ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
После прихода к власти в 1997 г. правительства лейбористов во главе с Тони Блэром его отношения с Би-би-си первое время были хорошими. Этому способствовало то, что тогдашний генеральный директор Би-би-си Джон Берт был действительным членом лейбористской партии, а его преемник с 2000 г. Грэг Дайк открыто поддерживал лейбористов и давал деньги на их предвыборную кампанию. Членом лейбористской партии был и Гэвин Дэвис, ставший председателем Би-би-си с 2001 г.
Когда в 1998 г. в программе "Ночные новости" на канале Би-би-си-1 журналист Мэттью Пэррис назвал министра торговли и промышленности в правительстве лейбористов Питера Мендельсона гомосексуалистом, повторив уже сделанное заявление в газете "Сан", руководство Би-би-си немедленно наложило самоцензуру, запретив впредь какие-либо упоминания о частной жизни министра и принеся ему извинения. Такие отношения Би-би-си с правительством позволили правым консерваторам иронически расшифровывать аббревиатуру Би-би-си (ВВС) как "Вещательная корпорация Блэра" ("Blair Broadcasting Corporation").
Но все изменилось, когда правительство Тони Блэра предприняло шаг, фактически расколовший Великобританию надвое: пошло на поводу у американской политики, поддержав авантюру США в Ираке, предпринятую без санкции Организации Объединенных Наций.
Би-би-си направила в Ирак свою команду корреспондентов, тон выступлений которых был таким, что советник Блэра по вопросам коммуникации Алистер Кэмпбелл потребовал от руководства корпорации сменить эту команду. Это грубое требование было с возмущением отвергнуто руководством корпорации. В феврале 2004 г. газета "Санди таймс" предала гласности письма, которые тогда направил Блэру генеральный директор Би-би-си Грег Дайк с решительным протестом против попыток оказания давления на корпорацию.
Однако каплей, переполнившей чашу терпения правительства, стало заявление, сделанное 29 мая 2003 г. в утренней программе "Сегодня" радиостанции Би-би-си "Рейдио-4" журналистом Эндрю Джиллиганом о том, что правительство фальсифицировало досье советника министерства обороны Дэвида Келли, вставив в него утверждение, будто Ирак может в течение 45 минут развернуть и применить оружие массового поражения. Именно эта вставка, по заявлению Джиллигана, и стала предлогом для направления британских войск в Ирак.
Правительство потребовало от Би-би-си назвать источник этой информации, но руководство корпорации отказалось назвать имя своего осведомителя. Тогда правительство провело собственное расследование и установило, что эту информацию передал корреспонденту Би-би-си сам Дэвид Келли. Раскрытие его имени и появление аналогичного материала в газете "Мейл он санди" вынудили Дэвида Келли покончить самоубийством. (Правда, в конце 2004 г. в британской печати появились сообщения медицинской комиссии, ставившей под сомнение факт самоубийства Келли и считавшей, что это могло быть убийством).
Сразу же после этого началась словесная война между Би-би-си и правительством. Совет попечителей Би-би-си обвиняли в неумении руководить корпорацией и обеспечить объективность информации. Пользуясь тем, что приближался 2006 год - год официального продления Королевской хартии (юридического документа, лежащего в основе деятельности Би-би-си), - министры угрожали внести в ее текст положения, фактически лишающие корпорацию самостоятельности и ставящую ее в зависимость от государственных органов.
Для расследования всех обстоятельств, связанных с "делом Келли", была создана специальная государственная комиссия во главе с лордом-консерватором Хаттоном, которая в январе 2004 г. опубликовала официальный доклад со своими выводами. В этом докладе, который многие называли "отбеливанием правительства Блэра", вся вина была возложена на Би-би-си как на источник непроверенной информации. Министерство обороны, которое фактически "подставило" своего советника, признав, что это он сообщил информацию корреспонденту, удостоилось лишь мягких упреков.
Реакция общественности была недвусмысленной: 55% опрошенных фирм ой "Ю-Гов" заявили, что доклад Хаттона преследовал цель обелить правительство Блэра, и лишь 25% считали его объективным. "Санди таймс" процитировала заявление неназванного офицера разведки, который считал, что лорд Хаттон, по меньшей мере, наивен, ибо поверил на слово представителям министерства обороны, совершенно некритически включив все их показания в доклад, тогда как это - люди, которые по известным причинам никогда не говорят всей правды. Этот офицер также назвал доклад "отбеливанием правительства". Более того, 54% опрошенных верили, что правительство действительно фальсифицировало доклад Дэвида Келли и требовали судебного расследования всех обстоятельств втягивания страны в войну в Ираке. 62% опрошенных (против 30%) говорили, что не верят премьер-министру, а по поводу доверия к Би-би-си из тех, кто имел мнение по этому вопросу, четыре к одному (44% против 12% опрошенных) сказали, что они в любом случае больше верят ей, чем правительству.
Председатель Би-би-си Гэвид Дэвис и генеральный директор Грег Дайк ушли в отставку со своих постов. Если уход председателя в такой ситуации казался неизбежным, то относительно генерального директора многие ожидали, что Совет попечителей не примет его отставки. Но попечители сделали это, не желая окончательно рассориться с правительством.
Шесть тысяч сотрудников Би-би-си подписали письмо солидарности с уходящим Грэгом Дайком, называя его "борцом за мужественный, независимый и объективный журнализм". Бывшего генерального директора провожала многочисленная демонстрация его сторонников под лозунгом "Верните Дайка!". "Санди таймс" отмечала, что когда уходил предыдущий генеральный директор Джон Берт, его провожали до дверей всего восемь служащих. Число подписавшихся под письмом было бы еще больше, если бы оно касалось не только личности Дайка, но и независимости Би-би-си в целом. Некоторые сотрудники были не согласны с политикой Дайка, но всей душой выступали за независимость Би-би-си.
Преемником Дайка стал назначенный еще в 2002 г. его заместитель Марк Байфорд, а на место председателя был временно назначен лорд Райдер, представитель консервативной партии. Тони Блэр хотел, чтобы пост председателя перешел в руки консерваторов, положив конец разговорам о "левом уклоне" Би-би-си. Он поручил министру СМИ Тессе Джоуэлл в кратчайший срок решить вопрос о назначении постоянного председателя.
Тем временем лорд Райдер занял поистине апологетическую позицию по отношению к правительству. Он произнес "покаянную" речь, признав "обоснованность" выводов доклада Хаттона. Райдер объявил о введении строгих мер, призванных не допустить повторения происшедшего. Отныне все сообщения, исходящие только из одного источника, журналист должен был представлять на утверждение заведующему отделом, а сообщения на особо важные темы - на утверждение высшего руководства корпорации. Марк Байфорд тоже разочаровал сотрудников Би-би-си, объявив, что корпорация больше не будет передавать никаких эксклюзивных сообщений. Журналист, сказал он, может подготовить оригинальный материал, но он больше не будет называться эксклюзивом. Правда, еще Грег Дайк отреагировал на происшедшие события, ускорив процесс создания на Би-би-си отдела жалоб, куда могли бы обращаться все недовольные программами Би-би-си. Но новое руководство продемонстрировало просто аллергическую реакцию на возможные новые обвинения корпорации в необъективности. Так, в феврале 2004 г. журнал "Поэтри ревью" пожаловался на ведущего программы "Слово" на радиостанции "Рейдио-3", который сказал, что этот журнал, посвященный поэзии, публикует мало стихов женщин-поэтесс. Редакция журнала отрицала это, и руководство Би-би-си тут же принесло извинения. "Я завтра подам в отставку" - с иронией сказал ведущий программы, комментируя это на следующий день. Би-би-си извинилась и когда всего 9 телезрителей пожаловались на "слишком сексуальное" выступление танцевальной группы "Фикс" на Би-би-си-1. Во время выступления Алистера Кэмпбелла в прямом эфире "Рейдио-5" 80% звонков были в пользу Би-би-си, но сотрудникам было велено зачитывать их в пропорции 50:50.
Совет попечителей, собравшийся 28 февраля впервые после отставки Грега Дайка, занялся разработкой новых правил, которые исключили бы возможность "ошибок", за которые Би-би-си подверглась критике в докладе Хаттона. Предполагалось ввести на Би-би-си должность специального "директора по жалобам" и создать на Би-би-си-1 новую интерактивную программу для учета мнения аудитории.
По свидетельству печати, робкая и осторожная позиция нового руководства Би-би-си вела к тому, что интервьюируемые государственные чиновники начали грубо и пренебрежительно обращаться с корреспондентами Би-би-си. Эта позиция встречала сопротивление и со стороны сотрудников Би-би-си. Так, в феврале 2004 г. министр обороны Джеффри Хун заявил в интервью корреспонденту "Рейдио-4", что не видел в газетах сообщений, будто бы в досье Келли утверждалось, что Ирак может в течение 40 минут применить ОМП против британских военных баз на Кипре. Сотрудники радиостанции тут же передали в эфир отрывок из показаний Хуна перед комиссией Хаттона, где он признал, что видел такие сообщения. После этого руководство заставило радиостанцию зачитать "разъяснение" на 200 слов по поводу происшедшего "недоразумения". Но через несколько дней на той же радиостанции ведущий программы "Сегодня" иронически напомнил, что новый председатель Би-би-си лорд Райдер за семь лет пребывания в палате лордов, до "дела Келли", не сказал ни слова. Это сообщение шло на фоне мелодии песни "Молчание - золото".
В конце февраля представители 40 профсоюзов, действующих на Би-би-си, собрались, чтобы обсудить планы лоббирования парламента под лозунгом "Руки прочь от Би-би-си!". Аббревиатура "ВВС" получила теперь новое истолкование "Beyond Blair's control" ("Вне контроля Блэра"). Группа ведущих журналистов Би-би-си, включая Джона Симпсона, редактора отдела мировых событий, Джона Хэмфриса, редактора программы "Сегодня", Джеффри Ренделла, редактора отдела деловых новостей, и Джереми Паксмена, ведущего программы "Ночные новости", направили лорду Райдеру письмо с требованием прекратить бесконечные извинения, ставящие корпорацию в унизительное положение и не способствующие хорошему журнализму.
Тем не менее, до середины марта руководство Би-би-си продолжало слушания по работе отдельных журналистов из подразделения новостей и актуальных программ. Некоторые из них потеряли работу, других заставили посещать специальные двухнедельные семинары, где их учили "беспристрастности мышления" и отказу от "леволиберальных предубеждений", якобы свойственных ранее журналистам Би-би-си. Большинство посещавших их, по сообщениям печати, относились к ним с достаточной долей иронии и скепсиса. Тем не менее, опрос, проведенный управлением коммуникации в конце апреля, показал, что общественность по-прежнему любит актуально-общественные программы Би-би-си, такие как "Панорама" и "Время вопросов".
В феврале в печать просочились наброски правительственной Зеленой книги о будущем Би-би-си, которая должна была стать первым шагом к пересмотру Хартии в 2006 г. Один из вариантов будущего корпорации, приведенных там, привел в ужас Грега Дайка, который после происшедших событий уехал в Южную Африку писать о них книгу. Этот вариант предусматривал раздел Би-би-си на английскую, шотландскую, валлийскую и североирландскую вещательные компании, а также отделение телевидения Би-би-си от ее радиовещания. Это означало бы конец Би-би-си как мировой корпорации. Согласно другому варианту, Би-би-си должна была быть подчинена либо новому государственному контролирующему органу - Управлению коммуникации (Офком), известному своей близостью к правительству, - либо специальному парламентскому комитету. В том и другом случае она лишилась бы независимости, зафиксированной в ее Хартии с самого основания. И, наконец, был еще один вариант, который в свое время отвергла даже Маргарет Тэтчер: сделать Би-би-си чисто культурным институтом, который готовил бы только такие программы, от которых практически отказываются коммерческие телевидение и радиовещание. В черновике Зеленой книги было также предложение лишить Би-би-си тех каналов, которые не могут считаться полностью отвечающими задачам общественного вещания (например, молодежный телеканал Би-би-си-3). Члены правительства явно желали видеть программы Би-би-си более образовательными и рассчитанными на высшие слои общества. Что касается абонентской платы, то предлагалось изымать пятую часть ее для субсидирования программы общественного назначения на коммерческих телевидении и радиовещании. Слабость этого предложения, по мнению некоторых политиков, состояла в том, что оно оставляло правительству решать, какие программы могут производиться на общественные деньг, а какие - нет.
Одновременно с этим заседала комиссия вещателей под руководством Дэвида Элстейна, которая в своем докладе предложила полностью отменить абонентную плату и субсидировать всех общественных вещателей (Би-би-си, четвертый канал и тех, которые еще могут появиться) путем взимания с населения определенного налога, распределяемого специальным управлением вещания. Часть денег направлялась бы, опять-таки, на программы общественного характера на коммерческих телевидении и радиовещании. Остальные программы Би-би-си должны были, по замыслу комиссии Элстейна, субсидироваться путем подписки.
В апреле 2004 г. был, наконец, назначен новый руководитель Би-би-си, который в мае приступил к исполнению обязанностей. Им стал не лорд-консерватор, как предполагалось ранее, а беспартийный Майкл Грейд, бывший исполнительный директор четвертого канала. Эта кандидатура в общем устроила всех: и консерваторов, не желавших усиления влияния лейбористов на Би-би-си, и сторонников независимости корпорации, так как Майкл Грейд уже возглавлял общественный канал британского телевидения и прославился как упорный защитник его независимости и верности первоначальному кредо, заложенному при его основании. Кроме того, Майкл Грейд был старым знакомым Грега Дайка, с которым они вместе работали на "Лондон уикэнд телевижн", и обозреватели не исключали возможности того, что Грейд вновь возьмет Грега Дайка на должность генерального директора. Однако новым генеральным директором был назначен в июне Марк Томпсон, который с 2001 по 2002 год занимал пост директора телевидения Би-би-си, а потом возглавлял администрацию четвертого канала.
Летом 2004 г. правительство провело исследование общественного мнения, показавшее, что общественность обеспокоена снижением качества программы Би-би-си, увеличением числа повторов и дешевых развлекательных программ, особенно телевизионных игр и "реалити шоу". Наиболее сильной критике подверглись два основных телеканала Би-би-си: Би-би-си-1 и Би-би-си-2. По поводу последнего, имеющего статус культурного канала, канала для образованного общества, один из телезрителей сказал, что перенос на нем всех по-настоящему интеллектуальных программ на поздние вечера является "актом культурного вандализма".
Руководство Би-би-си ответило на все предупреждения, связанные с приближением срока пересмотра Хартии, объявлением в декабре 2004 г. плана широких реформ, с которым выступил генеральный директор Марк Томпсон. Согласно этому плану, получившему одобрение Совета попечителей во главе с Майклом Грейдом, в ближайшее время число служащих Би-би-си должно было сократиться почти на 20% (с 28 до 22 тыс человек). При Греге Дайке оно увеличилось на две тысячи.