ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 0
русского воинства. Идея справедливого возмездия и милосердия. Война с Наполеоном и картины разоренной Москвы в произведении. Патриотическая направленность произведения. Композиция. Особенности художественного времени и пространства.
2.Эпикурейские мотивы в лицейской лирике А.С. Пушкина. Воспевание поэтом земных радостей: любви, дружбы, пиров. Образ лицейского братства сквозь призму гедонистического начала в стихотворениях «Пирующие студенты», «Друзьям». Диалектика разумного и сердечного в произведении «Рассудок и любовь». Проблема литературной маски в раннем творчестве поэта.
3.Лирика А.С. Пушкина петербургского периода. Влияние идей Просвещения. Историко-философское звучание оды «Вольность». Тема закона как гаранта народного блага. Народ и власть в социальной иерархии с точки зрения автора. Роль обращений к историческим сюжетам для понимания основной идеи произведения. Композиция оды. Идеал свободы и его воплощение в послании «К Чаадаеву». Специфика жанра. Особенности литературной традиции. Тематика, гуманистический потенциал, социальнонравственные вопросы, структура стихотворения «Деревня».
4.Поэзия А.С. Пушкина периода южной ссылки. Специфика романтизма. Байронические мотивы. Тема изгнанничества. Конфликт человека и общества. Комплексный анализ стихотворения «Погасло дневное светило...»: история создания, мотив двоемирия, образ лирического героя, символика. Тема страсти в произведении «Черная шаль». Социально-философские мотивы и библейские аллюзии в произведении «Свободы сеятель пустынный...». Роль эпиграфа, особенности образности, символики и композиции.
5.Мотив прощания с Югом в лирике периода ссылки в Михайловское. Духовный кризис и попытка его преодоления. Стихотворение «К морю»: образ «свободной стихии», его символическое значение. Размышления о судьбах Байрона и Наполеона. Композиция и хронотоп. Образ Елизаветы Воронцовой в стихотворении «Сожженное письмо»: история создания, тематика, функции образа-заместителя, исповедальное начало, особенности стиля. Поиск вечных ценностей в произведении «Вакхическая песня»: традиции поэзии первых десятилетий XIX века. Эпикурейские мотивы и их трансформация. Тема разума, мудрости, любви, творчества. Стиль произведения. Обилие глаголов в повелительном наклонении и их функция. Значение метафорических образов: солнце, лампада и т.д. Смысл антитезы: ложная и истинная мудрость.
6.Развитие темы любви в михайловский период творчества
50
А.С. Пушкина. Стихотворение К*** (Я помню чудное мгновенье...). Творческая история. Биографическое начало. Идея воскресения человеческой души. Комплексное восприятие любви, творчества, вдохновения. Характер чувств лирического героя. Приемы создания образа возлюбленной. Композиция. Специфика художественного времени: соотношение прошлого и настоящего. Изо- бразительно-выразительные средства. Роль рефренов.
7. Взгляд на природу творчества и личность поэта в стихотворении «Пророк». Библейские и коранические источники. Традиции поэзии XVIII – начала XIX века и их отражение в пушкинском шедевре. Восприятие творчества как божественного дара. Тема обновления внутренней природы человека. Композиционные особенности. Образ-символ мрачной пустыни. Тропы и фигуры. Стиль произведения. Роль славянизмов.
Задания
1.С помощью биографической и мемуарной литературы подготовьте сообщение на тему «Пушкин в Лицее». Укажите факторы, способствующие развитию интереса юного Пушкина к творчеству.
2.Сделайте в письменном виде сравнительный анализ од «Вольность» А.Н. Радищева и А.С. Пушкина. Обратите внимание на общие и различные черты в трактовке темы власти и народа.
3.Напишите доклад «А.С. Пушкин и Е.К. Воронцова». В рамках выступления дайте сравнительный анализ стихотворений «Храни меня, мой талисман» и «Сожженное письмо». Обратите внимание на творческую историю обоих произведений. Доклад сопроводите компьютерной презентацией.
4.Графически изобразите композицию стихотворения К*** (Я помню чудное мгновенье...).
Литература
Тексты:
Пушкин А.С. Воспоминания в Царском селе. Пирующие студенты. Друзьям. Рассудок и любовь. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Погасло дневное светило... Черная шаль. Свободы сеятель пустынный... К морю. Сожженное письмо. Вакхическая песня. Я помню чудное мгновенье... Пророк.
Издания текстов:
Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 8 т. – М., 1969. – Т. 1.
Исследования:
Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. – Н. Новгород, 1994. –
С. 11–41 (тезисы).
51
Маймин Е.А. Романтическая поэзия Пушкина // Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. – С. 74–112 (конспект).
Смирнов А.А. Романтическая лирика А.С. Пушкина. – М., 1994 (выписки).
Фомичев С.А. Поэзия А.С. Пушкина: Творческая эволюция. –
Л., 1986 (тезисы).
Дополнительная литература:
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1993. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. – М., 1987. Непомнящий В.С. Поэзия и судьба: статьи и заметки о Пуш-
кине. – М., 1983.
ТЕМА 17.
«...И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал...» (Духовно-нравственные и философские искания в поэзии А.С. Пушкина 1826–1837 гг.)
План
1.Лицейская тема в лирике А.С. Пушкина 1830-х годов. Стихотворение «Чем чаще празднует Лицей...». Романтические представления о дружбе и их трансформация на новом этапе творчества поэта. Образ братства, сплоченного лицейского круга. Трагические и светлые стороны жизни в восприятии поэта. Тема смерти и безвозвратной потери близких. Личный, социальноисторический и философский план произведения «Была пора: наш праздник молодой...». Эволюция мировосприятия лирического героя, тема духовного взросления человека. Особенности жанра: черты элегии, исповеди, послания. Образ Александра I в произведении.
2.Эволюция любовной лирики зрелого А.С. Пушкина. «Светлая печаль» как эмоциональная доминанта интимной поэзии рубежа десятилетий. Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»: единство природного и душевного планов. Контрастность чувств. Предметность. Лаконизм. Роль метафор, эпитетов, повторов. Тема прощания с женщиной в стихотворении «Я Вас любил...»: конфликт жертвенности и эгоизма, композиция, функции эпитетов и рефренов.
3.Философия природы в позднем творчестве А.С. Пушкина. Романтические тенденции в стихотворении «Осень». Специфика жанра «отрывок». Бытовой, эстетический, психологический, ме-
52
тафизический уровни произведения. Мотив невыразимого. Времена года в восприятии поэта. Особенности композиции. Свет и цвет в стихотворении. Лексико-стилистическое своеобразие. Специфика финала.
4.Образ служителя муз в произведениях А.С. Пушкина 1826– 1837 гг. Стихотворение «Поэт» («Пока не требует поэта...»). Бытовое и сакральное в облике стихотворца. Интеграция романтической и реалистической трактовок темы искусства. Размышления о природе вдохновения. Особенности композиции и стиля. Конфликт творческой личности и народа в стихотворении «Поэту». Идейно-тематический комплекс. Жанр. Особенности стиля. Развитие темы в стихотворении «Поэт и толпа».
5.Комплексный анализ произведения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Поэтический контекст: традиции Горация, Ломоносова, Державина и других. Роль эпиграфа. Тема бессмертия в светском и религиозно-христианском аспектах. Функции поэта и поэзии с точки зрения А.С. Пушкина. Проблема: «поэт и народ», «поэт и власть». Жанровая принадлежность и структура произведения. Лексико-стилистическое своеобразие.
6.Поиск смысла жизни, непреложных ценностей в лирике А.С. Пушкина. Трагические и светлые стороны в мировосприятии поэта. Торжество хаоса в стихотворении «Бесы». Единство физического и духовного уровней. Фольклорное начало. Хронотоп. Тема скоротечности жизни, конфликт свободы и счастья в стихотворении «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...». Противопоставление столичной суеты и «обители дальней трудов и чистых нег». Тема жизни и смерти, смены поколений в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных...».
7.Элегия «Безумных дней угасшее веселье...» как итог прожитой жизни. Прошлое, настоящее и будущее лирического героя. Мотив уныния и горестные предчувствия. Жизненное и творческое кредо поэта. Композиция. Специфика художественных средств. Особенности рифмовки.
8.Религиозный поиск и христианские мотивы в лирике А.С. Пушкина в произведении «Дар напрасный, дар случайный...». Исповедальные мотивы. Функции обращения. Литературная переписка с митрополитом Филаретом (Дроздовым). Благодарность иерарху в стихотворении «Стансы» («В часы забав и праздной скуки...»). Духовно-нравственное содержание стихотворного переложения великопостной молитвы Ефрема Сирина «Отцы пустынники и жены непорочны...». Значение и символика молитвы святого Ефрема в православной культуре. Этические, эстетические, метафизические уровни стихотворения. Двухчаст-
53
ная композиция и ее роль в раскрытии авторского замысла. Функции славянизмов.
Задания
1.Сравните раннюю, эпикурейскую, трактовку А.С. Пушкиным темы дружбы в лицейской лирике (стихотворения «Пирующие студенты», «Друзьям») и позднюю – в поэзии 1830-х годов. Найдите общие и отличные черты. Выводы запишите в тетрадь.
2.Подготовьте программу литературно-музыкального вечера, посвященного поэзии А.С. Пушкина. В сценарий по возможности включите биографический, стихотворный материал, исполнение романсов, а также выставки, фото- и видеопрезентации.
3.Сравните стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» с похожими произведениями его предшественников М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина. Письменно отметьте общие и отличные черты.
4.Соберите сведения о митрополите Филарете (Дроздове). Подготовьте доклад о характере поэтического диспута поэта и священнослужителя. Особое внимание уделите стихотворению А.С. Пушкина «Стансы» («В часы забав иль праздной скуки...»), раскройте его значение для философской лирики русского гения.
5.Найдите в православной литературе (молитвослове) полный текст великопостной молитвы Ефрема Сирина. Обратите внимание на изменения и дополнения, сделанные Пушкиным. Выводы запишите в тетрадь.
Литература
Тексты:
Пушкин А.С. Чем чаще празднует лицей... Была пора: наш праздник молодой... На холмах Грузии лежит ночная мгла... Я Вас любил... Осень. Поэт. Поэту. Поэт и толпа. Я памятник себе воздвиг нерукотворный... Бесы. Пора, мой друг, пора... Брожу ли я вдоль улиц шумных... Безумных лет угасшее веселье... Дар напрасный, дар случайный... Стансы (В часы забав и праздной скуки...). Отцы пустынники и жены непорочны...
Издания текстов:
Пушкин А.С. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 8 т. – М., 1969. –
Т. 2–3.
Исследования:
Алексеев М.П. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»: Проблемы его изучения. – Л., 1967 (конспект).
Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1833–1836 гг. –
Л., 1974. – С. 53–104 (тезисы).
54
Степанов Н.Л. Лирика А.С. Пушкина. – М.,1974 (тезисы). Фомичев С.А. Поэзия А.С. Пушкина: Творческая эволюция. –
Л., 1986 (выписки).
Дополнительная литература:
Абрамович С.Л. Пушкин в 1836 году: Предыстория последней дуэли. – Л., 1989.
Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. – СПб., 1998.
Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. – М., 1987. Маймин Е.А. Пушкин: Жизнь и творчество. – М., 1981. Непомнящий В.С. Поэзия и судьба: статьи и заметки о Пуш-
кине. – М., 1983.
Пушкин А.С.: Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Коровина. – М., 1999.
Материалы к занятию
М.В. Ломоносов. Я знак бессмертия себе воздвигнул...
Язнак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Ябуду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатной род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И перьвому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром.
Г.Р. Державин. Памятник
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит.
Так! – весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.
55