» А.С. Пуш-

кина. – М., 1999.

Гаврильченко О.В. Линия Народ – Самозванец в системе кон-

фликта трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина // Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – М.;

Ярославль, 2007. – С. 119–128.

Лотман Ю.М. Историко-литературный комментарий // Пушкин А.С. Борис Годунов. Трагедия. – СПб., 1996.

Томашевский Б.В. Пушкин: Книга вторая (1824–1837) – М.; Л., 1961.

ТЕМА 20.

«...Ума холодных наблюдений и сердца горестных замет...» (Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

тематика и поэтика)

План

1.История создания и публикации романа. Отражение идеалов различных периодов жизни и творчества писателя в тексте произведения. Завершение основного текста произведения и дальнейшая редакционная правка. Автобиографические элементы

впроизведении.

2.Проблема художественного метода. Романтические и реалистические тенденции и их отражение в пушкинском шедевре. Переосмысление традиционных романтических идей, образов, портретных характеристик в романе. Байронические мотивы. Ис- торико-культурный контекст эпохи как дань реалистическому направлению. Социальная, психологическая и временная обусловленность характеров и поведения персонажей.

61

3.Роман в стихах как жанр и полемика вокруг него. Проблема соотношения эпического и лирического начал. «Сюжет автора» и «сюжет героев». Содержание и функция лирических отступлений. Элементы вставных жанров и их роль в произведении: исповедь, послание, баллада, песня, романс, натюрморт и другие.

4.Тематика романа. Судьба русского общества первой трети XIX века в «Евгении Онегине». Поиски идеалов и разочарование

вжизни представителей аристократии. «Ум» и «сердце» в произведении. Вопрос свободы и счастья и пути его решения. Тема чести и верности. Взгляды поэта на брак, семью, любовь, дружбу, воспитание, светское общество.

5.Образ главного героя. Формирование личности Онегина: воспитание, образование, интересы. Причины охлаждения к жизни и «бегства» в деревню. Внутренний конфликт Евгения. Испытание любовью и дружбой. Особенности эволюции образа главного героя. Онегин и Ленский: специфика противопоставления и неразрешимый характер противоречий. Шеллингианское и байроническое начала, идеализм и скепсис в персонаже.

6.Татьяна Ларина – главный женский персонаж романа. Оценка Татьяны и Ольги повествователем, Онегиным и Ленским. Воспитание Татьяны, ее увлечение народным творчеством и круг чтения. «Естественное» начало в героине, доброта, искренность, естественность поведения. Вера в судьбу, провидение. Черты Светланы В.А. Жуковского в Татьяне. Татьяна до и после замужества: причина изменения характера. Вопрос чести и верности, долга и страсти в жизни провинциальной девушки и светской столичной девушки.

7.Художественное пространство и время произведения. Отражение исторических и культурных реалий светского Петербурга, патриархальной Москвы и провинции. Мифопоэтическое пространство сна Татьяны Лариной. Временные пласты романа.

8.Сюжет и композиция произведения. Экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Принцип симметрии. Открытый финал. Понятие «онегинской строфы». Ритм и размер произведения.

Задания

1. Сделайте цитатный план образа Евгения Онегина по первой главе романа. Впишите в тетрадь цитаты, характеризующие:

внешность героя;

его образование и воспитание;

поведение в светском обществе;

интересы в области наук и искусств;

отношение к любви;

62


– отношение к дружбе.

2.Проанализируйте письмо Онегина к Татьяне. Как решается

внем вопрос о соотношении свободы и счастья? Сравните этот подход с тем, который отражен в стихотворении «Пора, мой друг! Пора... Покоя сердце просит...». Выводы запишите в тетрадь.

3.Исследуйте содержание лирических отступлений в романе. Самостоятельно распределите их по тематическим группам и выпишите в тетрадь.

Например: 1. Искусство: Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин.

4.Напишите творческую работу на тему «Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике XIX столетия».

5.Подготовьте выразительное чтение наизусть письма Татьяны к Онегину.

Литература

Тексты:

Пушкин А.С. Евгений Онегин // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.:

В 8 т. – М., 1969. – Т. 5.

Исследования:

Кошелев В.А. «Онегина» воздушная громада. – СПб., 1999 (выписки).

Михайлова Н.И. «Собранье пестрых глав»: О романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». – М., 1994 (конспект).

Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». – М., 1992 (тезисы).

Турбин В.Н. Поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». – М., 1996 (конспект).

Чумаков Ю.Н. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: в мире стихотворного романа. – М., 1999 (выписки).

Дополнительная литература:

Бродский Н.Л. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». – М., 1964.

Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. –

М., 1957.

Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. – Л., 1980.

Лотман Ю.М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова:

63

Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Книга для учителя. – М., 1988. –

С. 30–107.

Набоков В.В. Комментарий к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. – М., 1999.

Онегинская энциклопедия: В 2 т. / Под общ. ред. Н.И. Михай-

ловой. – М., 1999. – Т.1. А–К.

Томашевский Б.В. Пушкин: Книга вторая (1824–1837). – М.;

Л., 1961.

ТЕМА 21.

«...Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия, да умирится же с тобой и побежденная стихия...» (Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»

в контексте петербургского мифа)

План

1.Историческая основа произведения. Реальные события жизни Петербурга и их отражение в поэме. Литературные источники. Роль произведений А. Мицкевича, В.Г. Рубана, К.Н. Батюшкова, Н.И. Гнедича, А.Ф. Воейкова в процессе формировании замысла писателя.

2.Жанр произведения. Значение авторского определения – «петербургская повесть». Город как центральный персонаж поэмы. Содержание и исторические предпосылки возникновения петербургского мифа. Официозное и народное восприятие новой столицы Российской империи. Историко-культурные, природноклиматические, религиозные факторы, способствующие появлению мифа. «Град Петров» как порождение антихриста. Оппозиция Москва – Петербург в аспекте столкновения идеалов Святой Руси и светской Европы. Эсхатологические пророчества о судьбе города.

3.Проблематика и конфликт произведения. Исторические, социальные, нравственные вопросы, поставленные автором. Правда монарха и правда маленького человека, их непримиримое столкновение. Цели и мотивы императора Петра – основателя новой столицы России. Стихия – власть – обыватель: специфика взаимоотношений и характер противоречий.

4.Император Петр I: приемы создания образа. Черты демиурга и богоборца в облике «строителя чудотворного». Библейские аллюзии при изображении начала строительства города. Петр реальный и мифологический. «Медный всадник» как символ госу-

64