ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
дарственной мощи. Место монарха в пространственных координатах произведения.
5.Образ Евгения в произведении. Значение номинации. Имя персонажа в контексте литературной традиции. Смысл характеристики «...Не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине...». Социальный статус и жизненные приоритеты персонажа. Евгений как обитатель Петербурга: город и его житель без прошлого и будущего. Духовная катастрофа Евгения. Бунт героя, причины его адресации медному всаднику. Трагический финал жизненного пути бедного чиновника.
6.Сюжет и структура произведения. Принцип деления на главы и его обусловленность. Смысл кольцевой композиции. Место оды Петербургу («Люблю тебя, Петра творенье...») в структуре поэмы. Особенности хронотопа. Соотношение вертикального и горизонтального пространств. Антитеза естественный мир – цивилизация. Торжество природного над социальным в финале произведения. Временные пласты и их отражение в петербургской повести.
Задания
1.По литературоведческим словарям отработайте понятия «миф», «поэма», «повесть», «время», «пространство». Запишите определения в тетрадь.
2.Сравните описание Петербурга в поэме А.С. Пушкина и повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». Письменно укажите общие и различные черты в описании столичной атмосферы. Какие черты мифа, на ваш взгляд, отражены в произведении Н.В. Гоголя?
3.Создайте компьютерную презентацию на тему «Петербург А.С. Пушкина». Обратите внимание на ключевые места в столице, нашедшие отражение в произведениях поэта.
Литература
Тексты:
Пушкин А.С. Медный всадник // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.:
В 8 т. – М., 1969. – Т. 6.
Исследования:
Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». – М., 1990 (тезисы).
Тименчик Р.Д. «Печальну повесть сохранить...»: Об авторе и читателях «Медного всадника». – М., 1987 (выписки).
Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. – СПб., 2003. – С. 5–118 (конспект).
65
Дополнительная литература:
Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. –
М., 1957.
Непомнящий В.С. Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии А.С. Пушкина. – М., 1987.
Непомнящий В.С. Пушкин: Русская картина мира. – М., 1999. Томашевский Б.В. Пушкин: Книга вторая (1824–1837). – М.;
Л., 1961.
ТЕМА 22.
«Иван Петрович вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств...»
(Тематика и поэтика «Повестей И.П. Белкина»)
План
1.Время и история создания «Повестей И.П. Белкина». Состав, истоки сюжетов, циклообразующие факторы. Общее в тематике и поэтике повестей. Роль предисловия в раскрытии авторской идеи.
2.Образ Ивана Петровича Белкина и его функция в цикле. Особенности воспитания и образования, род занятий, склад характера, литературные интересы. Проблема соотношения автор – повествователь – рассказчики. Социальный, интеллектуальный, психологический и гендерный статус «авторов» повестей. Пушкин и Белкин в оценке ведущих конфликтов и персонажей произведений.
3.Проблема художественного метода в повестях. Романтическое, сентиментальное и реалистическое начало. Пушкинское переосмысление ценностей литературы начала XIX века. Полемика
спринципами романтического мировосприятия. Пародирование традиционных тем и конфликтов. Проблема эпигонства. Функция литературных реминисценций.
4.Жанровая основа «Повестей И.П. Белкина». Новеллистичность повествования. Элементы социально-бытовой и любовной повестей, романа ужасов, баллады, сказания, притчи, анекдота. Библейские, шекспировские, карамзинистские аллюзии.
5.Тематика и художественное своеобразие повести «Выстрел». Образ Сильвио: условно-романтическое, книжно-героиче- ское, демоническое в облике персонажа. Специфика номинации. Статичность образа офицера. Проблема маски. Вопрос об истинных и ложных ценностях. Сильвио и граф: роль образной оппо-
66
зиции. Антитетичность как важнейший элемент поэтики повестей. Композиция и временной охват произведения.
6.Социально-бытовой и символический уровни в повести «Метель». Образ Марьи Гавриловны: специфика воспитания, особенности духовного мира. Реальное и идиллическое в повести. Владимир и Бурмин как воплощение двух моделей судьбы героини. Функции пейзажа. Символика образа метели.
7.Сентиментально-романтическое, пародийно-сатирическое начала в повести «Барышня-крестьянка». Карамзинские аллюзии
иих переосмысление. Проблема маски и подлинной сущности персонажей. Игровое начало в произведении. Элементы предшествующих повестей в «Барышне-крестьянке». Трансформация образа повествователя.
Задания
1.По литературным словарям отработайте понятия «художественный метод», «романтизм», «реализм», «ирония», «пародия», «повествователь».
2.Подготовьте сообщение на тему «Повести И.П. Белкина в критике и литературоведении».
3.Выпишите в тетрадь произведения русской и мировой литературы, повлиявшие на замысел А.С. Пушкина, и дайте им краткую характеристику в контексте темы занятия.
Литература
Тексты:
Пушкин А.С. Повести покойного И.П. Белкина, изданные А.П. // Пушкин А.С. Собр. соч.: В 8 т. – М., 1968. – Т. 5.
Критическая литература:
Белинский В.Г. Повести, изданные Александром Пушкиным /
Полн. собр. соч.: В 13 т. – М., 1953. – Т. 1. – С. 139–140.
Исследования:
Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. – М., 1982. –
С. 86–155 (конспект).
Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». – М., 1989 (выписки).
Шмидт В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина». – М., 1996 (тезисы).
Дополнительная литература:
Краснов Г.В. Болдинские страницы. – М., 1981. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. – М., 1990. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (пути эволюции). – Л., 1987.
67
ТЕМА 23. «Ужасный век, ужасные сердца...»
(Маленькие трагедии А.С. Пушкина как цикл)
План
1.Время, история создания и литературные источники «маленьких трагедий». Синонимичность жанровых определений (драматические сцены, очерки, изучения и т.д.). «Маленькие трагедии» как цикл.
2.Социальные, нравственные, философские темы в «маленьких трагедиях». Вопросы человеческого достоинства, семейных уз, конфликт отцов и детей. Тема жизни и смерти. Проблема страсти в произведениях цикла. Страсти разрушительные и созидательные, их воздействие на личность. Любовь и страсть как два противоположных начала в человеке.
3.Комплексный анализ произведения А.С. Пушкина «Моцарт
иСальери». Истоки трагедии. Тематика. Философское осмысление искусства. Проблема гения и злодейства. Мотив избранности
иизбранника. Система персонажей. Символика.
4.Особенности жанра маленьких трагедий. Специфика драматургического конфликта, своеобразие сюжетно-композицион- ной и образной структур. Функции персонажей-антагонистов в произведениях. Новеллистичность повествования.
Задания
1.Отработайте по литературоведческим словарям понятия «драма», «трагедия», «новелла» и запишите их в тетрадь.
2.Напишите творческую работу «Сюжетные истоки “маленьких трагедий” А.С. Пушкина».
3.Изобразите в виде схемы композиционную структуру произведения «Пир во время чумы».
Литература
Издания текстов:
Пушкин А.С. Маленькие трагедии // Собр. соч.: В 8 т. – М., 1968. – Т. 6.
Исследования:
Устюжанин Д.Л. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. – М., 1974 (тезисы).
Дополнительная литература:
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермон-
тов. Гоголь. – М., 1988. – С. 107–124.
68
Непомнящий В.С. Пушкин: Русская картина мира. – М., 1999. Томашевский Б.В. Пушкин: Книга вторая (1824–1837). – М.;
Л., 1961.
ТЕМА 24.
«...Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее...» (Конфликт случайного и закономерного в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»)
План
1.История создания произведения. Эпизод из жизни князя С.Г. Голицина и его влияние на развитие замысла писателя. Отражение в повести исторических и культурных реалий жизни Петербурга первой половины XIX века. Особенности быта и нравов светского общества и офицерской среды. Экскурс в историю: обращение к теме аристократии XVIII столетия.
2.Произведение А.С. Пушкина «Пиковая дама» как философ- ско-психологическая повесть. Тема судьбы. Конфликт закономерности и случайности в произведении. Роль случая в жизни персонажей: Германна, графини, Лизаветы Ивановны, Томского, Сурина и др. Мотив карточной игры и символика карт. Финал повести как свидетельство торжества закономерного над случайным.
3.Образ Германна: биографические сведения, портретная характеристика, черты Мефистофеля и Наполеона в облике персонажа. Романтические элементы в создании образа. Проблема бунтарства и ее раскрытие на примере судьбы офицера. Жизненные принципы главного героя и их эволюция. Германн в оценке персонажей повести.
4.Германн и Лизавета Ивановна: сходные и различные черты, отношение к собственным судьбам. «Искушение случаем» в судьбе обоих персонажей, восприятие ими друг друга как способа преодоления закономерности. Бунтарство военного инженера и смирение воспитанницы. Лизавета Ивановна в финале произведения.
5.Приемы создания образа графини и его составляющие: московская Венера, старуха, призрак, пиковая дама. Мифопоэтические черты и их роль в формировании облика персонажа. Призрак старухи как носитель доброй и злой воли. Черты жизни и смерти
впортрете графини. Анна Федотовна как олицетворение идеи судьбы.
69
6.Жанровая специфика произведения. Черты светской, фантастической, бытовой, авантюрной повестей в структуре произведения. Элементы анекдота, «страшной» баллады, готического романа. Роль фантастики в «Пиковой даме» и возможные рациональные способы ее истолкования.
7.Сюжет и композиция повести. Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка повествования. Роль эпиграфов в раскрытии авторского замысла. Смысл финала.
Задания
1.По литературоведческим словарям проработайте понятия» светская повесть», «бытовая повесть», «анекдот», «авантюрный роман», «баллада». Укажите в тетради, какие черты перечисленных жанров отразились в произведении А.С. Пушкина «Пиковая дама».
2.В письменном виде представьте цитатный план образа Германна. Выделите в нем мысли и реплики персонажа, а также отзывы о нем других действующих лиц и авторскую характеристику.
3.Создайте таблицу и включите в нее основные портретные черты образа графини по категориям: московская Венера, старуха, призрак. Письменно ответьте на вопрос «Черты жизни и смерти в облике Анны Федотовны». Образец:
Московская Венера |
Старуха |
Призрак |
|
|
|
Литература
Тексты:
Пушкин А.С. Пиковая дама // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.:
В 8 т. – М., 1969. – Т. 5.
Исследования:
Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. – М., 1974. – С. 168– 206 (тезисы).
Коровин В.И. Случайность и необходимость в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» // Произведения А.С. Пушкина в школе: Книга для учителя: В 2 ч. / Сост. В.Я. Коровина. – М., 2003. – Ч. 2. – С. 183–237 (конспект).
Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (Пути эволюции). – Л., 1987 (выписки).
Дополнительная литература:
Непомнящий В.С. Пушкин: Русская картина мира. – М., 1999. Томашевский Б.В. Пушкин: Книга вторая (1824–1837). – М.;
Л., 1961.
70
ТЕМА 25.
«Пушкин... написал «Капитанскую дочь», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде...» (Поэтика романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
План
1.История создания и публикации произведения. Значение повести «Дубровский» в эволюции замысла романа о разбойниках. Планы произведения о М.А. Шванвиче, сподвижнике Пугачева. Воспоминания И.А. Крылова и И.И. Дмитриева как источники романа. «Рассказ моей бабушки» А.П. Крюкова – сюжетный источник «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.
2.Нравственно-философская основа романа. Изображение народного восстания. Своеобразие решения любовной темы. Честь и долг в понимании автора и героев произведения. Борьба столбового дворянства и «новой аристократии». Характер воспитания и образования молодого поколения. Тема взаимоотношений самодержавия (Екатерина II, Пугачев как Петр III), дворянства (Гринев), народа (Савельич). Милость и справедливость в понимании героев пушкинского романа.
3.Жанровое своеобразие произведения. Исторический анекдот как протожанр «Капитанской дочки». Традиции сочинений Вальтера Скотта в историческом романе Александра Пушкина. Элементы любовного, бытописательного, военного, приключенческого романа в поэтике произведения. Черты жанра мемуаров, исповеди, семейной хроники. Влияние традиций разбойничьей повести. Функции первичных жанров сказки, сна, письма, песни, небылицы, пословицы в раскрытии авторского замысла.
4.Сюжет произведения и его структура. Соотношение основных сюжетных линий и ходов. Сюжетная симметрия. Динамика сюжета. Специфика хронологического сюжета. Телеологические
иамбивалентные сюжетные линии. «Пропущенная глава»: причины ее изъятия из романа. Роль эпиграфов в сюжетике произведения.
5.Моноцентрическая система образов. Образ Петра Гринева – дворянина и человека, основные приемы его создания. Антитетические пары персонажей романа. Психологическая глубина и достоверность образов Маши Мироновой и Швабрина. Многогранный характер положительных и отрицательных героев произведения. Эманация образов (Екатерина II, Пугачев). Способы создания и функции второстепенных и эпизодических лиц. Особенности художественного изображения борьбы нравственных и
71