ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.09.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПУШКА

Интервью

февраль–март, 2012 г.

 

 

 

 

№ 7 (20)

7

стр.

средство обучения!»

-Я имею в виду самую сложную дисциплину.

-Русский язык. Поэтому я и работаю на кафедре литературы. Хотя по некоторым курсам русского языка (лексика, фразеология) у меня были «пятёрки» автоматом. У нас был замечательный профессор Нина Васильевна Черемисина, светлая ей память. Она так хорошо знала свой предмет, настолько хорошо читала лекции, что даже я с моей неспособностью к русскому языку смог получить «отлично».

Апо литературе у меня всегда были «пятёрки».

Ипо русской, и по зарубежной.

-Вы, наверное, с детстваоченьлюбиличитать?

-Да, читать я любил. Вот

изрение поэтому плохое… Представьте маленький домик, крыша которого занесена снегом, башни сугробов, перебои с электричеством… А читать-то хочется, а читать-то научили с четырёх лет! А света нет… На дворе ночь, а руки сами тянутся к книге! Стоишь у окна, вокруг темнота, и пытаешься хоть что-то разглядеть на книжной странице. Возможно, именно благодаря своей любви к чтению я и стал филологом.

-У Вас есть любимое произведение?

-В нашем институте всё начальство и студенты старших курсов знают, что есть у меня любимая сказка – «Бой на Калиновом мосту».

-Что именно Вам в ней нравится?

-Сюжет. Если бы мне в своё время не попалась книжка с этой замеча-

тельной сказкой, вполне возможно, моя профессия была бы другой. С детства я жаждал узнать, что же случается с богатырями, когда они переходят по мостику туда, где живёт Чудо-юдо. Но сказка не давала ответа. Из-за этого пришлось поступать на филологический факультет в Ленинский, где я и услышал Бориса Петровича Кирдана. Теперь я знаю около пятидесяти сюжетов, и мне известно то, что происходит с героями. Разгадать загадку детства доставило мне большое удовольствие.

Поэтому последний вопрос, который может спасти «утопающего» на экзамене, будет как раз касаться этого сюжета. Отсюда совет двоечникам: обязательно знать назубок сказку «Бой на Калиновом мосту»! Вот чем они могут облегчить себе жизнь.

Больше недели записывали частушки …

– Вы много путешествуете по стране, собирая устное народное творчество. В чём сложность организации фольклорных экспедиций в вузе?

- Когда мы с Иваном Сергеевичем были студентами, наш преподаватель Борис Петрович Кирдан был уже довольно пожилым человеком и, к сожалению, в поездки учеников не возил. Став преподавателем, я осознал всю ответственность руководителя экспедиции за жизнь и здоровье студентов. В этой связи о больших группах студентов речь

идти не может. Тем более если сравнивать советское время, семидесятыевосьмидесятые, и наши шумные девяностыедвухтысячные, контингент людей в провинции сильно изменился не в лучшую сторону. Люди устали от несправедливости, озлобились, перестали верить тем, кто у власти, и в первую очередь у них пропало доверие к городским.

Когда группа интеллигентного вида людей приезжает из города собирать фольклор, представители местной молодёжи смот­ рят на них с неприязнью. Вследствие этого возникают конфликты. Свою лепту вносят и поселяне, любящие «заложить за воротник».

-Вы помните свою первую фольклорную поездку?

-Мы отправились в мои родные края, в Тульскую область, вместе с Сергеем Николаевичем Травниковым. Изначально я разработал программу и продумал маршрут: планировалась масштабная поездка

внесколько населённых пунктов. Однако получилось так, что мы остановились лишь в одном месте. Мы нашли уникального исполнителя и собрали более пяти тысяч частушек. Больше недели записывали тексты на диктофоны и от руки, пока исполнитель не стал повторяться. После такой удачи ехать дальше смысла не было.

-Куда ещё Вам удалось съездить? Есть ли планы предстоящихэкспедиций?

-Когда вузы еще не перешли на болонскую систему, студенты проходи-

ли музейную, семейную, диалектологическую и фольклорную практики. Мы ездили в Рязанскую, Псковскую области с коллегами из МПГУ. Пока ученики собирали материал, я вёл свои изыскания: знакомился с жителями, закидывал удочку на будущее. Позже, когда у коллег практика прервалась, я стал потихонечку выво­ зить наших студентов: по два, по три человечка. Вопервых, чтобы не привлекать внимание местных, а во-вторых, так удобнее уследить за всеми. В этом году мне предлагали поехать в Смоленскую область, не в качестве руководителя, а как одному из участников, но я не смог: надо было набирать первый курс. В следующий раз обязательно поеду.

О профессии преподавателя: «это люди чести»

-Дмитрий Николаевич,

акогда Вы поняли, что преподавание – это Ваше призвание?

-Когда пошёл работать в школу. До этого я совмещал работу в институте с работой денежной, в рекламе. (Естественно, зарплаты вузовские с зарплатой в рекламе несопоставимы). Когда я впервые пришёл сюда работать и занял должность ассистента, в месяц мне платили семьсот рублей (для сравнения: в рекламной службе за тот же месяц я мог получать 30 000 рублей). А понял я, что это призвание, на третьем году преподавания. Когда я стал замечать, как растут ученики. Видеть, как из маленьких и юных вырастают « звёзды» и «звёздочки» – лучшая награда за

8 стр.


стр.

 

 

Интервью

ПУШКА

8

 

февраль–март, 2012 г.

 

 

 

 

 

№ 7 (20)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

труд преподавателя.

ет вуз, на четвёртом курсе

пущен сборник «Русская

сиживаться на последних

 

- К сожалению, сейчас

нужно совать свой любо-

частушка», недавно вышел

партах, молчать, а потом

бытует мнение, что учи-

пытный нос во все дыроч-

сборник «Русские причи-

приходят и пытаются по-

тель занимается неблаго-

ки, думая заранее, куда

тания». Выпустили две

лучить зачёт, сдать экза-

дарным трудом… Как Вы

ты пойдёшь работать. Вы-

методички о фольклорной

мен, как говорят, на ха-

относитесь к этому?

пускник филфака – че-

практике. Еще я написал

ляву. Но это не проходит.

 

- Я поддерживаю точку

ловек востребованный.

две книги: одна о поэзии

А есть студенты, которые

зрения, что учитель – это

Учитывая то, что во мно-

Николая Рубцова, вторая

терпеливо, день за днём,

неблагодарная работа. Но

гих школах педагогиче-

о творчестве Лидии Русла-

пишут конспекты, ходят

связано это не с детьми, а с

ский коллектив пожилой,

новой (из серии о роман-

на лекции, ищут учебни-

деньгами: коллеги из школ

нужны молодые кадры. Но

се). Они ориентированы

ки, спрашивают допол-

и разных вузов работают

опять же, чтобы люди шли

на иностранцев.

нительные задания. Есте-

на втором, на третьем, на

работать в школы, необхо-

 

 

ственно, такой студент

последнем дыхании за не-

димо как-то их привлечь.

«Нужно иметь

должен всё сдать без про-

большое количество «де-

В первую очередь повы-

«козырного туза»

блем. Так что единствен-

нежных знаков». Порой

сить зарплаты (пресло-

ный мой совет: будьте тру-

в рукаве»

бывает очень обидно, ког-

вутый денежный вопрос).

долюбивыми. Ну и чуточ-

- Дмитрий Николаевич,

да грамотный, умный и

- Как Вы думаете, мож-

ку везучими!

хороший преподаватель

но ли бороться с этим?

возможно ли получить за-

– Каков, на Ваш взгляд,

покидает вуз из-за того,

- Сложно сказать. Мы,

чёт «автоматом» по Ва-

современный студент?

что платят действительно

люди, работающие со сту-

шему предмету? Многие

- Он прекрасно умеет

копейки. А те, кто работа-

дентами, должны быть

студенты хотели бы полу-

обращаться с техникой,

ет, – это люди чести. На-

аполитичными. Но не

чить ответ на этот вопрос.

чего не умею я. Носит с

всегда связав себя с про-

всегда получается: хочет-

- С переходом на Бо-

собой фотоаппарат, ноут-

фессией, они не в состо-

ся поделиться своими на-

лонскую систему в нашем

бук, виртуозно обращает-

янии просто так уйти из

блюдениями с молодыми

институте получить авто-

ся с компьютером. Это че-

неё. Но чтобы существо-

людьми. Я могу выразить

мат стало довольно прос­

ловек, разбирающийся во

вать, а не жить, в столице

народное мнение. Да, нашу

то. Нужно посещать все

многих современных му-

каждому преподавателю

страну ожидают переворо-

занятия, быть активным.

зыкальных направлениях.

необходимо разрываться

ты. Наверно, безобразие,

Кроме того, отвечая на

В принципе, он эрудиро-

между двумя, тремя, че-

которое творится сейчас,

семинарах, нужно иметь

ван, но чаще всего его зна-

тырьмя, пятью работами.

прекратится. Оно выльет-

«козырного туза» в рука-

ния оказываются поверх-

Бесспорно, у них есть воз-

ся во что-то новое, неиз-

ве: постараться найти что-

ностными. Ведь сейчас

можность найти высокоо-

вестное. Недавно, общаясь

нибудь интересненькое,

технологии развиваются,

плачиваемую работу. Но,

с довольно пожилой жен-

чего не будет у других, и

и поэтому очень многое

наверное, учитель – это

щиной, лет восьмидеся-

своим оригинальным от-

бездумно скачано из ин-

призвание. У преподава-

ти, услышал следующую

ветом заставить препода-

тернета. Моё обращение к

телей часто не хватает вре-

мысль: в России скоро не

вателя обратить на себя

студенту: «Студент, будь

мени на

то, чтобы напи-

будет президентства, а бу-

внимание. Соответствен-

честным! И прежде всего

сать умную статью, книгу.

дет абсолютная монархия.

но, он сделает себе помету,

по отношению к себе!»

Просто физически не хва-

Если не случится апока-

что поможет Вам на зачё-

- Напоследок, Ваш со-

тает, ведь приходится по-

липсис. Хотя, говорят, что

те и экзамене. И будет вам

вет или напутствие сту-

стоянно разрываться, всё

просто у индейцев кончи-

счастье!

дентам и преподавателям.

время думать, где бы за-

лась скала, и они не смогли

- Дмитрий Николаевич,

- «Всё, что нас не уби-

работать лишнюю тысячу

дописать следующий год.

поделитесь советами по

вает, делает нас сильнее».

рублей. К сожалению, тем,

- По-моему, это бред.

подготовке к сессии: как

Эта мудрость уже стала

кто у власти, это непонят-

Как Вы считаете?

её пережить? Для одних

народной, хотя изначаль-

но. Например, недавняя

- Поживём – увидим.

этовесьматяжёлоевремя,

но она авторская. Дай Бог

добавка в двести-триста

- Дмитрий Николаевич,

другие утверждают, что

всем выжить в это непро-

рублей к зарплате – это

расскажите про книги,

не все так страшно и глав-

стое время, каждоднев-

просто насмешка.

которые Вы пишете.

ное – вовремя учиться.

но радоваться улыбкам

 

- А были возможности

- На нашей кафедре не-

- Прежде всего, её не

людей, которые вас окру-

уйти в издательскую дея-

сколько серий учебных

нужно бояться, если ты

жают.

тельность? Вы же книжки

пособий. Серия, над ко-

хотя бы что-нибудь зна-

Беседовала Галия

пишете…

 

торой работаю я, основана

ешь. А если нет – время

Абдуллина

 

- Конечно. Такие воз-

на фольклорном архиве.

взяться за ум и начать

Фото Кристина

можности у молодых спе-

Начало ей положила Та-

учиться. Обычно студен-

Филиппова

циалистов всегда есть.

тьяна Васильевна Зуева,

ты делятся на две группы.

 

 

Когда студент заканчива-

супруга Кирдана. Был вы-

Одни предпочитают от-

 

 


ПУШКА

 

февраль–март, 2012 г.

9

Легенды факультета

№ 7 (20)

 

стр.

«Слово о житии» Сергея Николаевича Травникова и Лидии Альфонсовны Ольшевской на филологическом факультете

Трудно представить факультет без Сергея Николаевича и Лидии Альфонсовны: они всегда были его символом, его легендой, героями студенческого фольклора. Их оценки на экзаменах, их комментарии для учеников – предмет гордости, знак профессиональной пригодности. Их любили, иногда трепетали перед ними, всегда – уважали. Их отношения со студентами и коллегами были окрашены яркими эмоциями, потому, думаю, что неравнодушие – основная их черта.

Сергей Николаевич и Лидия Альфонсовна – единомышленники, соавторы, супруги – создали на нашем факультете весьма продуктивную литературоведческую школу, разработали новаторские (но в то же время основанные на классических отечественных методиках) приемы обучения и контроля. Внедрить их в практику – сложная задача, она не всем по силам, с ней может справиться только коллектив единомышленников, людей, которые понимают и принимают идеи своих лидеров, которые верят им, идут за ними. Именно таков коллектив кафедры Мировой литературы, коллектив, выпестованный Сергеем Николаевичем Травниковым. Кафедра молода, активна, работоспособна, если хотите – задорна. Уверенно могу сказать, что кафедре и ее лидерам удалось обеспечить высокий уровень подготовки выпускников по всем циклам литературоведческих дисциплин.

Трудно представить факультет без Сергея Николаевича и Лидии Альфонсовны – и, я уверена, нам не нужно думать о том, каким будет факультет без них: мы будем с ними, с их учениками – преподавателями кафедры Мировой литературы, которые будут развивать их идеи, совершенствовать их методы и приемы обучения. Показательно, что сегодня на кафедру пришли уже в качестве преподавателей наши выпускники, которые приняли эстафету из рук Сергея Николаевича и Лидии Альфонсовны.

А встретимся мы с Сергеем Николаевичем и Лидией Альфонсовной уже очень скоро – на Кирилло-Мефодиевских чтениях, где факультет организует новое научное мероприятие – «Творческую гостиную профессоров С.Н.Травникова и Л.А.Ольшевской». Приходите!

Декан филфака Л.В. Фарисенкова

Посвящается заведующему кафедрой мировой литературы, Ученому, Духовному наставнику

Травникову Сергею Николаевичу!

Настоящему Ученому и Прекрасному Педагогу

Ольшевской Лидии Альфонсовне!

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

А.С. Пушкин

Почему все не так! Вроде – все как всегда: То же небо – опять голубое, Тот же сад, институт, да и те ж холода Просто вы попросили покоя!

Мне теперь вспоминать, как любили вы нас, После лекций мы шли к «водопою»… Отворяли с улыбкою дверь… А сейчас? Нет напутствий к неравному бою…

Кто послушает молча, даст мудрый совет, Про статью иль про что-то другое… Ведь вчера уж сдавать – с теплотою в ответ - Не напишешь – ну, заяц, устрою!

Кто поэтики тайну раскроет для нас, Повернет время вспять быстротечное Кто примером своим вдохновит еще раз: Сеять умное, доброе, вечное!

Кто заставит студентов лектуры писать — Горек корень ученья порою — На экзамене грустно про двойку сказать: «Иди, заяц, учи! Бог с тобою…»

Быть музею, исполнится ваша мечта Жириновский сказал: я построю!

А без вас и идея совсем уж не та Дух ушел, эту правду не скрою.

То, что пусто теперь — не про то разговор Все заметили — вас было двое… И для нас — будто ветром задуло костер, Когда вы попросили покоя!

По мотивам песни В. Высоцкого «Он не вернулся из боя» Фатеев Д.Н., Петривняя Е.К.


10

стр.

февраль–март, 2012 г.

 

ПУШКА

№ 7 (20)

Заморские друзья

 

17 ноября – Международный день студента!

Линьянь Цай (Китай, III курс филологического факультета)

Наша страна каждый год участвует в концерте и выставке, посвященных Международному дню студента. Наши студенты были одеты в национальные костюмы, также мы демонстрировали видео с национальной оперой, внесенной в список ЮНЕСКО. На нашем столе мы представили открытки с пандой, книги о культуре Китая. Любой желающий мог подойти к девушке с красками, и она нарисовала бы его имя китайскими иероглифами на руке или бумаге. На концерте мы представили классический китайский танец VII века, танец со сменой масок (символизирующих изменение социального положения человека), а также китайские боевые искусства – ушу и тайцзицюань.

Якушев Дима (Россия, I курс филологического факультета)

Я участвовал в выставке,представляя,естествен-

но, Россию. Мы угощали всех посетителей сушками,блинами,сметаной,повидлом. Один из студентов первого курса, Никита Исаев, показал мастеркласс поедания сушек (а не блинов) со сметаной, что очень радостно восприняли представители Кореи. Мне понравилась выставка Украины, потому что все мы, славяне, другдругуродные,особенно Россия и Украина.

А х м а д А л с о д а н и (Ирак, РУДН, I курс филологического факультета)

КМеждународномудню студента мы с друзьями готовились целую неделю. На нашем стенде мы представили карту Ирака и, конечно, нашу священ- нуюкнигу–Коран. Изеды мы приготовили пахлаву. Это отличный праздник, так как есть большая возможность узнать культуру

итрадиции других стран. Мнепонравиласьвыставка Турции: яркий танец и музыка; Польша: много вкусных блюд, и практически каждому дарили красные бусы как сувенир; Япония

иВьетнам: красивая национальная одежда. Мне запомнились танцы и музыкаВьетнама,ПольшииРумынии. Девушка из Иордании спела прекрасную песню на арабском языке о любви к своей родине.

Бетюль Тюркоглу (Турция, ФПК), Элиф Тунджа (Турция, ФПК)

На нашей выставке мы представили книги о туристических городах Турции (Измир, Бодрум, Анкара), а также книгу

«Çalıkuşu» («Королек – птичка певчая») Решата Нури Гюнтекина, переведенную на русский язык. Мы показали книгу поэта Назема Хикмэта, жившего в СССР. На столе были керамические тарелки, украшенные стамбульским рисунком, на стене был потртрет Ататюрка – основателя и первого президента Турецкой республики. Мы с друзьями приготовили пахлаву трех видов. Нам запомнилась выставка Венгрии: они приготовили вкусную еду. Китай, Румыния и Украина поразили прекрасной национальной одеждой.

Элла Вынимко, Доминика Жевуска (студентки из Польши)

Мы представили книгипутеводители по Поль-

ше и кулинарную книгу «Польская кухня», приготовили национальную еду: клецки, овощной салат, картофельные пирожки и пирожки с творогом. Понравились выставки Румынии и Ганы: очень оригинальная еда и одежда. На концерте мы выступали с песней «Сzerwienne naszyjniki» («Красные бусы»), изначально эту песню исполняла польская группа «Brathanki». Мы с подругой пели, а другие девушки исполняли танец.

Теодора Труфея (студентка из Румынии)

На выставке мы были в национальных костюмах, приготовили национальную еду – мамалыгу. Для нашего выступления мы выбрали песню и танец, который называется hora. Они представляют собой союз всех румын. Посольство дало нам костюмы ведьм. В песне рассказывается о жизни в деревне, в области Буковины. Девушка, певшая ее, живет именно в этой части Румынии. Мы на самом деле были поражены всеми выступлениями, будь то песня или танец, потому что таким образом мы узнали много нового о культуре и традициях разных стран.

Материал подготовила Анастасия Елагина